Сочинение на тему: «образ тургеневской девушки в прозе и.с. тургенева (на примере повести «ася»)»

Женские характеры в романах и. с. тургенева

Общая характеристика типажа

Основными героинями, которых можно отнести к данной группе, относятся Елена Стахова («Накануне»), Ася (повесть «Ася»), Наталья Ласунская — героиня романа «Рудин». Анна Одинцова из главного романа Тургенева «Отцы и дети» не является представительницей тургеневских барышень.

При написании сочинения следует показать, что это очень разные девушки с различными судьбами и характерами. Однако они имеют определенные общие черты:

  1. Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
  2. Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
  3. Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.

К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.

«Тургеневские девушки»

Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.

В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:

  • Наталья Лисунская («Рудин»);
  • Елена Страхова («Накануне»);
  • Ася («Ася»);
  • Джема («Вешние воды»);
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Фенечка («Отцы и дети»).

Замечание 2

Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.

Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».

Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.

Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.

Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.

Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.

Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.

То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.

Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».

Замечание 3

Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.

В современном мире

Услышав в свой адрес сравнение с тургеневской девушкой, современные молодые женщины и девочки порой не знают, как реагировать — обижаться или принимать это за комплимент. Подобных натур в современном мире осталось очень мало, поэтому следует рассматривать подобное обращение как похвалу. Значит, человек, который сказал подобное, ценит воспитание и душевную чистоту, разбирается в классической литературе и является интересным собеседником.

Не стоит путать термины «тургеневская девушка» и «синий чулок». Последнее понятие родом из Англии, где в одном обществе дамы вели беседы на научные и околонаучные темы, а не сплетничали и болтали о нарядах. Современные люди обычно не употребляют эти выражения, но когда речь заходит о подобных барышнях, многие представляют невзрачных особ, скромняшек, которые бегут от мира и мечтают, что личная жизнь наладится сама собой.

В ходе исследования мнений школьников 16—17 лет (учеников московской «Копьевской» СОШ) выяснилось, что при перечислении качеств тургеневской девушки юноши указали на доброту (100%), скромность и красоту (по 83%). Девушки отметили, что это определение для них означает женственность и нежность (70%), романтичность и застенчивость (60%), нежность и смелость (40%).

При этом 60% юношей и 50% девушек подчеркнули, что современным старшеклассницам и студенткам присущи черты тургеневских барышень. Однако классические представительницы этого термина встречаются крайне редко. Хочется, чтобы среди молодежи не исчезли понятия любви, верности, самопожертвования. Эти качества идеальны для верной жены и хорошей матери, их часто не хватает.

Современные барышни категоричны, самодостаточны и независимы. Однако в глубине души многие из них остаются мечтательницами, ждут настоящей любви и с благодарностью принимают от судьбы этот ценный дар. Спустя десятилетия не теряет актуальности мнение Тургенева о том, что «блестящее будущее за тем народом, который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его».

Психологический портрет

По натуре романтичная и художественная Ася способна улавливать мелодию и поэзии окружающего мира, чувствовать красоту. Неслучайно она с братом живет за городом в собственном доме на вершине горы. Если для героини лунное сияние это олицетворение поэзии и светлой любви, то Н. Н. видит в этом мрак и черноту волн. Таков двойной угол зрения героев. В этом и есть их различие в мировоззрении.

Произведение Тургенева показывает решительность девушки. Ася делает шаг к мужчине первая. Инициативу свидания в повести писатель вкладывает в руки женщины. Так создается психологический портрет девушки.

Сцена объяснения в любви мгновенная и динамичная. Собрав волю в кулак, героиня проявляет смелость. Она говорит Н. Н., что любит его. Испытав целый спектр чувств от робости, нерешительности до счастья, стыда и отчаяния, она молниеносно покидает Н. Н., оставляя его в растерянном состоянии.

Критики о творчестве Тургенева

Личная жизнь великого русского классика, чей талант признавался такими столпами отечественной литературы, как Толстой и Чехов, говорит о другом: никакой «тургеневской девушки» существовать не могло, и этот образ с лёгкостью мог стать образом за авторством любого из писателей-современников Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев

При всей своей привлекательности, «тургеневская девушка» не раз подвергалась критике. Например, вот что пишет Чехов в письме известному издателю Суворину в феврале 1863 года: «Все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена — это не русские девицы, а какие-то пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину».

Александр Островский тоже не совсем лестно отзывается, пожалуй, об одном из самых чистых образов Тургенева — девушке Асе: «Золотуха, загнанная внутрь», — пишет об этом персонаже Ивана Сергеевича русский драматург, у которого, к слову, был свой идеал, Катерина — «луч света в тёмном царстве».

Яркий представитель иммигрантской литературы XX века, о котором сегодня вспоминают всё чаще и чаще, Сергей Довлатов, говорил, что «знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться».

Образ “тургеневской” девушки (по повести Тургенева “Ася”)

Каждый писатель создает в своих произведениях особенные образы, которые привлекают читателя своей неповторимсостью. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго.

Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как “тургеневская девушка”. В романе “Рудин” “тургеневская девушка” – Наталья Ласунская, в “Дворянском гнезде” – Лиза Калитина.

Ну и, конечно, в первую очередь вспоминается Ася – героиня одноименной повести.

“Тургеневская девушка” отличается от других особенным романтическим образом, который проявляется и в ее внешности. Она может быть приятной, миловидной, она может быть разной.

“Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почтидетскими щечками и черными, светлыми глазами”, – так описывает Тургенев Асю.

Это необычное сочетание: “черные, светлые глаза” сразу обращает на себя внимание читателя. Впоследствии, в течение всей повести глаза героини то словно бы “освещаются” изнутри, то вновь становятся темными, словом, постоянно меняются, как и “ее лицо, самое изменчивое лицо”

Они не могли понять ее дерзкого, но в то же время очень ранимого характера. Некоторые считали ее высокомерной, а некоторые слабой и беспомощной, но все равно не могли разгадать индидивидуальность романтичной девушки.

Гагин объясняет это ее происхождением: “Ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться”. Как бы то ни было, пансион Ася покинула, будучи все такой же чудной и проказницей.

Воспитанная матерью, державшей ее в строгости, затем отцом, ничего ей не запрещавшим, а также французскими романами, Ася в итоге стала обладательницей очень непосредственного и противоречивого характера.

Важно

Она любит играть разные роли, любит чувствовать себя разной – то прилежной домохозяйкой, то сорвиголовой, то нежной и хрупкой девушкой

Она старается продемонстрировать свою независимость от чужого мнения, на самом же деле ей очень важно, что думают о ней окружающие

При всей своей любви к актерству Ася – сама естественность. Она совершенно не умеет скрывать свои чувства, они проявляются через смех, слезы, даже через цвет лица. Она охотно принимает искусственные обличья, но и не менее охотно сбрасывает с себя маску, становится очень милой и простой.

Яркое качество, которое полностью характеризует Асю, – это искренность. Она не может жить по-другому и не терпит проявлений неискренности в других людях. Возможно это качество и сыграло свою определенную роль в ее жизни.

Отношения людей зачастую не всегда строятся на честности и справедливости, а для Аси это играло главную роль.

И эта особенность ее характера создавала тот образ “тургеньевской девушки”, который обращает на себя внимание читателя. Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства

У всех “тургеневских” девушек похожая судьба. Они влюбляются, искренне и пылко, но не находят в избраннике ответного чувства. Господин Н., покоривший Асю, не способен на яркий порыв, не способен решиться “жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом…”

Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства. У всех “тургеневских” девушек похожая судьба. Они влюбляются, искренне и пылко, но не находят в избраннике ответного чувства. Господин Н., покоривший Асю, не способен на яркий порыв, не способен решиться “жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом…”.

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ “тургеневской девушки”, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси, Лизы, Натальи.

Pin-up Girl

Впервые слово “пин-ап” ( от английского to pin up — “прикалывать”) стали употреблять в 1941 году. Тем не менее сама практика вырезать фото звезд из журналов или газет и затем прикалывать их на стену была еще раньше. Пин-ап-модели зачастую были манекенщицами или знаменитостями. Например, одной из самых известных пин-ап-моделей была Бетти Грейбл — американская актриса, певица и танцовщица. Ее знаменитое фото в купальном костюме сделало ее самой популярной моделью в период Второй мировой войны, а позднее снимок даже был включен журналом Life в список “100 фотографий, которые изменили мир”. Фотомодель Бетти Пейдж стала секс-символом второй половины пятидесятых в Америке и, как считается, предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов.

Тургеневская девушка в современном мире

Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности. Понятие «тургеневской девушки» стало известно с момента издания писателем своего произведения, в котором был раскрыт образ девушки с точки зрения ее внутреннего мира.

Автор повествует о жизни девушки с непростой драматической судьбой. Ася родилась в союзе богатого дворянина и крепостной. Строгое воспитание матери, а затем сменившая его вседозволенность отца определило нестандартный характер молодой женщины, отличающийся повышенной ранимостью и самолюбием.

Она представляет собой чувствительную, добрую натуру, которая в тоже время может быть вспыльчивой, порывистой и бесшабашной. Образ девушки раскрывается посредством описания ее увлечений рисованием, наблюдением за природными явлениями, изображая перед читателем женскую естественность, нежность, романтичность и кротость. Но вдруг Ася становится бесстрашной, совершает прогулки по опасным местам, совершенно не боясь последствий и выражая тем самым свой взрывной темперамент.

Девушка имеет деятельный нрав и мечтает осуществить на жизненном пути поставленные перед собой цели. Она привлекает к себе детской наивностью и открытым сердцем, способным на искреннюю, бескорыстную любовь. Ася, пренебрегая мнением общества, несмотря на установленные правила приличия, сама приглашает на свидание юношу, в которого страстно влюблена.

Молодой человек в силу молодости и неопытности не может правильно оценить поступок Аси, не осознает ее искренние чувства к нему и в результате не отвечает девушке взаимностью. Он считает, что подрывает его репутацию в обществе и брак с юной особой не входит в его планы.

Ася, обладая сильной волей и независимостью, не падая духом из-за безответной любви, находит в себе силы уехать и навсегда расстается с возлюбленным, со своей первой любовью. Но это событие в ее жизни не только не разрушает внутреннюю красоту девушки, но и делает ее еще сильнее.

Описание образа пленительной, самоотверженной девушки, имеющей неповторимые душевные качества, и дало название литературному термину «тургеневской девушки».

Невозможно поверить, что тургеневская героиня слабая и беспомощная девушка, в реальности она отличается мощным внутренним потенциалом, исходящим из моральных и нравственных соображений.

Тургеневские девушки готовы на самоотречение ради дорогих людей. Их душевные силы гораздо внушительней и сильнее мужской воли.

Нерешительный молодой человек, отказавшийся от искреннего чувства девушки, всю свою жизнь вспоминал те жаркие переживания, которые он ощутил только с Асей и более ни с одной из женщин. Он впоследствии осознал, что это и было настоящее чувство, а все остальное лишь обычное вожделение.

Автор, являясь великим мастером на писательском поприще, изображает перед читателем неповторимый образ прелестной молодой женщины, не сломленной несчастной любовью, не потерявшей веру в собственные силы, сохранившей уважение и к себе, и к окружающим и продолжившей искать свой истинный путь в этой жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение — миниатюра) Моё прочтение повести «Ася» Мои размышления о повести «Ася» Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева «Ася» Образ тургеневской девушки в повести «Ася» Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести «Ася») Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася» Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня…» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно… (по повести И.С.Тургенева «Ася») Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

Задачи и тесты по теме «Образ тургеневской девушки (по повести «Ася»)»

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) — Сложноподчинённое предложение 9 класс
  • Вид, возвратность и переходность глаголов — Глагол 5 класс Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1
  • Единственное и множественное число глаголов — Глагол 3 класс Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Айвазовского Георгиевский монастырь На большинстве произведениях Айвазовского изображены моря, а в особенности чаще всего Чёрное море. Одной из таких замечательных и ранних картин является «Георгиевский монастырь». Эта работа была написана в 1846 году
  • Мой любимый праздник — Новый год — сочинение С приходом зимы, я с нетерпением начинаю ждать Нового года. Мне нравится этот праздник, наполненный волшебством и радостными моментами, которые я с теплом вспоминаю целый год. 31 декабря для меня насквозь
  • Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА

Ныне представление о тургеневской девушке немало изменилось. В современном обществе данный эпитет ошибочно ассоциируют с девушкой несовременной, старомодной и слабой. Идеалистка по своей натуре, она сентиментальна, не приспособлена к жизни и оттого плаксива и очень ранима. В представлении подавляющего большинства обывателей «тургеневская барышня» – романтичная, хрупкая, трогательная особа, как правило, в скромном платье, с длинной девичьей косой и возвышенными мечтами о любви и смысле жизни. Она мгновенно смущается, краснеет и неизменно следует за своим возлюбленным, невзирая на все преграды. Этакий образ «идеальной жены», созданной для семейной жизни, ибо она никогда не пойдет «налево», будет стоически выносить все жизненные перипетии, воспитывая детей и боготворя своего мужа.

Сочинение про Асю

В русской литературе существует такое понятие, как «тургеневская девушка». И вполне естественно, что главная героиня повести «Ася» является яркой представительницей таких девушек.

Ася, или Анна Николаевна Гагина, в повести — это девушка семнадцати лет, плод любви барина Николая Гагина и крепостной Татьяны. После смерти матери, в девять лет ее взял на воспитание отец. В тринадцать лет лишившись отца, Ася осталась на попечении сводного брата. Имея приличный доход, молодой Гагин решает поехать со сводной сестрой за границу.

До отъезда девушка училась в Санкт-Петербургской гимназии, где в плане учебы показала себя с лучшей стороны, однако воспитательница часто жаловалась на Асю за ее взбалмошный характер. По природе Ася была застенчивой и тихой, но стеснялась своего нрава, поэтому держа себя несколько развязано, думала, что этим преодолевает стеснительность.

Однажды девушка призналась брату, что всем сердцем желает, чтобы все забыли о ее происхождении. Она до девяти лет воспитывалась у матери, поэтому светские манеры были ей чужды, хотя она всячески старалась привить их себе. Особенно это заметно в сравнении с братом, чьи манеры, простые и добродушные, выдавали в нем дворянина.

Особенностью этой несколько дикой девушки была жажда правды. Она не переносила трусости, лести и низости. Иногда ее манеры вызывали ступор у господина Н. Но он сумел разглядеть в ней необыкновенную натуру и влюбился.

То, что ее происхождение было необычным, повлияло на судьбу девушки. Она рано задумывалась о смысле жизни. Праздное существование тяготило ее. Ася признавалась, что не умеет играть на фортепьяно, не умеет петь, рисовать и даже шьет плохо. Зато вальсировала она божественно.

В Германии Ася скучала, так как была глубоко привязана к родине. Эту черту Тургенев показывает в эпизоде, где девушка сидит на скамье около виноградника, сливаясь с небом. Именно в Германии они с братом знакомятся с господином Н. Понимая, что влюбилась, Ася полностью отдается своему чувству. Порой ее переменчивое настроение пугает Н. Но по-другому она не может и не хочет себя вести.

Девушка отдает свое сердце, сказав: «Я ваша», но господин Н. находятся в смятении. Верный себе и своему кредо, которое признает лишь спокойное течение жизни, он отвергает любовь Аси.

Спустя годы, он наконец понимает, что это был ошибочный шаг. Любовь с каждым годом укрепляется в нем. Но кто знает, может это всего лишь иллюзия…

Женские портреты И. С. Тургенева

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

И. С. Тургенев – мастер словесного портрета, в том числе и женского. Формирование собственной концепции женского образа особенно ярко прослеживается в первых повестях писателя:

  • «Андрей Колосов»;
  • «Бретер»;
  • «Дневник лишнего человека»;
  • «Два приятеля».

Определение 2

Тургеневская девушка – девушка из русской усадьбы, наивная, романтичная, открытая, одухотворенная, способная на самопожертвование.

Концепция женского образа в творчестве писателя связана с его пониманием красоты. Само понятие красоты связано не с внешней привлекательностью, но с внутренней красотой, нравственными устремлениями. Тургенев не наделяет свои женские персонажи особой красотой:

Но за констатацией внешней обычности, автор стремится показать внутреннюю красоту, искренность, естественность. Писатель использует прием «инверсии восприятия», который позволяет отразить сочетание некрасивой внешности образа с красивой душой, расставить приоритеты, подчеркнуть преимущество духовной красоты над внешней.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Понятие тургеневской девушки в литературоведении 440 ₽ Реферат Понятие тургеневской девушки в литературоведении 270 ₽ Контрольная работа Понятие тургеневской девушки в литературоведении 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В ранних повестях концепция женского образа только формируется, в результате чего отмечается то увлечение писателя фактами биографии художественного образа при минимальном количестве портретных данных, то, наоборот, подробный внешний портрет полностью подменяет собой социально-психологические характеристики.

По мере формирования собственного видения женского идеала он приобретает некоторую стереотипность. В процессе создания женского портрета Тургенев следует очерёдности:

  • указание возраста – как правило, 17 или 19 лет;
  • описание внешности, роста, телосложения;
  • психологическая характеристика;
  • более детальное изображение внешности с акцентом на личностных качествах.

Все героини Тургенева «ясные», «простые», «простодушные», «добрые». В целом женские образы эстетизированы автором, опоэтизированы его представлениями о красоте естественного, природного начала. В портретах нет парадности, фигуры лишены эффектных поворотов, поз, они подчеркивают загадочность, сложный внутренний мир героини.

Каждая деталь тщательно продумана. В частности, указание возраста героини направлено на репрезентацию социального подтекста. В этом возрасте русские барышни еще жили в родительских домах, однако их воспитание уже было окончено. Соответственно, все женские персонажи выступали невестами, определяя дальнейшее развитие сюжета. Кроме того, указание на возраст позволяют подчеркнуть молодостью и юность героини, ее незрелость. Писатель изображает наиболее важный период в женской судьбе, когда в ожидании брака, избранника расцветает ее душа, пробуждаются потенциальные возможности.

В качестве новартской черты женского портера Тургенева следует отметить указание на сходство героини с кем-либо из родственников:

Подобный прием раннее в русской литературе отсутствовал и был введен именно Тургеневым. Подобный прием может быть направлен на противопоставление женского персонажа его родственникам, которые становятся символом мещанского, буржуазного общества, акцент внимания на дистанцию между ними. В то же время подобные указания позволяют, наоборот, подчеркнуть духовную близость персонажей, близость дочери к отцу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: