🤣 ветхая избушка

Анализ стихотворения «двенадцать». александр блок

Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»

Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад. Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине. Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы. Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука

Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух»

Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух». Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя. Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

На поле Куликовом

— 1 —

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

7 июня 1908 года

— 2 —

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мёртвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908 года

— 3 —

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

14 июня 1908 года

— 4 —

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…

31 июля 1908 года

— 5 —

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

23 декабря 1908 года

*****

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее»

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он должен был выехать из страны, но бюрократические проволочки обрекли Блока на раннюю смерть в Петербурге. Он умер в 41 год, нуждаясь не только в качественном лечении, но и в питании. Музыка революции кончилась «Голодной песней» из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Продовольственный паек поэта не могли увеличить в течение долгих месяцев обсуждений и заседаний. Возможно, такое отношение власти стало причиной преждевременной смерти Блока.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Средства выразительности

Для блоковских стихотворений характерна высокая насыщенность тропами, “Поэтов” это также касается. В них употреблены такие выразительные художественные средства, как:

  • Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “всемирный запой”.
  • Метафоры – “золото каждой прохожей косы”.
  • Олицетворение – “день светозарный вставал”.
  • Сравнение – “вылезали из будок, как псы”.

Все они работают и на построение антитезы, и на выражение авторской идеи. Ни один троп не использован Блоком просто для красоты текста, каждый имеет свое место и смысл.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Друзьям» анализ стихотворения Блока по плану кратко – рифма, тема, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Я воспитан природой суровой» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – эпитеты, идея, тема

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Анализ стихотворения «Россия»

Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» — катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «тоска острожная», «черты прекрасные», «даль дорожная» и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения «Россия» совсем непросто. «Россия» — это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения Блока «Сны» 1 вариант

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения – мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки.

Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, – трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910 года

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: