Анализ стихотворения муза фета кратко

Анализ стихотворения «еще весны душистой нега» фета: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Средства выразительности

Описывая вечернюю природу, Афанасий Афанасьевич демонстрирует также красоту своей души, которая умеет видеть прекрасное. Он хочет созерцать открывшийся пейзаж и краски неба, делится своими впечатлениями с читателями. Придать стихотворению особый шарм, чувственность и возвышенность автору помогают тропы:

  1. Сравнение. «Как дым, облака».
  2. Метафоры. «Вздохи дня», «в дыханье ночном».
  3. Эпитеты. «Ясной», «немою», «золотыми».

Благодаря звуковому строению текста происходит «примирение» и «слияние» звуков, создается целостное восприятие шорохов, запахов, оттенков. Аллитерация на -р- в тексте подражает раскатам грома. Скопление этих звуков — отличительная черта первой строфы. Сонорный звук -л- отражает пространственные ассоциации («луг», «далеко», «луками»). Выделенное -з- вызывает ассоциации со звуком, звоном и с предметами, которые созерцает лирический герой.

Тема

В стихотворении описывается пограничное состояние природы, когда всё вокруг замерло в ожидании смены времени года. Зима не торопится складывать свои полномочия, но природа постепенно пробуждается, предвкушая начало новой жизни. Тема стихотворения – любовь к природе.

Автор стихотворения выступает в роли лирического героя, который умиротворённо наблюдает за происходящим вокруг. Он знает, что за внешним спокойствием окружающего мира скрывается бурная подготовка к приходу весны. Лирический герой подмечает малейшие изменения обстановки и чувствует, что уже совсем скоро весна вступит в свои права.

Читайте по теме:

Как определить размер стихотворения?

Как определить основную тему стихотворения?

Как определить жанр стихотворения?

Образы и символы

Образ вечера передается не броскими сравнениями и точными описаниями, а через ощущения. Что-то неопределенное, тайное «прозвучало над ясной рекою», что-то столь же зыбкое и невидимое «прозвенело в померкшем лугу». Зарница светит голубыми и зелеными огнями. Эти описания настолько лишены конкретики, что без указания названия сложно было бы разобрать, о чем идет речь. Поэту удалось передать плавность движения времени, которое человек может видеть лишь чередой сменяющихся световых и звуковых эффектов.

Образ лирического героя в стихотворении «Вечер» предельно размыт. Мы видим лишь ощущения и чувства наблюдателя: «На пригорке то сыро, то жарко». Он описывает то, что испытывает в данный момент, как будто вечер преломляется в его взоре.

Выразительные средства

Смятение лирический герой передает через облик берез, которые «ждут» чего-то. Замечателен образ звезд, не далеких и холодных, как принято, а «тепло и кротко» смотрящих в душу. Это олицетворение мгновенно сокращает время и пространство стихотворения. Все видится теперь тесно взаимосвязанным, сплетенным в таинственном и нежном союзе громадной Вселенной и человеческой души, вмещающей в себя ее всю. Не случайно поэт использует метафорический образ невесты в стихотворении «Еще майская ночь». Анализ синонимического ряда, в котором этот образ дан, демонстрирует восхитительно бережную и интимную интонацию. Это тщательно подобранные метафоры и эпитеты: «дева новобрачная», «нега», «свеж», «чист», «полупрозрачный», «кротко», «застенчиво», «дрожат», «манит и тешит».

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» открывает еще одну его особенность: противопоставления образов и чувств движутся от внешнего и масштабного восприятия ко внутреннему, неуловимому и сокровенному. Так, статичное царство вьюг, льдов и снега противопоставляется свежему летящему маю, осязаемая нежность – бестелесности. Радость противопоставлена чуждости, тревога соперничает с любовью, совершенная красота – с возможной смертью. Поэты всегда остро чувствуют пропасть между бесконечным космосом, вечно обновляющейся природой и смертным человеком. Не чужд этой идеи и Афанасий Фет. «Еще майская ночь» представляет эту антитезу: юному дыханию весны противостоит последняя песня. Но Фет не был бы собой, если бы не смягчил эту оппозицию загадочным «может быть». Вообще, не в правилах поэтов школы «чистого искусства» расставлять четкие акценты и уверенные штрихи. Наоборот, приветствуется недоговоренность, присутствие тайны, легкие контуры и намеки. Так поэт преодолевает конечность бытия, объединяет мятущуюся в тревоге душу с безграничным могуществом любви. От этого печаль становится светлой, обретает крылья.

«Певице» А.Фет

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И всё выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом.

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору. Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра. Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».

В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году. Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием

Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки

Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.

Анализ стиха «Певице»

Написанное в 1857 году произведение стало одной из ярких, значимых ступеней в творчестве поэта, которое знаменовало собой литературный поиск.

Современники не приняли это стихотворение, так как раньше лирика писалась “на злобу дня”. А в нем затронута роль искусства в жизни человека — одна из самых редких тематик стихотворения.

Тема — искусство. Основная мысли стихотворения заключается в строчках: Этими строчками поэт хочет донести до нас то, что искусство способно перенести человека в другой мир, и пробуждает яркие чувства как: “жаркие слезы” и любовь.

Лирический герой в произведении явный. Все стихотворение пронизано его чувствами. Герой испытывает все палитру эмоций, заложенных музыкой и печаль, и любовь, и робость.

Он готов отдаться волшебному голосу певицы всем сердцем, отпустить свою душу вслед за музыкой (“О дитя! Как легко средь незримых зыбей доверится мне песне твоей”), но только так, чтобы не мешать ей и, не в коем случае, не прервать ее песни (“Я, как шаткая тень за крылом”). Для более полного раскрытия чувств лирического героя попробуем проследить за мыслю поэта.

В первой строфе, лирический герой просит певицу запеть и унести его сердце “в звенящую даль”, где он сможет забыться, уйти с головой в волну чувств, которые так и захлестывают его.

Во второй и третьей строфах, он убеждает девушку, что полностью доверяет ей свое сердце и пытается описать чувства, которые испытывает за прослушиванием песни. В последней строфе, лирический герой снова просит перенести его сердце далеко-далеко.

В стихотворении яркие эмоции, которые создаются выразительностью образов, создаваемых с помощью:

сравнений (“как месяц за рощей печаль” или “где кротка как улыбка печаль”) для более четкого описания места, куда перемещается сердце во время песни; эпитеты (“Незримых зыбей” или “серебристым путем”), помогающим представить “звенящую даль”; метафора (“Шаткая тень за крылом”) передает ощущение робости героя; олицетворение (“замирает твой голос”) обращает внимание на то, что в музыке оживают чувства и слова. Также Фет использует ассонанс

Звуки передают стихотворению мелодичность и напевность, используются для создания ощущения у читателя прослушивания песни этой талантливой певицы, восхваляемой героем

Также Фет использует ассонанс. Звуки передают стихотворению мелодичность и напевность, используются для создания ощущения у читателя прослушивания песни этой талантливой певицы, восхваляемой героем.

Таким образом, стихотворение “Певице” говорит о роли искусства в жизни человека, что иногда необходимо унестись мыслями и сердцем в неведанные дали, чтобы ощутить все яркие чувства, которых может не хватать в повседневной жизни.

Мне нравитсяНе нравится

Особенности стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом »

В лирике Афанасия во все времена особое место занимало красочные описание слов в непривычном для них значении, а также стремление поделится душевной радостью с читателем. В произведении читатель наблюдает как слова «весна», «солнечный свет», «счастье образует мелодию» — все это олицетворяет душу поэта, как песню юнца, который окрылён чувством любви и радости. Автор также смог подобрать слова, которые способствуют усилению весенней а, «затрепетало».


Стихотворение состоит лишь из одного предложения для того, чтобы создать эффект целостности воссоединения природы и человека. Для написания стихотворения поэт выбрал двусложный хорей, который в союзе с женской рифмой добавляет песенные мотивы, отсюда и музыкальность, нежность произведения.

Произведение «Я пришел к тебе с приветом» — это история гармонии любви, весны и человека, которая существует на одном дыхании, как лёгкое дуновение ветерка, определенное мгновение, в котором хочется остаться навсегда. Данное стихотворение — это мир, в котором у автора всё хорошо, это место, где он может не думать о любовной утрате.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.

  • Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
  • Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
  • Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
  • Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.

Одиночество вечером

Недлинное, всего 12 строф, стихотворение Фета «Вечер». Анализ, точнее наслаждение меркнущим вечером, далекими неясными звуками за рекой. Герой внимательно вслушивается. Что-то прокатилось в тишине над рощей — об этом говорит стихотворение Фета «Вечер». Анализ простой повседневности — это и есть тема стихотворения. Неброская красота божьего мира объемлет поэта целиком. Но как лирический герой пристально вглядывается в детали! Анализ стихотворения Фета «Вечер» — это тонкая фиксация минутного прихотливого настроения. Изгибами бежит на запад речушка, прогорев на солнце, дымом растворяются облака.

Из этих визуальных и музыкальных подробностей, из этой зоркости складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ уходящего дня, его вздохи, затеплившаяся, голубым и зеленым, яркая зарница, веющий влагой теплом пригорок — ничего не пропустил внимательный любовный взгляд. Сегодня ему и спутника не надо — требуется только дать всему миру войти в его душу и наполнить ее. Внутренние связи тщательно подобранных деталей передают Из этих подробностей складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ своих акварельных переживаний он передает читателю. Как он близок к тому, что видит взгляд и слышит ухо. Его искренние песни учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Грезы»

21 февраля 2016

Творчество А.Фета эта всегда красота и легкость. Он начал свой путь поэта после военной службы. Жизненные переживания, которые достались ему с раннего детства, стали неотъемлемой частью его творчества. Очень сложно сказать, какая тема для автора являлась самой главной.

Кажется все, о чем он писал в своей лирике было особенно важным для него. Он никогда не давал грусти в своей душе, стать главенствующей в его стихотворениях. Поэтому, большая их часть носила позитивный характер, даже смерть ему удалось описать в ярких тонах.

У поэтов существует много способов дать определение тому или иному чувству. Сюда входят и красивые эпитеты, яркие краски и даже звук. Песня для него носила определенный характер, ведь с ее помощью он мог передать красоту и величие природы. А природа в свою очередь, была для него главной составляющей его лирики. Он отдавал ей большое значение, как в жизни, так и в творчестве.

Его стихотворение «Грезы», является завершением первого этапа его творческой деятельности. На его примере мы можем увидеть, как Фет повзрослел и возмужал в литературном плане. Данное стихотворения может вызвать противоречивые чувства, ведь прекрасное там соединяется со смертью.

Отрицательную окраску мы видим в следующих словах. «умер», «дальнее кладбище», «понесли», «хоть раз еще вздохнуть». Казалось бы, стихотворения с подобными выражениями нельзя назвать радостным и вдохновляющим, вообще саму смерть нельзя сопоставить с чем-то хорошим, но Фету это удалось.

В стихотворении он описывает свой сон, который недавно ему приснился. Во сне он чувствует, что умер и его несут куда-то. Странно, что это ситуация не вызывает в душе поэта страх, который как казалось бы, должен чувствовать любой человек, оказавшейся в подобной ситуации. Он говорит о сне так :»И на меня ласкательно и чудно//Надежды тень навеял этот сон.».

Для него это блаженство, которое он испытывает от этой ситуации.

Здесь мы видим, как звуки влияют на его эмоциональное состояние. Он пишет :»Вдруг колокол — и все уяснено», это дает нам понять, что поэт находит счастье в этих звуках. Эти звуки не похожи ни на что на свете, они слышать ему в голове и от того понятны лишь ему.

Это стихотворение уникальное в своем роде, что бы его понять, нужно вчитываться в каждую строчку отдельно. Для каждого читателя стихотворение откроет свой собственный смысл, и звуки, которые он услышит, будут его собственные звуки счастья.

Мне снился сон, что сплю я непробудно, Что умер я и в грезы погружен; И на меня ласкательно и чудно Надежды тень навеял этот сон. Я счастья жду, какого — сам не знаю. Вдруг колокол — и все уяснено; И, просияв душой, я понимаю, Что счастье в этих звуках. — Вот оно! И звуки те прозрачнее, и чище, И радостней всех голосов земли; И чувствую — на дальнее кладбище Меня под них, качая, понесли. В груди восторг и сдавленная мука, Хочу привстать, хоть раз еще вздохнуть И, на волне ликующего звука Умчася вдаль, во мраке потонуть.

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и уникальности поэт задействовал ряд художественных приемов

К примеру, Фет часто использовал слово «еще», чтобы придать произведению параллелизма и обратить внимание к его основной мысли. Помимо этого, поэт текст полон традиционных тропов:

  1. Метафоры — «зарей гремит телега», «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть» .
  2. Эпитеты — «душистая», «сизый», «пролетные», «живая», «степная»;
  3. Олицетворения — «солнце греет», «краснеет липа», «березняк желтеет».

В тексте также была использована антитеза, противопоставление третьей строфы первым двум.

Проанализировав стихотворение, можно уверенно сказать, что Фет — это настоящий художник природы. Ему под силу было запечатлеть ее самые незначительные, но такие прекрасные изменения. Это небольшое стихотворение дает возможность самому все прочувствовать и пропустить через себя все те эмоции, что наступают в преддверии весны, когда дышать становится легче и вся природа начинает постепенно пробуждаться от трех месяцев спячки.

Анализ названия

Название стихотворения вовсе не случайно. Слово «еще» добавлено автором с умыслом. Это ответ критикам, которые с иронией и сарказмом насмехались над «поэтическими глупостями», написанными поэтами всех времен и народов в лунные весенние ночи. Фет как бы утверждает, что каждая весна единственная в своем роде, любое пробуждение чувств уникально и имеет право на жизнь, поэтому майские волшебные ночи должны повторяться еще и еще.

Это стихотворение наполнено сильнейшими эмоциями, но трудно сказать, чего здесь больше — радости или грусти. С одной стороны, поэт восхищается чудесной ночью. Ему хорошо, он полон благодарности просто за возможность быть свидетелем такой красоты, к тому же рядом жена, он надеется, что в его жизнь войдут гармония, счастье, понимание близкого человека.

С другой стороны, эти чувства настолько сильны и остры, что граничат с болью и буквально разрывают его душу. К нежности и любви примешивается тревога. Возможно, это отголоски старого щемящего чувства к Марии Лазич или просто следствие неуловимости и мимолетности кратких майских мгновений.

В последней строфе звучит какая-то непонятная грусть. Автору грустно из-за того, что вдруг это последний май, который он видит. Как известно, эти ожидания не сбылись, ведь Фета ожидало еще много лет плодотворной жизни и немало весенних ночей, однако постороннему человеку сложно судить, был ли он счастлив. Что наполняло историю его жизни и лирику: красота настоящего или боль невозвратно прошедшего?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: