Моцарт и масонство
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден , а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к степени Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу .
Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн,
Среди них такие сочинения, как:
В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов. Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея — олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы .
Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.
Выдающийся австрийский композитор В. А. Моцарт является одним из представителей венской классической школы. Его дар проявился с раннего детства. В произведениях Моцарта чувствуется отражение идей движения «Буря и натиск» и немецкого Просвещения. В музыке претворен художественный опыт различных традиций и национальных школ. Самые известные произведения Моцарта, список которых огромен, заняли свое место в истории музыкального искусства. Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.
Музыка
В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.
Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.
Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.
Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.
В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку! ». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.
«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.
В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:
С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.
Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.
Иоганнес Брамс
Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.
Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!
Брамс за чаем
Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.
Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.
Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.
Интерьер дома Брамса, Вена
Кто впервые исполнил песню «Темная ночь»?
Одна из самых лиричных военных песен «Темная ночь» была написана для фильма «Два бойца» поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. А кто впервые исполнил эту песню?
- Сергей Лемешев
- Леонид Утесов
- Марк Бернес
Кулответ: Марк Бернес (такой правильный ответ у организатора викторины, а я ответил — Леонид Утёсов)
В конце 40-х годов некрасивая история случилась со знаменитой, любимой миллионами песней «Темная ночь». Первым исполнителем этой песни стал Леонид Утесов, хотя ее обещали отдать Марку Бернесу. Бернес был настоящим проклятием для авторов. К примеру, если песня ему нравилась, но хоть что-то ему виделось в музыке или тексте не так, то он мог днями и ночами сидеть над душой авторов и сотни раз перебирать варианты исполнения. «Темная ночь» была едва ли не единственной песней, которую Бернес безоговорочно принял. Музыку к этой песне написал Никита Богословский.
Ещё до выхода фильма на экран Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты песни, без ведома и разрешения авторов песни и творческой группы картины записал её на пластинку (1943). Таким образом, для зрителей фильма был утрачен сам момент внезапности.
ProstoSound расскажет о самом знаменитом композиторе мюзиклов современности.
Запрашивая в поиске названия лучших мюзиклов всех времен, вы непременно встретите такие знаменитые и знаковые для музыкально-театрального искусства спектакли, как «Кошки», «Призрак оперы» или «Иисус Христос Суперзвезда». Все они, такие разные и самобытные, принадлежат перу одного композитора, британского маэстро Эндрю Ллойда Уэббера.
Этот композитор удивительным образом концентрирует в себе все лучшие достижения музыки и театра предыдущих столетий. Уэббер родился в семье музыкантов, поэтому с ранних лет был хорошо знаком с лучшими образцами классической музыки, писал музыку, овладел несколькими инструментами и прекрасно знал всю музыкальную и театральную «кухню» изнутри.
Кроме того, юный Уэббер, как и многие подростки того времени, был большим фанатом рок-н-ролла, кантри и тяжелого рока, что впоследствии отобразилось на его композиторском стиле. А музыкальный театр, за кулисами которого он провел много времени в детстве, стал его первой любовью и жизненным призванием.
Уэббер начал писать мюзиклы еще не достигнув 20-тилетия. В 1965 году он и его напарник, либреттист Тим Райс написали спектакль «Такие, как мы». Как это часто бывает, эта проба пера не имела успеха и долгое время не ставилась. Впрочем, творческий тандем не сложил руки и вскоре выпустил новый мюзикл «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» на основе библейского сюжета об Иосифе и его братьях, который принес молодым авторам первую известность в Британии.
Об Уэббере и Райсе заговорили во всем мире только после выхода их следующей работы, также написанной на основе истории из Евангелие. Конечно же, речь идет о рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда» 1970 года. Свежее соединение рока и классики, неканонический образ Христа и вообще оригинальная трактовка знаменитейшей библейской истории, большое количество прекрасных мелодий, красочная оркестровка и роскошная подборка исполнителей, среди которых вокалист Depp Purple — Иэн Гиллан. Все это сделало Уэббера и Райса знаменитыми во всем мире. Опера была экранизировала и поставлена в двух музыкально-театральных Мекках – на американском Бродвее и в британском Вест-Энде.
Последующие работы Уэббера были не менее значительными. В 1976 году выходит очередной рок-оперный альбом. В этот раз композитор и либреттист рассказывают о жизненном пути первой леди Аргентины Эве Перон, жене Хуана Перона. Через несколько лет состоялась постановка произведения в театрах Англии и США, а Уэббер и Райс получили множество наград, в том числе театральную премию «Тони» в нескольких номинациях. В 1996 году мюзикл был экранизирован режиссером Аланом Паркером. На главную роль он пригласил Мадонну, которая идеально вписалась в образ легендарной Эвиты.
https://youtube.com/watch?v=4Spy3Nd2D6w
В 1986 году Уэббер закрепил за собой звание лучшего композитора мюзиклов написав легендарного «Призрака оперы» по одноименному роману Гастона Леру. Это история о гении музыки с изуродованным лицом, который тайно руководил жизнью парижского театра. Прекрасную музыкальную партитуру дополняли спецэффекты, например, падающая на зрителей люстра и зловещий рокот органа. «Призрак оперы» только на Бродвее с момента премьеры в 1988 году прошел более 10 тысяч раз и признан одним из самых долгоиграющих и кассовых мюзиклов мира.
Эндрю Ллойд Уэббер не останавливался на достигнутом и продолжал писать. Вскоре последовали мюзиклы «Аспекты любви» (1989), получивший награду «Тони» мюзикл «Бульвар Сансет» (1993) по мотивам одноименного фильма Билли Уайлдера 1950 года, «Прекрасная игра» (2000), «Женщина в белом» (2004), мюзикл на сюжет известнейшей сказки «Волшебник страны Оз» (2013). Но, к сожалению, эти работы хоть и были достаточно оригинальными, но не имели такого ошеломляющего успеха, как мюзиклы 70-х и 80-х годов.
https://youtube.com/watch?v=4K258rOxIVk
В сфере мюзиклов, как и во всем шоу-бизнесе, есть спектакли однодневки, не интересные слушателям уже через год и есть настоящие шедевры, актуальные десятилетиями. Мюзиклы Уэббера идут по обе стороны Атлантики более 30 лет с неизменным успехом у публики самых разных возрастов. Именно эта способность писать музыку «на века» отличает настоящего гения от посредственности и ставит Эндрю Ллойда Уэббера на пьедестал лучших композитора 20 и начала 21 веков.
В Вене
В ноябре 1792 года, благодаря финансовой поддержке графа Фердинанда фон Вальдштейна, Бетховен переезжает в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Изначально, он не заявлял о себе, как о композиторе. Наоборот, с ним он сосредоточился на изучении противозвучия, получая при этом также знания и от других учителей.
Кроме этого, он начал давать концерты в салонах, где собиралось дворянство, и в 1793 году о нем начали уже говорить как о виртуозном пианисте. В следующем году, когда Гайдн отправился в очередную поездку, курфюрст ожидал его возвращения в Бонн. И когда Бетховен отказался подчиниться, ему перестали выплачивать стипендию.
29 марта 1795 года Бетховен впервые выступил на публике, возможно, это даже был его первый концерт для фортепиано. Вскоре после этого, он выпустил еще три фортепианных трио под названием «Opus 1», за что получил высокую оценку критиков и значительного размера гонорар.
В 1796 году Бетховен отправился в путешествие по северу Германии, посетив, среди прочих мест, двор Прусского короля Фридриха Вильгельма в Берлине. В этот период он написал «Op. 5 Сонату для виолончели и фортепиано».
В 1798 году, по поручению принца Лобковица, он начал писать свои первые струнные квартеты, которые позже будут названы «Op 18». Завершил он этот проект в 1800 году. Вместе с тем, в 1799 году он завершил «Opus 20», что стало одной из самых популярных его работ.
2 апреля 1800 года в «Венском Королевском Императорском театре» он исполнил свою «Симфонию No. 1» до мажор. Не смотря на то, что конкретно это произведение ему самому не очень нравилось, именно благодаря ему его стали считать одним из самых выдающихся композиторов своего времени.
В 1801 году Бетховен написал «Шесть струнных квартетов, Op 18», что стало доказательством того, что он превзошел таких мастеров венского стиля в музыке, как Моцарт и Гайдн. В том же самом году он написал свой первый балет «Творения Прометея», который исполнялся в «Императорском Придворном Театре» 27 раз.
Весной 1802 года он завершил свою «Вторую симфонию». Однако, премьера ее состоялась почти год спустя, в апреле 1803 года. Благодаря ей он также получил большой гонорар. С 1802 года его финансовые дела начал вести его брат Каспар, который скрывал от общественности наиболее крупные поступления денежных средств.
Петр Ильич Чайковский
Один из крупнейших композиторов XIX века, Петр Ильич Чайковский родился на Урале, в селении при Камско-Воткинском заводе, 7 мая 1840 года. Родители мечтали видеть его юристом, хотя мальчик с детства проявлял недюжинный музыкальный талант. Чайковский поступил в училище правоведения, окончил его и какое-то время работал в Министерстве юстиции, но в 1862 году он все же поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1854 году, когда Чайковский учился правоведению, умерла его мать, и это событие омрачило всю дальнейшую жизнь будущего композитора.
Проучившись три года в консерватории, Чайковский переехал в Москву, куда его пригласил Николай Рубинштейн. Он начал преподавать гармонию в открывшейся в 1866 году Московской консерватории. В Москве Чайковский занимался не только преподаванием, но и сочинением музыки. Балет «Лебединое озеро» и опера «Евгений Онегин» способствовали укреплению его репутации, но композитор был страшно не уверен в себе. Несмотря на свою гомосексуальность, в 1877 году он женился на одной из своих учениц, Антонине Ивановне Милюковой. Брак привел к полной катастрофе, и через месяц Чайковский расстался с женой, находясь в состоянии полного нервного истощения. (Супруги так и не смогли развестись, хотя до конца своих дней прожили раздельно.) Чтобы восстановить душевное здоровье, Чайковский уехал в Швейцарию.
В 1879 году он вернулся в Россию, где продолжил писать музыку и давать концерты. В это время он заочно познакомился с вдовой железнодорожного магната Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая стала близким другом и покровительницей композитора. Тринадцать лет продолжалась их переписка, хотя лично они ни разу не встречались. Несмотря на родственные связи — один из сыновей Надежды Филаретовны женился на племяннице композитора, — отношения эти прекратились в 1890 году, когда у нее возникли финансовые затруднения. Прекращение этих отношений сильно повлияло на Чайковского, хотя в материальной поддержке он больше не нуждался.
В 1880 году Чайковский получил заказ на написание одного из самых известных своих произведений. Увертюра «1812» была создана в ознаменование 70-й годовщины изгнания Наполеона из Москвы и трагического отступления французской армии. Хотя сам композитор больше ценил другие свои произведения, эта увертюра и по сей день остается одним из самых популярных произведений классической музыки. В 1881 году царь Александр II умер. На престол взошел Александр III. Новый царь также ценил заслуги Чайковского и в 1884 году наградил его орденом Святого Владимира, что способствовало восстановлению положения композитора в обществе. Чайковский много гастролировал, его музыка пользовалась огромной популярностью в России и за рубежом. Умер Чайковский 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге.
«Щелкунчик» в постановке Королевского балета, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, Лондон
10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»
Ханс Циммер
Казалось бы, в каждом поколении, посещающем кино, найдется композитор, который превосходит всех остальных и приходит, чтобы передать звук своей эпохи. У современного кино есть свой музыкальный дух времени. Когда будущие археологи обнаруживают захороненные руины нашей цивилизации, они вполне могут называть оставшиеся фильмы «периодом Ханса Циммера».
Ханс Циммер – немецкий композитор, ставший одним из самых успешных в мире кино. Достаточно просто перечислить список наград, которые он получил за самые лучшие саундтреки к фильмам. К его копилке относятся такие шедевры мирового кинематографа, как «Пираты Карибского моря», «Гладиатор», «Начало», трилогия «Темный рыцарь», «Интерстеллар» и последняя часть франшизы о Бонде «Нет времени умирать».
В настоящее время Циммер имеет 23 награды, включая одну премию «Оскар», две премии «Золотой глобус» и четыре премии «Грэмми».
В своем творчестве Ханс сочетает традиционные инструменты с электронными звуками и техниками. По признанию Циммера, его музыкальное образование составляло всего две недели уроков игры на фортепиано: «Я самоучка. Но я всегда слышал музыку в своей голове» .
Чтобы понять, есть ли у вас склонность к музыке, не обязательно слышать ее в своей голове, как это было с Хансом Циммером. Но обязательно понимать себя и знать, что вам близко, а что нет. Именно для этого мы разработали онлайн-программу «Самопознание». Пройдя ее, вы, с помощью правильных вопросов и техник, сможете определять для себя наиболее важные зоны для роста и развития, а также поймете, что для вас является наивысшей ценностью, а на что можно не обращать внимания.
Ханс Циммер – композитор фильмов, получивший особую известность. Он один из немногих артистов, на чьи концерты без особого труда набираются полные залы слушателей. Его агрессивный и строгий стиль задал направление для саундтреков и наглядно показал, как именно должен «звучать» современный блокбастер. На сегодняшний день Циммер является одним из самых успешных композиторов всех времен, и, согласно различным источникам, его состояние составляет около 200 миллионов долларов .
Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини можно назвать последним великим итальянским оперным композитором, продолжателем традиций Россини и Верди. Большую часть жизни он провел в Торре дель Лаго, неподалеку от родной Лукки. Здесь он написал свои лучшие оперы. Но жизнь композитора была весьма непростой.
В 1909 году разразился скандал: жена Пуччини, Эльвира, обвинила служанку в связи со своим мужем. Служанка покончила с собой, и ее семья подала на Эльвиру в суд. В 1921 году Пуччини переехал в Виареджо, поскольку в Лукке слишком активно стала развиваться промышленность. После смерти тело композитора перенесли в Торре дель Лаго. На вилле композитора была построена часовня, где похоронен он сам и члены его семьи.