Алексей апухтин 📜 день ли царит, тишина ли ночная

К какому виду лирики относится стих-ие а. апухтина «день ли царит, тишина ли ночная…»

Анализ стихотворения Апухтина «День ли царит, тишина ли ночная…»

Стихотворение «День ли царит…» написано в 1880 году сорокалетним сложившимся человеком и состоявшимся, хоть официально и не признанным поэтом. Произведение представляет собой прекрасный пример любовной лирики, это посвящение любимому человеку. Тема произведения – описание всепоглощающего чувства.

Именной характер текста – в стихотворении очень мало глаголов – позволяет точнее передать настроение и чувства поэта, зафиксировать его душевное состояние, сделать акцент на исповедальных нотках произведения.

Средства художественной выразительности, которые использует Алексей Николаевич, – это:

  • риторические восклицания – ими является рефрен, размещенный автором в конце каждой строфы, их можно рассматривать и как эпифору;
  • олицетворения – «день (тишина) царит», «сердце воспрянуло, любя», «дума наполняет»;
  • синтаксический параллелизм – «день ли…, тишина ли, в снах ли…»;
  • яркие эпитеты – «ночная тишина», «дорогое, святое в душе», «тревожные сны», «житейская борьба», «роковая дума», «вдохновенное слово», «дни ясны, унылы»;
  • немногочисленные метафоры – «наполняя жизнь», «призрак былого»;
  • синекдоха – «дорогое, святое в душе»;
  • инверсия – «тишина… ночная», «в снах … тревожных»;
  • ряды однородных членов предложения – «все та же, одна, роковая», «вера, мечты, слово, все», «помыслы, чувства, песни, силы, все»;
  • анафора – «все, что в душе…. – все от тебя»;
  • многосоюзие – «и песни, и силы»;
  • антонимы – «день – ночная», «ясны (веселы) – унылы»;
  • авторский неологизм – «загубя»;
  • эллипсис – «будут ли дни …ясны, (или будут) унылы».

Непринужденная изысканность стиха Апухтина – свидетельство не только большого таланта, но и высокого профессионализма, виртуозного владения словом. Автор воспевает силу и красоту человеческого чувства, дающего силы жить и творить. Поэту есть чего страшиться – былое не оставляет его, но новое чувство вдохновляет его, делает чище, пробуждает веру. Последняя строфа – настоящая клятва в верности тяжелобольного человека, поэтому она особенно трогает душу.

Стихотворение удивительно искренне и лирически насыщено. Недаром оно положено на музыку великим русским композитором П. И. Чайковским, с которым А. Н. Апухина связывали годы тесной дружбы. Думается, Апухтина не забывают именно благодаря замечательной интерпретации Чайковского, пополнившей репертуар величайших певцов мира.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: