Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Символизм стихотворения
Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.
Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.
Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.
Краткий анализ строф
Возвращение блудной супруги лирический герой Блока принял с благодарностью, как будто своим очередным пришествием она хотела вдохнуть жизнь в его усталое тело и пустой дом.
Автор строк не только прощает супругу, но и сравнивает её с небом, а также сразу признается, что пока она почивала в одной постели с актером театра Мейерхольда, он тосковал по ней и томился.
Прощение пришло само по себе, Блок не мог не простить, даже если бы стоял со свечкой у постели жены-изменщицы:
Вместе с тем далеко и до счастья, после этой измены (а она была не одна в супружеской летописи) между мужем и женой почти вакуум — ничего нет, даже слов…
Эту ситуацию Блок видит по-своему – просто счастье опоздало к сердцу и приходится иметь то, что имеешь, иного не дано.
Завершается стих на спокойной ноте, в глаза герою смотрит вечность, на его сердце покой, а вчерашний костер волнения залит прохладной росой синей ночи…
Странная пара
Изначально у Блока и Менделеевой было разное понимание близости, они по-разному смотрели на супружескую жизнь. Александр считал, что главное это духовное единство, а Любовь хотела интимной близости, ждала плотных объятий и горячего от страсти ложа. Возможно, поэт отвергал (практически отвергал) физический интим, потому что имел негативный опыт с проститутками и не хотел его переносить в семью.
Так пара и жила, пока Менделеевой не показалось, что в ней умирает актерский талант, она не пробилась в труппу Мейерхольда и не уехала с ней на гастроли. Там у Любы случился роман с актером, от близости с которым она забеременела, так и вернувшись к мужу с чужим отроком в животе.
Блок простил и даже был готов принять ребенка, но он вскоре после рождения умер (прожил 8 дней).
Об этом великом, но глупом, прощении и идет речь в стихотворении.
Полный текст
Она, как прежде, захотелаВдохнуть дыхание своеВ мое измученное тело,В мое холодное жилье.
Как небо, встала надо мною,А я не мог навстречу ейПошевелить больной рукою,Сказать, что тосковал о ней…
Смотрел я тусклыми глазами,Как надо мной она грустит,И больше не было меж намиНи слов, ни счастья, ни обид…
Земное сердце уставалоТак много лет, так много дней…Земное счастье запоздалоНа тройке бешеной своей!
Я, наконец, смертельно болен,Дышу иным, иным томлюсь,Закатом солнечным доволенИ вечной ночи не боюсь…
Мне вечность заглянула в очи,Покой на сердце низвела,Прохладной влагой синей ночиКостер волненья залила…
30 июля 1908 года.
Стихотворение «Она, как прежде, захотела» легло на бумагу летом 1908 года и посвящено измене супруги, которую Блок в очередной раз прощает и принимает. Стих входит в цикл «Возмездие» и включен в третью книгу произведений Александра Александровича.
400 школьных сочинений — Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006
А. А. БлокАнализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)
Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. д.
Поэтическая судьба А.А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX века — символизмом. Для всей лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических отступлений. Так, К. И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока — «туманы» и «сны». В стихотворении «Осенняя воля» мы тоже встретим немало таких символических образов и слов. В данном произведении отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. Любовь к Родине у Лермонтова и Блока это не громкие слова о патриотизме и жертвенности, это сопричастность горькой судьбе тех, « кто умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной: « Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!» Чувство любви к России у Блока более интимное, более личное. Не случайно образ родины «перетекает» у Блока в образ женщины — прием, который будет повторяться и в более поздних его стихотворениях о родине.
Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. « Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, многие его стихотворения были положены композиторами на музыку», — так писал Валерий Брюсов о поэзии Блока. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.
Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Родина, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?
Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту.
Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званый», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.
Нет, иду я в путь никем не званый,И земля да будет мне легка!Буду слушать голос Руси пьяной,Отдыхать под крышей кабака.
Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место «на просторах» Родины…
Много нас — свободных, юных, статных —Умирает, не любя…Приюти ты в далях необъятных!Как и жить и плакать без тебя!
В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…
ПредыдущаяСледующая
Анализ стихотворения Блока «Всю жизнь ждала…»
Семейная жизнь Александра Блока с самых первых дней складывалась непросто. Поэт боготворил свою избранницу, однако был убежден, что в браке важен духовный союз, а не физическая близость. В итоге Любовь Менделеева очень скоро обзавелась огромным количеством любовников и даже приняла решение уйти от супруга к поэту Андрею Белому, с которым, впрочем, прожила лишь несколько месяцев.
Супруга Александра Блока является довольно успешной театральной актрисой, часто гастролирует и очень легко заводит новые романы, которые поэт воспринимает со смирением и покорностью. От одного из своих возлюбленных Любовь Менделеева рожает сына, которого Блок из благородства решает признать собственным ребенком. После его появления на свет в 1908 году поэт пишет стихотворение «Всю жизнь ждала…», которое посвящает супруге.
Его очаровывает образ женщины-матери, которая склонилась над кроваткой малыша, ожидая, пока он уснет, и ее «волос распущенная прядь на плечи темные спустилась». Блок по-прежнему любит свою супругу и пытается подавить в себе ревность, злость и агрессию, хотя и понимает, что такое возможно лишь в сказке, а не в обычной жизни. В реальности же автор признается, что внутренний голос постоянно нашептывает ему одно и то же: «Качай чужую колыбель, ласкай немилого ребенка». Душу поэта разрывают весьма противоречивые чувства. Он не может принять малыша как собственного сына, но в то же время мечтает о том, чтобы его взаимоотношения с супругой наладились. «Хочу по имени назвать, дышать и жить с тобою рядом», – отмечает поэт. Однако он понимает, что отныне между ним и его избранницей пролегла глубокая пропасть. Ведь и сам Блок, расставшись с супругой, не стал хранить ей верность, меняя любовниц, словно перчатки. Ко всем этим женщинам у поэта весьма определенное отношение – «отрава – вслед другой отраве». Пытаясь найти утешение в объятиях случайных подруг, Блок все чаще и чаще ловил себя на мысли, что он уже никогда не будет по-настоящему счастлив. И единственное, в чем он еще черпает утешение, связано с творчеством, в котором поэт может открыто выражать свои мысли и чувства. Поэтому всю свою нерастраченную любовь Блок хочет подарить незнакомым людям, рассчитывая на то, что когда-нибудь они все же вспомнят о нем и «на могильном камне начертят прозвище: Поэт»
Таким образом, этим стихотворением Блок словно бы подводит черту под своей семейной жизнью, принимая очень важное для себе решение остаток дней посвятить творчеству
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.
- Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
- Анализ стихотворений Майкова
- Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова
- Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.
Ante Lucem
Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле
Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:
- «Офелия в цветах, в уборе…»;
- «Песня Офелии»;
- «Гамаюн, птица вещая»;
- «Сирин и Алконост»;
- «Накануне Иванова дня…»
Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.
Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».
Жанр, рифма, композиция и тропы
Стихотворение написано в миксте жанров любовной и философской лирики, имеет линейное развитие сюжета с концовкой в виде полного умиротворения лирического героя.
Рифмовка перекрестная (захотела – свое – тело – жилье), где доминируют открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (земное сердце, синяя ночь, измученное тело, больная рука, холодное жилье и т д).
- Олицетворения (вечность заглянула, небо встало, сердце уставало).
- Метафоры (захотела вдохнуть дыхание своё, вечной ночи не боюсь, вечность костер волненья залила).
- Гипербола (смертельно болен).
Менделеевой Блок посвятил много стихотворений, одно из них «Мы были вместе», написанное в 1899 году, когда Александр только мечтал о Любе и до их венчания было ещё 4 года.