Даниил хармс 📜 очень-очень вкусный пирог

Урок литературного чтения по фгос, 2 класс. школа россии

Анализ стихотворения «Удивительная кошка» Хармса

Впервые «Удивительная кошка» Даниила Хармса появилась на страницах журнала «Чиж». Иллюстрации к стихотворению сделал Н. Радлов.

Стихотворение создано в конце 1938 года. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он известен как детский поэт, впрочем, публикуют его нечасто, а уж об издании целого сборника своих стихов ему приходится только мечтать. Наметился кризис и в семейной жизни с М. Малич. Впрочем, личные проблемы со временем утряслись, а вот денежные остались. Отозвался на его судьбе и разгром Детиздата, возглавляемого С. Маршаком. Известно, что С. Маршак ценил его творчество. Теперь же он не мог больше ничем помочь, более того, уехал из Ленинграда в Москву. Некоторые из сотрудников, хорошие знакомые Д. Хармса, были арестованы. В жанровом отношении – поэтический рассказ, почти феерия, трехсложник с тавтологической и перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Название контрастирует с первой же строкой. Оказывается, удивительная кошка несчастна (бездомна, скорей всего), более того, с ней произошло дополнительное несчастье – порез лапы. Считается, что поговорка «заживет как на собаке» в полной мере относится и к кошкам. Однако воспалительный процесс штука не такая уж и безобидная. Но сразу понятно, что визита к врачу не будет. И тут кто-то придумывает гениальное средство. Действительно, все страдания героини прекратятся, если не нужно будет наступать на больную лапку. Сохранить активность и бодрость помогут, естественно, воздушные шарики. Сама медицинская тема после выхода полноправно вошла в детскую литературу. Однако у Д. Хармса решается она по-другому, без всякой аналогии с лечением людей. «Надо купить»: призыв, который «народ» мог и не поддержать. Но вот уже собраны деньги и куплены шарики с гелием (в те годы этот газ пришел на замену опасному водороду). Кажется, здесь производится невинный, но вполне себе научный эксперимент (или же маленькое чудо, кому как нравится). Наверно, часть взрослых втайне осталась довольна не меньше ребятишек. У произведения счастливый конец. Немножко за кадром остается вопрос, что будет с кошкой, когда она повернет за угол дома, шарики лопнут или вмешаются собаки. Интересен момент тревоги «народа» из-за того, что живое существо несчастно в этом лучшем из миров. Стихотворение предназначено для детей, потому поэт не бросает тень на эту почти сказку. И все же, кто знает, как действуют эти механизмы сочувствия в отношении людей и их бед. Интонация самая задушевная, взволнованная, в финале – оптимистическая. Двойное отрицание в первом четверостишии. Перечислительные градации, лексические повторы.

Стихотворение «Удивительная кошка» Д. Хармса – драматическая история со счастливым концом.

Ольга Щулькина

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка»

Цель
: приобщать детей к поэзии, формировать культуру речи, художественно – эстетический вкус, учить заучивать стихотворение по схеме
.

Задачи
: 1. вызвать интерес к стихотворению
и желание его запомнить, обеспечить запоминание с помощью различных способов (слуховое, зрительное, с помощью движений, учить читать стихи выразительно
.

2

развивать память, ассоциативное мышление, литературную речь, внимание, интерес

3. воспитывать любовь к поэзии, желание порадовать близких, эстетический вкус.

Оборудование
: портрет Д. Хармса
, книга стихов Д
. Хармса
, мольберт с иллюстрацией к стихотворению Д
. Хармса
«Удивительная кошка
»
, дидактическое пособие «Бусы»
, картинки – символы к стихотворению
.

Анализ стиха Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»

Стихотворение опубликовано еще в тридцатые годы в детском журнале «Чиж», выходившем тиражом в десятки тысяч экземпляров, но оно необыкновенно актуально и сегодня.

Эти годы были непростыми для поэта, по причине неоднозначной гражданской позиции находившегося под пристальным вниманием властей. Тем не менее, его творческий вклад в деятельность журнала был велик

Забавное стихотворение-загадка поощряет малышей к сотворчеству, стимулирует догадливость: в процессе чтения ребенок должен самостоятельно подобрать рифму, что делает чтение увлекательным занятием.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «я захотел…, и я …», «купил муку, купил творог», которые выделяют личность персонажа – повествование ведется от его имени;
  • элемент разговорной лексики – «очень-очень», такой прием стилизует изложение, отражает непосредственность детской речи;
  • ряды однородных членов предложения – «купил, испек», «пирог, ножи, вилки», «подвинул, сел» – детально описывают антураж и действия героя, придают речи наглядную достоверность, правдивость;
  • слово с уменьшительным суффиксом – «кусочек» – автор употребляет намеренно, чтобы приуменьшить долю съеденного героем, будто стремится стать его адвокатом.

Стихотворение пронизано мягкой иронией, тонким юмором, который доступен самым маленьким. С присущим ему тактом, без тени скучной назидательности автор высмеивает жадность, нетерпение и себялюбие, учит ответственности. Выражение «устроить бал» создает атмосферу праздника, создает интригу.

Поэт просто описывает ситуацию, и в незадачливом герое каждый, даже взрослый, узнает себя – не всегда проявляющего выдержку лакомку, что недопустимо для человека, пригласившего гостей. Автор подробно описывает внутреннюю борьбу, смены настроения персонажа – поначалу это воодушевление и радостное ожидание, затем беспокойство и тревога и, наконец, сожаление не выдержавшего напряжения героя. Тема стихотворения перекликается с тематикой чудесного стихотворения И. Пивоваровой «Жила на свете крыса…».

Стихотворение поднимает вечные нравственные проблемы. В который раз автор напоминает и детям, и их родителям, что без силы воли хорошие намерения могут реализоваться довольно неожиданно, а перекладывать свою вину и ответственность на других недостойно.

Даниил ХармсРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: