Жанр и композиция
Композиционно литературоведы делят стихотворение на две части. Главный критерий – смысловая нагрузка. Проведенный анализ стихотворения Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок» доказывает этот факт.
-
Первая часть занимает бо́льшую часть по сравнению со второй. Она является непосредственным обращением к скворцу. Присутствует воспевание весны, описание природы, в которой есть хаос, но выглядит он успокаивающе. Такая обстановка дарит надежду на хорошее будущее, хочется верить только в лучшее.
-
Во второй части образ скворца не забывается, но уходит на второй план. Здесь лирический герой ведёт обращение к своему внутреннему миру, побуждая к действию душу. Начинается она с третьей строчки седьмой строфы (всего их в произведении девять).
Жанровую принадлежность определить нетрудно – это пейзажная лирика. Именно пейзажу уделено наибольшее количество внимания, а лирические мотивы прослеживаются в качестве строчки.
Тема стиха
Главная тема стихотворения – весна. Заболоцкий раскрывает её как прекрасную пору, когда зарождается новая жизнь. Это время перемен, которые уже наступают или только собираются проявиться. Это время обретать гармонию и готовиться к свершению новых дел.
Четко прослеживается обращение к скворцу. Он избран символом весны и потому тоненькой ниточкой тянется через все строфы. Он птица певчая, творческая, имеет красивый голос. Эти он близок лирическому герою – творческой направленностью. Герою легко к нему обращаться, потому что он понимает птицу как никто другой. Автор только добился возвращения и готов радоваться любому месту родных краёв – даже «уголку», который ему выделит небольшая птичка.
Средства выразительности
Заболоцкий использовал множество тропов. Стихотворение буквально пестрит ими. Но это не делает его хуже, а напротив увеличивает привлекательность.
Так, в пример можно привести:
-
метафоры «струн сверкание», «берёзовая консерватория», «беспорядок полей», «горло рощи»;
-
сравнение «листья как бабочки»;
-
олицетворения «бормочет весна (и свистит)», «пробуждается клён», «бабочка шепнула».
Это стихотворение похоже на оду весне. Настолько оно пропитано любовью к этому времени года, восхищением того, что происходит с окружающим миром
Поэт, пережив не самый простой период, понял, как важно ценить и беречь абсолютно всё – в том числе малые частицы чего-то большего. Время перемен помогло ему в этом осознании – что и отражается в произведении.
Николай Заболоцкий. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Как вы объясните начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?В начале стихотворений Николай Заболоцкий пишет о том, что увидеть красоту русского пейзажа, насладиться им дано не каждому. Действительно, природа России часто тусклая, неброская, кажется привычной и обыденной. Чтобы увидеть её подлинную прелесть, нужно набраться терпения и уловить особый момент, например, закатный час.
2. Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»? Почему поэт вводит для ее описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь реки приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?В момент, когда «вечерний луч таинственно блеснет», природа преображается. Всё вокруг, освещённое закатными лучами, «огнём», примет вид драгоценностей, одухотворится, станет контрастным, чётким.Заболоцкий строит стихотворение на олицетворении природы, потому что в такие необычные мгновения она представляется ему живым существом, которое дышит и чувствует. Поэт использует олицетворения «вздохнут леса», «грудь реки приникнет к небосводу» и в последней строке, как обобщение — «живые черты».Помимо олицетворений автор использует эпитеты («нежный огонь», «облачный мир», «сквозные тени») метафоры («из белых башен облачного мира сойдёт огонь»), сравнения («как будто под руками ювелира, сквозные тени лягут в глубине», «как бы сквозь прозрачное стекло, вся грудь реки приникнет к небосводу»).
3. С кем ведет диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чем его смысл?Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» — это обращение к скворцу, который в данном случае символизирует весну. Смысл стихотворения в том, что весна удивительным образом воздействует на человека, заставляет по-новому взглянуть на мир. Лирический герой теряет голову от того, как стремительно нахлынула весна, какими звуками она наполнила мир («и свистит, и бормочет весна»). Ему хотелось бы занять место птицы в скворечнике, окунуться в весенний гомон полностью, но его останавливает предупреждение бабочки.
4. Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе?Весеннее пробуждение природы — это бурный, неуправляемый процесс, в который вовлечены и деревья, и птицы, и ручьи. Поэт наблюдает разгул стихии («по колено затоплены тополи»). Вокруг «кавардак» и «околесица», но этот хаос не пугает, а приводит в восторг: «А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями»).
5. Какие приемы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит, и бормочет весна; По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клены от сна: Ты — наш первый весенний певец / Из березовой консерватории; Охватило всю душусиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.
Поэт использует разные средства художественной выразительности:И свистит и бормочет весна — олицетворение;По колено затоплены тополи / Пробуждаются клёны от сна — олицетворение и метафора;Ты — наш первый весенний певец / Из берёзовой консерватории — эпитет;Охватило всю душу сиренями — метафора;Полыхая по небу восторгами — метафора.
Другие примеры тропов:Как бабочки, листья захлопали — сравнение;Птичьи скороговорки — эпитет.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).