Сергей есенин

Сергей есенин буря. анализ стихотворения есенина буря. анализ стихотворения есенина «буря»

Тема природы в творчестве Сергея Есенина

Сергей Есенин является одним из самых популярных, самых читаемых русских поэтов. Его творчество отличается необыкновенной силой непосредственности, искренности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Стихи Есенина – это чистосердечный разговор с слушателем, читателем. Вместе с этим Есенин еще и глубокий мыслитель. Мир чувств, мыслей и страстей лирического героя его стихотворений сложен и противоречив. Патриот своей родины, поэт был кровно связан со своим народом, с его поэтическим творчеством, с родной землей.

Замечание 1

Природа – это главная, всеобъемлющая стихия творчества Сергея Есенина.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская природа в лирике Есенина 480 руб.
  • Реферат Русская природа в лирике Есенина 250 руб.
  • Контрольная работа Русская природа в лирике Есенина 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лирический герой его произведений связан с ней врожденно и пожизненно:

Поэзия Есенина – важный этап в формировании национального пейзажа, в котором наряду с традиционными мотивами запустелости, грусти, нищеты, включены необычайно яркие и контрастные краски.

Есенин чаще, чем другие поэты, использует понятия «родина», «край», «Русь»:

  • «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • «Русь»
  • «Край любимый! Сердцу снятся…»
  • «О верю, верю, счастье есть…»
  • «Запели тесаные дороги»
  • «О край дождей и непогоды…» и т.д.

По — другому поэт изображает атмосферные и небесные явления – более изобразительно, картинно, в описаниях используя антропоморфные и зооморфные сравнения. Например, ветер – «рыжий ласковый олененок», месяц – «теленок», «жеребенок» и т.д.

Из небесных светил у Есенина на первом месте образ месяца – луны, он встречается почти в каждом третьем произведении (в 41 произведении из 127). При этом в стихах раннего периода преобладает «месяц», а в произведениях после 1920 года – «луна». В месяце поэт подчеркивает в первую очередь фигуру, внешнюю форму, силуэт. А луна – это главным образом свет и настроение, вызванное им – «луна хохотала, как клон», «тонкий лимонный лунные свет», «неуютная жидкая лунность» и т.д. Месяц в творчестве Есенина ближе скорее к фольклору, он как сказочный персонаж, а луна вносит романсовые, элегические мотивы.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Есенина можно назвать создателем «древесного романа», лирическим героем которого является клен, а героинями – ивы и березы.

Очеловеченные образы деревьев получают «портретные» подробности» (например, у клена – «нога», у березы – «бедра», «стан», «подол» и т.д. Во многом благодаря Сергею Есенину белая береза стала восприниматься как национальный поэтический символ России. Другими излюбленными растениями поэта являются черемуха, липа, рябина.

Образы животных тоже раскрыты более проникновенно и сочувственно. Они становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний. С животными у лирического героя стихотворений Есенина кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими».

У Есенина пейзажные мотивы имеют тесную связь не только с круговоротом времени в природе, и но и с возрастным течением человеческой жизни – грустью о прошедшей юности, чувством увядания и старения. Излюбленным мотивом Есенина является разлука с родным домом и возвращение на «малую родину». В его творчестве образы природы окрашены чувством ностальгии и преломлены в призме воспоминаний.

Есенин с особенной остротой ставит проблему сложных взаимоотношений природы с побеждающей ее цивилизацией:

В творчестве Есенина значительное место занимают космические и фантастические пейзажи, которые выдержаны в стиле библейских пророчеств, но имеют богоборческий и человекобожеский смысл:

По выражению М. Горького, поэзия природы Есенина выражает «любовь ко всему живому в мире и милосердие». Она замечательно еще и тем, что впервые поэт последовательно проводит принцип уподобления природы самой природе и раскрывает изнутри все богатств ее образных возможностей.

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре
.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

    М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

  • Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!

    Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им

  • Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

    В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

  • Анализ стихотворения Перекресток, где ракитка Фета

    Произведение является частью цикла под названием «Гадания». Автор стремился погрузить читателя в воссозданную им атмосферу святочных праздников.

Популярные темы анализов

Сегодня мы живём в эпоху, когда социальные сети и зависимость людей от них всё больше и больше начинают уничтожать любые морально-этические ценности. Мы смотрим клипы Моргенштерна,

В творчестве Бориса Пастернака все образы не похожи один на другой. Писатель в своих произведениях никогда не приукрашивает и не дорисовывает. Автор передает на бумаге, то, что видит своими глазами на самом деле,

А.Пушкин один из поэтов, который отличался особенным свободомыслием. Большинство своих произведений он посвятил именно возвышенным чувствам, а именно любви, но его творения эти не ограничивались. Пушкина волновала роль поэта

Далеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен,

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина — «Буря». Здесь тоже все в природе живое — все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее «настроении».

В первой строфе Есенин показывает, как от грома ухнул лес, как зашептались взолнованно камыши, как зашумели ветра. симфонию звуков дополняет, конечно, и то, как закачались деревья, дрогнули листья. И немного красок добавляет Сергей Есенин в картину бури — с веток летит золотая пыль.

Во второй строфе автор как бы притягивает к себе как к наблюдателю эту бурю. О пишет, что она плачет у окошка. А к его мутному стеклу наклоняются ветлы. Они даже качают головами и угрюмо смотрят. Создается тревожное и печальноеиощущение.

Третья строфа показывает, на что с опаской смотрят деревья. Вдали черные тучи, они, как грозные хищники, выползают. Река бушует, ревет сердито, поднимает воду. Сам автор употребляет сочетание «водяные кручи», которое прекрасно передает ощущение опасности. И в самой последней строке показана «сильная рука», которая и создает всю эту круговерть. Это символическая рука бури, природы, а, может быть, самой Вселенной.

Автор не только ощущает природу, но и угадывает некую высшую силу во всем

И он смотрит на нее с некой разумной осторожностью, как на великана, но без страха, без раболепстования. Есенин понимает, что бури в природе тоже, конечно, нужны

Конечно, травы перешептываются в страхе, листья трепут, сами люди вздыхают, но всей системе нужно обновление и очищение. Восхищаясь стихией, Сергй Александрович не бежит в центр бури, но смобтрит из теплого дома, понимая неизбежность «плохого»: грозы, зимы, старения. В этом стихотворении он исподволь учит читателей принимать жизнь такой, какой она должна быть. И всегда получать удовольствие от этой жизни.

Анализ стихотворения Буря по плану

Сергей Есенин — Дрогнули листочки, закачались клены ( Буря )

Drognuli listochki, zakachalis kleny,S zolotistykh vetok poletela pyl. Zashumeli vetry, okhnul les zeleny,Zasheptalsya s ekhom vysokhshy kovyl.

Plachet u okoshka pasmurnaya burya,Ponagnulis vetly k mutnomy steklu,I kachayut vetki, golovu ponurya,I s toskoy ugryumoy smotryat v polumglu.

A vdali, cherneya, vypolzayut tuchi,I revet serdito groznaya reka,Podymayut bryzgi vodyanye kruchi,Slovno mechet zemlyu silnaya ruka.

Lhjuyekb kbcnjxrb, pfrfxfkbcm rktys,C pjkjnbcns[ dtnjr gjktntkf gskm///Pfievtkb dtnhs, j[yek ktc ptktysq,Pfitgnfkcz c [jv dscj[ibq rjdskm///

Gkfxtn e jrjirf gfcvehyfz ,ehz,Gjyfuyekbcm dtnks r venyjvs cntrke,B rfxf/n dtnrb, ujkjde gjyehz,B c njcrjq euh/vjq cvjnhzn d gjkevuke///

F dlfkb, xthytz, dsgjkpf/n nexb,B htdtn cthlbnj uhjpyfz htrf,Gjlsvf/n ,hspub djlzyst rhexb,Ckjdyj vtxtn ptvk/ cbkmyfz herf/

Что скрывает есенинская буря

️ Стих «Буря» написан в три строфы по четыре строчки и относится по стилю к пейзажной лирике. По сюжету Есенин описывает зарождение и явление бури, одного из самых суровых природных явлений на территории России.

Сначала мы видим, как ураган приближается, его ещё не видно во всей красе проявления, но он витает в воздухе. Вот уже начинают подрагивать листочки, словно бы проверяя свою крепость перед бурей, вот клены пугливо шатнулись, высохший ковыль начал шептать свое предупреждение о скором урагане.

Во второй строфе буря уже пришла и беснуется на улице, пытаясь доказать природе свою мощь и величие, силясь, пусть и ненадолго, покорить мир.

Землю окутала полумгла и в ней танец ярости ведет ураган, который долго копил силы, который долго держал обиду на штиль и наконец-то смог заявить свои права на временное владычество над землей.

В последней строфе Есенин сравнил бурю с великаном, который пришел такой непрошенный и показывает свою силу, словно рукой, разбрасывая землю и прогибая мир. Его верные слуги черная туча и сердитая река дополняют картину бури, показывая её могущество, пусть и на короткий срок.

Стихотворение показывает могущество природы, когда она перерождается в бурю, заставляя трепетать не только деревья и травы, но и людей. Однако, такие ураганы редки и после них небо чище прежнего, зато мы знаем, что природа может не только улыбаться, но и показывать оскал.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Облаком волнистым Фета

    По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

  • Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета

    В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

  • Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова
  • Анализ стихотворения Посвящение Гиппиус

    Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Стихотворение «Буря» относится к ранней пейзажной лирике С. Есенина. Поэт создал его для публикации в журнале «Млечный путь». Но издание закрыли, а стихотворение увидело мир только после смерти поэта в 1959 г. на страницах газеты «Чарджоуская правда».

Тема анализируемого произведения – сильная буря. Автор показывает, что человек бессилен перед стихией. В то же время С. Есенин воспевает могущество природы, преклоняясь перед ним.

Стихотворение «Буря» – пейзажная зарисовка, в центре которой непогода. Картины природы динамичные, что соответствует содержанию. Динамизм достигается при помощи глаголов. Их С. Есенин использует практически в каждой строке. Слова данной части речи позволяют отобразить не только движения, но и звуки.

В достаточно лаконичном произведении Сергей Александрович сумел показать, как начинается буря и воспроизвести самые сильные порывы ветра. Сначала поэт замечает, как «дрогнули листочки, закачались клены», струсив с ветвей пыль. Они, кажется, почувствовали приближение ветра – первого вестника стихии. Их волнение передается всему лесу. Тот отчаянно охккает, понимая, что ничего не сможет сделать незваной гости. Его эхо раздается в округе, доносясь до ковыля.

Во второй строфе стихотворения отчетливее проявляет себя лирический герой. Он пережидает бурю в доме, наблюдая за ней из окошка. Проказы погоды напоминают герою плач. В мутные стекла заглядывают принагнутые ветви, будто бы тоже хотят в дом. В полумгле деревья кажутся унылыми.

Лирический герой всматривается вдаль и замечает, что оттуда ползут черные тучи, а это значит – буря затянется надолго. Настроение погоды передалось и речке. Она стала грозной, сердито ревет, разбрасывает вокруг брызги. В завершении произведения автор сравнивает стихию с сильной рукой, которая мечет землю, как игрушку. Этот образ можно толковать как руку Господа.

По смыслу стихотворение С. Есенина «Буря» условно делится на три части: рассказ о начале бури, наблюдение за непогодой из окна, описание наползающих туч и сердитой реки. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из трех октав, буря усиливается в каждой следующей строфе. Стихи объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер – трехстопный хорей. Такая ритмико-мелодическая организация позволяет отобразить бушующую погоду.

Пейзажную зарисовку С. Есенин создал при помощи художественных средств. Важную роль в «Буре» играет метафора, помогая автору показать душу и характер природы: «охнул лес», «зашептался с эхом высохший ковыль», «плачет у окошка…буря», «качают ветки, голову понуря», «ревет… река». Детализируется описание посредством эпитетов: «золотистые ветки», «лес зеленый», «пасмурная буря», «мутная буря», «тоска угрюмая», «сильная рука».

Некоторым строкам выразительности придает аллитерация, например, шепот ковыля воспроизводится при помощи слов с согласными «з», «ш», «с»: «зашептался с эхом высохший ковыль».

Вариант №2

Стихотворение Сергея Есенина «Буря» относится к раннему периоду творчества поэта. Оно написано в период между 1913 и 1915 годами, но при жизни автора не было опубликовано, хранилось в архивах оставшихся после трагической гибели литератора. Читатели смогли ознакомиться с произведением только в 1959 году, спустя 34 года после смерти Есенина.

Стихотворение могло быть опубликовано и при жизни автора. Оно было отправлено в редакцию журнала «Млечный путь», охотно печатавшего крестьянскую лирику и объединившего вокруг себя поэтов этого направления. Известно, что журнал предполагал опубликовать это стихотворение, однако номер, где оно должно было появиться, не вышел, а само издание закрылось. В другие прижизненные публикации Есенина это произведение не входило. 

Жанровая принадлежность стихотворения «Буря» – очень любимая Есениным пейзажная лирика. Сюжет – наблюдение автором (он же – лирический герой) за началом бури, которая после длительного засушливого периода принесла земле и растениям долгожданный дождь, ставший для последних наверняка спасением от почти неминуемой гибели. Уже в этом произведении, написанном максимум двадцатилетним автором видны и его недюжинный талант, и несомненное литературное мастерство.

Стихотворение – короткое, состоящее из всего трех строф, но и их оказалось вполне достаточно для описания начавшегося внезапно буйства стихии. Внезапность передана буквально двумя словами – самым началом произведения: «Дрогнули листочки…». А о том, какой была погода до того, как грянула буря, можно сделать вывод тоже буквально по двум словам – последним в первой строфе: «…высохший ковыль». То есть, стояла длительная засуха, окончания которой с нетерпением ждали и природа, и люди.

«Буря» – очень динамичное стихотворение. Изобразительными средствами, с помощью которых передается эта динамичность, являются выбранный автором стихотворный размер (хорей), а также перекрестный способ рифмовки и применение преимущественно открытой рифмы. Зарытая рифма применена только однажды – в первой строфе, когда описывается завязка, события только разворачиваются.

Дополнительную динамику произведению также придают обилие глаголов и, скорее всего, сознательный уход Есенина от вычурных метафор и ярких эпитетов. Автор не злоупотребляет образными средствами языка, ограничивается простыми эпитетами, которые можно встретить и у других авторов. И в этом, как ни парадоксально – тоже проявление таланта и мастерства. Ведь наличие в стихотворении чего-то, за что читатель может «зацепиться», не позволяет произведению быть динамичным.

У Есенина немало и других стихов в жанре пейзажной лирики, и практически каждый из них – жемчужина этого жанра в русской поэзии. В том числе и «Буря».

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность

Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Слышал дух мой про край холмов

Человек и родная природа в стихотворениях Есенина

Еду. Тихо. Слышны звоны…

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Дымом половодье…

Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил.

Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога.

Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.

Роща синим мраком Кроет голытьбу… Помолюсь украдкой За твою судьбу.

Восход солнца

Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.

Вот уж вечер. Роса…

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.

От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.

И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

Под красным вязом крыльцо и двор…

Под красным вязом крыльцо и двор, Луна над крышей, как злат бугор. На синих окнах накапан лик: Бредет по туче седой Старик.

Он смуглой горстью меж тихих древ Бросает звезды — озимый сев. Взрастает нива, и зерна душ Со звоном неба спадают в глушь.

Я помню время, оно, как звук, Стучало клювом в древесный сук. Я был во злаке, но костный ум Уж верил в поле и водный шум.

В меже под елью, где облак-тын, Мне снились реки златых долин. И слышал дух мой про край холмов, Где есть рожденье в посеве слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: