Современник
Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.
Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».
Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич — это новый тип редактора.
Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».
Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.
Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.
Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.
После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.
«Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова
«Русские женщины» — сочинение
Поэма Некрасова «Русские женщины» рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская
Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение — «Декабристки», но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины — они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение — это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.
Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.
Поэма «Русские женщины» представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ «русской женщины» — это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова — это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам — вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались — Русскими Женщинами с большой буквы!
«Горящие письма» Н.Некрасов
«Горящие письма» Николай Некрасов
Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала!
Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени.
Безумный шаг. быть может, роковой…
Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»
Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.
Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».
То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».
Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги . Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор о. Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает – вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой…». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.
Анализ стихотворения «Горящие письма» Некрасова
У признанного защитника интересов простого народа Н. Некрасова очень непросто складывалась личная жизнь. В молодости от часто посещал салон А. Панаевой и безумно влюбился в хозяйку. Панаева ответила на его ухаживания, но продолжала жить с мужем. Вскоре Некрасов переехал в их квартиру. Странный любовный треугольник вызывал насмешки и порицание в обществе. Некрасов терпеливо сносил все оскорбления, так как не мог порвать с любовницей. Этот роман длился около 16 лет. Нелепая жизнь втроем доводила поэта до бешеных вспышек ревности. Панаева также была вспыльчивой женщиной. Ссоры и скандалы стали частым явлением. Впрочем, они всегда заканчивались нежным примирением. Некрасов посвятил Панаевой целый цикл стихотворений, в который входит произведение «Горящие письма» (1856 г.).
Лирический герой обращается к возлюбленной, которая сжигает собственные любовные письма. Эти письма были написаны под влиянием огромного чувства, поэтому автор придает им большое значение («их не напишешь вновь»). При виде горящей бумаги Некрасов задается мучительным вопросом: «не горит ли с ними и любовь»? Ведь если женщине нисколько не жалко уничтожать свидетельство проявленных когда-то чувств, то значит они для нее также умерли.
Судя по всему, некоторые из писем остались непрочитанными, так как их правда или ложь еще не подтвердились жизнью
Для Некрасова важно то, что эти драгоценные доказательства былых чувств, написанные «с любовью», уничтожаются «со злобой». В реальности Панаева в нервном припадке сожгла почти всю любовную переписку с Некрасовым, т.е
не только свои, но и его письма. По этой причине подробности их отношений больше известны по стихотворениям поэта и по свидетельствам современников.
Поэт не обвиняет любимую, признавая за ней право свободного выбора. Он отказывается, подобно рабу, молить ее о снисхождении. При этом автор дает женщине грозное предупреждение. Он сравнивает ее поступок с восхождением по «лестнице крутой», а уничтожение писем — с сожжением «пройденных ступеней». Тем самым Некрасов дает Панаевой понять, что она сама отрезает обратный путь. Возвращение к прошлой жизни становится невозможным, что можно расценить в качестве «рокового» и «безумного шага».
К моменту написания стихотворения Панаева уже давно охладела к Некрасову. Тем не менее они прожили вместе еще около 10 лет, но эта жизнь была очень далека от счастливой. Великий поэт был прав, используя образ догорающей любви.
ПЕСНЯ ЕРЕМУШКЕ
«Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная —
Вся деревня на лугу.
У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;
Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:
«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
Сила ломит и соломушку —
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.
В люди выдешь, всё с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
Шутки вольные шутить.
И привольная,и праздная
Жизнь покатится шутя…»
Эка песня безобразная!
«Няня! дай-ка мне дитя!»
— «НА, родной! да ты откудова?»
— «Я проезжий, городской».
— «Покачай; а я покудова
Подремлю… да песню спой!»
— «Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая…
Баю-баюшки-баю!
В пошлой лени усыпляющий
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий
Пошлый опыт — ум глупцов!
В нас под кровлею отеческой
Не запало ни одно
Жизни чистой, человеческой
Плодотворное зерно.
Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
Необдуманно не лей!
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
С ними ты рожден природою —
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.
Возлюби их! на служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
Лучезарней нет венца.
Будешь редкое явление,
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
Принесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.
С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…
И тогда-то…» Вдруг проснулося
И заплакало дитя.
Няня быстро встрепепулася
И взяла его, крестя.
«Покормись, родимый, грудкою!
Сыт? .. Hy, баюшки-баю!»
И запела над малюткою
Снова песенку свою…
1858
Впервые опубликовано в журнале «Современник» (1859, № 9, с. 169). В песенниках встречается с начала XX в. («Молодые певцы. Песенник», составил И. Горбунов-Посадов, М., 1905). Музыку к данному стихотворению написал композитор Мусоргский («Колыбельная Еремушке», редакция 1868 г.). С разными напевами неизвестных авторов песня входила в репертуар прогрессивной молодежи и революционных кружков.
Анализ стихотворения «Поэт»
В этом произведении Пушкин будто переосмысливает предназначение поэта в целом и собственное предназначение в частности. Используя различные средства выразительности, поэт эмоционально окрашивает свои глубокие размышления, делая их убедительными и бескомпромиссными.
Жанром данного произведения является философская лирика. Автор отождествляет себя с главным героем, транслируя таким образом собственные мысли и переживания.
Композиционное разделение стиха «Поэт» на две части имеет весьма определенный смысл.
1 часть
Начало произведения будто описывает жизнь самого поэта в шумной Москве. Без дара вдохновения, который автор называет призывом Аполлона, творческий человек погружен в прожигание собственной жизни. Он обречен на бесцельное проведение дней в суетном мире. Когда мысли сосредоточены на телесных удовольствиях, у «святой лиры» просто нет шанса начать говорить. Она молчит.
Поэт щедро сдабривает негативными эпитетами такой образ жизни:
- малодушное погружение;
- хладный сон;
- ничтожнейший среди всех ничтожных.
Пушкин-поэт отчаянно ищет смысл в такой жизни. И не находит его. Потому что лишь в созидании, лишь в творении заключается миссия певца. Его голос, его святая лира не могут быть услышаны, пока вокруг безумствует толпа.
Каждая строка, каждое слово этой части пронизаны пессимизмом. Автором хорошо передана атмосфера угнетения души, тусклого существования героя. Чувство нехватки воздуха от отсутствия творческого полета, который задавлен повседневностью, суетой и праздностью.
2 часть
Буквально первая же строчка второй части произведения создает совершенно другое настроение. Появляются эпитеты, имеющие иную эмоциональную окраску:
- божественный глагол;
- чуткий слух;
- гордая голова;
- дикий и суровый.
Автор будто встрепенулся и что-то переосмыслил. Поэт, смысл которого Пушкин видит в следовании за своим вдохновением, начинает творить. Здесь используется еще одно средство выразительности – сравнение. Душу стихотворца, пробудившуюся и наполненную вдохновением, автор сравнивает с орлом – свободной, мощной, сильной и гордой птицей. Птицей, способной подняться высоко над мирской суетой, способной к свободному полету, не ограниченному ничьим суждением. Птицей, не склоняющей гордую голову к ногам толпы, волной и не имеющей кумира. В этом смысл поэта, как такового. И в этом смысл стихотворения «Поэт».
Лишь свободному от суетности и обыденности поэту дан великий дар вдохновения, позволяющий ему творить. Позволяющий ему жить не ничтожно, а со смыслом.
«Железная дорога»
Одной из главный тем лирики Некрасова является тема крестьянства. По мнению поэта, жизнь крестьянина — сущий кошмар. Но это тот самый народ, ради которого русскому человеку стоит жить.
В стихах регулярно звучит комплекс вины дворянина перед народом, поскольку высший класс часто ведет себя непозволительно грубо по отношению к крестьянам.
В этом отношении очень выразительно в этом отношении стихотворение Железная дорога, где речь идет о строительстве дороги между Москвой и Петербургом. Генерал разговаривает в купе поезда со своим сыном, а лирический герой вмешивается в их беседу и объясняет мальчику, что дорогу с огромным трудом и проблемами строили крестьяне.
Однако из этого стихотворения еще нельзя сделать вывод, поддержит ли молодое поколение позицию Некрасова.
Песня Еремушке
(С. 65)
Печатается по ПССт 1927, с. 63, с устранением цензурных искажений в ст. 55 и 66.
Впервые опубликовано: С, 1859, № 9, с. 237–239, с подписью: «Н. Некрасов», с цензурными искажениями в ст. 55 и 66.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Автограф не найден. Цензорская корректура — ИРЛИ, 21121. Заглавие: «Колыбельная песня». Типографские пометы: «Г. ценсору. Сент. 12» и «В „Современник“. Г. ценсору Палаузову». Подпись: «Ценсор Палау<зов>». Ст. 41–44 отчеркнуты на полях красным карандашом. Неполная копия, сделанная рукою Добролюбова, который, видимо, снимал ее с чернового автографа, — ЦГАЛИ, ф. 166, оп. 1, ед. хр. 43. Из письма Добролюбова к И. И. Бордюгову от 20 сентября 1859 г. видно, что в ст. 55 вместо «Истиной» было «Равенством», а в ст. 66 вместо «К лютой подлости» — «К угнетателям». Копия в Тетр. Панаевой, л. 45–48.
Обычно песня датировалась 1858 г. Ф. И. Евнин привел ряд серьезных доводов в доказательство того, что она была написана в 1859 г. (Евнин Ф. И. «Песня Еремушке» Некрасова и идейно-политическая борьба конца 1850-х годов. — Некр. сб., II, с. 171). Эта дата принимается в настоящем издании.
Песня родилась в обстановке революционного подъема 1860-х гг. В упомянутом письме Добролюбов советовал И. И. Бордюгову: «Милейший! Выучи наизусть и вели всем, кого знаешь, выучить „Песню Еремушке“ Некрасова, напечатанную в сентябрьском „Современнике“. Замени только слово Истина — Равенство, лютой подлости — угнетателям; это опечатки, равно как и вить в 3-ем стихе вместо вишь. Помни и люби эти стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости. Боже мой! Сколько великолепнейших вещей мог бы написать Некрасов, если бы его не давила цензура!..» (Добролюбов, т. IX, с. 385).
Стихи носили отчетливо политический характер, приобретя значение революционного лозунга — призыва, обращенного к молодежи. Песня перекликается с воззваниями, с которыми обращались революционеры-шестидесятники к молодежи, «…имелось в виду, — писал А. А. Слепцов, — обратиться <…> ко всем тем группам, которые должны были реагировать на обманувшую народ реформу 19 февраля. Крестьяне, солдаты, раскольники <…> — здесь три страдающих группы. Четвертая — молодежь, их друг, помощник, вдохновитель и учитель. Соответственно с этим роли были распределены следующим образом <…> молодое поколение взяли Шелгунов и Михайлов» (Лемке М. Политические процессы в России 1860-х годов. М. — Пг., 1923, с. 318).
359
Некрасов одним из первых внес свою поэтическую лепту в дело революционеров, обратившись к молодежи с призывом следовать этим людям, самим стать такими людьми. Сохранилось свидетельство О. М. Антонович-Мижуевой, что «Песня Еремушке» создавалась Некрасовым на квартире Добролюбова, в непосредственном с ним общении (Евгеньев-Максимов В. Е. Некрасов в кругу современников. М., 1938, с. 140).
Песня приобрела необычайную популярность. Современница вспоминает: «Когда старшие заставляли нас подчиняться стариной освященным обычаям, которые приходились нам не по вкусу, мы отвечали словами из „Песни Еремушке“: „Будь он проклят, растлевающий пошлый опыт — ум глупцов!“ — и говорили сами себе: „Силу новую животворных новых дней в форму старую, готовую необдуманно не лей!“. Я, конечно, не могу утверждать, что под влиянием „Песни Еремушке“ возникла описанная Тургеневым в „Отцах и детях“ рознь между двумя поколениями, но эта песнь, во всяком случае, служила первым воплощением-формулировкой этой возникавшей тогда розни. В Некрасове подраставшее поколение видело мощного защитника всех возникавших в то время стремлений» (Л<итвинова> Е. Воспоминания о Н. А. Некрасове. — Научное обозрение, 1903, № 4, с. 132).
Положено на музыку под названием «Колыбельная Еремушке» (М. П. Мусоргский, 1871).
Легкий способ учить язык: 60 языков мира + AI чат-бот |
Песня Еремушке (Комментарии) // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 2. С. 359-360.
Электронная публикация РВБ, 2018-2023. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.
Анализ стихотворений Некрасова
- Анализ стихов
- Некрасов
- Блажен незлобивый поэт
- Буря
- В деревне
- В дороге
- В полном разгаре страда деревенская
- Великое чувство! У каждых дверей…
- Влас
- Влюбленному
- Внимая ужасам войны
- Возвращение
- Вор
- Вчерашний день в часу шестом
- Гадающей невесте
- Где твое личико смуглое
- Горы
- Горящие письма
- Давно отвергнутый тобою
- Дедушка
- Демону
- Дума
- Еду ли ночью
- Железная дорога
- Жизнь
- Забытая деревня
- Зеленый шум
- Зине
- Колыбельная песня
- Крестьянские дети
- Мать
- Маша
- Мороз красный нос
- Мужичок с ноготок
- Муза
- Мы с тобой бестолковые люди
- На Волге
- Надрывается сердце от муки
- Несжатая полоса
- Ночь
- Нравственный человек
- Огородник
- Орина мать солдатская
- Осень
- Памяти Белинского
- Памяти Добролюбова
- Перед дождем
- Песня Еремушке
- Плач детей
- Поражена потерей невозвратной
- Похороны
- Поэт и гражданин
- Приговор
- Признание
- Проводы
- Пророк
- Прости
- Прощанье
- Пускай мечтатели осмеяны давно
- Пчелы
- Размышления у парадного подъезда
- Родина
- Русские женщины
- Русь
- Рыцарь на час
- Свобода
- Сеятелям
- Современная ода
- Соловьи
- Сон
- Тишина
- Тройка
- Ты всегда хороша несравненно
- Ты не забыта
- Умру я скоро
- Утро
- Школьник
- Элегия
- Я не люблю иронии твоей
Николай Некрасов известен своими стихотворениями, посвященными простому русскому народу. В них неизменно звучат тяготы их нелегкой доли и страдания. Очень много его произведений описывают отношения барина и холопа. Показывает он и другую, не лучшую сторону исторически значимых событий. Например, такого как прокладывание железнодорожного пути. Он описывает, что это значило для рабочих, которые губили свои жизни за этой работой.
С детства писатель сам лично познал нелегкую жизнь. Отец его был довольно жесток по отношению к своему большому семейству. В добавок к этому, множество его пагубных привычек привели к разорению семью. Детство и юность будущего писателя прошли в нелегкой обстановке.
И потом он посвящал свои произведения тяготам нелегкого существования. По началу ему приходилось, чтобы хоть как-то обеспечить себя, продавать свои первые писательские труды практически за бесценок. А писать ему приходилось произведения различных направлений: от статей до водевилей.
Однако трудолюбие и целеустремленность начинающего писателя помогли ему подняться выше. В 1845 году Некрасову совместно с еще одним молодым писателем удалось издать сборник, который принес им успех. Героями же этого сборника были простые люди. Это было несколько новым направлением в литературе.
А через год после этого они стали редакторами всем известного «Современника». Молодые литераторы арендовали его. И, издание это тоже имело большой успех.
В это же время Некрасов прославился и как поэт. А дальше журнал ожидало временное закрытие, исходя из политических соображений. Но позже работа редакции вновь возобновилась.
Из-под пера писателя выходили и в дальнейшем не только одни стихотворения. Писал он и романы совместно с женщиной, в которую Некрасов влюбился. Не успел полностью окончить он работу над знаменитой поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Все же, наиболее широкую известность имеют его лирические произведения, читаемые и ценимые и по сей день.
Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке»
Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами.
Тем не менее, очень скоро Некрасов стал понимать, что русские крестьяне попросту не знают иной доли, они веками привыкли батрачить на своего помещика, мечтая лишь о том, чтобы он получше устроил их судьбу. Крепостные девушки рассчитывали удачно выйти замуж и остаться в родном имении, а юноши надеялись на то, что им не придется пополнить ряды солдат, отдав муштре и строевой подготовке 25 лет своей жизни.
Некрасов бунтовал против подобного положения дел и часто вел философские беседы с простолюдинами, пытаясь им внушить, что под лежачий камень вода не течет. Однако его слова так не разу и не были услышаны. Именно по этой причине в 1859 году появилось стихотворение «Песня Еремушке», в которой автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту.
Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка.
Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. «И привольная, и праздная жизнь покатится шутя», – напевала няня. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», – увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
ОГОРОДНИК
Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,—
Я свой век загубил за девицу-красу,
За девицу-красу, за дворянскую дочь.
Я в немецком саду работаАл по весне,
Вот однажды сгребаю сучки да пою,
Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне,
Смотрит в оба да слушает песню мою.
По торговым селам, по большим городам
Я недаром живал, огородник лихой,
Раскрасавиц девиц насмотрелся я там,
А такой не видал, да и нету другой.
Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она — ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.
Я слыхал на селе от своих молодиц,
Что и сам я пригож, не уродом рожден,—
Словно сокол гляжу, круглолиц, белолиц,
У меня ль, молодца, кудри — чесаный лен…
Разыгралась душа на часок, на другой…
Да как глянул я вдруг на хоромы ее —
Посвистал и махнул молодецкой рукой,
Да скорей за мужицкое дело свое!
А частенько она приходила с тех пор
Погулять, посмотреть на работу мою,
И смеялась со мной, и вела разговор:
Отчего приуныл? что давно не пою?
Я кудрями тряхну, ничего не скажу,
Только буйную голову свешу на грудь…
«Дай-ка яблоньку я за тебя посажу,
Ты устал, чай пора уж тебе отдохнуть».
— «Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись,
Пособи мужику, поработай часок».
Да как заступ брала у меня, смеючись,
Увидала на правой руке перстенек:
Очи стали темней непогоднего дня,
На губах, на щеках разыгралася кровь.
«Что с тобой, госпожа? Отчего на меня
Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?»
— «От кого у тебя перстенек золотой?»
— «Скоро старость придет, коли будешь всё знать».
— «Дай-ка я погляжу, несговорный какой!»
И за палец меня белой рученькой хвать!
Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,
Я давал — не давал золотой перстенек…
Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож,
Да не знаю уж как — в щеку девицу чмок!..
Много с ней скоротал невозвратных ночей
Огородник лихой… В ясны очи глядел,
Расплетал, заплетал русу косыньку ей,
Целовал-миловал, песни волжские пел.
Мигом лето прошло, ночи стали свежей,
А под утро мороз под ногами хрустит.
Вот однажды, как крался я в горенку к ней,
Кто-то цап за плечо: «Держи вора!» — кричит.
Со стыдом молодца на допрос провели,
Я стоял да молчал, говорить не хотел…
И красу с головы острой бритвой снесли,
И железный убор на ногах зазвенел.
Постегали плетьми и уводят дружка
От родной стороны и от лапушки прочь
На печаль и страду!.. Знать, любить не рука
Мужику-вахлаку да дворянскую дочь!
1846
Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1846, № 4, с. 401). В песенниках встречается с 1880-х годов («Полный песенник…», М., 1880). На данное стихотворение музыку написал композитор Филипповский, однако популярностью, вплоть до настоящего времени, пользуется народная мелодия.