Технический анализ
Произведение условно делится на две части – описание любимого поэтом Петербурга и отрисовку таинственного образа Незнакомки. По жанру – это стихотворный рассказ, по размеру классический ямб с вкраплениями элементов пиррихия (стоп из двух сокращённых слогов).
Использование эпитетов (детский плач, очарованный берег, пьяные окрики и прочие), а также метафор (стан, шелками охваченный, дух правит окриками и другие) придаёт работе внутреннюю насыщенность и гармоничность.
Увлечённость Вечной Женственностью на фоне любви к Менделеевой помогло Блоку создать один из эталонов лирики, который не грех знать наизусть и использовать его в жизни для понимания Женщины и своего места в мире.
Анализ стихотворения Блока «Свет в окошке шатался…»
Многоликая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться в ускользающем облике обманщицы, которая характеризуется определением «туманная» в произведении «Днем вершу я дела суеты…» Женский образ, привлекающий ложным блеском, возникает на шумных городских улицах в вечернем свете «убегающего ряда» фонарей.
Лирический герой блоковского сборника не всегда оправдывает репутацию верного поклонника-рыцаря. Преображаясь в замысловатых очертаниях городского пространства, он играет роль наблюдателя, который настойчиво преследует маску в «манящем девичьем наряде».
Мотив обмана находит место и в художественном мире произведения «Свет в окошке шатался…», созданного в августе 1902 г. Поэтическое пространство стихотворения четко разграничено по признакам света и темноты. Первый озаряет комнаты, где происходит «шутовской маскарад», вторая концентрируется «у подъезда», рядом с входной дверью. Неизменны и позиции основных персонажей: Он и Она находятся в комнатах, арлекин в одиночестве ждет на улице. Произведение являет собой редкий пример, когда герой, чья позиция близка к авторской, подчеркнуто дистанцируется от лирической ситуации.
Что происходит в комнатах, залитых дрожащим светом? Действия оживленного общества подчинены обману, однако «разноцветная ложь» нарядов не может скрыть напряжения, которое выдает «неизбежная дрожь» рук. Представлена лаконичная, но емкая характеристика влюбленной пары: Он кажется напыщенным и хвастливым, Она – наивной и скромной. Сцена вызывает саркастический хохот арлекина, который подозревает героиню в неискренности.
Одиночество персонажа комедии масок не выглядит абсолютным. Арлекин «общается» с темнотой, как с верной подругой: сначала шепчется, а потом смеется вместе с ней. Подобный подход, наделяющий антропоморфическими чертами детали фона, встречается в стихотворении «Там – в улице стоял какой-то дом…», в котором тьма, свет и элементы здания оживают, моделируя ирреальный прихотливый пейзаж.
Мотив танцев на «стройном балу» в окружении зловещих огней «жолтого света» развивается в произведениях, датированных осенью 1902 г. Страсти и страдания классических персонажей дель арте, изображенных в числе гостей, вносят новую трактовку в традиционную систему образов, подчеркивая диссонанс в человеческих отношениях и усиливая трагизм лирической ситуации.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Образ Незнакомки
Показываясь в роли пьяницы Блок пытается не опустить себя, а возвысить незнакомку, которая навсегда поселилась в его сердце. Этот контраст подчёркивает чистоту женщины и суетность всего остального. Так и построен мир, в нём всегда будет место прекрасному, но оно никогда не будет одно, его постоянно будет окружить низменность.
Игра противоположностей – мрачный кабак с пьяницами без цели и стремлений с одной стороны и прекрасная женщина, которая освещает это место, не позволяя ему стать полностью чёрным. Надежда на фоне безнадёги, свет в кромешной тьме, глоток воды в пустыне.
Лирический герой понимает недоступность незнакомой женщины с перьями страуса на шляпе, поэтому отказывается от её физического восприятия и оставляет только в душе, как образ всего светлого, но несбываемого. Автор ревнует свой идеал, поэтому повторяет:
Также Блок рисует Незнакомку одинокой, она приходит часто, но всегда одна. Поэт не хочет делиться с другими даже образом, храня его как заветное сокровище.
Для бытия остаётся вино и мечты в винных парах, но не они помогает держаться за жизнь, способствует этому только образ незнакомки и слабая надежда, что однажды она сама подойдет к нему и примет со всеми грехами. Протянет руки в кольцах и скажет «Я рядом, я уже не мечта» (помните Достоевского «И прострёт к нам руце свои, и мы припадём…»). Пока же истина остаётся в вине, а надежда на самом дне души.
Читаем текст
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906.
Александр Блок написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году, но свет стихи увидели в конце 1908 года, когда вошли в цикл «Город». Этим произведением поэт продолжает ряд лирических произведений, но показывает незнакомку своей мечты не оторвано от жизни, а на фоне окружающего мира, примешивая к стихотворению букет философии. Так мечты поэта-символиста чуть-чуть приближаются к реальности и мы буквально ощущаем, читая строки, присутствие Прекрасной дамы.