Содержания кратко
Произведение имеет сюжетную композицию, где лирический герой, за маской которого видна скупая борода самого Некрасова, вспоминает, как вчера он ехал по улице на пир и видел сцену, как вор украл у торгаша калач.
Торговец от такой «великой» утраты аж побледнел и начал кричать на весь город «Держите вора».
Воришку быстро словили, тисками неравнодушной и сытой толпы, пришел городовой, устроил строгий допрос над «преступником» и повел того в участок, взяв с собой, поди, в качестве вещественного доказательства, покусанный калач.
Лирический герой, наблюдавший эту сцену борьбы с преступностью на улицах обычного русского города, поблагодарил Бога за то, что ему не нужно воровать от голода и погнал кучера далее на званный пир, по которому истосковался его желудок.
После прочтения строк остается горький осадок и куча вопросов без ответа, точнее, ответы есть, но они не вписываются в рамки современного понимания гражданского общества.
Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова
Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором называется притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравственными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а помнить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку.
Нравственные навыки не возникают сами по себе. Умение быть благодарным, отвечать добром на добро появляется благодаря примеру окружающих, старших. Отец в стихотворении — мудрый воспитатель, он потчует ребенка «медком с караваем» и объясняет, благодаря кому не погибли пчелы. Подобный прием «наставления без нравоучения» мы уже встречали в «Крестьянских детях»
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
В русских народных сказках героям тоже предлагается сначала покушать, а потом речь вести. Общая трапеза соединяет, делает людей побратимами. Таким образом, стихотворение-притча «Пчелы» Некрасова имеет и христианские, и языческие корни.
Николай Некрасов – Спеша на званый пир по улице прегрязной ( Вор )
Spesha na zvany pir po ulitse pregryaznoy,
Vchera byl porazhen ya stsenoy bezobraznoy:
Torgash, u koyego ukraden byl kalach,
Vzdrognuv i poblednev, vdrug podnyal voy i plach
I, brosyas ot lotka, krichal: «Derzhite vora!»
I vor byl okruzhen i ostanovlen skoro.
Zakushenny kalach drozhal v yego ruke;
On byl bez sapogov, v dyryavom sertuke;
Litso yavlyalo sled nedavnego neduga,
Styda, otchayanya, molenya i ispuga.
Prishel gorodovoy, podchaska podozval,
Po punktam otobral dopros otmenno strogoy,
I vora poveli torzhestvenno v kvartal.
Ya kriknul kucheru: «Poshel svoyey dorogoy!» –
I bogu pospeshil molebstviye prinest
Za to, chto u menya nasledstvennoye yest.
Cgtif yf pdfysq gbh gj ekbwt ghtuhzpyjq,
Dxthf ,sk gjhf;ty z cwtyjq ,tpj,hfpyjq:
Njhufi, e rjtuj erhflty ,sk rfkfx,
Dplhjuyed b gj,ktlytd, dlheu gjlyzk djq b gkfx
B. hjczcm jn kjnrf, rhbxfk: «Lth;bnt djhf!»
B djh ,sk jrhe;ty b jcnfyjdkty crjhj/
Pfreityysq rfkfx lhj;fk d tuj hert;
Jy ,sk ,tp cfgjujd, d lshzdjv cthnert;
Kbwj zdkzkj cktl ytlfdytuj ytleuf,
Cnslf, jnxfzymz, vjktymz b bcgeuf///
Ghbitk ujhjljdjq, gjlxfcrf gjljpdfk,
Gj geyrnfv jnj,hfk ljghjc jnvtyyj cnhjujq,
B djhf gjdtkb njh;tcndtyyj d rdfhnfk/
Z rhbryek rexthe: «Gjitk cdjtq ljhjujq!» –
B ,jue gjcgtibk vjkt,cndbt ghbytcnm
Pf nj, xnj e vtyz yfcktlcndtyyjt tcnm///
Анализ стихотворения «Генерал Топтыгин» Некрасова
Полно юмора, сменяющегося сатирическими интонациями стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867). Несколькими штрихами поэт рисует точные портреты-характеристики своих героев. Вот любители выпить поводырь медведя «Трифон бородатый» и молодой, легкомысленный ямщик Федя. Незадачливые гуляки потеряли и медведя, и тройку. Особенно смешон и жалок станционный смотритель, стремящийся во что бы то ни стало услужить капризному «барину». Нелегко далась ему сорокалетняя служба: «Нет ребра, зубов во рту не хватает многих». Вот рисунок поведения смотрителя: «на крыльцо выбегает бойко» — «видит» — «смекает» — «поспешил фуражку снять» — «хочет барину помочь». «Юркий старичишка» — прямая единственная авторская характеристика, нельзя сказать, что лестная. Ирония поэта распространяется и на мнимого «генерала», не на мишку, конечно, а на того, кем он показался. Словами смотрителя он издевается над барами, которых по манере поведения можно спутать со зверьми.
Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.
«Сеятелям» Н.Некрасов
«Сеятелям» Николай Некрасов
Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»
Образ обработанной плодородной пашни, именуемой лексемой «нива», — одна из частотных доминант некрасовского пейзажа. Лирический герой, которому понятен уклад бесхитростной деревенской жизни, рад созерцать «колосья бесконечных нив», гарант крестьянского благополучия. По этой причине образ поля, засеянного хлебом, наделяется эпитетами с положительной семантикой, подчеркивающими красоту и обилие «янтарного зерна», дара земли-кормилицы.
В некрасовской поэтике образ нивы употребляется и в иносказательном смысле, метафорически уподобляясь жизненному пути. Развивая троп, автор предпочитает оставаться в рамках аналогии с сельским трудом: чтобы поле не заглохло, не поросло сорняками, ему нужен заботливый крестьянин. С жизненной нивой неразрывно связан образ сеятеля, подвижника, пророка — бескорыстного, возвышенного и патриотичного. Фигура идеального героя не всегда остается абстрактной: свои конкретные воплощения она находит в облике лирических адресатов «Памяти Добролюбова », «Пророка », «На смерть Шевченко ».
Страстное обращение к людям передовых взглядов звучит в художественном тексте 1876 г. Поэт именует их обобщенной категорией «сеятель», которая восходит к пушкинскому наследию. Некрасовский герой не разделяет интонации обреченности и горького разочарования, заявленные одиноким «свободы сеятелем», и будто отстаивает свои позиции в заочном споре.
Оптимистичный настрой и убежденность в необходимости активных действий — отличительные черты позиции лирического «я» некрасовского творения. Уверенного и воодушевленного оратора беспокоят сомнения иного рода: он встревожен низкой эффективностью работы просветителей. Рассматривая причины неблагоприятного явления, автор вновь прибегает к испытанной параллели, сравнивая высокую общественную миссию с крестьянским трудом. Художественный прием лег в основу многочисленных метафор со сходной семантикой сельскохозяйственных работ. Бесплодная почва, плохие семена и всходы, дефицит качественного зерна — все эта лексика служит для обозначения разных аспектов неудовлетворительной деятельности активистов.
Череда риторических вопросов, посвященных анализу неудач, сменяется другим рядом, свидетельствующим о недостатке «умелых» и «бодрых» кадров. Стихотворный текст завершается афористичным призывом к настоящим энтузиастам. Его форма обогащается комплексом однородных субстантивированных прилагательных, обозначающих суть благородной миссии.
«Прости» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра . Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.
Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева,
друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой. Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроем, успешно работали над журналом.
Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.
Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов
и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Прости» — один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюбленных. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже ее характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары.
Это стихотворение, подобно Пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения — интимная лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — расставание, прощание с возлюбленной.
Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть все плохое.
Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая — чего забыть нельзя.
Тропы и образы
В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюбленных. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение — бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передается с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури — светило любви, всходящее над влюбленными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много.
Это обычные состояния поссорившихся влюбленных: тоска, унынье, озлобленье, слезы, угрозы ревности.
Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных — прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.
Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза.
Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не. То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.
А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных дней любви.
Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части сменяются оптимистичными во второй .
НА УЛИЦЕ – стихотворение Некрасов Н.А.
НА УЛИЦЕ
Вор
Спеша на званый пир по улице прегрязной,
Вчера был поражен я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой!» –
И богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
Проводы
Мать касатиком сына зовет,
Сын любовно глядит на старуху,
Молодая бабенка ревет
И всё просит остаться Ванюху,
А старик непреклонно молчит:
Напряженная строгость во взоре,
Словно сам на себя он сердит
За свое бесполезное горе.
Сивка дернул дровнишки слегка –
Чуть с дровней не свалилась старуха.
Ну! нагрел же он сивке бока,
Да помог старику и Ванюха…
Гробок
Вот идет солдат. Под мышкою
Детский гроб несет, детинушка.
На глаза его суровые
Слезы выжала кручинушка.
А как было живо дитятко,
То и дело говорилося:
«Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?» Мое разочарование
Ванька
Смешная сцена! Ванька-дуралей,
Чтоб седока промыслить побогаче,
Украдкой чистит бляхи на своей
Ободранной и заморенной кляче.
Не так ли ты, продажная краса,
Себе придать желая блеск фальшивый,
Старательно взбиваешь волоса
На голове, давно полуплешивой?
Но оба вы – извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, –
Вы пробуждаете не смех в душе моей –
Мерещится мне всюду драма. 1
1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 46-48.
Впервые опубликованы и включены в собрание сочинений: «Вор», «Проводы» и «Ванька» – Ст 1856, с. 25-27; «Гробок» (с заглавием «Гроб») – Ст 1862, с. 53. Перепечатывались в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений» («Вор», «Проводы» и «Ванька» – начиная со Ст 1861; полный состав цикла – начиная со Ст 1863).
Беловой автограф цикла «На улице» – ГБЛ (Солд. тетр. л. 98-100 об.) – по составу и композиции несколько отличается от окончательного текста. 1. «Вор»; 2. «Гробок» (без заглавия); 3. «Ванька» (с заглавием «Извозчик»); 4. «Карета»; 5. «Проводы». Позднейший черновой автограф стихотворения «Гробок» (без заглавия) – на одном листе с черновым же автографом стихотворения «Эй, Иван!» (1867) – ГБЛ ф. 195, 5755.2 (факсимиле: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Рукописи Н. А. Некрасова. Каталог. Сост. Р. П. Маторина. М. 1939, между с. 24 и 25).
В Ст 1879 цикл датирован 1850 г. со. ссылкой на указание автора. Однако возможно, что в цикл вошли произведения разных лет. Стихотворение «Карета», первоначально включенное в этот цикл, было написано весной 1855 г. (см. комментарий на с. 633 наст. тома). Возможно также, что для этого же цикла назначалось стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (см. примеч. К. И. Чуковского в ПССт 1934-1937, т. I, с. 649), которое Некрасов относил к 1848 г.
1. Вор
Эпизод, положенный в основу стихотворения, намечен в одной из глав романа Некрасова и А. Я. Панаевой «Три страны света» (1848-1849); близкая параллель этому эпизоду – в стихотворении В. Гюго «Меланхолия», впервые опубликованном (на французском языке) в апреле 1856 г. в кн. Hugo V. Les Contemplations, t. 1. Paris, 1856 (см. Русско-европейские литературные связи. М.-Л. 1966, с. 131).
3. Гробок
Цензор А. Похвисиев в донесении о вышедшем из печати шестом издании «Стихотворений» Некрасова писал 27 сентября 1873 г. «Есть стихотворения, как, например, “Гробок”, “Так, служба. “, “Филантроп”, производящие болезненное, отталкивающее впечатление по безотрадному взгляду на обстановку жизни, по совершенному отсутствию простого человеческого чувства, противные цензурным постановлениям, но не настолько вредные, чтобы могли служить поводом к аресту книги» (Рейсер С. А. Заметки о Некрасове. – В кн. Звенья, V. М.-Л. 1935, с. 532).
4. Ванька
Мерещится мне всюду драма. – Эта строка восходит к фразе А. И. Герцена в очерке «Капризы и раздумье»: «За каждой стеной мне мерещится драма» (см. Сакулин П. Русская литература и социализм. М. 1924, с. 137).
слушать, скачать аудио стихотворение
НА УЛИЦЕ Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет
Текст
Спеша на званый пир по улице прегрязной,Вчера был поражен я сценой безобразной:Торгаш, у коего украден был калач,Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плачИ, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»И вор был окружен и остановлен скоро.Закушенный калач дрожал в его руке;Он был без сапогов, в дырявом сертуке;Лицо являло след недавнего недуга,Стыда, отчаянья, моленья и испуга…Пришёл городовой, подчаска подозвал,По пунктам отобрал допрос отменно строгой,И вора повели торжественно в квартал.Я крикнул кучеру: «Пошёл своей дорогой!» —И Богу поспешил молебствие принестьЗа то, что у меня наследственное есть…
1850 год.
Кто более достоин сострадания людского – вор, укравший от голода калач, или торгаш, у которого этот кусок хлеба украли?
Порядок ли охраняет городовой, арестовавший голодного вора, или он бережет власть, сделавшую гражданина нищим и подтолкнувшую его на воровство?
Эти и ряд других вопросов хочется задать после прочтения стихотворения «Вор», написанного Николаем Некрасовым в 1850 году и вошедшим в мини-сборник стихов «На улице».
Особенности цикла
Особенности «Панаевского цикла» Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.
Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.
Чем выше взлет, тем сильнее падение. «Панаевский цикл» стал своеобразным откровением поэта.
Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.
Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.
Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.
На улице (Некрасов)/Вор
Спеша на званый пир по улице прегрязной,
Вчера был поражён я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружён и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришёл городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошёл своей дорогой!» –
И Богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
Эпизод, положенный в основу стихотворения, намечен в одной из глав романа Некрасова и А. Я. Панаевой «Три страны света» (1848-1849); близкая параллель этому эпизоду – в стихотворении В. Гюго «Меланхолия», впервые опубликованном (на французском языке) в апреле 1856 г. в кн. Hugo V. Les Contemplations, t. 1. Paris, 1856 (см. Русско-европейские литературные связи. М.-Л. 1966, с. 131).
- ↑ Первое стихотворение из цикла «На улице» .
- ↑ Некрасов Николай Алексеевич. Полное собрание сочинений в трех томах, тт. 1-3. Л. Советский писатель, 1967. Том 1.
- ↑ Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том первый. Стихотворения 1838-1855 гг. Л. «Наука», 1981. Подготовка текстов стихотворений 1838-1839 гг. вариантов и комментариев к ним осуществлена В. Э. Вацуро; подготовка текстов стихотворений 1840-1855 г. вариантов и комментариев к ним – А. М. Гаркави.
Анализ стихотворения «Дядюшка Яков» Некрасова
«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удовольствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики торговца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характеристики-портрета, и речевой характеристики тоже
У дядюшки Якова он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жителям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения
Стихотворение настолько ритмично, красочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой. «У дядюшки Якова … лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обращение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дядюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: главное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.
«Школьник» Н.Некрасов
Стих «Школьник» Николай Некрасов
— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране
Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести
Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.
В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».
Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.
Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.
Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.