История написания, жанр и направление
Тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» было создано в 1878 году. Это произведение стало одной из последних работ автора. Следует отметить, что подобные литературные шедевры Иван Сергеевич писал в моменты, когда его посещало вдохновение: часто пометки приходилось делать на клочках бумаги, а затем собирать из всех материалов общий сюжет.
Редактор издания «Вестник Европы», Михаил Стасюлевич первым услышал стихотворение и предрек «Воробью» любовь читателей и всенародное признание. Впоследствии именно в этом журнале произведение впервые напечатали. Случилось это в 1882 году.
Чтобы прочувствовать глубину смысла, которую автор заключил в строках своего литературного шедевра, важно изучить анализ «Воробья» Тургенева. Произведение относится к лирике, в которую, кроме стихов, входят и другие произведения
Некоторые из них:
Произведение относится к лирике, в которую, кроме стихов, входят и другие произведения. Некоторые из них:
- элегия;
- послание;
- ода.
Автор для лучшей передачи переживаний персонажей применяет такой литературный жанр, как «стих в прозе». Это специальная форма, посредством которой Тургенев кратко описывает смысл и эмоциональность, без использования рифмы и ритмики текста. Отсутствие рифмовки позволяет читателю лучше понять идею и вникнуть в «тайны» произведения.
Смысл рассказа «Воробей»
В рассказе Тургенев поднимает очень важную и актуальную тему материнской любви. Эта любовь, которая оказывается сильнее страха перед более крупным хищником, псом, и перед смертью, заставляет взрослого воробья бросаться на защиту беззащитного птенца. И, казалось бы, эта птица не может ничего сделать против пса, но материнская любовь оказывается весомым аргументом и для него: пес отступает, не убивает воробья, и охотник, чувствующий уважение к беззаветному стремлению спасти ребенка даже у, казалось бы, неразумной птицы, отзывает собаку. Материнская любовь в рассказе соседствует с понятием ответственности за ребенка, которое присуще даже воробью, который бросается защищать птенца от нависшей над ним смертельной угрозы, и эта ответственность для Тургенева – показатель истинной любви, произошедшей от природного инстинкта защищать и охранять потомство.
Важно при этом отношение писателя к любви в данном рассказе. Перед читателем автор ставит проблему того, как признать и понять истинную любовь, и сам же разрешает эту проблему, указывая на беззаветность, смелость и жертвенность истинной материнской любви
При этом встает открыто вопрос выбора: принять, понять, признать эту любовь, уважать ее и отступить, или пойти против нее и против природы?
И выбор, в первую очередь, стоит перед Охотником, который может натравить пса на взрослого воробья или же не отзывать его, перекладывая ответственность на плечи другого живого существа за выбор и его последствия, или же отозвать пса и позволить жертвенной материнской любви защитить беззащитного птенца и спасти его от верной гибели. И та проблема выбора, которая стоит перед человеком, животными – героями рассказа решается инстинктивно и оттого легко. Воробей не задумывается о возможности своей гибели, защищая птенца, точно так же как пес не задумывается о последствиях, отступая перед воробьем в инстинктивном уважении. Выбор же человека регламентируют его моральные принципы, его честность и принципы.
Тематика произведения
В «Воробье» Тургенев затрагивает сразу несколько различных тем, главная из которых — любовь матери. Это чувство, характерное для любого живого существа, отличает людей от камня, металла и т. д. Заботу и тягу к своему ребенку как раз и демонстрировал воробей, не жалея собственной жизни для спасения маленького птенца.
Понятие ответственности — не менее важная тематика работы. Обязанность сохранять безопасность своего чада, ограждать его от различных жизненных проблем в понятии автора отличает истинное человеческое чувство, которое произошло от животного инстинкта.
Кроме того, в стихотворении автор затрагивает тематику бережного отношения к окружающей природе. На собственном примере писатель демонстрирует, что человеку нужно быть экономным и очень скромным хозяином. Возможности следует ограничивать этикой и моралью, ведь людям дана одна планета, и они не имеют права бездумно обворовывать ее, убивая беззащитных животных.
Актуальность стихотворения
Это стихотворение было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.
Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич – великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.
Актуальность стихотворения
Было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. «Воробей» и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.
Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич — великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.
Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.
Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей»
написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.
В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.
Композиция
произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является«громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может«усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать«свое детище» .
Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком»
, наступать на обидчика своего детеныша.
Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький
) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).
С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь»
. Эти слова актуальны и правдивы во все времена.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.
Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание. Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.
Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»
В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:
➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.
Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.
В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.
Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.
Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.
Анализ стихотворения
Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.
Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.
Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.
Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения
Иван Сергеевич Тургенев () Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?
Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?
Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.
Используемые ресурсы: Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, url=data13.gallery.ru%2Falbums%2Fgallery%2F m549x500te464.jpg&ed=1&text=%D0%A4%D0%BE% D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D 1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0% BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1 %87%D1%8C%D0 4. htpp://ru.wikipedia.org/wiki
Жанр:
рассказ
Иван Сергеевич славится образцовым русским языком в своих произведениях, но краткое содержание рассказа «Воробей» для читательского дневника цепляет сюжетом.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения День Брюсова Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.
- Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой Мандельштама Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».
- Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.
- Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
- Анализ стихотворения Есенина Буря Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина — Буря. Здесь тоже все в природе живое — все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает
Текст великого мастера И.С. Тургенева «Воробей» входит в цикл стихотворений в прозе, явившихся своеобразным итогом жизненного и творческого пути писателя. В них философские размышления о вечных ценностях. Это сплав жизненной мудрости и творческого мастерства. «Воробей»… Такое, казалось бы, прозаическое название, отчасти даже «детское». Но какая глубина скрывается за этой видимой простотой. В основу сюжета легло всего лишь одно мгновение из огромного потока жизни. Перед взором читателя образная «картина»: воробей, спасая собственное дитя, камнем падает перед приближающейся собакой охотника. Краткое повествование перемежается с описаниями. И что любопытно, и это не случайно, подробно изображаются только два «персонажа» из четырех: молодой воробей «с желтизной около клюва и пухом на голове», который беспомощно растопырил едва проросшие крылышки, и «весь взъерошенный, искаженный» старый черногрудый воробей. В финале звучит философский вывод, в котором и заключена идея произведения: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и теплится жизнь». Стихотворение в прозе поражает своей композиционной четкостью, стройностью. Повествование ведется от первого лица, что придает произведению особую лиричность, благодаря которой у читателя создается ощущение своеобразной причастности к происходящему. Текст экспрессивен. Это достигается широким использованием фигур умолчания (7, 9, 11 предложения), усиливающих эмоциональное напряжение текста, передающих взволнованность рассказчика, который и не скрывает своих чувств: «Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом». Такая же функция у восклицательных и побудительных предложений. Текст насыщен метафорическими эпитетами, раскрывающими авторскую оценку происходящего («смущенный пес», «героическая птица»), оценочной лексикой («чудовище», «благоговел»). Поэтическая миниатюра предстает перед нами как развернутое олицетворение. Чрезвычайная насыщенность изобразительно-выразительными средствами, ритмичность, лиричность приблизили прозу И.С. Тургенева к поэзии. Образ воробья стал для меня символом самопожертвования во имя любви. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева оставляет очень сильное впечатление. Поражает изумительный сплав прозы и поэзии, слившихся в органичное целое.
И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).
«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.
Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.
Художественный стиль
Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил — не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.
А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.
Жанровые особенности произведения
Рассказ «Воробей» относится к лирическим произведениям, которые Тургенев писал только в моменты особенного вдохновения на клочках бумаги, которые потом приходилось собирать воедино. Особенностью этого жанра его произведений является яркое, эмоциональное и красочное описание чувств лирического героя. Стихотворение в прозе не требует особой ритмики и рифмы, но позволяет вложить в произведение особую яркую эмоциональность и особое раскрытие характеров героев через литературные приемы, присущие стихотворениям.
Особенностью данного произведения можно смело считать также и то, что главными героями этого стихотворения в прозе являются не только люди, но и животные, и смысл рассказа передается напрямую через их образы и поведение. Среди героев рассказа можно выделить Охотника, который честен и принципиален, лишен агрессии и не поднимает руку на беззащитное животное, его пса, который живет инстинктами и видит в беззащитном птенце только добычу, и взрослого воробье, который смело бросается на защиту птенца
Каждый лирический герой, вне зависимости от того, человек это или животное, получает свой характер и внимание автора. Его замысел и основная мысль также реализуются через взаимодействие лирических героев и раскрытие их особенностей характера
Характеристика главных героев
Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик. Краткое описание персонажей:
Пёс Трезор. Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробьишке спешит родитель.
Птенец. Пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.
Старый воробей. Черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу. Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее
Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.
Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование
Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.
Действующие лица
Лирический герой, представленный в образе охотника — честный и принципиальный мужчина, которому несвойственна агрессия и жестокость. Персонаж охотится, но играет по определенным правилам: берет только то, чем может завладеть на равных условиях. Животное, лишенное способности сопротивляться, не нужно этому человеку. Он пытается бережно относиться к дарам природы, экономично растрачивая ее ресурсы
Сердце его очень доброе, поэтому он оставляет семью воробьев, восхищаясь отважностью птицы.
Трезор — собака охотника, которая старается завладеть дичью в виде маленького птенца. Пес является олицетворением не столько зла, сколько жизненных трудностей
Сам факт, что животное уступает добычу воробью, свидетельствует, что представитель рода собачьих следует инстинктам, а не собственным убеждениям.
Воробей. Выступает самоотверженно перед опасностью. Именно родительская любовь вынуждает его рисковать жизнью ради птенца. Автор пишет об этом бескорыстном, жертвенном чувстве, которое свойственно всему живому, именно это и отличает его от природного инстинкта. В этой ситуации маленький птенчик нуждается в заботе и боится приближающейся угрозы, однако взрослая птица не задумывается о последствиях, ему важна судьба малыша.
Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе — необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.
Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.
Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.
Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.
В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.
Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, — благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.
Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.
Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.
Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.
Средства выразительности
Для передачи читателю эмоционального настроения и особого накала, Тургенев применяет много ярких эпитетов в описании птенца воробья. Метафоры придают произведению особую выразительность.
При подготовке к сочинению всегда составляется подробный план. Он помогает излагать мысли последовательно, не упуская мелочей
Для этого следует прочитать стихотворение вдумчиво, обращая внимание на детали, нелишним будет составление собственного анализа
В русской литературе имеется ряд подобных произведений. У Владимира Степанова есть небольшое стихотворение о маленьком воробьишке, где птичка выступает главным героем. Похожий сюжет и в сказке «Воробей и курица».
Несколько аналогичных произведений можно сравнить и сделать анализ, отметив похожие и отличительные черты. У каждого автора свой стиль, они используют различные средства выразительности художественного произведения. Например, в стихотворении Тургенева автор благоговеет, а пес Трезор смущается. Степанов в своем произведении заставляет воробья стесняться и вздыхать.
Можно обратить внимание и на другие средства выразительности, проведя между ними параллель. Для каждого произведения следует определить тему и мораль
Это поможет правильно подобрать аргументы и написать содержательное сочинение.