✈️ с самолета

Анна ахматова. стихи, которые не забываются

Акмеистика Ахматовой

В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

Проводя анализ «Мужества» Ахматовой, можно отметить, что поэтесса работает в лучших традициях акмеизма. Она не использует образы и символы, а тщательно подбирает слова, пытаясь в нескольких предложениях выразить всю неминуемую, трагическую участь народов СССР и приободрить тех, кто всем сердцем верит в победу

Анализ формы и содержания стихотворения показал, что родной язык имел для поэтессы огромное значение, именно поэтому она так тщательно подбирает слова, составляя из них краткие и емкие предложения, чтобы сказать о самом важном

С болью эвакуации

Из Ленинграда Ахматову эвакуировали на самолёте, которому надо было приземлиться для дозаправки на секретном аэродроме. Во время заправки поэтесса вышла в вечерних сумерках из самолёта и обратилась к молчаливым силуэтам охраны объекта с вопросом «Где мы?». Вопрос повторился несколько раз, но в ответ была тишина. Ужасная тишина, как потом вспоминала сама Анна Андреевна.

В 1941 году поэтесса пишет:

Этот момент важен для понимания эвакуации и ситуации в стране. Все поставлено на кон, это не сегодняшние «битвы» за демократию, когда сменяются владельцы тронов и направления финансовых потоков. Тогда на кон было поставлено реально всё – в случае проигрыша не останется ни земли, ни культуры, ни жизни.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Мужество» точно выражают главную мысль автора:

  1. “мы знаем, что ныне лежит на весах” — метафора. Ахматова решает начать излияние своих чувств с античного символа справедливости — весов. Что лежит на их чашах — дело субъективное, неизменно одно: одна из сторон непременно склонится и приведет человека либо к чести, либо к бесчестию.
  2. “час мужества пробил на наших часах” — аллитерация, метафора. Повторяющиеся звуки глухие звуки, в особенности “ч” и “ш” напоминают внимательному читателю звук часового механизма и бегающей по циферблату стрелки. Говоря о наших часах, Ахматова подразумевает нечто критическое и подсознательное, живущее в каждом человеке, направляющее его на правильный моральный путь: на этот раз набатом пробил час мужества, за который гражданину, исполненному чувством долга, необходимо растратить себя во благо Родины.
  3. “мужество нас не покинет” — метафора. Ахматова обобщает чувство, присущее в общем понимании только мужчинам до масштаба общества. Все одинаково болеют за судьбу родину, все одинаково дорожать своим счастьем, в сердце каждого зреет ярая ненависть к общему врагу, лишившему каждого личного счастья.
  4. “мертвые пули” — эпитет. Этим эпитетом Ахматов показывает бессмысленную природу пуль, пронзающих ее соотечественников, пули, несущие в себе убийство рад убийства, избранного врагом за идеологию, рассматриваемого нами как верх бесчеловечности.
  5. “великое русское слово” — риторическое обращение, перифраза. Обращаясь в меланхолическом порыве к “русскому слову”, Ахматова задела самый чувствительный нерв русской народности — вопрос его языковой идентичности, сплотивший его однажды, заложивший в него ничем неизмеримую гордость и тягу к справедливой жизни, в отстаивании которой и состоит долг русского человека.
  6. “свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем” — градация. Ахматова представляет нам перевернутую градацию: хорошо бы для начала спасти свой нравственный ориентир из плена, прежде чем передать его внукам, на плечи которых ляжет задача сохранить его “свободным и чистым”. Но, стихосложение — дело тонкое, как вы уже заметили. Главное, что задача выполнена — до читателя в красках донесены альтруистические интенции Ахматовского поколения на сохранение родного языка.

Композиция

Композиционно стихотворение «Мужество» можно поделить на три части: две основные и дистих, завершающий его на мажорной ноте.

Первая часть выступает в качестве риторического обращения Ахматовой к своим современникам. Ахматова ни к чему не побуждает: и без того ясно, что должен делать русский человек, когда в его дом ломится враг

Важно то, как и с какими мотивировками гражданин должен подходить к защите Родины. “Мы знаем, что ныне лежит на весах”, пишет поэтесса, но что каждый ее современник представлял свою дом, своих родных, свое счастье, в борьбе за которое “мужество нас не покинет”
Побудив читателя вспомнить о личных ценностях, вторую часть стихотворения Ахматова посвящает главному сокровищу каждого русского человека — его родному языку

Здесь поэтесса уже риторически обращается к символическому образу русской речи: “Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово”.

В дистихе Ахматова дает от лица соотечественников обещание сохранить русскую речь: “Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим и от плена спасем”. Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.

Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.

Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.

Петербург в творчестве Анны Ахматовой

Петербург всегда притягивал людей своей таинственностью и загадочностью. Неоднократно этот город воспевали в своих произведениях великие поэты и прозаики. Именно творческие личности находили в этом прекрасном городе свое вдохновение, идеи и новые эмоции. Все в нем не такое, как везде. Не зря именно Петербург обрел славу культурной столицы. Не исключением была и Анна Андреевна, которую так же сумел покорить этот таинственный город.

Каждая улица, каждый дом хранит в себе какую-то тайну, которую далеко не первый год пытаются разгадать миллионы людей. Это город со своей историей, памятниками архитектуры и культуры, куда хочется приезжать вновь и вновь. И что бы немного разобраться и приоткрыть завесу таинственности прекрасного Петербурга, необходимо просто углубиться в изучение произведений Ахматовой, которая так много посвятила именно этому городу. В её стихотворениях мы можем познакомиться со старым Петербургом, Петроградом и Ленинградом.

В каждой строчке, где речь идет о Петербурге, чувствуется тепло души поэтессы. Для неё он был не просто местом жительства, а старым добрым товарищем. Именно поэтом он стал одним из главных действующих лиц лирических стихотворений Анны Андреевны. Так случилось не только с ней, а и со многими поэтами, которые жили и творили в этом прекрасном городе. Анна Андреевна сумела рассмотреть этот город изнутри, чем с радостью поделилась со своими читателями. В своем творчестве поэтесса рисует образ Петербурга весьма четко и конкретно.

Возможно, большую роль сыграло то, что Петербург напрямую связан с любовной лирикой поэтессы. Поэтому она и отводит ему столь значимую роль в своем творчестве. Для неё любовь и Петербург идут рука об руку. Это хорошо видно в стихотворении “ Ведь где-то есть простая жизнь и свет”.

Суровые события гражданской войны не смогли сломить любовь Ахматовой к Петербургу. Она по-прежнему относится к нему с теплотой и любовью. “Тот голос, с тишиной великой споря” – произведение, в котором хорошо прослеживаются истинные чувства Анны Андреевны.

Хоть жизнь в Петербурге и становится очень сложной, но Ахматова остается там, принимая данное жизненное испытание. Она не может проститься с ним. Поэтому в её произведениях появляется некая смесь трагичности с невозможной разлукой.

Когда военные действия становятся опасными для города, Анна Андреевна понимает, что город – это живое существо, со своими чувствами и душой. Она вынуждена уехать из города, хотя разлука ей дается очень нелегко. Отпечаток Отечественной войны навсегда изменил Петербург. Об этом поэтесса пишет в своем стихотворении «Причитание».

Поскольку судьба поэтессы плотно переплелась с судьбой города, то все разрушения происходили и внутри Ахматовой. Вся её жизнь шла под откос. Тема города плотно присутствует в произведениях поэтессы, подтверждением чему является «Поэма без героя».

Когда Ахматова начинает описывать город – она не использует символические описания. Она разговаривает с городом, восхищаясь им. Для неё Петербург стал самым лучшим и важным в её жизни. Так уж сложилось, что главной темой поэтессы являлась тема любви, а все остальные лишь проходили сквозь неё. Она всегда считала, что Петербург – это своего рода подарок, который преподнесла ей судьба.

Образ Петербурга встречался у многих авторов, но для них это было лишь место жительства. Для Ахматовой же город стал предметом любви и обожания, которому она посвятила всю свою жизнь и творчество.

История создания

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, пребывая в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала строки «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать еще в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» ее судьбу: мужа поэтессы расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а ее стихотворения не пропускала к печати цензура. Тем не менее, А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ. Она верила, что ее соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка. Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли твердым словом.

Анализ стихотворения Ахматовой Вечером

Стихотворение «Вечер» было написано в 1913 году. И нужно сразу же отметить, что его сюжет был таким же вымышленным, как и у всех остальных произведений.

Большинство действий этого произведения происходит на берегу моря. И это сделано не случайно, именно благодаря этому Анна смогла сделать его настолько полным, раскрытым и можно сказать даже раскрытым.

Каждый жест и каждое слово, которое присутствует в данном стихотворении отражает отсутствие любви. И в связи с этим горечь, которую испытывают герои.

Произведение наполнено некой драмой, которая очень часто случается в реальной жизни, поэтому оно так многим людям приходится по душе. Просто на просто, многие видят себя в данном произведении.

Данное произведение состоит из 4 строф, 16 строк. Для более яркого и красочного произведения в стихотворении используется кольцевая и парная рифмы. Стихотворение так же содержит различные литературные приемы, которые помогают сделать его более выразительным и запоминающимся.

Знаменитую и многими любимую поэтессу Ахматову Анну многие по праву считают именно женским поэтом. Всё дело в том, что этой удивительной женщине удалось привнести в литературу совершенно новые, неизведанные до этого веяния, которые нужно признать многим пришлись по душе и полюбились.

Именно Анна могла затрагивать в своих произведениях темы, которые прежде считались запретными. Но, нужно отметить, что очень часто она практически переступала запретную черту, которую категорически нельзя было затрагивать. Однако, именно за это она добилась того, что её имя было вписано в русскую литературу можно сказать золотыми буквами. О ней очень много говорили, и говорят до сегодняшнего дня.

Каково было удивление многих, когда Анна наконец таки призналась, что образ мужчины, которые переходил из произведения в произведение был лишь вымышленным.

В заключении хотелось бы сказать, что Ахматовой своими произведениями удавалось достучаться до сердец, задуматься о вечном и всемогущем чувстве, а именно о любви. Многие благодаря её произведениям смогли правильно разобраться в своих чувствах, и в чувствах своих партнеров. Возможно именно поэтому все, без исключения произведения данной поэтессы до сегодняшнего дня являются очень популярными и любимыми. Их перечитывают, заучивают наизусть и постоянно повторяют, стараясь в них найти вопросы на многие свои вопросы.

А.А. Ахматова первой затронула в своем творчестве тему любовных переживаний обычной женщины. Ранее написание подобных стихов считалось дурным тоном. Однако в начале своего творческого пути поэтессе пришлось столкнуться с негативной критикой и проявить находчивость, дабы удостоиться положительных отзывов.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Вечером» было написано в 1913 г. На тот момент поэтесса состояла в браке с Н.С. Гумилевым. Отношения между супругами были сложными, поэтому А.А. Ахматовой удалось так точно изобразить чувства лирической героини.

Произведение повествует о девушке, признавшейся в любви молодому человеку. Однако тот разрушил ее мечты о взаимности, ответив, что он лишь «верный друг». Действие разворачивается вечером на морском побережье.

Стихотворение, написанное четырехстопным ямбом, состоит из четырех четырехстрочных строф с кольцевой рифмой. При чем в строках, сочетающих в себе тоску и счастье, нерешительность и страсть, чередуются мужская и женская рифмы.

Переживания влюбленной девушки переданы сочетанием звуковых и зрительных образов. Тревожное состояние души отражено мелодией, что звенит «таким невыразимым горем»

Пытаясь отстраниться от грустных мыслей, героиня переводит внимание на море и «устрицы во льду»

Лирическая героиня, будучи неглупой, не тешит себя иллюзиями о взаимности чувств. Девушка понимает, что молодой человек равнодушен к ней по взгляду, каким «на наездниц смотрят стройных», по насмешке в его глазах, по выражению лица с которым «гладят кошек или птиц».

Однако, несмотря на разбитое сердце, девушка счастлива, ведь она «первый раз одна с любимым», и искренне благодарна судьбе за то, что повстречалась с любимым. Ведь любовь — это великое чувство, даже если она неразделенная и приносит боль и отчаяние.

Чувственность стихотворения выражена в печальных эпитетах («скорбные голоса») и параллелизме духовного и физического. Но стихотворение не кажется перегруженным, поскольку выдержано в стиле акмеизма. Произведения, относящиеся к этому течению, характеризуются простотой и незамысловатостью, что делает их понятными каждому.

По плану

>Картинка к стихотворению Вечером

Ты стала вновь могучей и свободной, страна моя!

Анна Ахматова. Стихи о Великой Отечественной войне до слез

Памяти Вали

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Прошло пять лет, — и залечила раны…

Прошло пять лет, — и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя, и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.

Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.

Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки, —
Там мать поет, качая колыбель.

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
Май 1950

Предлагаем почитать стихи о войне других авторов:Роберт Рождественский. Стихи о войнеЭдуард Асадов. Стихи о войнеБулат Окуджава. Стихи о войнеМуса Джалиль. Стихи о войнеОльга Берггольц. Стихи о войнеКонстантин Симонов. Стихи о войне

Послушайте одно из самых известных стихов о войне Анны Ахматовой «Мужество». Читает Ольга Остроумова.

 
  Метки: Стихи о войне

История создания

Стихотворение «Мужество» датировано 1942 годом. В это время Ахматова переживает начало своей поэтической зрелости в окружении больничных коек и окровавленных повязок, читая свои стихи в Ташкентском госпитале. Сюда она была переведена в эвакуацию из Москвы, здесь она с жадностью ждала новости с фронта, здесь она любила Родину так, как никогда.

Так вот, начатый еще в 41-м сборник “Ветер войны” пополнился тогда стихотворением, ставшим, без всякого преувеличения культовым. Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя ни только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.

“Такой судьбы не было еще ни у одного поколения” — писала когда-то Анна Ахматова в своих мемуарах. Очевидно, что гений поэтессы не мог опуститься до меланхоличных размышлений о паритете своего поколения над подрастающим. Она имела на это весьма веские причины, в первую очередь, в лице собственного опыта. Люди, знающие историю, понимают, что современники Ахматовой пережили вовсе не то, что отражено в современных учебниках. Они переживали не войну, или революцию. Каждый из них, без всякого преувеличения, переживал личный апокалипсис, при котором только что возведенные воздушные замки рушились в перманентно деформирующемся мире, где мечты переправляются в сталь, а идеи перемалывают людей на полях сражений. Были ли том мире, где вся добродетель и красота закованы в бетон животной необходимости выжить и отомстить, истинные продолжатели идей духовности, бескорыстия и честности?

Что такое настоящий патриотизм

Сегодня многие с сарказмом смотрят на патриотизм, часто путая его с раболепием к власти. Патриотические порывы нередко являются синонимом аплодисментов властной верхушке, бытовой же патриотизм чаще обращён к наполнению холодильника и собственному возвышению путём унижения другого. В годы Великой Отечественной войны тоже хватало такого, но основой были искренние порывы, когда патриотам становились за землю русскую, а не за царя-батюшку или тех, кто пришёл ему на смену. Безусловно, одним из настоящих патриотов земли русской была Анна Ахматова.

Анна Андреевна не была обласкана верхами, единственная возможная ласка, доставшаяся ей от власти, была сохранённая жизнь в страшные 30-е годы

Это введение важно для анализа стихотворения, оно даёт понять, что поэтесса пишет строки «Мужество» не для подачки от барского стола, а по зову сердца. Может быть и души, хотя известно, что Бога в СССР не было…

Проблемы

Проблематика стихотворения «Мужество» не изобилует пунктами, зато затрагивает каждого читателя.

  1. Проблема долга . Несмотря на уверенность в высоком участие ответственности русского человека за предоставленное ему Родиной счастье. Однако, не отрицая тяжести несения этой ответственности, описывая ужасы войны, которые непременно посетят каждого, Ахматова ставит вопрос ребром: “А настолько ли ты русский, чтобы терпеть такое горе?”.
  2. Проблема приоритета ценностей . Ахматова не пишет возвышенных од о том русскому, к чему лежит ее душа, всему тому сакральному, что определяет русскую духовность. Она, понимая, что большинство людей защищают не огромную территорию от Прибалтики до Камчатки, а собственный укромный уголок, где теплится его счастье. Поэтому поэтесса приводит несколько честных и правильных и честных мотивировок мужества, в которое она обращает читателя.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: