О чем стихи золотистою долиной

👍 золотистою долиной...

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение «Родина» написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Мне нравится3Не нравится1

«Осенний день», анализ стихотворения Блока

Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России.

В «Осеннем дне», как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока «Россия», появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием российской деревни. В нем преобладают серые, депрессивные настроения, печаль.

Два раза за столь небольшое стихотворение автор использует прилагательное «нищий» и дважды он обращается к глаголу «плачешь». Плачут в стихотворении птицы и «жена» лирического героя, образ которой возникает в последних двух строках. Они как бы сочувствуют родной земле и чувствуют всю ее горечь. Кстати, вполне возможно, что в образе жены есть черты самой России – в своих произведениях Блок часто одухотворяет страну и признается ей в любви.

Автор использует характерную для него перекрестную рифму. Размер ямбический, четырехстопный. Во всех четных строках четвертая стопа является неполной – автор использует женское окончание (строка оканчивается на безударный слог).

Образы природы и России в данном произведении раскрываются через печальные олицетворения. Вожак журавлиной стаи плачет, ворон глухо зовет своих товарищей. Эпитеты тоже носят преимущественно грустный оттенок. Блок называет друга скромным, церковь темной, день потемневшим, жену бедной.

Концовка стихотворения – характерные для Блока риторические восклицания. Лирический герой вопрошает: что значит для него страна, отчего ее народ страдает? Последний вопрос остается открытым для каждого читателя, но мы не ищем ответ на него, потому что чувствуем всю безысходность поиска…

Кроме анализа «Осеннего дня» обратите внимание на другие сочинения:

Мистический ореол

Мистическим ореолом отмечен сборник его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство — состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.

Символизм в творчестве А.А. Блока

Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)

Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.

Анализ стиха А. Блока «Золотистою долиной…»

Стихотворение написано в 1902 году, когда поэт с полным правом пополнил ряды петербургской литературной элиты. Оно относится к жанру пейзажной лирики, и этот жанр определяет тональность читательского восприятия. Автор скупыми немногочисленными мазками описывает потрясающую картину так называемого бабьего лета – живописной поры осени, преображающей природу подобно весне, но неспособной к созиданию.

Этой картине противопоставлено меланхолическое настроение лирического героя, которого терзает грусть и чувство невозвратимой потери: он не в состоянии оценить красоту мира в целом, и крики журавлей вызывают у него тоску. Произведение напоминает исповедь, открывающую читателю душевный мир человека.

Для лирического героя возврат к теплу невозможен, и надежды на лучшее улетают подобно птицам: стихотворение словно окрашено его чувствами. Значение слова «дик» в применении к герою в контексте речи – «нелюдимый, избегающий общения».

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «тает крик», «тянет паук», которая дает возможность выстроить именные рифмы;
  • эпитеты – «журавлиный крик», «вдохновенное (мотивирующее, дающее силы жить и творить) тепло», ярко характеризующие явления;
  • олицетворения – «торжествующий паук», «солнце праздно (в значении напрасно, безрезультатно) бьет в окна», «осень солнцу отдала», «улетевшие надежды», «слепые окна», делающие изложение достоверным и выразительным;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «бесконечно тянет нити», «замер … в зените … звук» – как средство создания звукового акцента;
  • метафору – «надежды тепла (как символа жизни, жертвенности)», «крик тает (то есть слабеет, удаляется)»;
  • перифраз – «прозрачные волокна» – автор подразумевает тонкие, не способные создать тени осенние облака;
  • контекстуальные синонимы – «крик, звук».

Основной образ стихотворения – природа, и автор очеловечивает многие ее проявления: от солнца, которое пытается достучаться до людей, освещая окна опустевших дачных домов и проливая свет понапрасну, до паука, который радуется последней возможности полетать.

В рамках небольшого произведения автор также поднимает нравственную проблему размена материального (нарядных одежд) на духовное (способности творить, создавать нечто принципиально новое).

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения Александра Блока «Благословляю всё, что было»

Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья разрушена. Впоследствии у Любови Менделеевой, сумевшей сделать довольно успешную актерскую карьеру, было много воздыхателей, и каждый новый роман причинял сильные страдания Блоку. К 1912 году поэт уже осознал, что с этой женщиной, которую он по-прежнему считал своей музой, его больше ничего не связывает. Именно тогда было написано стихотворение «Благословляю все, что было…», в котором автор искренне благодарит судьбу за свой неудавшийся брак и признается «Я лучшей доли не искал».

Поэт не отрицает, что все еще любит свою супругу и верит в то, что их жизненные пути пересеклись не случайно. Блок понимает, что для него Любовь Менделеева была не просто близким и очень дорогим человеком. Именно ей он обязан своим литературным успехом, потому что чувства, испытываемые к этой женщине, заставили поэта искать утешение в стихах, которые впоследствии и принесли ему славу. И именно Любовь Менделеева укрепила в нем веру в свое предназначение – быть поэтом.

Конечно, расплачиваться за мимолетное счастье Блоку пришлось страданиями, которые очень часто являются верным спутником любви. Но именно в них родилась истина и понимание того, что жизнь не может всегда быть гладкой и безмятежной. Более того, Блок осознал, что неурядицы в семейной жизни – это одно из испытаний, которые уготованы ему судьбой. Поэтому поэт решил во что бы то ни стало сохранить этот брак отметив: «Прости меня. Нам быть – вдвоем». И сдержал свое слово, так как еще много лет делил кров с Любовью Менделеевой, хотя у его супруги давно уже была своя жизнь. Это была довольно странная пара, которая сходилась для того, чтобы вновь разойтись. Любовь Менделеева постоянно гастролировала, поэтому вопросами семейного быта занимался Блок. Даже когда после смерти отчима он вынужден был перевезти в свой дом мать, ничего не изменилось. За исключением лишь того, что Любовь Менделеева стала бывать в семейном гнездышке еще реже.

Но и этого для Блока было вполне достаточно, потому что по одному взгляду, брошенному на жену, он мог понять, что творится у нее в душе, и верил – она все ее любит его. «Все то, чего не скажешь словом, узнал я в облике твоем», — отмечает поэт. И при этом подчеркивает, что, невзирая на жизненные трудности, он продолжает выбранный путь, никого не осуждая, и никому не навязывая свое общество.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Видение»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всё отнял у меня казнящий бог»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всесилен я и вместе слаб»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»

Благословляю всё, что было, Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Всё то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.

Благословляю все, что было,Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки Свой горький положили след,Но в страстной буре, в долгой скукеЯ не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Все то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.

Комментариев: 34

34. алтыш | 12 ноября 2015 — 16:42

красиво,но в то же время легко

33. Вячеслав | 19 декабря 2014 — 17:30

СТИХ — это одна строчка!

Хочу сказать что этот стих очень меня тронул. Любовь прекрасное чувстсво. Я люблю тебя Рустам

31. петя | 22 марта 2013 — 06:59

30. Саша | 2 октября 2012 — 17:22

Всё гениальное просто!

29. загадка:) | 15 апреля 2012 — 15:55

мне мальчик это стихотворение посветил:)так мило

28. Виктория | 4 апреля 2012 — 13:54

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день»

Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку – 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на мой взгляд, выражена в последнем четверостишии: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Герой переживает о судьбе России, ее народа, которые находятся в бедственном («нищем»), состоянии; пытается уяснить роль страны в своей личной судьбе («Что ты для сердца значишь»); признается родине в любви («бедная моя жена»). В стихотворении автор использует богатый арсенал художественных средств. В фонетическом плане это ассонанс (повторение гласного звука О во второй строфе создает ощущение размеренности, торжественности, некоторой мистичности) и аллитерация (повтор звонких Ж и З помогает услышать звон в тишине, похожий на звон церковных колоколов). На лексическом уровне в стихотворении много эпитетов – «осенний день высок и тих», «ворон глухо», «низкий дым», «плач осенний», «низких нищих деревень», «горько плачешь», которые «рисуют» облик Руси – с одной стороны, темной, убогой, неприветливой, а с другой – возвышенной, мистической, непостигнутой. Созданию этого образа служат и метафоры – «изливается душа», «овин расстелет», «вожак звенит и плачет». Важную роль в произведении играет цветопись. В стихотворении господствует темный цвет – «сельской церкви темной», «потемневший день», «низкий дым», однако он не всеобъемлющ – его прорезает свет костра («И светит в потемневший день Костер в лугу далеком. ») В синтаксическом плане в стихотворении много инверсий, которые придают произведению лирический, возвышенный оттенок («ворон глухо зовет товарищей своих», «Мы взором пристальным следим» и т.д.) Кроме того, здесь есть риторические вопросы и обращения, который выделяют значимые для героя проблемы, а также обозначают его отношение к России (особенно в последней строфе). Много в стихотворении и многоточий, которые указывают на раздумья героя, на его философский настрой. Ведущими образами произведения являются образ «бедной жены», нищей деревни, символизирующей Русь, фольклорные образы ворона и кашляющей старухи (символы беды, нависшей над страной), образ костра и журавлиного клина (символ победы, светлого будущего страны). В композиционном плане, как мне кажется, стихотворение можно разделить на 4 части: 1 строфа – вступление, обрисовка сюжетной ситуации, 2 – Русь как «темная» страна, 3 – Русь как страна со светлым будущим, 4 – личностное размышление героя о себе и стране. Таким образом, «Осенний день» Блока – лирическое размышление поэта о судьбе России, о роли родины в его судьбе.

Анализ стихотворения Блока Осенний день

В стихотворении А.А. Блока «Осенний день», увидевшем свет в 1909 г., как и в прочих произведениях поэта, фигурирует образ обнищалой и угнетенной Родины.

Начинается произведение с плавного вступления. Лирический герой, беседуя с «другом скромным», делится своими мыслями о русской деревне. Этот разговор по своей откровенности сравним с исповедью или молитвой, что обычно произносят в церкви.

Центральную часть повествования занимает безрадостный сельский пейзаж. Для передачи чувств автор использует звуковые образы: «кашляет старуха», «ворон зовет товарищей своих». Используя аллитерацию (повтор звонких «ж» и «з»), поэт доносит до слуха читателя звон, напоминающий звучание церковных колоколов. Благодаря ассонансу (повтор звука «о») создается ощущение размеренности и мистичности.

Гнетущая атмосфера передается и при помощи цветописи. В осеннем пейзаже преобладают мрачные тона: «потемневший день», «низкий дым», «сельской церкви темной». Темные цвета разбавляются лишь пламенем костра, символизирующего надежду и светлое будущее.

Деревня в данном произведении является проекцией всей России. В глазах лирического героя она выглядит угасающей и обреченной. При этом страна сравнивается с плачущей женой, что наиболее сильно передает глубину переживаний автора. Он любит Родину столь же сильно, как и близкую женщину.

Стихотворение написано разностопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, при чем в четных строках стопа неполная. Образ русской деревни автор раскрывает при помощи эпитетов, метафор и инверсий. Присутствуют в тексте и олицетворения, например, упоминается плачущий журавль. Многоточия автор использует, чтобы передать склонность лирического героя к раздумьям и его философский настрой.

Завершается произведение риторическими восклицаниями, свойственным творчеству А.А. Блока. В них заключена основная мысль стихотворения. Лирический герой задается вопросами: что для его сердца значит страна, почему страдает ее народ? Эти вопросы остаются без ответа и дают каждому читателю пищу для размышлений.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

голоса

Рейтинг статьи

«Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день»»

Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку — 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на мой взгляд, выражена в последнем четверостишии: О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Герой переживает о судьбе России, ее народа, которые находятся в бедственном («нищем»), состоянии; пытается уяснить роль страны в своей личной судьбе («Что ты для сердца значишь»); признается родине в любви («бедная моя жена»).

В стихотворении автор использует богатый арсенал художественных средств. В фонетическом плане это ассонанс (повторение гласного звука О во второй строфе создает ощущение размеренности, торжественности, некоторой мистичности) и аллитерация (повтор звонких Ж и З помогает услышать звон в тишине, похожий на звон церковных колоколов).

На лексическом уровне в стихотворении много эпитетов — «осенний день высок и тих», «ворон глухо», «низкий дым», «плач осенний», «низких нищих деревень», «горько плачешь», которые «рисуют» облик Руси — с одной стороны, темной, убогой, неприветливой, а с другой — возвышенной, мистической, непостигнутой. Созданию этого образа служат и метафоры — «изливается душа», «овин расстелет», «вожак звенит и плачет».

Важную роль в произведении играет цветопись. В стихотворении господствует темный цвет — «сельской церкви темной», «потемневший день», «низкий дым», однако он не всеобъемлющ — его прорезает свет костра («И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…»)

В синтаксическом плане в стихотворении много инверсий, которые придают произведению лирический, возвышенный оттенок («ворон глухо зовет товарищей своих», «Мы взором пристальным следим» и т. д. ) Кроме того, здесь есть риторические вопросы и обращения, который выделяют значимые для героя проблемы, а также обозначают его отношение к России (особенно в последней строфе). Много в стихотворении и многоточий, которые указывают на раздумья героя, на его философский настрой.

Ведущими образами произведения являются образ «бедной жены», нищей деревни, символизирующей Русь, фольклорные образы ворона и кашляющей старухи (символы беды, нависшей над страной), образ костра и журавлиного клина (символ победы, светлого будущего страны).

В композиционном плане, как мне кажется, стихотворение можно разделить на 4 части: 1 строфа — вступление, обрисовка сюжетной ситуации, 2 — Русь как «темная» страна, 3 — Русь как страна со светлым будущим, 4 — личностное размышление героя о себе и стране.

Таким образом, «Осенний день» Блока — лирическое размышление поэта о судьбе России, о роли родины в его судьбе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: