Любовная лирика лермонтова в 12 стихотворениях

Краткий анализ стихотворения лермонтова «я не унижусь пред тобою…» по плану

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано с очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И всё же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его: она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

«Она не гордой красотою…»

Это дно из первых стихотворений, которые посвятил Вареньке Лермонтов. Тема любви к ней занимает центральное место в его творчестве. По мнению литературоведа Николая Бродского, в стихотворении Лермонтов сравнивает двух любимых женщин: Лопухину и Иванову. Образ героини противопоставлен идеалу светской красавицы. Автор рисует идеальную женщину, которая покоряет не внешней красотой, а внутренней.

В антитезе «гордая красота — чудная простота» заложена главная мысль произведения. «Гордая» означает неприступная, та, которая позволяет себя любить, но не испытывает ответного чувства.

Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою»

Стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)» посвящено одному из первых любовных разочарований Лермонтова. Современники не догадывались, кому оно было в действительности посвящено. Лишь значительно позднее исследователи установили, что таинственная возлюбленная – Н. Иванова. Молодой поэт познакомился с ней в 1830 г. и быстро влюбился. Неизвестно, как девушка ответила на его чувства, но Лермонтов, вероятно, считал, что может надеяться на взаимность. Встречаясь с Ивановой только на балах, поэт постепенно понял, что был одним из многочисленных поклонников ветреной красавицы. Между молодыми людьми произошел решительный разговор, после чего всякие отношения прекратились. В 1832 г. Лермонтов сумел беспристрастно взглянуть на неудавшийся роман. Свои впечатления он выразил в стихотворении «К* (Я не унижусь пред тобою…)».

Произведение очень эмоционально. Заметно, что автор искренне любил девушку и глубоко переживал эту душевную травму. Ему нелегко далось утверждение: «мы чужие с этих пор». Лермонтов с раннего возраста считал главным идеалом свободу, но преступил через нее ради любви. Поддавшись внезапной страсти, он совершил большую ошибку в жизни. Девушка стала в его глазах новым божеством, для которого он ничего не жалел. Конечно, в заявлениях юного романтика еще много преувеличений. Недолгие отношения он считает пожертвованными годами, когда он «целый мир возненавидел», отдав все чувства любимой.

С другой стороны, Лермонтов достаточно здраво судит о потраченном зря времени, которое он мог использовать для развития своего поэтического дара. В более зрелом возрасте поэт вообще почувствует презрение к балам и маскарадам. Возможно, истоки этого презрения лежат в неудавшейся любви.

Судя по стихотворению, девушка давала поэту какие-то обещания. С ее стороны это была просто кокетливая игра. Но возвышенная душа Лермонтова воспринимала эти слова за чистую монету. Поэт слишком поздно понял, что был для Ивановой очередной забавой.

Только теперь автор прозрел, он заявляет: «я горд!». Совершенная ошибка стала огромным уроком на будущее. Поэт утверждает, что больше никогда не станет унижаться перед кем-либо. Намек на удаление «под небо юга» — традиционная для XIX века угроза уехать на Кавказ. Лермонтов заявляет, что отныне будет тверд душой и сердцем. Коварная измена девушки, которую он считал ангелом, заставила его навсегда потерять уважение к женщинам. С этого времени он сам будет приносить ложные клятвы и разбивать сердца.

Торжественность и пафос произведения постепенно нарастают. В финале автор заявляет, что возлюбленная понимала, на что он был способен ради нее. Но сам он находился в любовном тумане и не знал, что в действительности представляет собой мнимая «богиня».

Стихи Лермонтова о дружбе

Разлука

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..
Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Два брата

«Ах, брат! Ах, брат! Стыдись, мой брат!
Обеты теплые с мольбами
Забыл ли? Год тому назад
Мы были нежными друзьями…
Ты помнишь, помнишь, верно, бой,
Когда рубились мы с тобой
Против врагов родного края
Или, заботы удаляя,
С новорожденною зарей
Встречали вместе праздник Лады.
И что ж? Волнение досады,
Неугомонная вражда
Нас разделили навсегда!..»
– «Не называй меня, как прежде,
В благополучные года.
В те дни, как верил я надежде,
Любви и дружбе… я знавал
Волненья сердца дорогие,
И очи, очи голубые…
Я сердцем девы обладал:
Ты у меня его украл!..
Ты завладел моей прекрасной,
Ее любовью и красой,
Ты обманул меня… ужасно!
И посмеялся надо мной».
Умолкли. Но еще стоят
В душе терзаемы враждою.
На каждом светлые блестят
Мечи с насечкой золотою,
На каждом панцирь и шелом,
Орлиным осенен крылом.
Всё пусто вкруг в дали туманной.
Пред ними жертвенник. На нем
Кумир белеет деревянный.
И только плющ виясь младой
Лелеет жертвенник простой.
Они колена преклонили,
Взаимной злобой поклялись.
Вот на коней своих вскочили
И врозь стрелою понеслись.
Давно ль? Давно ли друг без друга
Их край родимый не видал?
Давно ль, когда один страдал
В изнеможении недуга,
Другой прикованный стоял
Нежнейшей дружбой к изголовью?
Вдруг, горьким мщением дыша,
Кипят! Надменная душа
Чем раздражилася? – любовью!
Аскар, добычу бранных сил,
Финляндку юную любил.
Она лила в неволе слезы
И помнила средь грустных дней
Скалы Финляндии своей.
Скалы Финляндии пустой,
Озер стеклянные заливы
И бор печальный и глухой,
Как милы вы, как вы счастливы
Своею дикой красотой…
Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными. Вкруг их
Растут кудрявые рябины,
На высотах чернеют пни
Иль стебли обгорелых сосен.
В стране той кратки дни весны
И продолжительная осень…

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Композиция

Стихотворение «Нищий» состоит из трех строф.

  1. В первой строфе поэт рисует картину: старик, сидящий у «врат обители святой». Он очень тощий, весь его образ выражает страдание.
  2. Во второй строфе картина оживает. Бедняк просит хлеба, но вместо него получает камень.
  3. В третьей строфе поэт раскрывает, что история несчастного нищего является метафорой личной истории лирического героя Лермонтова. Нищий обманут, как обманут сам герой его холодной возлюбленной.

Можно сказать, что стихотворение делится на две логические части: метафора и ее обнажение, в котором говорится о переживаниях лирического героя.

Тема и проблематика

При анализе стиха Лермонтова «Нищий» нужно выявить темы, которые были раскрыты в произведении. Поэт с помощью метафор описал сразу несколько проблем:

  • предательство и обман,
  • несчастливая любовь,
  • одиночество,
  • людская черствость.

Основная тема — предательство и обман. Лирический герой сравнивает свою потребность любви с нуждой голодного бедняка в хлебе. Но возлюбленная остается холодна к его мольбам и чувствам, она предает его и уходит. Отсюда возникает проблема безответной любви. С голодом сравнивается и чувство отсутствия взаимности. Герою тяжело переносить отказ любимой, он считает себя нищим в духовном плане. Такой голод невозможно утолить едой или богатством, в этом помогут только взаимные чувства.

Одинокого героя презирают все — самые близкие люди, общество, знакомые. Он ничем не лучше бедняка, над которым потешаются и издеваются. Влюбленный юноша так же протягивал руку за ответными чувствами, но вместо них получил камень. Он остается наедине со своим страданием, одиночество полностью поглощает его.

Главная проблема, выявленная при анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» — людская холодность и черствость. Вместо необходимой помощи, бедняк получает камень, а герой — предательство. От этого оба начинают только сильнее страдать. Для одной категории людей такая ситуация смешна, а для ее участников она превратилась в настоящую трагедию.

А самое печальное, что из-за жестокости со стороны других и сам объект насмешки может стать черствым. Нищий использует камень, чтобы силой добыть себе еду. А лирический герой — Лермонтов — из-за отказа возлюбленной разрушил ее отношения.

Проблема неверности прослеживается во многих произведениях Лермонтова. Дело в том, что не только Сушкова предала его. На пути поэта встречались еще несколько женщин, которые не ответили ему взаимностью или позже предпочли других женихов. Сам поэт понимал, что невзаимные чувства заставляют его на время забывать о творчестве. Но позже они же позволяли ему написать новые стихотворения.

Образы и символы

Главный лирический герой здесь – Он. Но не тот, каким являлся на момент написания, а тот молодой юнец, который когда-то позволил себе полюбить, позволил забыть обо всем, окунаясь в водоворот ранее не изведанных чувств. Лермонтов жалеет того себя, сочувствует ему, высмеивает: «Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем». Как четко он сумел охарактеризовать то, что затем и происходило в его жизни. Он стал не затворником внешне, но предпочел запереть свои чувства подальше не только от посторонних глаз, но и от самого себя. Хотя, судя по его произведениям, у Лермонтова подобное получилось плохо.

Само по себе стихотворение — письмо. К ветреной, взбалмошной девушке, которую он любил. Сожалеет ли об этом автор? Судя по строкам — да, но все же что-то есть в его словах наигранное, будто он сам себя убеждает, что сожалеет о времени, проведенном у ног возлюбленной. Он словно кричит, что она отняла время от его творчества: «Как знать, быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья».

Композиция текста

Все стихотворение состоит из трех строф. У каждой своя тема и идея. План по строфам:

  • первая — описание нищего,
  • вторая — события со слепым,
  • третья — обнажение метафоры.

В первой строфе описывается сам нищий. Он сидит у ворот святой обители. Это тощий слепой старик, вся его внешность говорит о лишениях и страданиях. Вторая строфа содержит описание поведения бедняка. Он просит подать ему хлеба или денег, но вместо этого кто-то решил пошутить и положил ему в руку камень.

В третьей строфе поэт приводит метафору: он сравнивает жизнь бродяги со своей любовной историей. Как шутник обманул нищего, так и лирическому герою солгала его возлюбленная. Все стихотворения можно логически поделить на две части. В первой описывается метафора, а во второй она обнажается: переживания героя сравниваются со страдальческой жизнью слепого нищего.

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

«Я целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней», — рассказывает он. Но читатель с первой строки понимает, что роман не имел продолжения.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

От строки к строке меняется настроение поэта. От упреков в адрес любимой («Знай, мы чужие с этих пор») он переходит к сожалениям об утраченных возможностях («Я дал бы миру дар чудесный»).

Затем пытается взять себя в руки, возрождая чувство собственного достоинства («Я не соделаюсь рабом»).

В финале стихотворения лирический герой планирует свое будущее. Чтобы справиться с душевной болью, мечтает уехать в чужие края, наслаждаться и «обманывать безбожно». Он больше не верит в любовь.

Символы и образы

Обязательно при анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» нужно указать, какими образами и символами воспользовался поэт. В произведении присутствует религиозная символика:

  • святая обитель,
  • нищий на ее пороге,
  • подаяние камня вместо хлеба.

В первой строке читатель знакомится с образом святой обители — церковью. Но в последней строфе она превращается в любовь. Только лирический герой не может попасть внутрь этого храма, так как его останавливает скованность и холодность его любимой. Она не приносит ему радости, обманывает и заставляет страдать.

Образ нищего Лермонтов часто использует в своих произведениях. Он сравнивает себя, своего лирического героя с бедняком. Только он лишен не только денег и крова, а и искренних чувств, надежных друзей. Его презирает возлюбленная, не воспринимает общество. Поэт так часто прибегает к этой метафоре из-за того, что он очень любил творчество Байрона. А у этого писателя почти все герои — одиночки, отвергнутые толпой.

Камень, который нищему подали вместо хлеба, впервые появился не в стихотворении Лермонтова, а в 11 главе Евангелие. В священных строках говорится, что никакой отец не сможет подать своему сыну вместо рыбы змею, вместо хлеба камень, а яйцо заменить скорпионом. Поэт опирается на божественное милосердие, но в последней строфе стиха его нет — бедняк получил свой камень, а лирический герой был предан и обманут.

Темы и проблемы

  • Основной темой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» является тема обмана и предательства. Главным здесь становится любовный обман. Возлюбленная отвергает чувства лирического героя, несмотря на то, что ее любовь важна для него, как кусок хлеба для изголодавшегося нищего. Его мольбы безответны.
  • Безответная любовь — еще одна тема стихотворения. Герой страдает от отсутствия взаимности, и это чувство по силе приравнивается к голоду. Это духовная жажда, которую никак не утолить.
  • Романтические мотивы становятся сквозными в творчестве Лермонтова. Главный из них — одиночество. Лирический герой — изгой, которым никто не дорожит. Его не понимают, но уже презирают.
  • Проблемы в стихотворении «Нищий» — людская холодность, черствость и месть. Вместо необходимой помощи нуждающийся получает камень. Находясь в бедственном положении, он подвергается еще большим страданиям, обману. Одно и то же событие может быть небольшой шалостью для одного и трагедией для другого. Самое грустное заключается в том, что люди передают свои чувства другим. С нищим поступили жестоко. После случившегося, возможно, он использует этот камень, чтобы достать кусок хлеба силой. Когда-то сам Лермонтов не получил любви от Екатерины Сушковой, и в последствии их отношения закончились местью с его стороны.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый вид спорта Какой мой любимый вид спорта? Хмм, это достаточно сложный вопрос ! Я люблю весь спорт. Но наверное больше всего я неравнодушен
  • Технический прогресс сочинение Мир на протяжении уже долгих лет оснащен новыми технологиями. Техника стала неотъемлемой частью нашей жизни, она делает наш труд намного легче, а времяпровождение более занимательным
  • Новогодние хлопоты — сочинение (4 класс, русский язык) Люблю новогоднюю суету. В это время действительно радуешься заботам и ждёшь чего-то волшебного. Ведь Новый год – это грандиозный праздник для всего мира и просто хорошее время для чуда.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев
  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе
  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке
  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники
  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

Михаила Юрьевича Лермонтова, как и всех остальных великих гениев, отличала очень тонкая и ранимая душа. В его ранней лирической поэзии поначалу было много боли, страданий и непонимания. Ведь он тогда еще не мог справляться со своими внезапно нахлынувшими чувствами к такому божеству, как женщина. Мишель, как его звали друзья, мог любить страстно, самоотверженно и буквально до смерти. Очень ярко и трогательно он описывает все эти переживания в своем стихотворении «Нищий». Лермонтов уже потом, в самом конце своей жизни, станет равнодушным циником, а тогда, в 16 лет, для него все еще только начиналось.

Основная идея

Невозможно не понять, о чем конкретно написано стихотворение. И дело тут даже не в четком описании произошедшего, дело в эмоциях, скрытых в каждой строке, каждом слове. Автор не просто пережил то, о чем он пишет, он с этим смирился и оставил в прошлом, позволяя себе взглянуть на ситуацию уже трезво, под совершенно новым углом. Он решил, что справился. Но разве подавить эмоции — это значит справиться? Это стихотворение Лермонтова, которому он так и не позволил увидеть свет, скрыло его настоящее. Не того мужчину, который оставил о себе множество негатива, а того парня, который когда-то все же любил. Взгляд в прошлое, воспоминание о боли и разочаровании в светлых идеалах юности — вот смысл стихотворения «Я не унижусь».

Важно отметить, что поэт пытается оправдать свои дальнейшие измены этим давнишним ударом. Он как бы дает себе разрешение на все последующие прегрешения, на презрение к любви и женщине

И все же нужно отдать ему должное: он так и не напечатал это гневное послание, не посмел. Значит, главная мысль стихотворения «Я не унижусь» — это выплеск негатива на бумагу, психотерапия в искусстве, экспрессионизм. В нем не стоит искать каких-то серьезных мировоззренческих истин, ведь им вытирали слезы, им затыкали душу, готовую проклясть.

История создания

История написания стихотворения «Нищий» содержит в себе интересные факты о произведении и авторе:

  1. Кому посвящено? Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году, а опубликовано только в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения». Оно относится к Сушковскому циклу, частью которого также считаются: «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. — «Черноокой»), «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «К Л» («У ног других не забывал»), «Я не люблю тебя, страстей…». Цикл назван в честь близкой знакомой Михаила Лермонтова – Екатерины Сушковой. На момент их знакомства писателю было всего пятнадцать, девушка же была на два с половиной года старше своего воздыхателя. У нее было множество ухажеров, и она не отвечала взаимностью юному поэту. В год их знакомства (1830г) было написано большинство стихотворений, посвященных ей, «Нищий» в том числе. В каждом из них воплощается влюбленность писателя, его грусть, обида и разочарование, местами прикрытые равнодушием и благородством.
  2. Значение стихотворения в творчестве Лермонтова. Историю отношений Лермонтова и Сушковой сложно назвать счастливой. Девушка игнорировала поэта несколько лет, они расставались и встречались вновь. Ее женихом должен был стать Алексей Лопухин, кузен Лермонтова. Однако в очередной раз увидев предмет своей прежней влюбленности, поэт решил отомстить. Он вскружил Екатерине голову, влюбил в себя и довел до разрыва отношений с Лопухиным, после чего бросил. Стихотворение «Нищий» стало памятником тому времени, когда поэт был юн и искренне, пусть и несчастно, влюблен.
  3. Замысел произведения. Считается, что на создание образа нищего его вдохновил реальный случай из жизни. Молодой поэт ездил с родственниками в Троице-Сергиеву лавру, где встретил слепого нищего. Тот пожаловался, что кто-то пошутил над ним и положил камни в кружку для подаяний.

Варвара Александровна Лопухина

С Варенькой поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.

Никого сильнее Лопухиной так и не сумел полюбить Лермонтов. Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Это и посвященные ей стихи, и персонажи, прототипом которых она стала, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной он адресовал стихотворения: «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…». Не забывает о ней Лермонтов и в более позднем творчестве: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон». Посвящения к поэмам «Измаил-Бей» и «Демон» (1831 и 1838 гг.) также адресованы Лопухиной.

Известно, что этих двоих связывала сложная, странная любовь. Лермонтов любил Варю, она ответила на его чувства, но возникшее между ними недопонимание загубило их жизни. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, однако вскоре раскаялась, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, изменить ничего уже было нельзя.

Историю этой мучительной любви Лермонтов частично воссоздал в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в незаконченной «Княгине Лиговской». В этих произведениях Варя стала прототипом Веры.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в эмоциях Лермонтова. В эти строки он выплеснул свою обиду и печаль. Поэт использует метафору, чтобы показать, насколько глубоки были его чувства и как сильно задела его гордость возлюбленная.

В этом произведении любовь описывается как жизненная необходимость, а не светлое и радостное явление. Она не окрыляет писателя, а словно сбрасывает его в пропасть. Хотя во взаимных чувствах он нуждается, как в кислороде.

Состояние любви зависит от человека, к которому герой ее испытывает. Девушка жестока и холодна, поэтому и чувства болезненные. Так как Лермонтов сам не единожды столкнулся с такой ситуацией, он передает свой опыт читателю. Обман и предательство в любви он считает святотатством и сравнивает его с таким грехом, как насмешка над нищим. Отказать молящему во взаимности — словно бросить камень слепому нищему.

Но беднякам покровительствуют святые. Они защищают и оберегают их ото зла, наказывают обидчиков. Так происходит и с влюбленными. Отверженный человек будет отомщен высшими силами, а насмехающиеся над ним получат по заслугам.

Сам Лермонтов не стал дожидаться божественного вмешательства, он наказал обидчицу самостоятельно. А в своем стихотворении дал понять читателям, что правда всегда на стороне униженных. В этом и заключается основная мысль произведения.

Стихи Лермонтова о свободе

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
*
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
*
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Воля

Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне – судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться.
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах –
Березы да сосны.
Несусь ли я на коне, –
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой, –
Небо светит мне луной;
Мои братья в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир – необъятное!

Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной.
Когда зари румяный полусвет
В окно тюрьмы прощальный свой привет
Мне умирая посылает
И, опершись на звучное ружье,
Наш часовой, про старое житье
Мечтая, стоя засыпает,
Тогда, чело склонив к сырой стене,
Я слушаю – и в мрачной тишине
Твои напевы раздаются.
О чем они – не знаю; но тоской
Исполнены, и звуки чередой,
Как слезы, тихо льются, льются…
И лучших лет надежды и любовь
В груди моей всё оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей,
И кровь кипит – и слезы из очей,
Как звуки, друг за другом льются.

Анализ стихотворения Лермонтова «У ног других не забывал…»

Автобиографическая основа лермонтовского творения 1831 г. несомненна, но вопрос о прототипе, лирической музе юного поэта, остается открытым. Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова или Наталья Иванова – у исследователей есть основания связать историю создания произведения с каждой из этих дам.

Происхождение другого источника, литературного, более чем прозрачно. К нему отсылает подзаголовок произведения. Со стансами Байрона, посвященными неизвестной леди в связи с отплытием автора из Англии, связаны тема морского путешествия и мотивы расставания с возлюбленной. Рефрен «Love but one» декларирует романтическое одиночество и трагизм высоких чувств лирического «я».

Лермонтовский герой убежден, что вечная любовь, идеальная и прекрасная, случается лишь однажды. Остальные увлечения кратковременны и несерьезны, они порождают лишь страдания о «любви прежних дней». Господствует над мучительными воспоминаниями всемогущая и жестокая память, которая именуется «демоном-властелином».

Невозможность забвения утраченной любви побуждает лирического героя к странничеству. Мотив морского путешествия «в безвестную страну», один из лидирующих в байроновском варианте, здесь лишен самостоятельности. В лермонтовской версии он выглядит попыткой бегства лирического субъекта от воспоминаний и собственных размышлений. Показательно, что душевные муки, вызванные утратой высокого чувства, являются уделом героя: его избранница успела забыть своего «певца».

Финальное восьмистишие продолжает тему страданий, порожденных «демоном» памяти. Движения души героя надежно скрыты от «шумного света»: повторение лексем «кто», «как» и «сколько» подчеркивает тщательность, с которой оберегаются заветные тайны. Заключительные строки утверждают тщетность поисков утраченной гармонии: «былая тишина» никогда не вернется.

Рефрен «Люблю, люблю одну», заключающий каждую строфу, содержит анафору. При помощи художественного приема лирический герой постоянно возвращается к теме безвозвратной утраты истинной любви.

Байроновским творением навеяно другое стихотворение, появившееся на свет годом ранее, – «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…») Тема вечной любви здесь представлена по-другому: пережив потерю высокого чувства, герой ощущает «сердечную пустоту» и крушение надежд – не только сиюминутных земных, но и будущих, небесных.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: