Самуил маршак 📜 ландыш

«ландыш» самуил маршак: читать текст, анализ стихотворения

С. Маршак «Ландыш»

Целипробудить
у детей интерес к творчеству
С. Я. Маршака; формировать стремление к самостоятельному чтению, умение
подтверждать своё мнение выдержками из текста.

Оборудование:
портрет
С. Я. Маршака; выставка книг
писателя.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

1.
Выставка
книг С. Я. Маршака.

2.
Чтение
стихотворений поэта (3–5 вариантов).

III.
Подготовка к восприятию.


Что вы знаете о С. Я. Маршаке?


Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964
гг.) – один из самых знаменитых детских поэтов. Стихи Маршака
сопровождают нас
на всех дорожках детства. Вчитайтесь в его стихи – и вы
почувствуете, как точно
выбрано каждое слово. Вслушайтесь в пружинистый и чёткий ритм его стиха.

IV.
Работа по теме урока.

1.
Слово
учителя.

На
столе у учителя – букетик ландышей.


Сегодня у нас новые открытия поэзии.
Мы будем читать стихотворение С. Я. Маршака
«Ландыш». Интересно, что оно нам
откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

2.
Выразительное
чтение стихотворения учителем (с. 122).

Учитель
читает стихотворение медленно,
останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После
чтения –
пауза.


Поделитесь своими мыслями, чувствами.

3.
Самостоятельное
чтение учащимися.


Какие два весенних образа
представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес. Он ещё не
распустился.
И ландыши
.)

Учитель
показывает ландыши – раздаёт их
ребятам.


Вот такой ландыш изобразил поэт.


Рассмотрите его. Какой он на самом
деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

4.
Беседа
по содержанию.

1)
Как вы думаете, почему поэт начинает
и завершает стихотворение картиной леса? Что он
«обрамляет» (вставляет в
рамку)?(Ландыш
как клад, как
драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы,как тёмная закрытая
шкатулка, внутри которой,
в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шелковой подкладке
.)

2)
В каких именно образах С. Маршак
передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение
ландыша с
ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша –
круглые бубенчики,
венчики колокольчиков весны
.)

3)
Как поэт передаёт чистоту и
хрупкость цветка? Зачитайте. («Природой бережно
спелёнутый…»
)

4)
Какой из этих образов помогает вам
представить ландыш?

5)
Какие слова поэта представляются
каждому из вас наиболее точными ипронзительными? (Особенно две первые и четыре
последние строчки
.)

6)
Какой образ леса создаёт поэт?

7)
Как лес относится к ландышу?


Да,вы правы, удожественный образ – это что-то
глубокое, многослойное:
тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах
раскрывается. Это
колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же
– тоска, но
счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается,
бывает счастливая
тоска!


Вот как много нам открыл поэт, как в
образе цветка он передаёт большую картину весны. Мы многоепоняли.

8)
А скажите, вы поняли, как надо
читать это стихотворение? (Нежно и тихо.)

V.
Итог урока.


Если бы вас попросили
проиллюстрировать это стихотворение, какими быкрасками вывоспользовались
и
почему?

Домашнее
задание.

Выразительное
чтение стихотворения, с.
122. По желанию выучить стихотворение «Ландыш»
наизусть.

Олимпиада по русскому языку3 с ответами

Выполните разбор слов по составу: РАЗБУЖЕННЫЙ, НИТОЧКАХ, ВЕНЧИКИ, СПЕЛЕНУТЫЙ,

БЕРЕЖНО. Дана транскрипция слова: . Что это за слово? Составьте с ним предложение или словосочетания (продумайте варианты). братца (сущ. в род.п.): нет братца братца (сущ. в вин.п.): увидел братца браться (инфинитив): браться за настоящее дело Как правильно сказать: БЕГИТЕ или БЕЖИТЕ? Обоснуйте свою точку зрения. Какова особенность данного глагола? Правильны оба варианта: Бегите – повелит.накл., бежите – изъявит.наклЭто разноспрягаемый глагол с чередованием согласной в корне 4. Какой способностью отличаются глаголы, стоящие первыми в парах? Первые слова – глаголы называют, а не описывают действия, с помощью них можно выполнять действие (я обвиняю, нельзя сказать я упрекаю тебя). Это так называемые перформативные глаголы. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые обладают указанной способностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.Попробуйте придумать еще два глагола, обладающих такой способностью. Например, благодарить, посвящать 5. Прочитайте текст И.А.Гончарова. На одной станции я спросил, сколько считают они градусов такого мороза. “Градусов пятьдесят, батюшка”,- сказала мне старуха. Мой человек усмехнулся. “Градусов пятьдесят не бывает”,- сказал он. “‘И, родимый! у нас и семьдесят бывает. ” – “Как вы это живете тут?”- спросил я. “Да мы уж обнатуренные”, – сказала она. “А лето у вас хорошо?”- спросил я. “Годявое, да только коротко: сеем ярицу, да озябает, не каждый год родится, а когда родится, так хорошо “. В другом месте станционный смотритель позабавил меня уже другим языком. Он предложил обедать у него. “А что у вас есть?”- “Налимы имеются”. – “А мясо есть?” – “Имеется баранина.” – “Да скоро ли все это поспеет?” – “Быстро соорудим”. Откуда этот язык. 5.1. Чем один язык отличается от другого? Почему эти особенности позабавили автора? 1 – разговорный: окказиональные слова, просторечия 2 – «деловая» речь, неуместная в данной ситуации Ответьте на вопрос Гончарова: “Откуда этот язык?” Откуда – оригинальные версии (от проезжающих) 5.2. Объясните значения подчеркнутых слов. Станция – пункт остановки на большой дороге, почтовом тракте Батюшка – ласково-фамильярное обращение к собеседнику Человек – крепостной слуга Обнатуренные – привыкшие к природе, натуре Годявое – от слова «годное, пригодное, годится» (или «год» – год на год не приходится) Ярица – яровой хлеб, пшеница или рожь Озябает – повреждается, пропадает от холода, вымерзает Станционный смотритель – чиновник XIV класса 5.3. Выполните морфологический разбор слов: ОДНОЙ – количественное числительное в значении местоимения СЕМЬДЕСЯТ – колич. числительное КОРОТКО – прилагательное. 6.1. Известно, что в Х1Х веке сочинять палиндромы на русском языке было труднее, чем сейчас. Объясните, с чем это связано. Ъ, Ь (ер, ерь) на конце слов. 6.2. Для каждого из следующих палиндромов попробуйте определить, мог ли он быть сочинен в Х1Х веке: + А роза упала на лапу Азора. У липъ Леша нашелъ пилу. Леша на полке клопа нашелъ. + Я пишу шипя. Аргентина манитъ негра. 6.3. Что такое палиндром? Какие условия необходимо учитывать при его сочинении? Палиндром – текст, который читается одинаково слева направо и справа налево (не учитываются знаки препинания, пробелы, прописные буквы) 7. Объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях: 7.1. Составляя предложение, должен учитываться стиль речи. Деепричастный оборот не относится к грамматической основе. 7.2. Тютчев тонко чувствовал и восхищался красотой природы. Чувствовал (что?) и восхищался (чем?) 7.3.Это была массивная, щербатая от времени мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. Употребление паронимов: вечный – вековой 7.4. В этот раз Игорь одел на себя маску раскаявшегося. Надел на себя – одел кого-то (употребление паронимов) 7.5. Молчание – это хранить в тайне что-либо. Нарушение видового, родового признака 7.6.Написанное в ранней молодости произведение А.С.Пушкиным и сейчас впечатляет читателей. Разрыв причастного оборота: Написанное А.С.Пушкиным в ранней молодости произведение… 7.7.И правильно утверждает пословица: ” С волками жить – волком станешь”. Искажение пословицы, фактическая ошибка: ” С волками жить – по-волчьи выть”.

SchoolFilesNet_126810Размер файла: 35 kB Загрузок: 0

http://rustih.ru/samuil-marshak-landysh/http://dom-knig.com/read_239296-2http://schoolfiles.net/2244743

голоса

Рейтинг статьи

Короткие стихи про ландыши

Распустился ландыш в мае…
Распустился ландыш в маеВ самый праздник — в первый день.Май цветами провожая,Распускается сирень.С. Маршак

Как горошинки резные…
Как горошинки резныеНа высокой ножке,Ландыши цветут лесныеПрямо у дорожки.Н. Нехаева

Красотою, как магнит…
Красотою, как магнит,Манит всех прохожих.Ландыш очень ядовит,Будь с ним осторожен.Н. Нехаева

Ландыш — весенний цветок…
Ландыш — весенний цветок.Его ты не трогай, дружок!Он будет красою лесов,Он будет белее снегов.Д. Невинская

Вот ландыш майский — что за чудо…
Вот ландыш майский — что за чудо –Так много чуда – ниоткуда!Прохладный лес, тенистый дворУкрасил праздничный фарфор.Т. Голикова

Колокольчиками белыми…
Колокольчиками белымиУсыпан стебелек.Среди яркой зелени –Тайны островок.С. Капитонова

Под забором, у калитки…
Под забором, у калитки,Вот, смотри и не дыши:Как горошины на ниткеБеленькие ландыши.Н. Агошкова

Ландыш спрятался в листве…
Ландыш спрятался в листве,Осторожный очень.Чуть заметен он в травеРаспуститься хочет.

Колокольчиком наделШляпки белоснежные.Тихо-тихо прозвенелЗапах его нежный.А. Соколова

Дугою стебелёк…
Дугою стебелёк,И лист как одеяло…А под дугой цветы,Как капельки тумана…

Беззвучных колокольчиковВолною аромат…Весенней феей высаженВ лесу волшебный сад.Т. Софинская

Он на солнце поглядел…
Он на солнце поглядел,В мае бусинки надел,Белоснежна кисть цветка,Гроздь изящна и легка,Наслаждайся и дыши,Распустились ландыши.В. Мохорев

В гости к нам пришла весна…
В гости к нам пришла веснаРаспустились ландышиНежно-белые тонаТак красиво! Надо же!Соберу букетикЛандышей с утра,Подарю их девочкеС соседнего двора!М. Карандаши

Родился ландыш в майский день…
Родился ландыш в майский день,И лес его хранит.Мне кажется — его задень,Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,И птицы, и цветы…Давай послушаем.А вдругУслышим — я и ты?Е. Серова

Ландыш серебристый
Ландыш серебристыйСолнце светит, шепчут листья.На полянке я один.Под кустом в траве росистойКто звенит динь-динь?Это ландыш серебристыйСмотрит в ласковую синь.Колокольчиком душистымОн звенит: динь-динь…Он звенит: динь-динь…Н. Френкель

Какой же он душистый! Какой же он красивый!

Загадки о ландыше для детей 2-3 классов прекрасно подойдут для уроков природоведения, как разминка перед темой или уже для закрепления. А если занятие провести на природе, рассматривая ландыши, ребятам всё запомнится намного лучше.

***

На дуговидных цветоносах
Весной бубенчики висят,
По саду аромат разносят
И скромностью ласкают взгляд.
(Ландыши)

***

Листочки – крупные, зеленые.
Стебель – хрупкий, тоненький,
А цветок – ароматный, беленький.

***

Колокольчики в лесу нежные — нежные,
Как снежинки белоснежные.
В зеленом листе отдыхают,
Пьянящим весенним запахом благоухают.

***

На поляне всё в тумане,
И трава в росинках тонет,
В ней цветочек «ушко лани»
Развернул свои ладони.
Показав свои звоночки,
В ряд сидящих малышей,
Выгонит остатки ночки.
Звон идёт от…
(Ландышей)

***

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(Ландыши)

***

Весной растут они в лесу,
Под деревом скрываются.
А только солнышко взойдёт,
Роса с цветков срывается.
И начинают перезвон,
Весёлые бубенчики.
(Ландыши)

***

Родился цветочек в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется — его задень,
Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем.
А вдруг
Услышим — я и ты?
(Ландыш)
Е. Серова

***

Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.
(Ландыш)
В. Золотарева

***

Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки-
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый и приятный…
(Ландыш)
Р. Новикова

***

Дугою стебелёк,
и лист как одеяло…
А под дугой цветы,
как капельки тумана…
Беззвучных колокольчиков
волною аромат…
Весенней феей высажен
в лесу волшебный сад.
(Ландыш)
Т. Софинская

В дороге

В сумерки весенниеЗа листвой березГулко в отдаленииСвистнул паровоз.

Дымными полотнамиЗастилая лес,Окнами бессчетнымиЗамелькал экспресс.

Слабо отраженные,Чуть светясь во мгле,Очерки оконныеМчатся по земле.

Желтая вагоннаяЖесткая скамья –Жизнь моя бессонная,Молодость моя.

По безвестным станциям –Из конца в конецПо Руси постранствовалВдоволь мой отец.

Скучной ночью длинноюОн смотрел в окно.Перед ним пустынноеСтлалось полотно.

С тайною тревогоюПод немолчный шумМного он дорогоюПередумал дум.

Не ему ли следуя,Я живу в пути.Все куда-то еду яЛет с пяти-шести.

Но теперь вагоннаяЖелтая скамья –Словно обновленнаяМолодость моя.

И легко мне с первымиВстречными в путиБудто давний прерванныйРазговор вести.

Бывало, в детстве под окномМы ждем, – когда у насПроснется гость, прибывший в домВчера в полночный час.

Так и деревья – стали в ряд,И ждут они давно, –Когда я брошу первый взглядНа них через окно.

Я в этот загородный домПриехал, как домой.Встает за садом и прудомЗаря передо мной.

Ее огнем озарены,Глядят в зеркальный шкафОдна береза, две сосны,На цыпочки привстав.

Деревья-дети стали в ряд.И слышу я вопрос:– Скажи, когда ты выйдешь в садИ что ты нам привез?

Гости с востока

Какие гости в комнате моей!Узбекские, туркменские тюльпаны.Они пришли в одежде пестротканойК нам из садов, из парков, из степей.

Вот розовый с каемкою узорной.Вот золотой – шесть языков огня.А есть цветок почти как уголь черный,Лоснистый, точно кожа у коня.

В диковинных цветах земли восточнойЯ удалое племя узнаю.Поддерживает чашу стебель прочный,Пробившийся на свет в степном краю.

В кувшине на столе прожив неделю,Земли, корней лишенные цветыНе съежились ничуть, не побледнелиИ сохранили свежесть красоты.

Вот первый лепесток пропал без вести,За ним другому отлететь пришлось.Но братья-лепестки не вянут вместе, –Живут в семье, а умирают врозь.

Все то, чего коснется человек,Приобретает нечто человечье.Вот этот дом, нам прослуживший век,Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.Беседуют между собой балконы.И у платформы, выстроившись в ряд,Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.Страницей Гоголя ложится Невский.Весь Летний сад – Онегина глава.О Блоке вспоминают Острова,А по Разъезжей бродит Достоевский.

Сегодня старый маленький вокзал,Откуда путь идет к финляндским скалам,Мне молчаливо повесть рассказалО том, кто речь держал перед вокзалом.

А там еще живет Петровский век,В углу между Фонтанкой и Невою…Все то, чего коснется человек,Озарено его душой живою.

Разбираем тропы

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и имеет линейное развитие композиции – начинаясь от попытки укрыться от жары в лесу, до описания главного лесного синонима весны – ландыша.

Рифмовка перекрестная (отводи – разом – позади – алмазом), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Начинается стих явным диссонансом «с утра жара», который отчетливо противопоставляется названию стиха – Ландыши. Нежность и прохлада против жары, Пастернак берет с места в карьер, начиная с контрастов.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (грузный полдень, потное плечо, нещадная резня, стекольный ящик, сырой овраг).
  2. Сравнение («весна, как Углич», «полдень рухнет, как стекольный ящик», «шурша, как парча»).
  3. Олицетворение (полдень хряснет позади).
  4. Метафора (жары нещадная резня).

На посошок рекомендуем ещё одно годное стихотворение Пастернака за весну – это стих «Март», написанный на 20 лет позже, но также прославляющий приход весенних дней.

Анализ стихотворения «Ландыш» Маршака

«Ландыш» Самуил Яковлевич Маршак впервые опубликовал на страницах сборника с емким названием «Стихи». Он дорожил этим стихотворением, и год спустя разместил его в своей новой книге.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Оно написано не позднее 1951 года. Его автору в это время за шестьдесят, он не только признанный поэт (прежде всего, детский), но и критик, и переводчик. Был в его жизни и опыт организации издательства, однако оно было закрыто за «неблагонадежность, чуждый дух». Жанр – изящная пейзажная лирика, стихи ямбические с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Рифмы есть как открытые, так и закрытые. Лексику можно назвать возвышенной, хотя С. Маршак смог наделить ее теплотой и живостью разговорной. Лирический герой – лишь очарованный наблюдатель, сам оживающий в дыхании весны. Описание преображения природы давно уже стало общим местом не только в русской, но и мировой поэзии. Однако поэт сумел создать и нужную атмосферу, настроение стиха, и подобрать свежие образы, передающие трепет и свет. В начале стихотворения стоит инверсия: чернеет лес. Олицетворение – один из главных приемов в палитре средств художественной выразительности. Оно позволяет писать о явлениях как о живых существах, придает рассказу особую трогательность. От припекающего солнышка просыпается лес. Кругом сырость, обнажившаяся прошлогодняя листва. «На ниточках жемчужины»: метафора, перифраз. Собственно, до самого финала поэт не назовет цветок по имени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: бубенчики, ниточки, венчики. Впрочем, автор ими не злоупотребляет, чтобы стихотворение не стало слащавым. Он сравнивает цветы с драгоценностями, кстати говоря, естественного происхождения. Их хрупкость обманчива, за ней скрывается большая жизненная сила. «Закрыты и плотны» (есть впечатление, что он говорит о глазах): поэту удается придать зримости своему вдохновенному портрету. Он скрупулезно сообщает все детали. Лирический герой именует ландыши колокольчиками весны. В третьей строфе природа выступает в образе заботливой матери, пеленающей цветок, как ребенка. «В глуши нетронутой»: почти сказочная формулировка. Следом идет перечислительная градация. Оксюморон в заключительном четверостишии: счастливую тоску. В финале природа, еще не столь богатая на краски и запахи, дарит раннему цветку весь свой накопленный за долгую зиму аромат. «Горькому цветку»: что ж, он ведь еще и ядовит, его гликозиды используются в медицине в рецептуре сердечных лекарств.

В творчестве С. Маршака есть место и почти классическим пейзажным зарисовкам. Примером такой лирики служит «Ландыш».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Белые звоночки у меня в садочке

Небольшие, звучные и запоминающиеся загадки про ландыши для детей 6-7 лет в стихах обязательно понравятся детям.

***

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.
(Ландыш)

***

Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли – не слышно.

***

Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке.

***

На зелёном стебельке,
Белые фонарики,
И цветут, благоухают,
Только в мае …
(Ландыши)

***

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
(Ландыши)

***

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

***

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
(Ландыш)

***

Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились …
(Ландыши)

***

Цветок душистый каждый знает,
Он расцветает только в мае —
Зеленый тонкий стебелёк,
Где белых бусинок рядок.
(Ландыши)

***

На зеленой ножке
Выросли сережки,
Белые, душистые,
Как росинки чистые.
(Ландыши)

***

Словно на гирлянде,
Лампочки висят,
Ветерок весенний,
Их качает ряд!
(Ландыши)

***

Нежным ароматом,
Колокольный ряд,
На зелёном стебельке,
Плотненько висят!
(Ландыши)

***

В саду в тенёчке,
Горошинки висят,
Как будто бусы жемчуга,
Нанизаны все в ряд!
(Ландыши)

***

Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!
(Ландыши)

***

Под занавес весны цветёт,
В тени, где солнышко не жжёт,
И словно бусы — ровный ряд,
На стебельке цветы висят!
(Ландыши)

***

На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!
(Ландыши)

Покажите вашему малышу это видео с загадками о цветах. Пока папа рисует, нужно отгадать, какой цветок будет изображён на рисунке.

Номер №532

  1. Используя текст стихотворения, докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Для этого спишите стихотворение, обозначая прилагательные и причастия (одиночные и с зависимыми словами).ЛАНДЫШЧернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят.А уж на ниточках жемчужиныОт ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчикиЕщё закрыты и плотны,Но солнце раскрывает венчикиУ колокольчиков весны.Природой бережно спелёнутый,Завёрнутый в зелёный лист,Растёт цветок в глуши нетронутой,Прохладен, хрупок и душист.Томится лес весною раннею,И всю счастливую тоску,И всё своё благоуханиеОн о́тдал горькому цветку.(С. Маршак)
  2. Выучите наизусть стихотворение. Научитесь выразительно читать его вслух. Приготовьтесь к письму по памяти.
  3. Составьте схему последнего предложения, объясняя пунктуацию.
  4. Выполните лексический разбор выделенных слов.

Решение

ЛАНДЫШ Чернеет лес, теплом разбуженный (прич. об.), Весенней сыростью объят (кр. прич.). А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые (прилаг.) бубенчики Ещё закрыты (кр. прич.) и плотны (кр. прич.), Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спелёнутый (прич. об.), Завёрнутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой (прич.), Прохладен (кр. прич.), хрупок (кр. прич.) и душист (кр. прич.). Томится лес весною раннею (прилаг.), И всю счастливую (прилаг.) тоску, И всё своё благоухание Он о́тдал горькому (прилаг.) цветку. (С. Маршак)

Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он о́тдал горькому цветку. Схема: , .

Жемчужины 1 . Жемчужина − зерно жемчуга. 2 . Переносное значение (метафора). 3 . Синоним — драгоценность. 4 . Книжное. 5 . Заимствованное. Томится 1 . Томиться − мучиться, испытывать тягость чего−нибудь. 2 . Переносное значение (олицетворение). 3 . Синоним − изнывать. 4 . Книжное. 5 . Исконно русское.

Источник статьи: http://reshalka.com/uchebniki/6-klass/russkii_yazik/razumovskaya/532

Летняя ночь на севере

На неизвестном полустанке,От побережья невдали,К нам в поезд финские цыганкиИюньским вечером вошли.

Хоть волосы их были русы,Цыганок выдавала речьДа в три ряда цветные бусыИ шали, спущенные с плеч.

Блестя цепочками, серьгамиИ споря пестротой рубах,За ними следом шли цыганеС кривыми трубками в зубах.

С цыганской свадьбы иль с гулянкиПришла их вольная семья.Шуршали юбками цыганки,Дымили трубками мужья.

Водил смычком по скрипке старойЦыган поджарый и седой,И вторила ему гитараВ руках цыганки молодой.

А было это ночью белой,Когда земля не знает сна.В одном окне заря алела,В другом окне плыла луна.

И в этот вечер полнолунья,В цыганский вечер, забрелиВ вагон гадалки и плясуньиИз древней сказочной земли.

Полынью пахло, пахло мятой,Влетал к нам ветер с двух сторон,И полевого ароматаБыл полон дачный наш вагон.

Не знаю, когда прилетел соловей,Не знаю, где был он зимой,Но полночь наполнил он песней своей,Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:То слышится где-то свирель,То что-то рокочет, журчит и стучитИ вновь рассыпается в трель.

Так четок и чист этот голос ночной,И все же при нем тишинаДля нас остается немой тишиной,Хоть множества звуков полна.

Еще не раскрылся березовый листИ дует сырой ветерок,Но в холоде ночи ликующий свистМы слышим в назначенный срок.

Ты издали дробь соловья улови –И долго не сможешь уснуть.Как будто счастливой тревогой любвиОпять переполнена грудь.

Тебе вспоминается северный сад,Где ночью продрог ты не раз,Тебе вспоминается пристальный взглядЛюбимых и любящих глаз.

Находят и в теплых краях соловьиНад лавром и розой приют.Но в тысячу раз мне милее свои,Что в холоде вешнем поют.

Не знаю, когда прилетел соловей,Не знаю, где был он зимой,Но полночь наполнил он песней своей,Когда воротился домой.

Весенняя красота леса

Весеннее тепло, иногда переходящее даже в жару после холода зимы, обманчиво, ведь стоит только зайти в лес и раздвинуть еловые лапы, как мир начинает преображаться. На смену неласковому с непривычки солнцу приходит прохлада, пропитанная ароматом хвои. Ещё шаг-другой и лесному гостю открывается главное весеннее таинство леса и его украшение – ландыши.

Ландыши в сыром овраге походи на последствие сухого дождя, когда каждая капелька отразилась на земле нежностью белого цветка.

Кисти капелек поднялись на полтора пальца от корневища, словно бы желая обозреть место своего пристанища, границы своего королевства.

В ландыше заключено все, что томило лес в зимнюю стужу – вся нежность нетронутой чистоты, хрупкость надежды и истинная красота, нуждающаяся в постоянной защите лапами вековых елей и полками березняка.

Согласитесь, ландыши, которые продает бабушка у входа в метро – это другое, это ненастоящее, за это надо бить по рукам. Когда цветок с гирляндой белых капель сухого дождя оторван от земли, то он теряет свою магическую красоту, становится пресным и лишь отдаленно напоминает себя в царствии сырого оврага.

Не рвите ландыши, не позволяйте этого делать другим, ведь настоящая красота и магическая сила этого цвета открывается только на лесной земле. Оторванный от корней цветок становится мертвым и не подарит ничего, кроме пресной улыбки высохшей росы по пути к гербарию двоечника.

Анализ стихотворения Маршака «Ландыш»

Для многих представителей современного поколения имя С. Я. Маршака в сознании тесно связывается с задорными детскими стихами. Действительно, на творчестве Самуила Яковлевича многие из нас выросли. Однако это не повод забывать о поэте, оставляя его работы для детей. Значительный пласт лирики Маршака посвящен вечным проблемам, поэтому прекрасно воспринимается в зрелом возрасте.

Например, можно обратиться к произведению «Ландыш», чтобы почувствовать всю глубину мысли поэта. Это стихотворение впервые увидело свет в 1951 году, когда вышла книга «Стихи. 1948 – 1951». Оно было помещено в цикл «Из лирической тетради» под заглавием «Ландыши». В сборник «Стихи. Сказки. Переводы» 1952 года оно вошло уже под названием «Чернеет лес».

Стихотворение состоит из четырех строф. Размер – стройный четырехстопный ямб. Аккуратно рифмуются нечетные и четные строки, укладываясь в схему abab. Каждая строфа имеет собственную мелодию, которая создается с помощью особых созвучий. Первое четверостишие словно трепещет благодаря повторению вибрирующего звука «ж»: «разбуженный», «каждого», «жемчужины», «дрожат».

