Краткое содержание
Действие разворачивается в провинциальном городке Калинове. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви. Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу.
Ниже приведено краткое содержание по действиям.
Действие 1
Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.
Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны.
На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения. После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой.
Действие 2
Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия.
Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом.
Действие 3
Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто».
Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки.
Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни.
Действие 4
В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет.
Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует.
Действие 5
Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом.
Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту (Сибирь).
Примечание 3
После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене.
Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас».
Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги.
Почему Катерина решилась на самоубийство?
Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, «Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу «Гроза». Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном
виде.
Благодаря этому, пьеса обрела народный характер. В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. Основные действия пьесы происходят в городе Калиновце. В этом городе царят корысть и жестокость.
Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег.
За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Главная героиня пьесы это Катерина. Катерина
— натура поэтическая, она чувствует красоту природы. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души.
Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки. Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины — это поэтический мир сказочных образов.
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина — очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».
«Леди Макбет Мценского уезда», краткое содержание по главам очерка Лескова
Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Ее характер дает ей опору от постоянных напастей Кабанихи, зная свою правоту и невинность она старается противостоять ей. Но не найдя союзников в этом темном царстве противостоять Кабанихе становится все сложней. Слова Тихона перед отъездом ранили Катерину.
Она была готова любить и уважать своего мужа, если бы только он мог ей дать для этого малейший повод. Но Тихон слаб и безволен. Он не представляет собой ничего, безумно боится своей матери, предпочитает ей не перечить и напиваться при любой возможности. Но в душе Катерины по-прежнему есть жажда любви. И со всей душевной искренностью героиня влюбляется в Бориса.
Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, не похожим на окружающих. Катерина тяжело переживает свою тайную страсть. Ведь измена — большой грех, это претит ее чистой душе. Сознание совершенного греха еще больше мучает героиню. В ее душе произошел трагический надрыв.
Измена не только грех с точки зрения христианства, но и предательство ее собственных устоев, представлений о морали, добре и зле. Возможно, у Катерины еще был шанс на счастье. Она умоляла Бориса увезти ее из этого города. Но Борис слишком озабочен своим наследством.
Он не смеет перечить дяде. Героине уже нет спасения. Она признается в измене, понимая, что жить так больше не сможет. Трагедия положения Катерины заключается в безысходности.
И вот Катерина решается на самоубийство. Но что это было? Проявление слабости? Нет.
Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч». Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни
Драма «Гроза» имела особо важное значение
Любовь Катерины к Борису
Любовь у Катерины не является высшей потребностью души, как у героини «Бесприданницы» Ларисы Огудаловой. Это лишь форма протеста против быта купеческой среды, символ свободы. К Борису Катерина относится не как к возлюбленному, а как к воплощению своей мечты о свободе.
Смотреть галерею
Эти персонажи так и не находят общий язык: главная героиня смогла подняться над бытом калиновского общества, а Борис оказался неспособен на это. Так почему Катерина решилась на самоубийство?
Героиня решила утопиться не от «несчастной любви» и даже не от греховной, «невозможной» — ее толкнул на это калиновский быт, поскольку подобное желание не могло осуществиться в узких рамках этого города. Таким образом, у Островского впервые быт становится формой жизни, отражением стремлений человека, появляется так называемая «философия быта».
Внутренний конфликт
Трагедия «Гроза» самоубийство Катерины определяет не только как ее внешний конфликт с «темным царством», но также и как внутренний конфликт героини. В ее душе происходит борьба между старым и новым. Мысль о нарушении морального долга преследует Катерину: она считает, что согрешила, что ей никогда не получить прощения. Это религиозное сознание греха особенно тяжело и мучительно для главной героини. Ей попеременно овладевают сознание собственной вины и героическое отчаяние. Каждый свой поступок главная героиня воспринимает как шаг по направлению к пропасти, считая, что обратной дороги нет. Надежды на спасение Катерина не видит, к ней ни разу не приходит мысль о возможности прощения грехов и спасения души.
2 вариант
В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.
Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.
Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.
Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.
Драма Катерины
В лице молодой Кабановой автор показывает традиционный образ непорочной и сильной духом русской женщины, в душе которой разыгрывается самая настоящая гроза. Катерина, которая по натуре своей является мечтательной, чистой и неспособной на притворство, не может жить и нормально функционировать в обществе обитателей города, ежедневно подвергаясь окружающей ее лжи и нападкам свекрови.
В душе героини постепенно зарождается настоящий протест против устоев местного «темного царства» — словно облака чернеют перед грозой. Катерина воспитывалась в атмосфере любви и заботы — такие выводы можно сделать из ее упоминании о родительском доме:
- «точно птичка на воле»;
- «маменька в ней души не чаяла»;
- «работать не принуждали»;
- «вышивала, ходила в церковь, гуляла».
Ей тяжело смириться с гнетущей обстановкой и несправедливостью в доме супруга. Такой образ жизни тяготит Катерину и делает ее несчастной. Чему свидетельствуют следующие ее выражения:
- «Я у вас завяла совсем… Такая ли я была!..»;
- «Да здесь все как будто из-под неволи»;
- «Никогда не быть мне свободной».
В душе девушки неизбежно разразилась ее собственная гроза, начинающаяся с тревоги и смятения, которые вызывает запретная любовь к Борису, и заканчивающаяся чувством непростительного греха перед людьми, что приводит к покаянию. Внутренний конфликт толкает главную героиню на самоубийство.
Версии создания произведения
На момент начала работы над драмой «Гроза» Островский уже являлся знаковой фигурой в литературном и театральном обществе страны. Он внёс огромный вклад в развитие театральной постановки, написал несколько пьес, которые пользовались популярностью.
Существует 3 версии создания этого произведения. Первая связана с путешествием автора по Волге в составе большой экспедиции. Александр Николаевич изучал традиции и нравы местных народов, фиксируя всю информацию в своём дневнике. Исходя из этой версии, именно жители таких поволжских городков, как Тамбов, Тверь, Осташково являются прототипами героев знаменитого сочинения.
Наиболее правдоподобной выглядит третья версия создания легендарной драмы. Она основана на биографии писателя и трагедии его личной жизни. Дело в том, что Островский был серьёзно увлечён знаменитой актрисой Любовью Павловной Косицкой. И Александр Николаевич, и его возлюбленная были несвободны. Даже после смерти своего мужа Любовь Косицкая продолжала отвергать чувства Островского. Критики уверены, что именно актриса является прототипом главной героини. К слову, именно Косицкая впервые сыграла роль Катерины и эта работа принесла ей большую известность.
В 1859 году Александр Николаевич закончил работу над произведением и отправил «Грозу» на цензурную проверку в столицу. Драма произвела резонанс среди читателей. Причин для этого было много:
- Старые общественные и семейные порядки угасали, а «Гроза» демонстрировала нетривиальные отношения между мужем и женой, нехарактерное для того времени поведение женщины.
- Тема самоубийств крайне редко обсуждалась в русской литературе XIX века по причине религиозности общества.
- Описанный Островским внутренний конфликт Катерины не позволяет отнести её поступок однозначно к греху или добродетели.
Анализу произведения Островского были посвящены работы известных литературных критиков. Например, Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», Писарев представил «Мотивы русской драмы». Сюжет пьесы по сей день вдохновляет художников, поэтов, музыкантов, режиссёров театра и кино.
Популярные сегодня темы
-
Визит Чичикова к помещице Коробочке сочинение
Коробочка выделяется из общего ряда помещиков, которые выстраивает Гоголь. Есть много интерпретаций касательно того олицетворением чего являются помещики. На мой взгляд
-
Анализ произведения Человек-амфибия Беляева
«Человек-амфибия» – одно из лучших произведений Александра Беляева и самых популярных. Доктор Сальватор проводил опыты по пересадке человеку органов от животного
-
Образ и характеристика Ундины в романе Герой нашего времени Лермонтов
И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь «честных контрабандистов».
-
Образ Графа Ильи Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
Известнейший роман-эпопея Льва Николаевича Толстого славится не только огромным количеством актуальных и просто интересных для прочтения тем, но и колоритными образами персонажей.
-
Анализ сказки Дюймовочка Андерсена
Ганс Христиан Андерсон написал волшебную сказку «Дюймовочка». Главной героиней произведения является девочка маленького оста, которая жила в бутоне тюльпана. Она была безумно красивой, изящной и нежной
Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость? Сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского глубоко засела в сердцах читателей. Эта пьеса заставляет задуматься о жизни героев, об их поступках, проанализировать действия главных героев и ответить на вопрос, который волнует многих читателей: «Правильно ли поступила Катерина, совершив самоубийство?». Хочу подробнее разобрать этот вопрос и дать на него свой ответ.
Катерина – главная героиня пьесы, у которой есть любящий муж, она живёт в достатке и, казалось бы, не испытывает никаких проблем в жизни. Так почему же в итоге она совершила самоубийство и достоин ли этот поступок презрения, а может наоборот, одобрения? На самом деле, причин данного суицида было несколько. Самая главная – это измена со стороны Катерины. Эта героиня живёт чувствами, слушает только своё сердце, именно оно подсказывает ей, что измена с её стороны – грех, который невозможно простить.
Это чувство давит на неё изнутри, она изнемогает только при одной мысли об измене. Как итог – она не выдерживает этих мыслей и решает утопится в Волге. Также, к причинам смерти Катерины можно отнести ужасные отношения со свекровью. Вспомнить только, какие слова свекровь говорила в адрес главной героини, как унижала и заставляла своего сына делать то же самое. А когда свекровь узнала об измене Катерины, то вовсе вышла из себя и заставляла сына избить свою жену. Это стало очень нагнетать Катерину и жить в таких условиях она не смогла. Но достойна ли Катерина называться сильной, совершив суицид?
Я считаю, что это всё проявление её слабости, нежели силы. Да, эти события навалилась на её хрупкие плечи, да, её начало презирать общество, её бросил любимый человек. Но эта девушка могла бы справится с этими трудностями, пережить их и начать новую жизнь с чистого листа. В конце концов, её муж простил Катерину и осознал, почему она решилась на измену. Думаю, если бы она не совершила самоубийство, Тихон в любом случае остался бы с ней и поддерживал в любой ситуации. Кто знает, может он бы стал противоречить матери, которая то и дело упрекала во всём этого персонажа.
Вместо решения проблем, проявления своей силы, она решает пойти по наиболее лёгкому пути. Изменил ли её поступок что-то в жизни других главных героев? Скорее нет, чем да. Кабаниха ( свекровь Катерины и мать Тихона) после смерти главной героини всё равно нелестно отзывалась о ней. В жизни Бориса Григорьевича (любовника Катерины) также не произошли какие-либо изменения. Хоть он и говорил о том, как любит Катерину, унывать за ней вовсе не стал. Тихон так и остался «маменькиным сынком», который способен только позавидовать мёртвой жене. Да, она облегчила свои страдания, но проявила себя маленькой девочкой, неспособной справляться с трудными ситуациями.
Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость Сейчас читают:
- Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение Данный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле. В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день
- Сочинения на тему Зима
- Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс) Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны.
- Сочинения 3 класс
- Сочинение про профессии
- Сочинения Разная осень по вашим наблюдениям 3 класс Осенняя пора настолько прекрасна и непредсказуема, что не написать про осень просто невозможно. Осень на самом деле очень разная. То она угрюмо серая, а бывает осенью свежо и ярко. Именно про это мы поговорим далее.
Мнения критиков
Одним из тех, кто дал свою оценку работе, был А. Н. Добролюбов. Критик охарактеризовал «Грозу» Островского как самое решительное произведение, где самодурство довело до трагичных последствий. Анализируя образ Екатерины, Добролюбов писал, что для таких людей гибель лучше, чем жизнь при противных им началах. По его мнению, сила заключается в цельности и гармонии характера.
Врывающийся воздух и свет в келью Катерины вопреки всем предосторожностям заставляет стремиться к новой жизни, ей не страшна даже смерть в этом порыве. Что есть смерть в сравнении с жизнью в доме Кабановых, которую она считает прозябанием? По мнению Добролюбова, Катерина проявила силу своим поступком
Она действовала вовсе не импульсивно, потому как знала, что проживёт недолго. Катя — та порода людей, которые живут крайностями. Такой подход к жизни помогает сохранить себя, и единственный выход для неё — смерть.
На эту тему Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве». Он считал, что девушка не смогла терпеть выходки Кабанихи, так же как и врать во благо. Катя решила не оставлять душу на растерзание самодурам тёмного царства, поэтому жизнь для неё невозможна в любых смыслах. Решение о самоубийстве позволяет обрести свободу через смерть.
Другой русский критик Д. И. Писарев, напротив, расценивал самоубийство как бессмысленный поступок. Своё мнение он высказал в статье «Мотивы русской драмы». Стоило Борису только посмотреть, как Катя тут же влюбилась, на все ворчания Кабанихи героиня изнывает. Выходом из тупика девушка видит смерть, а могла бы облегчить страдания себе и другим.
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
Анализ пьесы «Гроза»
Тихону не терпится вырваться из-под власти Кабанихи. Персонаж просто морально устал от своей властной маменьки. Для Тихона под «грозой» подразумевается материнский контроль, ее постоянная опека, собственные страхи героя пьесы. Страх возмездия свойственен практически всем персонажам. Исключение — Кулигин. Механик-самоучка пытался даже сконструировать громоотвод, который помог бы ему справиться с грозой. Кулигин не считал природное явление чем-то опасным для себя.
Начало гроза ознаменовалось лишением общества покоя. Все на интуитивном уровне понимали, что назревает конфликт. Разногласия так и не удалось разрешить. И именно гроза стала своеобразным толчком, который способствовал выведению противоречий на новый уровень. Для Катерины гроза стала знаком свыше. У молодой женщины больше не было сил, чтобы противостоять лицемерию и самодурству. Она не хотела больше быть связанной с «темным царством». Катерина была доведена до отчаяния. Жить в грехе запретной любви героиня пьесы тоже не могла. Можно сказать, что гроза является символом сильных чувств, которые испытывала Катерина к Борису. Эта тайная связь никому из персонажей не принесла счастья.
Сочинение 3
Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу вовсе, третьи посчитали, что автор написал его в пику власти.
Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.
Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.
Центральной проблемой произведения Островского становится отсутствие свободы, как таковой, и право выбора. Как одно из событий, которое указывает на это, прозвище главной героини. Катерину нарекли «белой вороной» за неспособность и нежелание примириться с рамками, в которые ее загнали.
Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.
Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.
Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.
Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.
Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.
Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.
По замыслу Островского, пьеса «Гроза» должна была обнажить разложившееся лживое общество людей, которые не хотят ничего менять. В условиях произвола свободной и желающей развиваться личности остается только выживать.
Суть
Действие разворачивается в Калинове — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.
Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.
В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.