Баратынский водопад краткое содержание

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – суровая красота Севера, вечное удивление Человека перед таинством Природы. Напряжённые и по-юношески свежие размышления юного поэта, чистота и непосредственность его восприятия северной природы, искреннее удивление и непонимание, «что нам делать» с непостижимым нашим разумом Творением – всё это выводит «Водопад» из разряда пейзажной лирики и переводит указующую стрелку в направлении лирики философской. А это и есть тот магистральный путь развития лирического дарования, который принесёт Баратынскому его заслуженную и уже двухвековую славу.

Разумеется, дух этой философской лирики вполне сообщается с духом современной ей поэзии европейского романтизма. Впрочем, русский романтизм всегда отдавал щедрую дань русскому же классицизму, и в принципе в «Водопаде» нет ничего особенно нового (если не считать его уже почти современный русский язык) по сравнению, например, с одой М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Тем не менее «Водопад» Баратынского, при всём его торжественно-одическом и (во второй редакции) деланно антологическом звучании, конечно, одой не является. По своему жанру это всё же достаточно типичная романтическая элегия, лирический герой которой не столько восхищён величием Творения, сколько подавлен отчаянным непониманием смысла вечной красоты на пороге бренной жизни.

  • «Разуверение», анализ стихотворения Баратынского

  • «Чудный град порой сольётся…», анализ стихотворения Баратынского

  • «Мой дар убог», анализ стихотворения Баратынского

  • «Весна, весна! Как воздух чист!», анализ стихотворения Баратынского

  • «Муза», анализ стихотворения Баратынского

По писателю: Баратынский Евгений Абрамович

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!

Анализ стихотворения «Водопад» Баратынского

Стихотворение «Водопад» Евгений Абрамович Баратынский, вероятно, создал, вдохновившись природой Финляндии, где служил унтер-офицером. Возможно, описанный водопад — это восьмиметровый Хэгфорс, красоту которого Баратынский мог наблюдать с мостика, возвышающегося над потоком воды. Оттуда же просматривается мрачное ущелье.

Лирический герой стихотворения Е. А. Баратынского впервые увидел такой мрачный пейзаж, впервые услышал яростный рёв падающей воды. Поэт пишет:

Аквилон — это очень быстрый и холодный сильный ветер. Баратынский описывает непогоду, скрип хвойного леса, рёв, вой. Водопад предстаёт перед читателем агрессивной частью природы, чем-то странным, и тем не менее, находящимся в гармонии с окружающим миром. Эта холодная и яростная красота водопада завораживает лирического героя, как когда-то заворожила поэта, мрачный пейзаж, вой и рёв воды нравятся юноше, смотрящему на водопад. Баратынский пишет:

Неестественные для лирического героя звуки становятся чем-то понятным и близким сердцу, и чем больше он вслушивается, тем больше понимает, тем больше наслаждается пейзажем. Так обозначает это поэт:

В последней строфе герой стихотворения понимает, что пейзаж ему по душе, что он хочет и дальше им наслаждаться, что водопад, удивляющий своей необычной мощью человека, увидевшего это чудо природы в первый раз, находится в гармонии со всем окружающим миром, что пейзаж естественен:

Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмой. Используется аллитерация: в первой строфе трижды повторяется буква «ш», далее повторяются «ж», «щ» и «ш», создавая звук шумящего потока. Ассонанс в виде повторяющейся буквы «ю» передаёт то, как льётся вода.

  • Следующий стих → Евгений Баратынский — Всё мысль да мысль
  • Предыдущий стих → Евгений Баратынский — В своих стихах он скукой дышит

Читать стих поэта Евгений Баратынский — Водопад на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Образы стихотворения

Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.

Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной»

Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – суровая красота Севера, вечное удивление Человека перед таинством Природы. Напряжённые и по-юношески свежие размышления юного поэта, чистота и непосредственность его восприятия северной природы, искреннее удивление и непонимание, «что нам делать» с непостижимым нашим разумом Творением – всё это выводит «Водопад» из разряда пейзажной лирики и переводит указующую стрелку в направлении лирики философской. А это и есть тот магистральный путь развития лирического дарования, который принесёт Баратынскому его заслуженную и уже двухвековую славу.

Разумеется, дух этой философской лирики вполне сообщается с духом современной ей поэзии европейского романтизма. Впрочем, русский романтизм всегда отдавал щедрую дань русскому же классицизму, и в принципе в «Водопаде» нет ничего особенно нового (если не считать его уже почти современный русский язык) по сравнению, например, с одой М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Тем не менее «Водопад» Баратынского, при всём его торжественно-одическом и (во второй редакции) деланно антологическом звучании, конечно, одой не является. По своему жанру это всё же достаточно типичная романтическая элегия, лирический герой которой не столько восхищён величием Творения, сколько подавлен отчаянным непониманием смысла вечной красоты на пороге бренной жизни.

  • «Мой дар убог», анализ стихотворения Баратынского

  • «Разуверение», анализ стихотворения Баратынского

  • «Чудный град порой сольётся…», анализ стихотворения Баратынского

  • «Весна, весна! Как воздух чист!», анализ стихотворения Баратынского

  • «Муза», анализ стихотворения Баратынского

По писателю: Баратынский Евгений Абрамович

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля

    Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

    Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

    Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Евгений Абрамович Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения «Финляндия»: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Образ лирического героя

Он показывает потребность человека понять, в чем заключена чарующая мощь, которая создана нерукотворно. Состояние души героя нетерпеливо ждет открытия тайн. В этом состоит его «безумное ожидание». Он весь трепещет.

И через оксюморон (лирический герой «сердцем разумеет», а разум принадлежит голове) нам показывают, что перед героем открылась неведомая прежде тайна: он должен найти свое место в мироздании. Вот тут мы сталкиваемся с философским началом поэта. Минуты близости человека и Вселенной открывает читателю стихотворение «Водопад». Баратынский начинает постигать смыл своего бытия. И позже певец в своих произведениях будет раздумывать над жизнью. В своем раннем произведении чувства (восторг, радость, трепет, ожидание), вызванные природой, показал Баратынский. «Водопад» (анализ которого завершен), только положил начало философской лирике и элегическим размышлениям поэта.

Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.

Краткие сведения о поэте

История создания «Водопада»

Общая тема стихотворения

Лексические средства поэта

Образ лирического героя

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Державина «Водопад» «Водопад». В стихотворении Державин возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право.
  2. Анализ стихотворения Баратынского «Родина» Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное.
  3. Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется» Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе.
  4. Анализ стихотворения Баратынского «Муза» Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать.
  5. Анализ стихотворения Баратынского «Элегия» Элегия Е. А. Баратынского, начинающаяся строкой «Я посетил тебя, пленительная сень… « написана в 1832 г. Поводом к ее написанию.
  6. Анализ стихотворения Баратынского «Последняя смерть» «Последняя смерть» (1827). Стихотворение относится к фи­лософской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого бла­городства и силы духа, осознает человеческую.
  7. Анализ стихотворения Баратынского «Осень» Стихотворение Баратынского «Осень» — центральное в его творчестве. В нем содержится как бы квинтэссенция сборника «Сумерки» и одновременно основы всей.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Баратынского «Водопад»

«Разуверение» (1821)

Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь, И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.

«Разуверение», наверное, самое известное и самое памятное стихотворение Баратын­ского. Еще при жизни поэта оно разошлось по антологиям и хресто­матиям, в 1829 году Пушкин подписал свой автопортрет пародийной цитатой «Не иску­шай (сай) меня без нужды». Не меньшей популярностью пользовался и романс на эти стихи: в частности, его исполняет героиня драмы Островского «Бесприданница».

Автопортрет в клобуке. Бес показывает язык поэту. Подпись: «Не искушай (сай) меня без нужды…». Рисунок из Ушаковского альбома. 1829 год Литературный музей Института русской литературы Этот «хрестоматийный глянец» не должен заслонять в «Разуверении» замеча­тельные поэтические и эмоциональные находки, говорящие о значительных достижениях очень молодого Баратынского. Из-за традиционных элегических штампов и словесных поэтизмов («изменившие сновиденья», «слепая тоска», «прежнее» и «прежние дни») проступают нетривиаль­ный и тонко схваченный рисунок душевной жизни и сложная история отношений героя и героини, целый роман: радость раннего взаимного чувства, вера в любовь и надежда на счастье — охлаждение или измена возлюб­ленной — тоска и разуверение героя — новая надежда на счастье, которую может сулить возвращение нежности возлюбленной, — и, наконец, отказ от искушения или, может быть, нового разочарования.

Но вместо поэтических надежд герой обретает остроту самонаблюдения: «одно волненье, а не любовь» — так определяет он свои чувства, выходя за границы условного жанра элегии и делая шаг в сторону современного человека.

дополнительное чтение

Еще одно стихотворение Евгения Баратынского

О любви и отчаянии — в двух строчках

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля

    Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

    Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

    Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон — это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла.

Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

«Водопад» (Баратынский): история создания, анализ

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.

Краткие сведения о поэте

Евгений Баратынский происходил из знатного рода обрусевших польских шляхтичей. Он родился в поместье Вяжля Тамбовской губернии. Его детство проходило неподалеку, в усадьбе Мара. В обучение ребенка входили французский и итальянский языки. Позже, учась в Пажеском корпусе, он прибавит к ним немецкий. Мальчик мечтал о воинской службе, но одна детская шалость, в которой он участвовал, начитавшись Шиллера, привела его с друзьями к краже. Десятилетний Баратынский был исключен из корпуса и мог стать только солдатом. Он начал писать меланхоличные стихотворения, будучи в обществе изгоем. В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В том же году он знакомится с А. Пушкиным, А. Дельвигом, В Кюхельбекером, Ф. Глинкой, Н. Гнедичем. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.

История создания «Водопада»

Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра. Этот бурлящий поток окаймляют леса Карелии с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон – это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла. Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

Образы стихотворения

Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность. Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной»

Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: