Сергей александрович есенин. «шел господь пытать людей в любови…

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…»

В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При этом в ней нашло отражение стремление Сергея Александровича отыскать собственный оригинальный стиль. Сборник закрепил первый успех Есенина и сделал его настоящей знаменитостью. Сам поэт разделил «Радуницу» на две части: «Русь» и «Маковые побаски». На передний план в книге выведена тема Родины смиренной, православной, богомольной, благостной. Сергей Александрович активно использовал образы, имеющие непосредственное отношение к религии и христианскому быту. В его ранней лирике встречаются наиболее популярные в житийных и евангельских сюжетах персонажи.

В первый раздел «Радуницы» включено произведение «Шел Господь пытать людей в любови…», которое литературоведы датируют 1914 годом. В основу сюжета лег широко распространенный в духовных стихах мотив – Христос является людям после воскресения. У Есенина нищий старик делится с Иисусом, которого он не узнал, зачерствелой пышкой. Это значит, что учение Христа еще не забыто на земле

Стоит обратить внимание на лексику, выбранную Сергеем Александровичем для стихотворения. Стиль варьируется в зависимости от персонажа

Деду соответствует следующий ряд слов: «клюшка», «жамкал деснами», «маленько», «зачерствелую», «болезный», «убогой». Для Господа подобрана высокая лексика: «скорбь и мука», «в любови».

В стихотворении присутствует один из любимых мотивов Есенина – мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении «Шел Господь пытать людей в любови…» в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего – лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.

Религиозность Есенина – вопрос очень сложный. С одной стороны – он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны – будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Популярное за 7 дней

Что такое «печать Каина»?
22.06.23 12:17

Можно ли православным заходить и молиться в католические храмы?
26.06.23 16:33

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.06.23 07:18

Почему рясы у священников и монахов черного цвета?
22.06.23 13:55

Митр. Антоний (Паканич) о готовности к последним временам
26.06.23 13:36

Как причащают на дому?
28.06.23 16:34

Мученик Митрофан Цзи Чун: сложно ли быть христианином в Китае
23.06.23 09:48

Чем опасны суеверия?
26.06.23 09:56

24 июня — день памяти иконы Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)
24.06.23 07:36

Митрополит Феодосий (Снигирев): Пытаясь разрушить Церковь, Ее гонители только приближают свой конец
27.06.23 12:16

Религиозный пантеизм

Для ранней лирики Есенина характерен религиозный пантеизм – Бог растворен у него в природе: копны и стога похожи на церкви, «ивы – кроткие монашки»:

Край любимый, сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленах твоих стозвонных.

На меже на переметке

Резеда и риза кашки,

И вызванивают в четки

Ивы, кроткие монашки.

Сама Родина  в преддверии большой трагедии в своей судьбе – «черная монашка», а слова часослова – «красные нити», напитанные, возможно, будущей кровью новомучеников:

Занеслися залетною пташкой

Панихидные вести к нам.

Родина, черная монашка,

Читает псалмы по сынам.

Красные нити часослова

Кровью окропили слова.

Я знаю, — ты умереть готова,

Но смерть твоя будет жива.  

Х

В роще чудились запахи ладана,

В ветре бластились стуки костей.

И пришли к ним нежданно-негаданно

С дальней волости груды вестей.

У него: «Хаты – это в ризах образа»:

Гой ты Русь моя родная

Хаты – в ризах образа.

Не видать конца и края,

Только даль сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

С.Есенин в своей родной деревне (четвертый справа в кепке)

В лапах елей у поэта видятся ангельские крылья. Свет звезд – это «звездные псалмы», которые льются с небес. Река поет про «рай и весну», ели пахнут ладаном, в лесу звучит «молебен птичьих голосов», березовые стволы похожи на свечки, а ягоды рябины – словно кровавые раны на теле Христа.  Природа, по Есенину, имеет живую душу, и благоговейное поклонение Богу через природу особенно ярко прослеживается в стихотворении «Чую радуницу Божью»:

Чую радуницу Божью –

Не напрасно я живу.

Приклоняюсь к придорожью

Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком в конце иголок,

Мне мерещится Иисус.

Он зовет меня в дубравы

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес.

Голубиный Дух от Бога,

Словно огненный язык

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов.

Я поверил от рожденья

В Богородицын Покров.

Палитра цветов и «немая молитва души»

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее мироощущение. А.Блок в своей статье «Краски и слова» писал, что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Сразу вспоминаются полотна Саврасова, Поленова, Шишкина, Куинджи, Левитана.     

Мотивы песенной лирики поэта органично вплетаются в музыку Сергея Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова. Лев Толстой когда-то сказал о музыке, что это «немая молитва души». Если продолжить эту мысль, то можно сказать, что поэзия – это музыка в словах. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и русской живописи. У Есенина это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизну незримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для поэта обыденной палитрой, т.к. выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Недосказанное, синее, нежное…», «Синий плат небес». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синевой, говоря, что в этом слове есть «синее что-то».

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество – это желто-золотой: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Малиновый цвет как аналог «малинового звона» («Гулкий звон, словно зык чугуна»), который зовет народ на Божественную литургию. Вот и другие краски густым наброском запестрели в его поэзии: «Выткался на озере алый свет зари», «На закат ты розовый похожа», «Как свет лучиста и светла», «Горит в парче лиловой облаками крытый лес», «Льется по равнинам березовое молоко», «Роща синим мраком кроет голытьбу», «Сыплет черемуха снегом».

Религиозность Есенина вызывает споры

Ныне религиозность поэта вызывает споры у биографов и исследователей его творчества. Обычно делают посыл на его собственноручную автобиографическую запись в 1923 году: «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил».

В этой церкви венчались С.Есенин и З. Райх

Очевидно само время разгула антирелигиозной кампании того времени существенно ослабило веру поэта. Агитки, прокламации Союза воинствующих безбожников (СВБ), т.н. «научные» диспуты «против попов», обманывающих народ, оголтелая атеистическая пропаганда Д. Бедного и Е.Ярославского в какой-то мере пошатнули веру многих людей.  Здесь к месту стоит привести слова самого поэта, обращенные к своему другу, Г.А.Панфилову в 1913г.: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти?  А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему».

Если это ложь, то он и во всем должен был лгать. Может, позже он и оболгал себя, приспосабливаясь к новому времени. К сожалению, нередко случается так, что мы отвергаем близкое и дорогое нашему сердцу в угоду сиюминутным побуждениям и приоритетам.

В ранних стихах Есенина воплощена мечта о некоем идеальном мире, которая, несомненно, связана с христианским идеалом незримого Божьего града, небесного Иерусалима, с православным идеалом Святой Руси, а также с мотивом странничества. Образ «иной земли» у раннего Есенина рисуется как желанный удел, как «страна нездешняя», куда стремится лирический герой.

Но и земная Россия в ранней лирике поэта оказывается пронизана небесной благодатью. Сборник «Радуница» подчеркивает пасхальную доминанту, о чем свидетельствует преклонение перед Божественным замыслом в окружающей нас гармонии природы и одновременно устремление «к нездешнему».  Грусть у поэта всегда связана с мотивом странствования.

Пойду в скуфье смиренным иноком,

Иль белобрысым босяком.

Туда, где льется по аллеям

Березовое молоко.

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

Продолжение следует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: