Краткий анализ стихотворения есенина «русь советская» по плану

Анализ стиха «русь советская» есенина

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени. Сергей Есенин представил читателю природу, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь воют волки, озлоблено дует ветер, повсюду кажется нечисть лесная. А совиные глаза и вовсе можно рассматривать, как предвестники смерти.

Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напасти случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны. Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народу, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы
  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя
  • Анализ стихотворения Грусть Бальмонта Поэт Бальмонт вошел в мир литературы уже довольно успешным и сформированным поэтом. Официальным появлением на арене литературы случилось в 1890 году, Бальмонт выпустил маленький сборник своих произведений, причем ему было всего 23 года.

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Русь советская»

Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании пат­риотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким «Русь». Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 го­ду). Соглашаясь принять все новое, он делает это не без уси­лий. Двусмысленно звучат есенинские строки: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам». Душа и лирика поэта неделимы. И это понятно. Строки «А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки при­смирев», — пишет лирический герой. Эти строки свидетель­ствуют о начинающемся творческом кризисе автора. Он ощу­щает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего го­сударства «Русь» лишний раз подчеркивает это.

17. Актуальность

Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.

Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

Стихотворение «Русь»

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Анализ стиха «Русь Советская»

«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности.

Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции.

Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.

Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.

Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.

Композиция

Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.

  1. В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
  2. Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
  3. Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.

В стихотворении «Русь советская» появляется несколько важных символов. Начнём с урагана, который упоминается в первом катрене. Он символизирует колоссальные перемены, прошедшую революцию и смену власти.

Свет у хижин означает свободу действий для нового поколения. Перед молодыми парнями и девушками открывается целый мир. Они — будущее советского государства, те, на кого возлагаются основные надежды. Свет символизирует их молодость, новый взгляд на привычные вещи.

Основная идея

В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново.

«Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.

Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться

Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли

Мне нравитсяНе нравится

Анализ поэмы Есенина «Русь»

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей, По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Жанровое направление

«Русь советская» относится к жанру лирического произведения. В этих поэмах и стихотворениях эмоции и переживания главных персонажей находятся на первом плане. Лирический герой здесь является художественным двойником писателя, отображает чувства автора от окружающей его реальности. Именно это является характерной особенностью для такого жанрового направления. Сергей Александрович дал подробное описание людей, повстречавшихся его герою, который вернулся на святую для него когда-то Родину, это еще сильней позволяет показать внутренние переживания персонажа.

Делая краткий анализ «Русь советская» Есенина, можно увидеть, что оно относится к гражданской лирике. Писатель выразил собственные чувства о судьбе страны, о том, насколько сильно поменялись русские жители после гражданской войны. Здесь прослеживаются два совершенно противоположных настроения: боль лирического героя и слепая преданность людей, которые распевают агитационные песни Демьяна Бедного. Безусловно, это патриотический стих.

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина. Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной. Основной мотив стихотворения — это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую». Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним. Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Пафос

Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.

Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.

Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.

Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.

Анализ стиха «Русь Советская»

«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности.

Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции.

Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.

Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.

Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.

Композиция

Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.

  1. В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
  2. Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
  3. Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.

В стихотворении «Русь советская» появляется несколько важных символов. Начнём с урагана, который упоминается в первом катрене. Он символизирует колоссальные перемены, прошедшую революцию и смену власти.

Свет у хижин означает свободу действий для нового поколения. Перед молодыми парнями и девушками открывается целый мир. Они — будущее советского государства, те, на кого возлагаются основные надежды. Свет символизирует их молодость, новый взгляд на привычные вещи.

Основная идея

В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново.

«Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.

Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться

Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли

Сочинение на тему «Анализ стихотворения С.А. Есенина «Русь советская»»

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Что родина?

Ужели это сны?

Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?») и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).

Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

История создания

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его поэт покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Анализ поэмы Есенина С. А. “Русь”

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма “Русь” , в которой Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину. Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей

С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина “заморозь злая”. То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: “сумерки долгие, зимние” и “сумерки мглистые”. Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине

А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. В третьей главке – опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны: Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес. В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат: Затомилась деревня невесточкой – Как-то милые в дальнем краю?

Отчего не уведомят весточкой, – Не погибли ли в жарком бою? В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят “допытаться любимых речей”. Четница читает письма, “груды вестей”, пришедшие с фронта. Она говорит об “успехах родных силачей” и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя главка – это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам “с поджиданьем седых матерей”, думам деревенских баб, которых не спугнет “ни гром и ни тьма”. Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края, его народом и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни: Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего – ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего – ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: