Сожжение чучела
Картина Кустодиева «Масленица» дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала — сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева «Масленица» можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.
Урок русского языка: сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина»
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. (слайд 2)
Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. (слайд 3)
Разве мог он себе представить тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».(слайд4)
В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896-1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий. (слайд 5)
Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. И. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901-1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности. (слайд 6)
К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7)
Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд
Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда – либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9)
-«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе»1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10)
Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщён. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. Но главное, не стёрся Человек, Артист… (слайд 11)
Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для неё мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. (слайд 12)
Незадолго до смерти (1927) Борис Михайлович просит посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Он ушёл, но снами остались его картины – праздник России, праздник русской живописи. (слайд 13)
Тройка буланых
Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.
Сочинение на тему масленица 7 класс
Как известно, Масленица – традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день – четверг. Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются – здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно. В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями – “Булочная”, “Сыр и икра”, трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств. В литературе символика поедания и трапез-пиров “на весь мир” достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи – не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году – в послереволюционный период). Следующий план – справа открывают ярко-красная вывеска “Театр” возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом “Борьба” в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить “пар”, избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая “добро” на празднование. Масленица все же – истинно христианский праздник. И даже нечто большее – это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи. Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских – и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в “Масленице” нигде больше не встретишь. 2, 5, 7 класс
Описание картины
Основная тема картины — народный праздник, отражающий размах и широту русской души, которые Кустодиев отразил в своем полотне.
Традиционная Масленица — это целая неделя гуляний, которые сопровождаются играми и соревнованиями. Нарядные люди ходят в гости, катаются на санях, поют веселые песни и танцуют. На городских площадях строят снежные городки и разбивают красочные шатры. Женщины прямо на улице пекут блины и угощают ими прохожих. Масленица — это встреча долгожданной весны.
Действие картины разворачивается на главной городской площади. Город укрыт белым снегом. Его освещают последние вечерние лучи. Закатное небо окрашено яркими красками. Купола церквей, высокие шпили отражают солнечный свет.
Внизу расположилась шумная ярмарка. Слышен скрип расписных качелей, быстро вращаются карусели. Вокруг царит веселая атмосфера. Художник точно передает гомон людей, спешащих на городскую площадь.
На переднем плане изображены красивые расписные сани, которые на полном ходу мчатся на праздник. Они украшены узорчатой золоченой дугой, которая подчеркивает праздничную атмосферу. Бородатый кучер лихо управляется с тройкой, которая пускается в галоп. Чтобы показать массовость гуляния, Кустодиев изобразил еще несколько саней, в которых находятся веселящиеся жители городка. Видно, что между ними идет соревнование, кто быстрее, удалее, звонче. Всех охватывает веселье, ведь катание на лошадях — традиционное развлечение в праздничные дни.
Недалеко от лошадей расположились люди, которые разговаривают и смеются. Там же стоит разносчик, в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу.
Автор полотна создал собирательный образ русского народа. Жители провинциального городка объединены одним праздником. Границы и условности стерты. Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться легко и беззаботно. Простые люди и зажиточные купцы, торговцы и дети собрались вместе, чтобы отметить приход весны. Они ожидают главное событие гулянья — сжигание соломенного чучела.
Описание картины Масленица 2
Художник Кустодиев – мастер своего дела
Этот человек уделял большое внимание темы человеческой повседневной жизни. Неудивительно, что почти все его полотна отображают определённые моменты человеческой жизни: праздники, повседневность, войны и другие плохие и грустные и весёлые события из жизни простых русских
К слову, он крайне редко касался темы богатой жизни элиты, и почти всегда рисовал среднестатистического человека.
В центре картины изображены сани, на которых сидит очень большое количество людей. Видно, что они очень торопятся на праздник. Среди них есть как женщины, так и мужчины. Из этого можно допустить, что они являются членами одной семьи. Кроме того отличительной деталью является золотая дуга с узорами. Сани тоже узорчатые. Видать их владелец достаточно состоятельный человек, ведь не каждый мог себе позволить даже одну лошадь в то время, а здесь две красивые лошади и роскошные сани… Дальше на фоне саней виднеется толпа людей, которые стоят около входа на рынок. Также на картине изображен театр, куда также собралось немалое количество людей.
Погода, на картине, судя по всему холодная, так как лежит большое количество снега. Но при этом следует подметить, что с неба не идёт снег, а следовательно это не худшая погодная обстановка для похода на рынок или в театр. Этой возможностью и пользуются люди, пришедшие приятно провести время. Судя по наличию театра, на картине изображен город, а не деревня. Подтверждением этому также служит очень большое количество людей, которое вряд ли бы собралось в деревне. Вдалеке виднеется церковь. Она стоит на небольшой возвышенности. Туда тоже понемногу сходятся люди, что бы помолится за хорошее провождение праздников, а также поблагодарить Бога за то, что имеют возможность так красиво отдыхать в этот день. В городе в основном живут люди, работающие по восемь и более часов в сутки в рабочие дни, поэтому подобный праздник становится для них приятной неожиданностью в виде очередного выходного дня, который нужно использовать.
В целом картина производит приятное впечатление. На ней изображены реалии жизни русских людей в начале двадцатого века. Картина не является фантастической, так как высвечивает всё довольно детально и реалистично. После просмотра картины появляется некое представление о жизни людей тех времён.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Осень в лесу (2, 3, 4, 5, 6 класс) Природа настолько бывает разной и контрастной, что можно вечно любоваться ее созданиями и творчеством. Безусловно одна бы она не справилась в своих творениях, одной из главных ее помощниц является погода.
- Анализ повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» Как известно Николай Васильевич Гоголь всегда отличался от других писателей того времени особой страстью к мистицизму. Один из главных венцов его творения, цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Сочинение Русский язык в современном мире Русский язык является одним из наиболее сложных в современном мире, но он не так распространен как многие другие. Особенностью русского языка является невероятная выразительность и возможность составлять слова
Пишем сочинение по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича :
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» следует начинать с краткой справки о самом художнике. Например, то, что Борис Михайлович Кустодиев — один из величайших русских советских художников, который творил в различные периоды жизни России: он был рожден в Российской Империи, а умер уже в Советском Союзе.
Он отличался талантом уже в свои юные годы и получил множество медалей и наград во время обучения и по окончании Петербургской Академии художеств. Несмотря на то, что он был широко известен как портретист, его душа лежала к бытовому жанру — объединению портрета с пейзажем или интерьером.
Такой и является его картина «Масленица», написанная в 1919 году.
План написания сочинения на тему «Масленица» по картине Кустодиева
Как и любое другое сочинение, эта работа должна начинаться с продуманного плана.
Первым пунктом, как обычно, является введение
Пример введения есть в начале данной статьи, его можно расширить при необходимости и ввести другие факты о художнике или картине.
Далее в сочинении по картине «Масленица» Кустодиева следует описать детали картины: что находится на переднем и заднем планах, какие объекты или части акцентируют на себе внимание, рассмотреть цветовую гамму и общее настроение произведения.
После этого необходимо описать свои чувства и эмоции, вызванные просмотром картины. Не стоит также скупиться на предположения о том, чем могут быть вызваны эмоции героев картины и ее общее настроение.
В самом конце остается сделать емкий вывод, который будет обобщать все сочинение в целом.
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»
На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником — масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками , с наступлением весны и городскими гуляньями.
На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра.
Важно
Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам.
Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.
При просмотре данной картины возникают чувства, что ты являешься непосредственным участником всей этой веселой толкотни: хочется с ветерком прокатиться в санях, посмеяться с такими же, как ты, простыми людьми, поделиться с ними радостью и поддержать всеобщее ощущение счастья. Эта работа кисти Кустодиева не может вызвать негативных эмоций, потому что каждому из нас знакомо это праздничное настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека.
Завершение сочинения
В заключение сочинения по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.
Оттенки и полутона
Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.
Борис Кустодиев: биография
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.
Популярные сочинения
Сочинение-отзыв о книге Человек-амфибия Беляева Великий бестселлер, роман замечательного русского писателя Александра Беляева заставил почти всю эпоху рассуждать над темами добра и зла, справедливости и возмездия, о правде и лжи
Сочинение Описание картины Буря Айвазовского 7 класс Каждый из нас знает, кто такой Айвазовский
Всякий раз, когда мы были с классом в Третьяковской галерее я постоянно обращала внимание на картины этого знаменитого автора.
Что я знаю о войне — сочинение Начав изучать историю в школе, я усвоил, что война так же вечна, как сама история человеческого общества. Она является формой разрешения больших и малых конфликтов.
Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»
Картина «Масленица» написана в стиле модерна, русским художником Кустодиевым Б.М. в 1916г. Все действия на картине происходят на главной площади провинциального городка. На переднем плане картины видны люди, катающиеся в расписных санях запряжённых парой празднично украшенных лошадей с бубенцами и дугой с колокольчиками.
На щёках людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех. Рядом расположились торгующие купцы и видны прохаживающие горожане. Возница еле сдерживает тройку лошадей. Видно как счастливые ребятишки катаются с горок, летят снежки с мальчишеского боя. Внизу суматошная карусель, шумная ярмарка и толпы народа, то прохаживающихся, то идущих за покупками, то смотрящих представление. Так же видны ещё несколько саней, передаётся массовость праздничного веселья.
Зимний красочный пейзаж служит отличным фоном картины. Художником использована изумительная палитра красок: бирюзового, голубого, золотого и красного оттенков. Парад ярких красок : розовые и золотые облака расположились на изумрудно-зелёном небе; снег переливается нежного — голубыми, розовыми и бледно-сиреневыми цветами. Для оттенков саней использованы красные и зелёные узоры.
Церковь, окружённая деревьями, нарисована светлыми красками. Данные цвета выбраны не случайно, они излучают передачу отношений к справедливости и вере, ведь белый цвет – признак доброты и чистоты. Яркое солнце оснащено контрастами вырисовывается на фоне снежной пелены. Снег искриться на солнце, а иней хлопьями падает с деревьев, а его количество на картине делает её по зимнему нарядной.
Смотря на картину, создаётся ощущение присутствия на этом праздничном гулянья. Она передаёт внушительную теплоту этого праздника. Она очень оптимистична и полностью передаёт моменты гуляний на масленицу.
Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица» | источник
Вариант №2
Вот началась неделя перед Великим постом, а это значит, что наступила пора масленицы — масленичная неделя. А что же такое эта масленица? Об этом я бы и хотел поговорить в этой статье. Оказывается, масленица — это восточнославянский традиционный праздник, который отмечается за неделю перед Великим постом. Она, как и любой другой праздник, пришедший к нам с древней Руси, включает в себя некоторые обряды, предусмотренные славянской мифологией.
Время проведения этого праздника меняется от года к году и зависит от даты празднования Пасхи. Как уже известно, масленица, означает переход от зимы к весне, а также и от мясоедения к Великому посту. Не для кого не секрет, что масленица является одним из самых крупных, веселых, и сытных праздников, проводимых за весь год. И именно поэтому она может иметь такие названия как: “сахарные уста”, “ясочка”, “веселая” и “объедуха”.
Неотъемлемой частью масленичной недели являются различного рода забавы. К ним можно отнести:
Купание в проруби Катание на санях Различные конкурсы на время по типу: “Кто съест больше блинов?” Кулачные бои
Отдельной чертой хочется провести такой ритуал, как “Сжигание чучела”. Он по своей сути означает уход зимы и приближение весны. Сжигание чучела всегда сопровождается зачастую частушками, хороводами, песнями и танцами.
История праздника. Сейчас масленицу принято считать праздником принятым православной церковью. И это на самом деле так. Но мало кто знает, что масленица — это праздник изначально языческий. Еще во времена, когда на Руси не было православия, наши предки верили во множество Богов. Одним из них был Бог Солнца. В конце февраля, когда солнце на небе стало появляться наиболее часто, чем в январе, и уже припекало, люди радовались и “оживали” после “зимней спячки”. В честь этого у наших предков сложилась традиция печь лепешки в форме круга, символизирующие весеннее солнце, позднее их заменили на блины.
Традиции праздника. Понедельник, вторник и среду народ готовился к празднику: заготавливали большое количество дров, украшали двери и наличники изб, сооружали снежные горки. Основная часть праздника приходилась на оставшихся четыре дня. Целые дни детвора и взрослые проводили во дворе, лишь изредка заходя домой съесть парочку блинов и выпить горячего чая. Одной из самых увлекательных и известных игр в то время была “осада крепости”. Ребята строили большую снежную крепость и разбивались на две группы: одна группа — защитники, а вторая — атакующие. Одни должны были защищаться, а другие атаковать. Что касается женщин, то те надевали свои самые красивые наряды, посещали театральные постановки, а также смотрели на кулачные бои. Что касаемо кулачных боев, то здесь не все так просто. Мужчины очень долго готовились к этому: тренировались не один месяц. Перед боем обязательно было хорошо покушать и сходить попариться в баню. Некоторые суеверные молодые люди, даже ходили к колдунам за “зельем”. С его помощью, как они считали, они выйдут из боя победителями.
Как не странно, но каждый день масленицы имеет свой “план действий”
Понедельник. В этот день люди потихоньку начинали печь блины. Как и полагается, первый блин, нужно было отдать малоимущему или бездомному человеку. Также в этот день сооружают символ всего праздника — чучело, наряжают его и выставляют на центральную площадь села или города до последнего дня празднования.
Вторник. Вторник, был днем гуляний. Вся молодежь собиралась гулять, кататься на каруселях, и санях.
Среда. В третий день недели, обычно, приглашали домой на застолье гостей, соседей, где их ждал полный стол блинов, оладьев и пирогов.
Четверг. Начиная с этого дня, гулянья становились только больше. В четверг уже во всю играли в снежки, катались на санях, а также устраивали кулачные бои. Тоже самое происходило и в Пятницу и в Субботу. А вот в Воскресение, люди прощались с зимой, сжигали чучело масленицы, а также просили прощения у родных и близких. Этот день в дальнейшем назовут как “Прощенное воскресение”.
2, 3, 4, 5, 6, 7 класс, по русском языку кратко
Разные точки зрения
Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы. Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини. Это не могло не породить множество дискуссий.
Суицид как проявление силы
Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.
По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.
Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами. Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей. Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.
Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.
Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить. Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть. В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.
Самоубийство как слабость
Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.
Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.
По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:
- слабый;
- безвольный;
- безответственный.
Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.
К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и бо́льшую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.
Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени. В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам. Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Сочинение по картине Кустодиева Масленица
Об авторе: Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)- русский и советский художник. На его картинах можно увидеть портреты и жанровые композиции. Также художник работал в сатирических журналах и иллюстрировал книги. На картине Кустодиева Масленица изображена площадь провинциального города во время народных гуляний. Это полотно было написано в 1919 году. Борис Михайлович не раз изображал на своих холстах празднование масленицы. Первое полотно написано в 1916 году. Масленица- это проводы зимы и встреча с весной. В эти дни на улицах городов и сёл народ устраивал игрища. Это были катания на санях, скачки на лошадях, кулачные бои. Все хозяйки в эти дни пекли блины. Круглые горячие блины считаются символом солнца.
Также известными полотнами живописца считаются «Портрет Ф.И.Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Сирень».
Сочинение по картине Кустодиева Масленица: описание и анализ художественного полотна
На картине Кустодиева Масленица мы можем увидеть, как в начале прошлого века в России праздновали один из главных весенних праздников. Еще стоят морозные дни, повсюду лежит снег, но солнышко уже светит ярко. После продолжительной зимы люди радуются солнечному свету. Они стараются побыстрее проводить надоевшую зиму. Художник изображает большое количество людей. Словно все жители городка собрались на улицах города, чтобы всем вместе отметить любимый праздник. Кругом веселье и праздничная атмосфера.
На переднем плане картины мы видим парня с девушкой, катающихся на санях, запряженных лошадью. На их раскрасневшихся от мороза лицах радостная улыбка. А слева за ними видны взрослые и дети, толпящиеся у закусочной. За стеклом на витрине выставлены деликатесы, которые там подают: красная и черная икра, сёмга, копченый окорок, различные сыры и колбасы. На вывеске заведения красуется припорошенная снегом морда кабана. А справа можно увидеть дородных купцов в длинных шубах. Они разговаривают о чем-то веселом, размахивая при этом руками.
В центральной части полотна изображена тройка лошадей с бубенцами. Ею управляет разудалый мужичок с черной бородой и усами. Он катает на санях молодых девушек. Раскрасневшиеся веселые барышни прикрываются меховыми муфтами от летящего из-под копыт снега.
На площади расположилось здание театра, а за ним яркая карусель с красочными огнями. Возле них больше всего народа. В здании театра ожидаются представления и кулачные бои. На балконе два клоуна что-то кричат публике. Сверху балкон украшен разноцветными флажками. В толпе можно увидеть разносчиков различных товаров с лотками. Один торговец стоит с огромной охапкой разноцветных шаров.
На заднем плане видны различные магазины, склады, трактиры, булочные и церкви с куполами. Почти везде есть люди и повозки с лошадьми. Автор не забыл и про природу. На холсте мы видим необыкновенно красивые деревья в снежном инее.
Атмосфера всеобщего веселья сопровождается музыкой. Рядом с театром стоят два паренька. Один из них играет на гармошке, а другой на дудке.
Картина получилась красочная и жизнерадостная. Она заряжает энергией и дарит хорошее настроение. Глядя на полотно, понимаешь, как дружно и весело жили люди. И как они широко праздновали масленицу.
Сочинение 5 класса по картине Кустодиева «Масленица»
Наверное, каждый человек хотя бы раз присутствовал на праздновании проводов зимы и зазывании весны. Эта народная традиция является частью христианской культуры. На это указывает и выделение автором церкви. Она сразу бросается в глаза. Только истинно верующий человек может с такой теплотой передать уют и тишину церковного двора. Со всех сторон его окружают белоснежные деревья, напоминая о святости этого места.
У нас в селе тоже есть храм. Там всегда уютно и спокойно. Я очень благодарен бабушке, что она берет меня с собой в церковь. Там становится радостно на сердце. Как же хорошо, когда люди помнят свою историю и сохраняют важные привычки. Всё это помогает нашей стране оставаться сильной духом.