Вторая отзывается музыкой. Читая ее, мы слышим игру инструментов: «бубенчики», «венчики», «колокольчиков». Третье четверостишие отвечает ей тихим шелестом, возникающим благодаря аллитерациям: «Спеленатый», «лиСТ», «раСТет», «душиСТ». Четвертая строфа звучит минорнее из-за протяжных сонорных согласных – «весНою», «раННею» и др.

В стихотворении автор предстает тонким ценителем природы, умелым художником. Благодаря его мастерству с помощью точных эпитетов и олицетворений легко представить, что ты сам очутился в густом бору и можешь прикоснуться к душе пробуждающегося от зимнего сна леса. Эффектные метафоры делают повествование очаровательно живым:
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

При этом стихотворение воспринимается не просто как живописное отображение природы. Удивительно многогранным предстает образ леса, изображенного в тексте произведения. Не зря автор использует прием олицетворения, придавая части природы противоречивые человеческие чувства («всю счастливую тоску»). Думается, картина бережно взращиваемого лесом нежного цветка указывает на сложные взаимоотношения родителей и детей. Как и лес в стихотворении любой любящий родитель готов отдать все, что у него есть своему чаду, даже если оно не оправдывает его надежд, представая «горьким цветком». Под лесом можно также понимать общество, которое предоставляет человеку возможность раскрыться, проявить себя. Много смыслов можно обнаружить в этом простом и красивом стихотворении.

Самуил МаршакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Вчера я видел

Шумят деревья за моим окном.Для нас они – деревья как деревья,А для других – укромный, мирный домИль временный привал среди кочевья.

Вчера я видел: съежившись в комок,На дереве у моего окошкаСидел хвостатый рыженький зверекИ чистился, чесался, точно кошка.

Лизал он шерстку белую брюшка,Вертя проворной маленькой головкой.И вдруг, услышав шорох, в два прыжкаНа верхней ветке очутился ловко.

Меж двух ветвей повис он, словно мост,И улетел куда-то без усилья.Четыре лапы и пушистый хвостЕму в полете заменяют крылья.

Моя сосна – его укромный домИль временный привал среди кочевья.Теперь я знаю: за моим окномНе только мне принадлежат деревья!

Стихотворение-загадка

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнатый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Ландыш)
С. Маршак

Почитайте на сайте и другие статьи с занимательными загадками:Книга – кладовая знаний. Загадки про книгу для детейУ меня в ладошке облако на ножке. Загадки про одуванчикЛюбит жить среди людей наш веселый воробейЗагадки про ежика для детей

Лесная сказка про ландыш описывает этот весенний цветок очень красиво и понятно.

https://youtube.com/watch?v=lslR6eBLb-s

Текст

С утра жара. Но отведиКусты, и грузный полдень разомВсей массой хряснет позади,Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,В разгранке зайчиков дрожащих,Как наземь с потного плечаОпущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,Здесь белизна сурьмится углем.Непревзойденной новизнойВесна здесь сказочна, как Углич.

Жары нещадная резняСюда не сунется с опушки.И вот ты входишь в березняк,Вы всматриваетесь друг в дружку.

Но ты уже предупрежден.Вас кто-то наблюдает снизу:Сырой овраг сухим дождемРосистых ландышей унизан.

Он отделился и привстал,Кистями капелек повисши,На палец, на два от листа,На полтора — от корневища.

Шурша неслышно, как парча,Льнут лайкою его початки,Весь сумрак рощи сообщаИх разбирает на перчатки.

1927 год.

Стихотворение «Ландыши» — это песнь весне от певца русской поэзии Бориса Пастернака, который рисует картину прихода весенней поры в лес реальными красками художника-поэта. Главные герои стиха – ландыши, они являются символом весны и образом возрождения мира после зимней спячки.

Борис Леонидович в произведении отлично передает красоту и свежесть весеннего леса, стоящего четкой противоположностью пыльному городу с его вечным безвременьем и суетой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: