Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой. Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.
Анализ стихотворения Николая Алексеевича Клюева «Вы обещали нам сады…»
Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.
В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.
Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».
Анализ стихотворения Клюева «Александру Блоку»
Стихотворение «Александру Блоку» написано в 1910 году. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Блок был для Клюева несомненным литературным авторитетом, да и не только для него одного. Многие молодые поэты (в частности, В. В. Маяковский), несомненно, испытывали влияние Блока и подражали ему.
Стихотворение является попыткой диалога с Блоком, оно полно отсылок к его циклу «Снежная маска». Народный поэт Клюев задает вопрос «дворянскому» поэту – «Верить ли песням твоим?» И Блок, будучи способным отличить фальшь от подлинности, проявлял к творчеству Клюева живейший интерес – он чувствовал в поэзии Клюева нечто старорусское и староверческое. У Клюева на самом деле много подлинного.
При прочтении стихотворения видны явные параллели с некоторыми произведениями Блока – например, рассуждения об исторической судьбе России и выбор определенных средств художественной выразительности. А они таковы:
- эпитеты – «глухой туман», «морозные дали», «тоскующий взгляд», «зимний очаг», «мерная (издающая монотонный, мерный звук) прялка», «синие ночи», «сладостный недуг», «нерасторжимый полукруг», «смоляные косы», «тайное сомненье», «прекрасный лик», «осенняя рдяная тоска», «черная година» – рисуют картины природы, отражающие душевное смятение автора;
- олицетворения – «зыбь не одета», «духи сковали», «взгляд испытует», «моря дыханье», «жужжанье прялки», «радость придет, зажжет», «тоска неуловима», «Россия – собрат» – очеловечивают чувства автора и явления природы, давая автору возможность вступать с ними в диалог;
- блоковские метафоры – «песни-птицы», «духи метели и тьмы», «зияет разбитой грудью», «снежность ночей», «искупить казнью», «сковали снегами» – рисуют картины мятежной природы, противостоящей человеку;
- синекдоха – «граниты скал», «пламя зорь», «полукруг неба», «свитки дыма», «символ смерти и разлук», «птицы рассвета», «всплески рук» – позволяет сделать смысловой акцент на нужном слове;
- ряды однородных членов предложения – «трепещет, дышит и живет», «в песне, в свитках, в жужжанье и блеске» – объемно описывают явления;
- сравнение – «как ветер смех» – помогает подчеркнуть неуловимый характер тоски лирического героя;
- эллипсис – «какою казнью (можно) искупить»;
- инверсия – «лик прекрасный», «косы смоляные» – инструмент выстраивания рифмы;
- риторические вопросы – «Верить ли…?», «Долго ль … будет трепаться… ?», «Женщина? Россия?», «… какою казнью искупить?..»;
- риторическое восклицание – «…собрат!»;
- гипербола «вышли из хижины» – дань временами нарочитой «народности» поэзии Клюева.
Лексика высокого стиля – «лик», «символ», «поведай», «година», «тщетно», «незримо», «недуг», «испытует», «зияет», «казематная (в данном контексте – тюремная)» – в рамках стихотворения соседствует с просторечной – «родимый».
Стихотворение отражает горечь, которую испытывает поэт: поражение в русско-японской войне принесло огромные потери и больно ударило по самолюбию большинства россиян. Отсюда – рдяная (ярко-красная, алая) тоска автора по утраченному величию империи.
Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Тема
Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека
Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её
В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.
Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.
ИЗ ЦИКЛА «ЗЕМЛЯ И ЖЕЛЕЗО»
1
Есть горькая супесь, глухой чернозем,
Смиренная глина и щебень с песком,
Окунья земля, травяная медынь,
И пегая охра, жилица пустынь.
Меж тучных, глухих и скудельных земель
Есть матерь-земля, бытия колыбель,
Ей пестун судьба, вертоградарь же — Бог,
И в сумерках жизни к ней нету дорог.
Лишь дочь ее, Нива, в часы бороньбы,
Как свиток являет глаголы судьбы, —
Читает их пахарь, с ним некто Другой,
Кто правит огнем и мужицкой душой.
Мы внуки земли и огню родичи?,
Нам радостны зори и пламя свечи,
Язвит нас железо, одежд чернота,
И в памяти нашей лишь радуг цвета.
В кручине по крыльям, пригожих лицом
Мы «соколом ясным» и «павой» зовем.
Узнайте же ныне: на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.
Изба — колесница, колеса — углы,
Слетят серафимы из облачной мглы,
И Русь избяная — несметный обоз! —
Вспарит на распутье взывающих гроз…
Сметутся народы, иссякнут моря,
Но будет шелками расшита заря, —
То девушки наши, в поминок векам,
Расстелют ширинки по райским лугам.
1916
610
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.История создания – Стихотворение написано в 1914 году.
Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.
Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»
Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».
ИЗ ЦИКЛА «ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ»
1
Четыре вдовицы к усопшей пришли…
(Крича, бороздили лазурь журавли,
Сентябрь-скопидом в котловин сундуки
С сынком-листодером ссыпал медяки.)
Четыре вдовы в поминальных платках:
Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках;
Пришли, положили поклон до земли,
Опосле с ковригою печь обошли,
Чтоб печка-лебедка, бела и тепла,
Как допрежь, сытовые хлебы пекла.
Посыпали пеплом на куричий хвост,
Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост,
Хрущатой рядниной покрыли скамью,
На одр положили родитель мою.
Как ель под пилою, вздохнула изба,
В углу зашепталася теней гурьба,
В хлевушке замукал сохатый телок,
И вздулся, как парус, на грядке платок…
Дохнуло молчанье… Одни журавли,
Как витязь победу, трубили вдали:
«Мы матери душу несем за моря,
Где солнцеву зыбку качает заря,
Где в красном покое дубовы столы
От мис с киселем, словно кипень, белы, —
Там Митрий Солунский, с Миколою Влас
Святых обряжают в камлот и атлас,
Креститель Иван с ендовы расписной
Их поит живой иорданской водой!..»
609
Зарделось оконце… Закат-золотарь
Шасть в избу незваный: принес-де стихарь —
Умершей обнову, за песни в бору,
За думы в рассветки, за сказ ввечеру,
А вынос блюсти я с собой приведу
Сутемки, зарянку и внучку-звезду,
Скупцу ж листодеру чрез мокреть и гать
Велю золотые ширинки постлать.
1916
ИЗ ЦИКЛА «ПОЭТУ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ»
1
Изба — святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.
На грядке веников ряды —
Душа берез зеленоустых…
От звезд до луковой гряды
Всё в вещем шёпоте и хрустах.
Земля, как старище-рыбак,
Сплетает облачные сети,
Чтоб уловить загробный мрак
Глухонемых тысячелетий.
Провижу я: как в верше сом,
Заплещет мгла в мужицкой длани, —
Золотобревный, Отчий дом
Засолнцевеет на поляне.
Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью…
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.
Изба — питательница слов —
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матёрый лапоть.
<1916>
611
* * *
О, ели, родимые ели, —
Раздумий и ран колыбели,
Пир брачный и памятник мой,
На вашей коре отпечатки,
От губ моих жизней зачатки,
Стихов недомысленный рой.
Вы грели меня и питали,
И клятвой великой связали —
Любить Тишину-богомать.
Я верен лесному обету,
Баюкаю сердце: не сетуй,
Что жизнь как болотная гать,
Что умерли юность и мама,
И ветер расхлябанной рамой,
Как гроб забивают, стучит,
Что скуден заплаканный ужин,
И стих мой под бурей простужен,
Как осенью листья ракит, —
В нем сизо-багряные жилки,
Запекшейся крови, — подпилки
И критик ее не сотрут.
Пусть давят томов Гималаи —
Ракиты рыдают о рае,
Где вечен листвы изумруд.
Пусть стол мой и лавка-кривуша —
Умершего дерева души —
Не видят ни гостя, ни чаш, —
Об Индии в русской светелке,
Где все разноверья и толки,
Поет, как струна, карандаш.
Там юных вселенных зачатки —
Лобзаний моих отпечатки —
Предстанут, как сонмы богов.
И ели, пресвитеры-ели,
В волхвующей хвойной купели
Омоют громовых сынов.
<1916>
612
Курсы подготовки к ЕГЭ под ключ |
Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.
Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»
Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.
Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.
Стихотворение содержит такие выразительные средства:
- эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
- риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
- метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
- инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
- олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
- антонимы – «сны – явь».
Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».
Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.
Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.
-
Откуда берутся стихи ахматова
-
Привет в стихах и картинках
-
Вероника тушнова у меня есть любимый стихи
-
Марина цветаева стихи на французском
- Картинки на 8 марта со стихами прикольные
Основная тема стиха
Тематика стихотворения – это микс пейзажной зарисовки и описание людей, которых поработила суета и веселье. Первая строфа отдала на откуп осенней грусти на фоне дождя:
Автор сравнивает, насколько красивы капли дождя в золотых лучах солнца и насколько они печальны на фоне осени. Далее идёт сравнение людей, которые велики в своём веселии в глазах других, но не вызывают ничего, кроме жалости во время падения.
Далее автор опять обращается к осенним каплям, говоря им, что они наводят на душу много тяжёлых чувств, но тут же оправдывает их:
Завершается произведение вторым возвращением к людям, которых Есенин называет убитыми жизнью и несчастными. По мнению автора строк, в эту осеннюю пору они просто доживают свой век, чувствуют раскаяние и призывают прошлое вернуться. Строку:
Можно смело отнести к описанию состояния самого Есенина, скорее всего, именно так чувствовал себя поэт, работая над стихотворением.
Конечно, Есенин на фоне жизненного разочарования сгущает краски, не все так плохо в этой жизни, но это мнение автора, и он имеет на это право.