Анализ стиха А. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
Стихотворение написано Анатолием Владимировичем Жигулиным, состоявшимся человеком и поэтом, изжившим политические заблуждения молодости, в 1967 году. В эту пору автор уже является членом Союза писателей, активно публикуется в центральной прессе и имеет положительные отзывы критики.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- междометие – «О, Родина!», которое наряду в восклицательной интонацией придает изложению соответствующие тематике патетические нотки;
- обращение – «Родина», выделяет объект речи, подчеркивает патриотический посыл произведения;
- оксюморон – «неяркий блеск» передает неверный свет пасмурного денька, неброскую красоту родной природы;
- метафору – «ловлю взором», то есть стремлюсь удержать в поле зрения малейшую деталь пейзажа;
- эпитеты – «трепетный взор», «пустая даль», «белоствольная роща», которые характеризуют объекты с неожиданной стороны;
- лексику высокого стиля – «взор», создающую акцент на высоте переживаний лирического героя;
- ряды однородных членов предложения – «просёлки, перелески», «обиды, прощенья», «утешенье, исцеление», подробно описывающие местность и чувства героя;
- многосоюзие – «и шорох, и дым, и крест, и холмик», «и утешенье и исцеление», которое является синтаксическим средством выразить экспрессию;
- инверсию – «рощи белоствольной», «в дали́ пустой», которая создает акцент на последнем слове;
- слово с уменьшительным суффиксом – «холмик», подчеркивающее скромность захоронения и выражающее отношение к предмету – смешанную с благоговением скорбь;
- сравнение – «сгорят, как жнивье», то есть очень быстро, как горит сухая солома;
- антонимы – «обиды – прощенья», свидетельствующие о том, что полярные чувства, жизненные контрасты не препятствуют цельному восприятию действительности;
- умолчание – «холмик со звездой…» содержит намек на то, что многое осталось недосказанным в расчете на догадку читателя.
Стихотворение словно очеловечивает огромную страну, так как является признанием ей в любви. Автор описывает приметы российской действительности, отражение исторических вех России, ее святые символы – березовую рощу, ржавый крест и солдатскую могилу. Произведение представляет собой исповедь многое пережившего человека, который смог подняться над мелочными, необоснованными обидами юности и определился с высшими ценностями.
Анатолий ЖигулинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Над родной землёю
Детские стихи о Родине для дошкольников 6-7 лет на конкурс чтецов
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Владимир Орлов
Наша Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Все вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Георгий Ладонщиков
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Берегите родную природу
Велика Отчизна наша
И широк её простор.
Есть у нас луга и чащи,
Реки и громады гор.
И живут здесь вместе с нами
Цапли, лебеди, чижи,
Дятлы, иволги, жуланы
Черепахи и ужи,
Тигры, волки и медведи,
Лоси, зубры, кабаны… –
Наши давние соседи.
Мы их сохранить должны!
Олеся Емельянова
Поезжай за моря-океаны
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля…
М. Исаковский
Над родной землёю
Летают самолёты
Над нашими полями…
А я кричу пилотам:
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
Пронёсся я стрелою,
Увидел реки, горы,
Долины и озёра,
И зыбь на Чёрном море,
И лодки на просторе,
Равнины в буйном цвете
И всех детей на свете!»
Р. Босилек
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов
Я люблю тебя, край мой родимый!
Стихи про Родину для детей 5-6 классов
Россия
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский
Веет чем-то родным и древним
Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.
По тропинке шагая узкой,
Повторяю который раз! –
«Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!»
Юлия Друнина
Дайте русское
Пусть не ждут, что я расплачусь,
Если мне не купят колу.
Пусть не ждут, что заартачусь,
Если мне на завтрак в школу
Бутерброд дадут вместо
Заграничного печенья.
Конфитюр заокеанский
Хуже нашего варенья!
Наложите миску каши –
Стану краше и сильней!
Хлеб да соль вкуснее наши
Зарубежных киселей!
Дайте РУССКОЕ отведать!
Дайте РУССКОЕ носить!
Лучше пшёнкой пообедать,
Чем заморское просить!
Анатолий Власов
Лучшая на свете
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг —
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Звучат по радио слова —
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Наталья Забила (перевод с украинского З. Александровой)
Родина
Занялася заря расписная,
Выхожу за околицу я.
С добрым утром, сторонка родная –
Дорогая Отчизна моя.
Дружно двинулись в поле артели,
Труд кипит от села до села.
Топоры по лесам зазвенели,
Тишина за курганы ушла.
Пароходы стоят под погрузкой
У причалов разбуженных рек,
И о Волге, красавице русской,
Вдохновенно поёт человек.
Льются песни потоком незримым
К звёздам счастья — к седому Кремлю.
Я люблю тебя, край мой родимый,
Неизменно, по-русски, люблю!
Н. Сусленников
О, Родина!
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески —
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление моё.
А.В. Жигулин
Моя маленькая Родина
Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провёл я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Два куста сирени,
Вишню под окном
И друзей-товарищей
В том селе родном…
Всё, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Е. Арсенина
Предлагаем почитать на нашем сайте другие статьи о нашей Родине – о России:Стихи о РодинеСтихи о России для детейДушевные стихи о России
Что же такое Россия? Об этом очень красиво и душевно расскажет маленькая девочка. Посмотрите это видео вместе с детьми.
https://youtube.com/watch?v=z9ACZPiGOuE
План анализа стихотворения О, Родина!
Определите жанр
- Эпитафия — посмертное;
- эпиграмма — сатирический портрет;
- элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
- послание, поэма, баллада, роман в стихах;
- песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;
Выделите ведущую тему стихотворения
- Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
- Пейзаж — описывается красота природы.
- Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
- Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.
Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
- Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
- Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
- Дактиль (‘_ _ _ )
- Амфибрахий (_ _’ _)
- Анапест (_ _ _’) и т.д.
Определим какую рифму использовал автор
- абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
- аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
- абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).
Проведем анализ лексики
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
- ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
- сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.
Проведем анализ синтаксиса
- повторение
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
- риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
- риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
- риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
- аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
- ассонанс — повторение гласных звуков;
- анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
- эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.