Краткое содержание
В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.
На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.
Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.
Тема, идея и проблема
Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:
- Тема — неумение достойно применять собственные знания.
- Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
- Проблема — необразованность и примитивизм.
На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.
И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.
В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.
Мораль и анализ
Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.
Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.
Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.
Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:
- И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
- Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
- Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.
https://youtube.com/watch?v=XsGnYNBU4AY
Приемы образности
Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.
- Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
- Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
- Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
- Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
- Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.
План сочинения к басне Крылова «Ворона и Лисица»
План сочинения по литературе
Басня Крылова «Ворона и лисица» всегда является предметом обсуждения на уроках литературы и очень часто встречается в ЕГЭ. Чтобы хорошо написать сочинение, стоит придерживаться всего лишь двух простых советов — как можно больше читать и больше писать
Более того, важно знать и о том, по какому плану пишется сочинение по литературе
Вступление. В этой части можно рассказать о каких-то интересных деталях из жизни писателя, а также об истории создания произведения. Кроме того, тут же указывается, какая проблема задета автором в произведении. В качестве примера можно привести и других литературных героев.
Постановка проблемы. Это второй этап, который вытекает из введения. Ваша задача — обозначить проблему, которую поднимает в своем произведении автор.
Комментарий по проблеме. Тут надо указать, какое место отведено проблеме в тексте, а также перенести ее на жизнь, указав, как она проявляется.
Позиция автора
Чтобы ответить на данный вопрос, важно изучить произведение очень внимательно и вникнуть в его суть. Другими словами, вы должны понять, что конкретно хочет донести автор
Собственное мнение
Здесь уже расскажите, как вы сами смотрите на проблему и как ее можно решить. Только не пишите слишком много. Достаточно несколько предложений.
Аргументы из литературы. Вспомните о произведениях с подобной проблемой. Выстроите между ними связь.
Заключение. Обобщите все сказанное ранее и подведите общий итог.
Личность баснописца
Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует узнать побольше о нём самом. Крылов прославился не только как баснописец, но и как автор произведений, написанных в других жанрах. Среди его работ были такие:
- поэтические;
- публицистические;
- сатирические.
Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.
Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:
- Лафонтен.
- Эзоп.
- Федр.
- Бабрий.
«Свинья под дубом» не стала исключением. Похожая тема присутствует в произведении Эзопа «Пешеходы и Явор». Примерно такая же мораль в «Дубе и свинье» Лессинга, басни которого перевёл на русский Папышев. Литературоведы считают, что похожие вопросы поднимаются также в текстах Базилевича.
Сочинение на тему Моя любимая басня Крылова
Моя любимая басня – точно не из тех, что мы в школе изучаем. Все эти вороны с сыром, слоны с собачками… Не люблю то, что твердят все. У меня есть книга басен, там много-много забавного.
Больше всего мне нравится история про кошку и соловья. Смешно и жутко. Там кошка поймала птичку. И не просто так, а специально, чтобы послушать её пение. То есть хищница сжимает соловья в когтях и при этом мурчит ему, чтобы он спел. Типа, ей говорили, что он такой классный певец, что все им так восхищаются. Бедный соловей! От него требуют песен, когда он в когтях. Разве ему до пения?! Песни ведь идут от души, когда ты себя хорошо (расслаблено) чувствуешь. Когда ты в безопасности! А тут у соловья горло от страха точно сжимается. Вредная кошка просто смеётся над ним, как я думаю.
Я его понимаю… И вспоминаю, когда меня просят сыграть на пианино перед гостями, особенно если я их не очень знаю. Даже если я долго учила пьесу, я могу ошибиться в самом простом месте. И мне это так неприятно! Я не любила и стихи на стуле читать…
А кошка вспоминает, как ей хвалила певца кума-лиса. И теперь, почти задушив его песню, кошка ещё и мораль ему читает ,что нет ни нормальной песни, ни голоса… И она его съела, хотя ,наверное, так и собиралась с самого начала. А всё это льстивое притворство было для издевательства.
С другой стороны, у соловья в минуту такой страшной опасности просто должно было б открыться второе дыхание! И он бы спел так, что кошка рот открыла, когти разжала… И он бы улетел победителем. Но в басне такого нет!
А жаль. Я б написала эту басню с хорошим финалом. В итоге, эта история мне не столько нравится, сколько отзывается во мне. И я с ней не согласна! Но написана, конечно, она красиво, хоть и грустно, пессимистично.
Для 5 класса
Мораль басни «Свинья под дубом»
У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.
В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.
Анализ басни Осёл и соловей, герои басни
Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.
Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных. У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.
В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.
Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.
Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.
Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.
Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.
Жизненные истины доступным каждому языком
Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.
Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.
Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории. Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды. Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я. Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды: «Пусть сохнет, – говорит Свинья, – Ничуть меня то не тревожит».
Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон: «Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу Ворон говорит, – Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.
Образы героев
Характеристики героев в «Свинье под дубом» списаны с людей. В басне всего три персонажа, причём они не разделяются на главных и второстепенных. Животное символизирует совокупность человеческих пороков: лень, невежественность, неблагодарность и глупость. Люди, обладающие этими качествами, агрессивно воспринимают любую информацию, не соответствующую их картине мира. Они не видят ничего, что расположено дальше их «рыла». Имея определённую точку зрения, они неспособны её изменить или хотя бы признать, что ошибаются.
Хуже всего то, что такие индивиды не могут адекватно оценивать собственные поступки, причиняющие вред другим. Крылов неслучайно выбрал в качестве отрицательного персонажа свинью. У этих животных есть любопытная особенность: они могут держать голову прямо, но не способны посмотреть вверх. Этим Крылов подчёркивает, что глупцы не смогут познавать мир, даже если захотят.
Образ дуба примечателен тем, что мудрость в этом герое соседствует с жизненным опытом. В отличие от ворона, дерево понимает, что увещевать и бранить свинью — бессмысленное дело, донести до глупого животного истину не получится. Герой не надеется исправить ситуацию, он лишь констатирует горькую правду. Некоторые критики считают, что в этом образе Крылов изобразил себя.
Мораль басни заключается в том, что глупость — ужасный порок, вызывающий отвращение. Автор высмеивает этот недостаток в шуточной форме, но это не лишает басню оттенка грусти и пессимизма. Свинья не просто ругает тех, кто несёт знания, но и препятствует просвещению. В реальной жизни эти животные так и поступают: поев из приготовленной кормушки, они портят оставшуюся еду, не понимая, что делают хуже прежде всего себе.
Источник
Анализ, мораль басни Крылова «Свинья под Дубом»
Басня «Свинья под Дубом» увидела свет в 1825 году, когда Иван Андреевич уже стал мэтром басенного жанра, имел награды за литературные заслуги и публиковался за рубежом
Но это никоим образом не повлияло на тщательность, энергию и внимание, с которыми он работал над словом, что подтверждается сличением и рукописей, и многочисленных изданий
Развитие сюжета басни происходит в форме беседы трех персонажей – Дуба, Ворона и Свиньи. Такой малоприятный персонаж, как Свинья, стал идеальным воплощением осуждаемых автором недостатков. Образ Ворона, антипода Свиньи – способный к предвидению, вещий символ здравомыслия, но вряд ли его слова производят на героиню хоть какое-то впечатление. Дуб символизирует кормильца, источник благ.
Прелесть и непреходящая ценность басен Крылова – в их своеобразии и живом, цветистом языке. Он доступен даже детям. В тексте имеются архаизм «бранит», разговорное «не будь», «прок» в значении «польза», устаревшее «коль», «когда бы» в значении «если бы» («когда бы вверх могла…»), усечение местоимения «это» – «то», просторечные слова и обороты «с Дубу», «примолвил» в значении «добавил, дополнил», «глаза продравши», «жирею». Они гармонично вплетены в ткань стихотворения и добавляют басне народный колорит.
Частотность глаголов и глагольных форм в небольшом по объему произведении подчеркивает приоритет действия. Поэтому в басне сравнительно мало эпитетов – это «вековой дуб», «ученый труд», «неблагодарная», но имеются длинные ряды однородных сказуемых – «наелась …, выспалась, встала и …подрывать стала», «вижу, не пожалею, жирею», имеется и ряд однородных дополнений – бранит «науку и ученье, и …ученые труды». Среди других средств художественной выразительности: синонимы – «досыта, до отвала», эллипсис – «лишь были б (на нем) желуди», фразеологизм – «век его не будь».
Устаревший оборот «вкушать плоды» употребляется в переносном смысле, в контексте басни он приобретает значение «пользоваться результатами труда». Многочисленные примеры инверсии – «под Дубом вековым», подрывать у Дуба корни стала», «меня то не тревожит», «проку мало вижу я», «лишь были б желуди», «могла поднять ты рыло», «тебе бы видно было» – объясняются в основном необходимостью рифмовки.
Басня «Свинья под Дубом» обличает жадность, воинствующее невежество, неспособность выстроить простейшие причинно-следственные связи, узость кругозора и тупое самодовольство – ведь Свинья не понимает и не хочет понять, что ее кормит именно Дуб. Она видит и понимает исключительно собственную выгоду, жиреет здесь и сейчас, не думая о завтрашнем дне. Свинья буквально не видит дальше собственного носа. Отоспавшись и проголодавшись, она беспечно подрывает Дуб в надежде отыскать присыпанные землей желуди: ее алчность преодолевает здравый смысл.
Мудрый, повидавший жизнь поэт-патриот словами небольшой емкой басни призывает читателей просчитывать последствия своих поступков, какой бы необходимостью они не были продиктованы. Поэтому произведение необычайно актуально и сегодня, когда ради «крупных желудей» находятся желающие подрывать основы государственности, неспособные посмотреть наверх. Или когда бездумно, хищнически расходуются природные ресурсы. Автор подчеркивает, что невежда способен только разрушать, но никогда и ничего не способен создать.
Несмотря на упоминание о науке и ученых трудах, мораль басни гораздо шире. Иван Андреевич призывает уважению чужого труда независимо от того, связан он с наукой или нет. Необразованность, невежество автор приравнивает к серьезному физическому пороку – слепоте, которую человек, не желающий учиться, приобретает добровольно.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Главная мысль басни «Свинья под Дубом»: объяснение
Басня «Свинья под Дубом» Главная мысль в басне может быть выражена одним словом, фразой или своими словами каждого читателя. Например, в творении «Волк и Ягненок», основным ключевым моментом является фраза: «у сильного всегда бессильный виноват». Давайте разберем в чем заключается главная мысль басни «Свинья под Дубом»:
- Нужно ценить то, что есть и при этом заботиться о других.
- Никогда не стоит рушить и осуждать то, чего человек не понимает и в чем не разбирается. Мало того, не нужно ломать то, что не тобою выращено либо построено.
- Невежественный человек, как правило, не понимает, что он делает, уничтожая то, чьи плоды он мог бы вкушать еще долгое время. Причем, речь не только о желудях. Автор осуждает потребительское отношение ко всему – обществу, искусству, науке. Ведь подобные «свиньи» существуют в любой сфере жизни. И если они сами не осознают своих поступков, то страдают от этого совершенно неповинные люди.
- Наука дает человеку множество благ. Но грош цена человеку, если он не видит, не понимает этого.
- Автор осуждает человеческую неблагодарность во всех ее проявлениях.
Не нужно жить только лишь в свое удовольствие, только лишь набивая желудок и не задумываясь о последствиях своих действий. Многие из них могут быть поистине губительными по причине слепого невежества. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности.
Сочинения
Одним из произведений, несущих глубокий смысл, считается Свинья под дубом, написанное в жанре басня. Автором его является И. А. Крылов. Стоит разобраться, кого высмеивает басня Свинья под дубом и какие сведения стоит занести в читательский дневник.
Крылов Свинья под дубом
Написана была басня Крылова Свинья под дубом в начале 1823 года. Как становится ясно уже из названия, речь в данном произведении идет о свинье. Животное увидело под деревом огромное количество желудей и решило полакомиться ими. Свинья наелась вкусных плодов вдоволь, после чего прилегла отдохнуть.
Проснувшись, животное даже не подумало о том, чтобы поблагодарить дуб за его щедрость и плоды. Вместо этого свинья начала раскапывать корни дерева, не понимая последствий таких действий.
На ветках старого дуба в это время сидел мудрый ворон. Увидев, что творит бессовестное животное, он решил образумить его. Птица сказала свинье, что путем раскапывания корней, она наносит дубу существенный вред. Если корневая система не будет покрыта землей, то пропадет. Когда же корни начнут погибать, наступит гибель и самого могущественного дерева.
Правда, слова ворона для глупого животного ничего не значили. Свинья попросту не отреагировала на них. Она дала весьма неординарное объяснение своему поведению. В басне Крылова, свинья под дубом упрямо продолжала рыть землю возле корней. Она ответила ворону, что ее дерево вовсе не волнует. Оно ей никакой пользы ни приносит. Ей лишь нужны сами желуди, чтобы набить желудок и накопить побольше жира.
Услышав такие слова, с животным заговорил сам дуб. Свинское обращение к нему вызвало негодование. Дерево сказало свинье, что ей нужно хотя бы раз в своей жизни поднять голову вверх. Таким образом она поймет, что ее любимое лакомство растет на дубе и падает на землю именно с него. Если же дерева не станет, то и плоды, естественно, исчезнут. Правда, анатомическое положение позвоночника у свиней устроено таким образом, что поднять морду вверх они попросту не могут. Свинья не смогла проверить слова дерева и упрямо продолжила разрушать его корни.
Мораль басни Крылова
Мораль басни Крылова Свинья под дубом заключается в том, что никто не должен быть столь же недальновидным и глупым, как главный персонаж этого произведения. Люди должны понимать, что есть определенная причина получения результата. Автор говорит о том, что нужно проявлять внимательность, слушать тех, кто обладает большим количеством знаний, прислушиваться к их рекомендациям. Также следует ценить проявленную щедрость, а не получать дары, как должное.
Мораль заключается в том, что многие считают образование и науку бессмысленными. Правда, это не мешает им пользоваться благами цивилизации. Люди даже не замечают того, что у них есть. Бескультурье же и необразованность является угрозой для всего общества. Человек, не обладающий даже минимальными знаниями, ведущий себя некультурно, не способен беречь все то, что ценят рассудительные, разумные люди. Он не сохраняет, то что имеет, что создали другие, для будущих поколений. После него останутся лишь руины и пустота. При этом он упрямо отрицает свою причастность к происходящим разрушениям.
Свинья под дубом: главные герои
Отдельного внимания заслуживают в произведении Свинья под дубом герои. Их всего три. Главным персонажем выступает глупая, бессовестная свинья. Также здесь присутствует умный и рассудительный ворон. Жертвой же безрассудства свиньи стал дуб, проявивший щедрость и подаривший многочисленные плоды. Правда, его доброту главная героиня не оценила.
Особенности жанра
Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.
Как правило, в басне рассматривается ситуация, типичная для мира людей, однако в качестве персонажей выступают звери, птицы или вещи, обладающие человеческими чертами. Главными героями и таких произведений бывают и растения. Жанр привлекает многих авторов тем, что он позволяет обличить человеческие пороки с помощью аллегорий, синонимов и иносказаний, не выходя за рамки цензуры. Основные признаки направления:
- присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
- метафоричность;
- аллегорические описания;
- иносказательный язык.
Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.
Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:
- Полоцкий.
- Дмитриев.
- Сумароков.
- Тредиаковский.
- Измайлов.
- Кантемир.
- Хемницер.