Анализ стихотворения Рубцова «Расплата»
Датированная началом 60-х гг., «Расплата» претерпевает изменения спустя восемь лет после создания. Отредактированный автором стихотворный текст получает новое звучание. Исследователи связывают произведение с противоречивыми отношениями поэта и его роковой музы – Людмилы Дербиной.
Интересно проследить за временными планами, задействованными автором в «Расплате». Если в первой строфе преобладают глаголы прошедшего и настоящего времени, то в остальных частях стихотворения речь идет о будущем: «уеду», «встану», «побледнеет». Лирическое повествование приобретает вид пророчества: герой предсказывает себе одинокое будущее, темное и бесприютное.
Произведение начинается с броской фразы: герой заявляет о забытой им сущности любви. Если в зачине и проглядывают элементы рисовки, они быстро уходят, давая место сожалению. Лирического героя мучат воспоминания о ссоре с любимой женщиной и скоропалительных «клятвенных словах», сгоряча сорвавшихся с языка. К первоначальному «забыл» присоединяется антонимичное «вспомню»: эта пара завершает размышления о проступке и раскаянии.
Герой тяготится одиночеством и неустроенностью. Он готов вернуться и загладить свою вину, но полагает, что извинения напрасны и не приведут к примирению. Моделируется вероятная картина: стоя на пороге, герой «слышит» энергичную речь и слезы когда-то близкой женщины. Эмоциональный накал передается системой художественных приемов: перекрестная рифма меняется на более динамичную смежную, изобилуют восклицательные знаки и появляются глаголы повелительного наклонения.
Образ волка, одинокого грозного хищника, является ключевым в произведении. Первый намек на него возникает в начальных строфах: «по следу» лирического героя идет «безобразье». В третьей строфе появляется прямое сравнение со зверем. Не все еще потеряно: любовь и понимание могут спасти ситуацию, однако энергичная женская отповедь исключает эту возможность. Лирический герой сближается с образом волка настолько тесно, что в финале отождествляет себя, «неприкаянного» и «мрачного», с хищником. Усиливает эффект упоминание о свадьбах, случавшихся на «дороге лесной»: это намек на волчий гон, который начинается на исходе зимы.
Лишившись любви-дружбы, лирический герой испытывает духовную опустошенность и одиночество, которые становятся тяжелой расплатой за ссору и предательство высокого чувства.
Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
О Рубцове
Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.
В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.
После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).
О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.
Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.
Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.
В. В. Кожинов
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978