Любовная лирика н.а. некрасова — особенности и своеобразие творчества

Любовная лирика н.а. некрасова - своеобразие темы, особенности

Раннее творчество

Творчество Николая Некрасова не вызывает ассоциаций с тематикой любви — оно отличается своеобразием. Но на самом деле интимная лирика играет в нем значительную роль. Поэт писал исключительно о собственных переживаниях. И это неудивительно, ведь он был таким привлекательным мужчиной, какой пользовался успехом у женщин.

Но покорить сердце единственной женщины, к которой он долгое время испытывал сильные чувства, Некрасов полностью не смог. Хотя для этого он делал все, что умел — посвящал ей стихи. Некоторые описывали счастье любви, другие полны страдания и скорби из-за ссор и разлук. Отношения между Николаем и его возлюбленной были напряженными. Дни, наполненные радостью и теплыми воспоминаниями, сменяли холодные разговоры и равнодушие.

Каждое из стихотворений рассказывает определенную историю жизни поэта. А первые строки родились благодаря детской влюбленности в юную служанку. Уже тогда мальчик считал, что его чувства искренни и несбыточны. Девушка была очень красива, но не могла составить пару будущему поэту из-за социального класса и разницы в возрасте.

А в будущем было еще много женщин у Некрасова. Стихи о любви стали неотъемлемой частью его творчества. Одна из его возлюбленных удостоилась целого цикла произведений. Поэт не сдерживал эмоции, выплескивал их на бумагу

Ему было не важно, прочитает ли эти строки любимая женщина. Раннее его творчество было порывистым, стремительным.

Главной музой до конца жизни для Николая оставалась Авдотья Панаева. Он с большим трудом завоевывал эту женщину, а их отношения можно назвать уникальными. Но и после нее у него были романы, хотя и не такие бурные.

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Одной из причин разрыва сам Некрасов считал невыносимую атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Он ревновал свою возлюбленную к законному супругу, а она периодически устраивала безобразные сцены с руганью и битьем посуды. Примечательно, что это совершенно не мешало этой необычной троице прекрасно ладить, когда речь заходила о работе. Панаев и Некрасов в этот период возрождали журнал «Современник», а Авдотья являлась владелицей литературного салона, где регулярно проходили встречи с молодыми писателями и поэтами.

К слову, в сети Авдотьи Панаевой, которая на тот момент считалась одной из самых привлекательных женщин Петербурга, угодили многие литераторы, включая Федора Достоевского. Однако она ответила взаимностью лишь Некрасову, став не только его любовницей, но и единомышленником. Именно при ее участии был создан так называемый «панаевский цикл» произведений, куда вошли не только стихи, но и повести Некрасова. Часть своих творений автор посвятил избраннице, и среди них — стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», написанное в 1851 году.

В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала.

Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными. но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья», — считает поэт.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

«Горящие письма» Н.Некрасов

«Горящие письма» Николай Некрасов

Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала…

Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги. Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор о. Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает – вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой…». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Разлука и прощание

В юности Некрасов часто влюблялся, но это было несерьезно. Он искал женщину, которая станет его музой. И такая нашлась, хотя ее образ не совсем соответствовал его ожиданиям. Но и до сих пор на просьбу «Назовите адресата любовной лирики Некрасова» можно получить только один ответ — Авдотья Панаева.

Именно она стала той самой музой, дарившей поэту вдохновение. И последние произведения также были посвящены воспоминаниям об их отношениях, а также женщинам, которые были у Николая Алексеевича после Панаевой:

  • «Прости»;
  • «Три элегии»;
  • «Зине».

Авдотья в 1849 году родила от Некрасова сына, но мальчик прожил недолго. А после смерти ее супруга она разорвала отношения с поэтом. Прощальное стихотворение «Прости» было написано только в 1856. Николай Алексеевич хотел помириться с женщиной после размолвки, пытался вызвать в ней приятные воспоминания. Только это не помогло — в 1863 их отношения окончательно прекратились. Хотя стиль поэта не изменился: «Три элегии» напоминает произведения из «Панаевского цикла».

В 1864 Некрасов жил в Париже вместе со своей сестрой и француженкой Селиной Лефрен. Актриса приезжала вместе с ним в Россию, затем возвращалась во Францию. Но поэт относился к девушке суховато, хотя и был счастлив после встреч с ней.

А в возрасте 48 лет Некрасов познакомился с простой необразованной деревенской девушкой. Ее звали Феклой Викторовной, но Николай Алексеевич придумал ей другое имя — Зина Николаевна. Они обвенчались практически перед смертью поэта, хотя он считал девушку своей законной женой уже давно. Некрасов старался приучить ее к искусству, дал образование.

Зине пришлось терпеть всю скорбь и тоску, которую поэт испытывал из-за разлуки с Панаевой. Девушка искренне любила Николая Алексеевича и проявляла к нему терпимость, доброту и понимание. Некрасов посвятил ей три лирических произведения с одинаковым названием «Зине». В рифмованных строках он описал ее поведение: девушка часто плакала украдкой, смотрела на него с любовью и тоской, трудилась, чтобы ему было комфортно жить.

Любовная лирика Некрасова достойна того, чтобы о ней написали целый доклад. Поэт не придумывал истории, он брал их из своей жизни. Все описанные им эмоции Николай Алексеевич прожил самостоятельно. Он не скрывал чувств к замужней женщине, не боялся осуждения общества и старался жить ради любви.

Особенности цикла

Особенности «Панаевского цикла» Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. «Панаевский цикл» стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

Любовная лирика Некрасова – отражение личных сердечных привязанностей автора

При знакомстве с творчеством Николая Некрасова обычно не возникает ассоциаций с любовными произведениями. В основном его строки отражают повседневную жизнь.

Это видно в первую очередь по таким его произведениям, как “Женщины в русских селеньях” и “Крестьянские дети”.

Однако при более внимательном изучении жизненного пути и стихов поэта становится понятно, что любовная лирика в творчестве Некрасова все же присутствовала.

Чувства и жизнь в произведениях Николая Алексеевича

Некрасов, как и многие другие творческие люди, был весьма любвеобильным человеком. Страстная натура требовала постоянного присутствия в его жизни музы, и, естественно, это нашло отражение в его произведениях. По свидетельству биографа поэта, любовная лирика Некрасова появилась во время первой влюбленности в одну гувернантку.

Это была милая, но в то же время лукавая девушка. Николай Алексеевич то сходился с ней, то расходился в период своего нищенствования. Но влюбленность его носила, скорее, земной характер и, по мнению многих литературоведов, была в некотором роде “плебейской любовью”.

Однако впоследствии в жизни классика появилась страстная и безумная любовь к непревзойденной Авдотье Панаевой.

Именно Авдотье Николай Алексеевич посвятил один из циклов своих произведений. По праву можно сказать, что любовная лирика Некрасова в этот период поистине шедевральна. Его строки пронизаны глубокими чувствами к женщине. Некрасов о любви говорит пылко, страстно и исключительно искренне. Но не стоит думать, что эти отношения были безоблачными и легкими.

Ведь по факту возлюбленная поэта была дамой замужней. Однако этот «маленький» нюанс ее жизни не стал преградой. И влюбленные впоследствии, несмотря ни на что, стали жить вместе. Каковы главные особенности любовной лирики Некрасова? Читая многие его произведения, мы видим, что всю бурю своих эмоций, все, что зарождалось в его душе, он переносил на бумагу.

Как утверждают литературоведы, данные произведения сравнимы по откровенности чувств лишь с “Денисьевским циклом” Тютчева.

Образы героев произведений

В лирическом произведении “Поражена потерей невозвратной” поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь.

Ей все равно – холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь –

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.

Как видно из приведенных строк, герой зависим от своих чувств. Потеря же любимой делает его безвольной и слабой личностью. Женщина, к которой герой испытывает чувства, уходит из жизни, и ему крайне сложно это понять и смириться с законами мироздания.

Но вернуть чувства невозможно, так же, как и нереально повернуть время вспять. Герой остается один на один со своим горем, и помочь ему никто не может. Любовная лирика Некрасова, стихотворения, написанные им в порыве страсти и нежности, отличается благоговейным отношением к избраннице.

Можно сказать, что герой любовных произведений Николая Алексеевича списан с него самого, он такой же анализирующий, неуверенный в себе и вечно сомневающийся персонаж, тем не менее не потерявший способности любить.

Отражение сердечных привязанностей в произведениях поэта

Кроме любовной связи с Панаевой, в жизни поэта были и другие влюбленности. Так, Николай Алексеевич состоял в отношениях с Селиной Лефрен, француженкой по происхождению. К тому времени Некрасов сумел значительно поправить свое материальное положение. Это, несомненно, радовало его новую возлюбленную.

Конечно, он прекрасно осознавал, что руководит Селиной, но его чувства были слишком сильны. Любовная лирика Некрасова в то время была пропитана его сомнениями, страданиями и тяжелыми мыслями. Вскоре место француженки занимает не очень отличающаяся от нее Прасковья Мейшен.

Эта дама уже к тому времени была вдовой и также изрядно успела воспользоваться состоянием поэта.

Последняя любовь Некрасова

Ближе к пятидесятилетнему рубежу в душе поэта вновь вспыхивают любовные чувства, но уже к двадцатилетней Фекле Анисимовне Викторовой. Возраст не мешает Николаю Алексеевичу с прежним жаром, восторгом и пылом отдаться своим чувствам. Тем более что девушка отвечает ему взаимностью и не мыслит своего существования без него.

Через некоторое время, приложив немало стараний и восполнив пробелы в воспитании, возлюбленная поэта Фекла превращается в Зинаиду Николаевну. Естественно, что в то время произведения поэта стали несколько другими. В тот период им был написан целый цикл стихотворений. Чувства Николая Алексеевича к этой девушке были последними в его жизни.

Видимо, именно это и подтолкнуло Некрасова к тому, чтобы скрепить их союз в церкви.

Отношения с Панаевой

В 1842 году Николай Алексеевич встретил на поэтическом вечере Авдотью Панаеву. Жгучая брюнетка тогда считалась самой красивой женщиной Петербурга. Но она была и очень умна, содержала собственный литературный салон.

Авдотья вышла замуж за писателя Ивана Панаева, знаменитого повесу. Хотя сама она оставалась ему верной

Из-за ее принципов Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы женщина обратила на него внимание. Когда поэт признался ей в чувствах, она ответила отказом

Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство.

Хотя Некрасова обсуждало общество, многие друзья перестали с ним общаться, он был счастлив. В порыве чувств он написал множество стихотворений, которые вошли в знаменитый «Панаевский цикл». О начале отношений говорят строки нескольких произведений:

  • «Когда огонь в твоей крови»;
  • «Я не люблю иронии твоей».

В первом стихотворении Некрасов приводит анализ отношений. Он описывает, как влюбленные должны себя вести. Для него любовь — это чувство, зажигающее огонь в сердцах. Влюбленные должны быть равны во всем, иметь общие убеждения. Женщине не нужно покоряться мужчине, иначе она превратится в рабыню. Возлюбленный должен почитать ее, давать ей личную свободу и позволять выражать разумный эгоизм.

Но во втором стихотворении описаны последствия союза с независимой женщиной. Хотя лирический герой все еще испытывает к ней страсть, он страдает от ее иронии. Немного эгоистичный характер Панаевой постоянно задевает ранимое сердце Некрасова. Ему сложно мириться с ее капризами и самостоятельностью.

Поэт постоянно ревнует Авдотью, замечает, что спустя три года отношений им все тяжелее общаться друг с другом. Кризис отношений делает их более холодными. Тоска поселяется в душе Некрасова. Тема любви в лирике того времени преобладает над другими направлениями.

При этом в стихотворениях появляется много сравнений страсти и эмоций с силами природы. Особенностью лирики 1948−1950 г. стало воспевание утихших чувств. Забыта тема дружбы между мужчиной и женщиной, Некрасов говорит только о своем оскорбленном достоинстве, эгоистичности возлюбленной.

Композиция, жанр, структура

Композиция стихотворения отличается простотой и последовательностью. Оно состоит из трех частей:

  1. В первой приводится монолог лирического героя, страдающего оттого, что ему приходится уничтожить дорогое для него любовное послание.
  2. Вторая описывает то, как он сжигает письмо. Герой смотрит, как обгоревшая бумага превращается в пепел и улетает в дыму, плавится сургуч с отпечатком знакомого перстня. Это доставляет ему сильнейшую душевную боль.
  3. В третьей герой стихотворения говорит о том, что пепел останется бессмертным и всегда будет храниться на его груди.

По жанру «Сожженное письмо» относится к любовной лирике, но в нем есть черты элегии, послания (обращение «Прощай, письмо любви!»), романса. Текст написан пятистопным ямбом с использованием мужской рифмы. Этот прием позволяет ярко выразить страдания героя.

Последние строки стихотворения нерифмованные, что отражает состояние поэта: от горя у него опускаются руки. Темп текста достаточно быстрый, в нем видна буря чувств: сожаление, горечь, попытка смириться с обстоятельствами. В ритме стихов видны метания героя: он то успокаивается, то опять погружается в пучину горя, то принимает решение, то сомневается в его правильности.

В стихотворении используется множество восклицательных знаков и многоточий, которые создают дополнительный ритм: сильные чувства чередуются с периодами молчания. В своем произведении автор использует многочисленные средства выразительности:

  • метафоры — «пламя жадное», «пепел милый», «перстень верный»;
  • эпитеты — «заветные», «легкий»;
  • инверсию — «как долго медлил я»;
  • олицетворения — «предать огню все радости», «перстня верного утратя впечатленье» (о сургуче).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: