Анализ стихотворения «школьник» (н.а. некрасов)

Краткий анализ стихотворения николая некрасова «школьник»

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Школьник»

По писателю: Некрасов Николай

О стихотворении

«Школьник» — одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие — учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное — не робеть, не лениться.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» читатель может отметить двух главных героев:

Рассказчик – мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».

Второй герой стихотворения — это и есть сам мальчик. За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества

Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого М

Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Монолог является ключевой особенностью стихотворения, в нем автор обращается к мальчику-школьнику, который оказывается его спутником. Вопросы зачастую риторические и не нуждающиеся в ответе собеседника. Лирический герой объясняет юноше, что учеба будет даваться нелегко, как для родителей, так и для самого мальчика. Однако рассказчик верит в силы юноши и надеется, что его ожидает такое же светлое будущее, как и Ломоносова. Параллельно, автор рассуждает о судьбе своей Родины, о том сколько «светлых умов» она потеряет в крестьянских оковах.

Полный текст стихотворения Н. Некрасова «Школьник»

— Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок —

Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Средства художественной выразительности

Остроту социального вопроса стихотворения «Школьник» одним из первых отметил цензор Е. Е. Волков, который 14 ноября 1856 г. донес министру народного просвещения А. С. Норову: «Здесь автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М. -Л., 1928, с. 223).

Чтобы доказать свою позицию, поэт использует тропы в стихотворении «Школьник»:

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».

Композиция

Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части.

В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу.  Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта. Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха

Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.

В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.

Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.

Образы и символы

В стихотворении «Школьник» читатель может отметить двух главных героев:

Рассказчик – мужчина, возможно и сам поэт, встречающий школьника, даёт напутствующие приободряющие слова юноше, наставляя его перед обучением. Далее мысли автора переключаются на судьбу России, на других таких же мальчиков, желающих получить образование. Рассказчик уверен, что вся проблема Родины кроется в «спрятанных умах».

Второй герой стихотворения — это и есть сам мальчик. За всё произведение он не сказал ни слова, поэтому мы не знаем, как можно оценить его характер и понять его мысли. Можно подумать, что за образом маленького школьника автор подразумевал всё поколение крестьян того времени, у кого не было много шансов получить хорошее образование. Образ крестьянского мальчика в стихотворении «Школьник» – собирательный образ крестьян, желающих учиться грамотности, однако устои общества ставят их и их родителей в унизительное положение вечно нуждающихся бедняков, которые никогда не выйдут за рамки невежества

Автор гадает, как этот мальчик получил возможность учиться: последние деньги родителей или благотворительность со стороны? Это и не так важно. Автор призывает школьника не подать духом, приводит в пример великого ученого М

Ломоносова и желает, чтобы и его попутчик повторил его судьбу.

Монолог является ключевой особенностью стихотворения, в нем автор обращается к мальчику-школьнику, который оказывается его спутником. Вопросы зачастую риторические и не нуждающиеся в ответе собеседника. Лирический герой объясняет юноше, что учеба будет даваться нелегко, как для родителей, так и для самого мальчика. Однако рассказчик верит в силы юноши и надеется, что его ожидает такое же светлое будущее, как и Ломоносова. Параллельно, автор рассуждает о судьбе своей Родины, о том сколько «светлых умов» она потеряет в крестьянских оковах.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране

Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник

(1821 77/78), русский поэт.

В 1847 66 редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки».

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871 72), «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875 76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых «В дороге» (1845) получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице» , «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса» , «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке» , «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 цикл стихов «Последние песни».

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Краткий анализ стиха «Школьник»

Вариант 1

Н. А. Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Вариант 2

Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России. Неожиданным стало то, что это крестьянский мальчик, который по сути ещё совсем ребенок не боится и направляется пешком в город, и он хочет проделать этот путь не для развлечения, а для учебы. Основной целью автора, было показать желание мальчика получить новые знания.

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Но, несмотря на все это мальчик искренне хочет получать знания и добиться неких успехов, которые должны помочь ему начать жить лучше. Вот именно тягу к знаниям, которая присутствует в этом маленьком человеке и показывает автор, как самое главное его достоинство.

Автор так же делает акцент на то, что Россия, это страна, в которой всё-таки есть добрые и порядочные люди, которые обязательно не останутся равнодушными и помогут мальчику стать достойным человеком. И мальчик сможет стать тем, кем искренне мечтает несмотря на все тягости, которые ему уже пришлось вынести и еще предстоит на пути к осуществлению своей мечты.

Интересно, но многие специалисты и критики в области литературы отмечают, что по содержанию стихотворение очень похоже на драму, которую написал данный автор, а именно “Юность Ломоносова”, многие люди знают, насколько это известное и уважаемое произведение.

Вариант 3

Лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» едет по дороге и замечает мальчика, который несет «в котомке книжку», идет пешком на учебу в соседнее село. Родители отдали последние деньги на его обучение, это показывает то, что значимость образования для обычных крестьянских семей высока.

Герой предлагает ему: Эй! садись ко мне, дружок! Школьник выглядит бедно и неопрятно: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Но лирический герой испытывает за него чувство гордости, которая переходит в гордость за весь русский народ. Автор считает, что судьба человека в его руках, поэтому мальчик должен усердно учиться.

Он уверен, что крестьянский ребенок, если постарается, способен на большее, чем избалованные дворянские дети, которых герой считает: «тупыми, холодными и напыщенными собой». Риторические восклицания усиливают веру героя в силу русского народа: Не робей, не пропадешь! «Архангельский мужик», о котором упоминает школьнику герой, это М.В. Ломоносов. Он пример того, что старания всегда дают результат.

Обычный мужик всегда может стать деятелем науки, образованным и умным человеком. Поэтому Н.А. Некрасов так гордится Россией. Автор своим стихотворением хочет показать, что нравственной разницы между сословиями нет. Это произведение пропитано любовью Н.А. Некрасова к трудолюбивым крестьянам, верой в их скорое светлое будущее, которое повлияет на всю страну, сотрет грани между сословиями.

Тема стихотворения «Школьник» Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов («Школьник» — одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Темы и проблемы стихотворения

Основной проблемой данного стихотворения является неспособность обычных людей самореализоваться, и получить образование. В государстве, где очень большая часть населения не просто бедные, а нищие люди, которые вынуждены работать за копейки, чтобы суметь прокормить свою семью. И именно среди таких простых людей рождаются самородки, например как Ломоносов, у которых просто нет возможности показать свой ум и способности.

Автор поднимает проблему того, что не важно, откуда человек родом. Ведь в забитой деревне может жить такой же самородок, как и в богатой семье

Просто он лишен шанса на получение образования. Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.

Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.

Образ главного героя

Главный персонаж произведения — это босоногий оборванный мальчишка из простых крестьян. Он пешком направляется в соседнюю деревеньку для того, чтобы учиться в школе при церкви. Стих выстроен в виде монолога, где поэт спрашивает у молодого человека о его планах и желаниях, не требуя каких-либо ответов. Пожалуй, автор хочет передать юному собеседнику, что забота родителей об образовании сына будет непременно вознаграждена.

Николай Алексеевич кратко создаёт для крестьянского мальчугана весьма безоблачную и идеалистическую будущность, где пророчит юноше великие свершения. Может быть, незнакомец на пыльной дороге сможет пересказать и повторить подвиг Михаила Ломоносова, простого архангельского русского «мужика», который стал великим.

Поэт полагает, что у каждого есть шанс переменить свою жизнь, но не все в состоянии его использовать. По этой причине Некрасов призывает парнишку отбросить сомнения и перестать робеть, потому что именно знания ему помогут. Вполне возможно, что мальчишка сможет приехать в столицу и поступить в Университет для того, чтобы быть полезным обществу и государству.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов

Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы

И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

Анализ «Школьник» Некрасов

Анализ «Школьник» Некрасов

«Школьник» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися…Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. «Школьник» — это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа — голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа — Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

Главная » Значение слов » Некрасов школьник краткое содержание. «Школьник» Н

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: