🌛 вечер, как сажа

Сергей есенин стихи о природе и полный анализ

Тихо струится река серебристая

Сергей Есенин: о природе. Известные стихи

Поет зима — аукает…

Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Нивы сжаты, рощи голы…

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны.

Запад подёрнулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звёзды далекие И улыбается небу земля.

Черёмуха

Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.

Берёза

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина — судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его «малиновая Русь». Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, «родившееся с песнями в травном одеяле», считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц «с алым соком ягоды на коже», «со снопом волос овсяных». Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений («зацелую допьяна, изомну, как цвет»). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией («наша жизнь — простыня да кровать»). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал «Персидские мотивы», где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи «палаты — межы зыбистых полей». Он осознает быстрое увяданье жизни («все пройдет, как с белых яблонь дым»), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема «Бог, природа, человек в поэзии Есенина».

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

Стихи Есенина о вере

О Матерь Божья…

О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.

Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.

Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.

Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.

И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.

1917 г.

***

Я странник убогий

Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.

На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.

Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.

Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

1915 г.

***

За горами, за желтыми долами…

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.

1916 г.

***

Твой глас незримый, как дым в избе

Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе.

Овсяным ликом питаю дух,
Помощник жизни и тихий друг.

Рудою солнца посеян свет,
Для вечной правды названья нет.

Считает время песок мечты,
Но новых зерен прибавил ты.

В незримых пашнях растут слова,
Смешалась с думой ковыль-трава.

На крепких сгибах воздетых рук
Возводит церкви строитель звук.

Есть радость в душах — топтать твой цвет,
На первом снеге свой видеть след.

Но краше кротость и стихший пыл
Склонивших веки пред звоном крыл.

1916 г.

***

Чую Радуницу Божью

Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.

1915 г.

***

Не ветры осыпают пущи…

Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.

1914 г.

  • Волчья метка Сергея Есенина
  • Знаете ли вы Есенина? (викторина)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу, Живой души не перестроить ввек. Нет! Никогда с собой я не полажу, Себе, любимому, Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает, Долит зевота, Так и клонит в сон… А за окном Протяжный ветр рыдает, Как будто чуя Близость похорон.

Облезлый клен Своей верхушкой черной Гнусавит хрипло В небо о былом. Какой он клен? Он просто столб позорный — На нем бы вешать Иль отдать на слом.

И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужной Мешал я спать Стране родной.

Я не люблю Распевы петуха И говорю, Что если был бы в силе, То всем бы петухам Я выдрал потроха, Чтобы они Ночьми не голосили.

Но я забыл, Что сам я петухом Орал вовсю Перед рассветом края, Отцовские заветы попирая, Волнуясь сердцем И стихом.

Визжит метель, Как будто бы кабан, Которого зарезать собрались. Холодный, Ледяной туман, Не разберешь, Где даль, Где близь…

Луну, наверное, Собаки съели — Ее давно На небе не видать. Выдергивая нитку из кудели, С веретеном Ведет беседу мать.

Оглохший кот Внимает той беседе, С лежанки свесив Важную главу. Недаром говорят Пугливые соседи, Что он похож На черную сову.

Глаза смежаются, И как я их прищурю, То вижу въявь Из сказочной поры: Кот лапой мне Показывает дулю, А мать — как ведьма С киевской горы.

Не знаю, болен я Или не болен, Но только мысли Бродят невпопад. В ушах могильный Стук лопат С рыданьем дальних Колоколен.

Себя усопшего В гробу я вижу. Под аллилуйные Стенания дьячка Я веки мертвому себе Спускаю ниже, Кладя на них Два медных пятачка.

На эти деньги, С мертвых глаз, Могильщику теплее станет, — Меня зарыв, Он тот же час Себя сивухой остаканит.

И скажет громко: «Вот чудак! Он в жизни Буйствовал немало… Но одолеть не мог никак Пяти страниц Из «Капитала».

*****

Слышал дух мой про край холмов

Человек и родная природа в стихотворениях Есенина

Еду. Тихо. Слышны звоны…

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Дымом половодье…

Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил.

Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога.

Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.

Роща синим мраком Кроет голытьбу… Помолюсь украдкой За твою судьбу.

Восход солнца

Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.

Вот уж вечер. Роса…

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.

И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

Под красным вязом крыльцо и двор…

Под красным вязом крыльцо и двор, Луна над крышей, как злат бугор. На синих окнах накапан лик: Бредет по туче седой Старик.

Он смуглой горстью меж тихих древ Бросает звезды — озимый сев. Взрастает нива, и зерна душ Со звоном неба спадают в глушь.

Я помню время, оно, как звук, Стучало клювом в древесный сук. Я был во злаке, но костный ум Уж верил в поле и водный шум.

В меже под елью, где облак-тын, Мне снились реки златых долин. И слышал дух мой про край холмов, Где есть рожденье в посеве слов.

Разбираем тропы

В стихотворении, как и во многих произведениях ранней лирики, Есенин использует простоту слога и диалектизмы (лексическая единица, характерная для территориального или социального диалекта) – гасница, байкает, не гутарь.

Рифмовка перекрестная (сажа – окно – пряжа – полотно).

Сравнение: «вечер, как сажа».

Олицетворения: «пляшет гасница», «прыгает тень», плетень стучится», «сонный тропарь».

Метафоры:

  1. Липнет к окошку / Черная гать. (наступает ночь)
  2. Вечер, как сажа / Льется в окно (темнеет).

Эпитеты: белая пряжа, старый плетень, черная гать.

Отметим в стихотворение яркий образ матери, которая укачивает ребенка, как бы не вступая в спор с природой, принимая правила её игры – ночью все должны спать, а дети ложатся первыми.

Рекомендуем почитать и более ранний стих Есенина «Темная ноченька, не спится», который написан в 1911 году и описывает ночную бессонницу автора строк, когда он без дружбы с Морфеем идет на речной берег к березке.

Табун

В холмах зеленых табуны коней Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив.

Дрожит их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой.

Храпя в испуге на свою же тень Зазастить гривами они ждут новый день

Весенний день звенит над конским ухом С приветливым желаньем к первым мухам.

Но к вечеру уж кони над лугами Брыкаются и хлопают ушами.

Все резче звон, прилипший на копытах, То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

И лишь волна потянется к звезде, Мелькают мухи пеплом по воде.

Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам, Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту.

*****

О Русь — малиновое поле

Красивые стихи Есенина о природе и Родине

Гляну в поле, гляну в небо…

Гляну в поле, гляну в небо — И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Цветы мне говорят — прощай, Головками склоняясь ниже, Что я навеки не увижу Её лицо и отчий край. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Край любимый! Сердцу снятся…

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей её покинуть.

За горами, за жёлтыми долами…

За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом спасителя За погибшую душу мою.

Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая Дайте Родину мою».

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем («я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Весна

Припадок кончен. Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон. Вчера прочел я в «Капитале», Что для поэтов — Свой закон.

Метель теперь Хоть чертом вой, Стучись утопленником голым, Я с отрезвевшей головой Товарищ бодрым и веселым.

Гнилых нам нечего жалеть, Да и меня жалеть не нужно, Коль мог покорно умереть Я в этой завирухе вьюжной.

Тинь-тинь, синица! Добрый день! Не бойся! Я тебя не трону. И коль угодно, На плетень Садись по птичьему закону.

Закон вращенья в мире есть, Он — отношенье Средь живущих. Коль ты с людьми единой кущи, Имеешь право Лечь и сесть.

Привет тебе, Мой бедный клен! Прости, что я тебя обидел. Твоя одежда в рваном виде, Но будешь Новой наделен.

Без ордера тебе апрель Зеленую отпустит шапку, И тихо В нежную охапку Тебя обнимет повитель.

И выйдет девушка к тебе, Водой окатит из колодца, Чтобы в суровом октябре Ты мог с метелями бороться.

А ночью Выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской Кровавой драки.

Но драка кончилась… И вот — Она своим лимонным светом Деревьям, в зелень разодетым, Сиянье звучное Польет.

Так пей же, грудь моя, Весну! Волнуйся новыми Стихами! Я нынче, отходя ко сну, Не поругаюсь С петухами.

Земля, земля! Ты не металл. Металл ведь Не пускает почку. Достаточно попасть На строчку И вдруг — Понятен «Капитал».

*****

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения «Береза»

Анализ стихотворения «Береза»

Сергей Есенин большую часть своего творчества посвятил описанию русской природы. Особенно много стихотворений Есенина посвящаются исконно русскому представителю природы – березе. Одно из стихотворений полностью посвящено этому прекраснейшему, по мнению автора, дереву, которое и получило простое, но звучное название «Береза».

В этот раз дерево предстает перед нами в зимнем своем наряде, украшая собой зимний пейзаж, который можно видеть из окна. Не зря поэт вставил строку о том, что береза находится «под моим окном». На это у него было несколько причин. Во-первых, этим Есенин хотел показать, насколько близок этот символ Руси каждому из нас, близок народу, традициям и понятию Родины. Во-вторых, именно этим деревом автор так всегда любовался, находясь в родной деревне. Он любил наблюдать, как это дерево меняет свой наряд в каждый сезон, и не лишается своей притягательности, красоты, изящества.

Есенин олицетворяет в зимней березе русскую красавицу, истинная красота которой открывается в суровых северных условиях. Иней на ветвях «словно серебром» покрывает их. Солнышко играет в ветвях, тем самым, будто, зажигая огоньки. Даже заря, «лениво» ходит вокруг этого прекрасного создания, очаровываясь его красотой, «обсыпает новым серебром». А что может быть прекраснее серебра?

Все стихотворение пронизано грустью и нежностью. Есенин награждает березу множеством самых разнообразных и изысканных эпитетов и метафор. Автор считает, что красота, стать и величие этого дерева настолько велико, что заслуживает самых больших похвал. Кроме того, в стихотворении автор хотел передать не только тоску по родному краю, но и возможность больше не увидеть его. Все эти чувства вместе с любованием и помогли создать Есенину этот уникальный, казалось бы простой, но великий шедевр.

Олицетворение природы

Для лирики Есенина очень характерен прием олицетворения, который поэт применял достаточно часто. Творец создавал свой неповторимый мир, тем самым заставляя читателя увидеть, как унылый всадник-месяц уронил повода, или как дремлет дорога, или как загляделась в пруд тонкая березка. В его стихах природа оживает, она может чувствовать, грустить и веселиться, огорчаться и удивляться.

Что касается поэта, он сливается с природой, чувствуя себя единым целым с цветами, деревьями и полями. Он относится к цветам как к живым существам, разговаривая с ними и доверяя им свои печали и радости. Многие важные события в жизни Есенина, а также его душевные переживания неразрывно и очень заметно связаны с природными изменениями. Когда поэту тяжело на душе, и ветер стонет, и листья падают, но когда на душе спокойно и радостно, солнышко светит, а травка колышется легким ветерком.

Текст

Вечер, как сажа,Льется в окно.Белая пряжаТкет полотно.

Пляшет гасница,Прыгает тень.В окна стучитсяСтарый плетень.

Липнет к окошкуЧерная гать.Девочку-крошкуБайкает мать.

Взрыкает зыбкаСонный тропарь:«Спи, моя рыбка,Спи, не гутарь».

1914 год.

Приблизительное время написания стихотворения «Вечер, как сажа» большинство критиков датирует 1914 годом, хотя некоторые утверждают, что Есенин написан его на 1-2 года позже. Стих не вошел в первый сборник Сергея «Радуница» (1916 год), но строки легли на бумагу очевидно раньше и хорошо, что они сохранились для будущих поколений.

В Москву из Константиново Есенин приехал в 1912 году, а в 1915 переехал в Петроград – в одном из этих городов и пишется стихотворение, наполненное тоской о малой Родине.

Голубень

В прозрачном холоде заголубели долы, Отчетлив стук подкованных копыт, Трава поблекшая в расстеленные полы Сбирает медь с обветренных ракит.

С пустых лощин ползет дугою тощей Сырой туман, курчаво свившись в мох, И вечер, свесившись над речкою, полощет Водою белой пальцы синих ног.

Осенним холодом расцвечены надежды, Бредет мой конь, как тихая судьба, И ловит край махающей одежды Его чуть мокрая буланая губа.

В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою, Влекут меня незримые следы, Погаснет день, мелькнув пятой златою, И в короб лет улягутся труды.

Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге Холмы плешивые и слегшийся песок, И пляшет сумрак в галочьей тревоге, Согнув луну в пастушеский рожок.

Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Манит ночлег, недалеко до хаты, Укропом вялым пахнет огород. На грядки серые капусты волноватой Рожок луны по капле масло льет.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы.

Ночлег, ночлег, мне издавна знакома Твоя попутная разымчивость в крови, Хозяйка спит, а свежая солома Примята ляжками вдовеющей любви.

Уже светает, краской тараканьей Обведена божница по углу, Но мелкий дождь своей молитвой ранней Еще стучит по мутному стеклу.

Опять передо мною голубое поле, Качают лужи солнца рдяный лик. Иные в сердце радости и боли, И новый говор липнет на язык.

Водою зыбкой стынет синь во взорах, Бредет мой конь, откинув удила, И горстью смуглою листвы последний ворох Кидает ветер вслед из подола.

*****

Вечер в сельской хате

По сюжету мы видим описание вечера в деревне, где основной литературный акцент сделан на пейзажную лирику.

Первые строки задают тон всему произведению, далее идет тонкое, со знанием дела описание вечера на рязанских просторах. Сергей Александрович оживляет вечер, для чего использует сравнения и олицетворения. Это позволяет нарисовать поэтическую картину, читая которую невольно ощущаешь в краях есенинского детства.

Вглядываясь в строки, мы видим сельскую избу, где поздним вечером мать укладывает спать крошку-дочку, укрывая её теплым одеялом и вечерним пологом.

Финал стиха напоминает отрывок колыбельной и завершается строками:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: