Лирика: поэтика и типология композицииюрий никишов, 2020

Анализ стихотворения «незнакомка» (а. блок)

Размер и жанр

Каждое творение имеет свой размер и только свой уникальный жанр. Говоря о параметрах данного литературного произведения, необходимо выделить следующие особенности:

  • жанром «Незнакомки» является рассказ в стихотворной форме;
  • способ или средство написания — четырехстопный ямб. Суть данного метода заключается в использовании определенного размера, при котором на каждый четный слог падает ударение;
  • использование четырехстопного ямба с пиррихиями, при котором осуществляется пропуск ударения при чтении вслух. Это направление позволяет поэту построить определенную мелодичность в произведении и придать ему легкость для понимания;
  • тип рифмы — перекрестная. При перекрестной рифме первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее;
  • использование четырехстопного ямба с катренами. При данном способе в стихотворении имеют место отдельные строфы, законченные по смыслу.

При создании того или иного произведения каждый автор оставляет за собой право при выборе как размера произведения, так и используемого жанра и композиционных приемов, позволяющих повысить его выразительность и улучшить доступность для понимания.

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.

У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.

В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.

Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.

И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни, которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства. Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.

Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки, наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.

Блок

Это интересно: 137,Августовский путч

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Незнакомка.История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр – рассказ в стихах.

Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.

Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.

Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.

Сравнение – “как я, смирен и оглушен”.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха «Незнакомка» Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а «тлетворный дух». Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с «испытанными остряками». Последние «заламывают котелки», которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока «бессмысленно кривится» и сравнивается с неживым диском.

Анализ «Незнакомки» Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет — крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них «глаза кроликов», все безнадежно пьяны. Однако вино, «терпкое и таинственное», постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ «Незнакомки» Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит «духами и туманами». Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка «веют», словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются «древние предания», сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в «очарованную даль», выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир «глухих тайн», «дальних берегов», солнца, «синих бездонных» очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру «чудовищ». «Истина в вине» — это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Образ незнакомки

Образу своей Незнакомки Блок придал черты Прекрасной Дамы: хрупкой, изящной женщины, облаченной в темную вуаль. Это поистине неземное, волшебное создание, которое совершенно не вписывается в мрачные реалии окружающего ее мира. Казалось, она прибыла сюда из какой-то иной реальности, где нет места грубости, насилию, пошлости, невежеству. Вся окутанная шлейфом из таинственности и красоты, он неожиданно появляется, словно прекрасный сон и становится для лирического героя, который остро нуждается в помощи, настоящим спасительным кругом. Так, именно благодаря очаровательной незнакомке он выбирается из бездонной пучины, в которой он оказался в силу независящих от него причин.

Сложный, неоднозначный образ прекрасной незнакомки также служит для создания эффекта двоемирия, призванного продемонстрировать раздвоенность сознания лирического героя. Благодаря этой удивительной женщине он на какое-то время отвлекается от грубой действительности, однако появление красавицы не меняет этот мир, который по-прежнему остается неидеальным, он лишь отходит для рассказчика на второй план.

Для лирического героя образ незнакомки воплощает в себе все самое прекрасное, что есть на этом свете: веру в добро и любовь, романтические мечты о прекрасном.  Эта женщина каким-то чудесным образом очищает, облагораживает поэта, делает его лучше, чем он есть на самом деле. Она помогает ему сделать правильный выбор: сознательно отказаться от пьянства и выбрать правильную, лучшую жизнь.

Основная идея

В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.

Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души.

Анализ стихотворения Блока Незнакомка 11 класс

Александр Александрович Блок был уникальным поэтом, который много чего пережил за свою жизнь. Были в его биографии и счастливые годы, были и тяжелые. И вот стихотворение “Незнакомка” написано как раз таки в тяжелые и трудные годы для поэта.

В это время он переживал личную драму, а именно предательство близких людей. Ведь не секрет, что именно в это время у его жены начался бурный роман с его же другом.

Эта новость стала для Александра Александровича двойным ударом, так как с одной стороны жена, которую он любил, а с другой стороны человек, чьей дружбой он дорожил.

Далеко не секрет, что поэты являются очень эмоциональными людьми, и зачастую не в силах хранить в себе все переживания и чувства, выплескивая их на бумагу. Так и случилось с рождением стихотворения “Незнакомка”.

Если говорить о жанре данного произведения, то его можно охарактеризовать как романтический рассказ в стихотворной форме.

Основной темой стихотворения “Незнакомка” является сопоставление мечты и реальности. Поэт построил данное стихотворение таким образом, чтобы как можно лучше показать процесс столкновения человеческой мечты и жесткой действительности. О чем мечтал поэт во время написания стихотворения, безусловно, не известно. Поэтому каждый читатель может лишь самостоятельно подумать об этом.

Нужно отметить, что данное произведение написано пятистопным ямбом. И для связи строк стихотворения использована классическая перекрестная рифма, которая позволяет сделать произведение лаконичным и законченным.

Так же стоит отметить, что все произведение можно разделить на две части, каждая из которых отлично дополняет друг друга.

Вариант №2

Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка».

Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью поэт описал место, в котором происходят события и «привязав» это к его повседневным делам, к тому, где он бывал и, как жил, можно с точностью определить то заведение, о котором идёт речь.

Автобиографичность произведения несомненна: стихотворение – это душевный выплеск поэта, это настоящая драма.

При прочтении возникает чувство отвращения и даже какой-то гадливости. Эпитеты: «тлетворный дух», «испытанные остряки» внушают настоящее омерзение обычному человеку, не привыкшему бывать в подобном обществе. Это царство уродства и лжи, королевство людских пороков, Ад на земле.

Лирический герой использует гиперболу «каждый вечер» показывает, что он волей или неволей оказался в таком кругу людей, прожигающих свою жизнь за бутылкой.

Он не рассказывает предысторию, но понятно, что, было что-то заставившее его утратить веру во всё доброе и прекрасное, и главное – в себя.

Вторая часть – антитеза первой. Бытовая лексика сменяется возвышенной. Эпитетами украшены строки: «берег очарованный», «очи бездонные». Аллитерация «р», «г» сменяется ассонансом, характеризуя, как «грязная» атмосфера сменяется одухотворённой и чистой. Вдруг появляется ОНА – незнакомка.

Она совсем инородное существо, будто и не из того мира пьянчуг вовсе. Незнакомка настолько нереальна, что, кажется, моргнёшь, и она исчезнет, что показывает риторический вопрос: «Иль это только снится мне?».

Может она только плод воображения, навеянный алкоголем? Именно незнакомка помогла лирическому герою осознать, что он в этом питейном заведении такой же «лишний» и неуместный, как и она. Незнакомка будто его отражение в женском обличье или его совесть, взгляд со стороны.

Она – идеал красоты и символ веры, который дарит робкую надежду на новую жизнь, на то, что лирический герой сможет вырваться из опутавших его сетей разврата и разрухи.

Этот прекрасный воздушный образ незнакомки, как «светлый лучик в тёмном царстве». Он направляет на нужный путь, указывает, где есть подводные камни.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Вторая часть стихотворения

Анализ «Незнакомки» Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит «духами и туманами». Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка «веют», словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются «древние предания», сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в «очарованную даль», выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир «глухих тайн», «дальних берегов», солнца, «синих бездонных» очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру «чудовищ». «Истина в вине» — это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Композиция стихотворения

Композиция представлена в виде двух частей. В их основе лежит контраст противоположностей, что позволяет повысить выразительность произведения. Такой композиционный прием позволяет автору лучше раскрыть свои мысли, а также сделать их более доступными для понимания читателя.

Сюжет первой части произведения повествует о существующей окружающей действительности пошлого и низменного мира. Данный мир погряз в распущенности, пьянстве и разврате. Он вызывает отвращение и неприязнь у Александра Александровича Блока.

Вторая часть описывает читателю крайне противоположную действительность, возвышенную, тонкую и недосягаемую. Она настолько идеальна в понимании поэта, что кажется несуществующей и недоступной. В данном возвышенном мире сосредотачиваются все основные мечты писателя, которые помогают ему уйти от глухой и мрачной реальности. В то же время эти два мира являются параллельными, которые пересекаются друг с другом.

Из-за их несовместимости автору кажется, что один из них является лишь плодом его воображения, то есть обычной галлюцинацией.

Незнакомка — анализ стихотворения по плану

Предыстория написания этого произведения довольно печальна — в период создания поэт переживал личную трагедию — его жена ушла к Александру Белому. Поэт пытался забыться, много пил и проводил время в местах сомнительных. Возможно, в одном и таких мест он и повстречал таинственную незнакомку.

Тема произведения

Автор описывает атмосферу вечернего города и обстановку некоторого злачного заведения: пыльный воздух и привычные слуху звуки городской жизни, окрики пьяных, женский визг, детский плач создают образ душного, как будто чем-то затянутого места. Во второй же половине стихотворения А. Блок описывает незнакомку — прекрасную, загадочную особу, всегда появляющуюся в одиночестве и совсем не вписывающуюся в интерьер питейного заведения.

Идея произведения, основная мысль

Стихотворение Незнакомка — ставшее переломным моментом в жизни и творчестве поэта. Возвышенный образ посетительницы явно противопоставляется атмосфере кабака, полного пьяных мужчин, людей, которые пытаются утопить свое горе в вине.

Хрупкая девушка оказывается сильнее всех их, она не опускается до пьянства, и поэт восхищается её духовной силой и задумывается над своей жизнью и над тем, как он её проводит.

Средства художественной выразительности

Цветопись: “Чуть золотится крендель булочной”, “И очи синие бездонные”. Эпитеты: “И правит окриками пьяными/Весенний и тлетворный дух”, “Испытанные остряки”, “И влагой терпкой и таинственной” и т.д. Звукопись: в первой половине стихотворения повторяются звуки “к”, “х”, “п”, “р”, “т”, создается впечатление духоты, шума; во второй половине стихотворения больше гласных, повторяются звуки “л”, “н”, создается мягкий, как бы плавный образ незнакомки.

Метафоры: “А в небе, ко всему приученный/Бессмысленно кривится диск (имеется в виду луна)”, “И влагой терпкой и таинственной (т.е. вином)”, “И вижу берег очарованный/И очарованную даль(лицо девушки)” Риторическое обращение: “Ты право, пьяное чудовище!”

Особенности жанра, композиции

Написано в жанре рассказа в стихах, композиция выстроена на основе антитезы (противопоставление темного и светлого). Относится к символистской лирике.

Образ лирического героя

Образ лирического героя в этом стихотворении есть сам автор. Опьяненный вином, опустившийся до пьянства, запивая свое горе, встретивший что-то светлое и подвигнутый пересмотреть отношение к своей жизни, он находился в таком же кабаке и встречал незнакомку.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке».

Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Основная идея

Основная мысль, или идея, стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что в даже в самом убогом мире, не имеющем каких-либо нравственных ценностей, можно найти ту чарующую любовь или красоту. Главное — поверить в неё. Хрупкая женственная натура, описанная в литературном произведении, является воплощением сильной личности, которая сможет справиться с жизненными трудностями лишь благодаря своим собственным силам.

Незнакомка заставляет глубоко задуматься о своем образе жизни. Она является неким мотивом действий для писателя. Он решает во что бы то ни стало исправить свои ошибки. Блок предается размышлениям о собственной жизни, а также анализирует свое поведение.

Поэт понимает, что нет смысла в бездействии и беспробудном пьянстве. Судьба человека зависит только от него самого, стоит лишь только собраться с силами и начать действовать. Таким образом, главная идея стихотворения «Незнакомка» заключается в том, что человеческой душе необходимо научиться видеть и понимать прекрасное вокруг себя. Именно красота воодушевила писателя и заставила его не пасть духом, забыть окружающую мрачную действительность и поверить в себя.

Для того чтобы научиться ценить прекрасное вокруг себя, человеку необходимо достичь душевной гармонии, являющейся залогом успеха. Именно сила духа поможет справиться со всеми испытаниями, выпавшими на судьбу человека. Данная проблема активно раскрывается во многих творениях русских писателей.

Жанр

Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грезы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о то, что Вечная Женственность не существует в реальности, ее место – в духовных эмпиреях

Оно написано четырехстопным ямбом, который иногда прерывается пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрестная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.

Особенности композиции и формы стихотворения

Исходя из ложного предположения, будто до нас не дошло беловой рукописи «Auguries of innocence», первые издатели позволяли себе произвольно вносить правки в оригинал, переставлять и отбрасывать отдельные фрагменты, так как композицию стихотворения находили нелогичной. В действительности, логика оригинального текста довольно четка, хотя сложна и для своего времени совершенно беспрецедентна. Строки здесь соединяются в многоуровневые паттерны, смешивающиеся друг с другом: начиная с картин животных, птиц и насекомых, страдающих по вине человека, но имеющих связь с Горним миром, мы плавно переходим к судьбам отдельных людей и обществу, а от людей – опять в Горний мир. Композиционно выделяются первое перекрёстно срифмованное четверостишие, дающее читателям космологическую установку для чтения всего стихотворения: увидеть великое и возвышенное в малом и простом и всё это вобрать в себя.

Стихотворение, в основном, написано попарно срифмованными строчками 4-стопного ямба и хорея с небольшими ритмическими сбоями. Каждое двустишие выражает законченную, афористичную мысль, однако в строках 55-66, когда Блейку для выражения одной мысли не хватает 2х строк, он вдруг выдаёт 3 подряд монорима по 4 строки каждый (ААAABBBBCCCC). Выделяется в стихотворении и нечто вроде коды: начиная со 120-й строки Блейк почти до самого конца навязчиво рифмует night ( ночь) – delight (блаженство) – light (свет)

и наконец торжественно заканчивает своё произведение пришествием Бога, Который есть свет.

1.4 Религиозно-философские воззрения Блейка в «Auguries of Innocence»

В творчестве Блейка важную роль играет его специфическая религиозность. Ядро мировоззрения поэта составляет христианство, подкреплённое превосходным знанием Священного Писания, но чрезвычайно далёкое от учения Церкви. Известно, что его семья принадлежала к некоей малочисленной христианской секте (до сих пор не установлено, к какой) и уделяла домашнему чтению Библии много внимания. Самого Блейка примерно с 5 лет посещали видения, которые он впоследствии стал считать источником мистических откровений и со всей серьёзностью осознал себя пророком по образу ветхозаветных. Так и в рассматриваемом стихотворение он по-пророчески повелительно и грозно обращается к читателям с наставлениями, обличениями и повелениями, одним из ключевых среди которых является – иметь безоговорочную веру в то, что мы видим вокруг своим духовным зрением. Вера для него – это не набор ненавистных догматов, а то условие, на котором живёт и действует всё мироздание (см., например, строки 109-110). При этом христианство Блейка синкретически включает элементы других религий и миропредставлений, что отчасти связано с интересом Блейка к мифологии, книги по которой начали широко публиковаться во время его юности. Уже cлово «Auguries» в заглавииотсылает нас, как ни парадоксально, скорее к римским авгурам, нежели к пророкам Библии. Не говоря о Боге, в стихотворении находится место и для традиционно-христианских херувимов (ст. 16), и для не совсем понятных Females Bright

(светлых жён), которые, возможно являются для Блейка чем-то вроде переосмысленного в позитивном ключе аналога древнегреческих парок, и для простонароднойфеи майского жука (ст. 35).

Мир Блейка проникнут дуализмом и взаимодействием противоположностей – земного и небесного, тьмы и света, веры и неверия, жертв и палачей – которые уравновешивают друг-друга и также поддерживают в мире жизнь. К примеру, божественная одежда для души человека ткётся равно из радости и скорби (ст. 59-60). При этом каждая временная скорбь, претерпеваемая здесь, оборачивается радостью в вечности (ст. 67-70), но грешников ждёт мука, равная той, которую они в этой жизни причиняли другим существам (см, например, ст. 33-34), а Небесам больно от случающихся на нашей земле страданий (ст 71-72, 75-76).

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: