(рец. на кн.:) андрей белый. урна. стихотворения. книгоиздат. «гриф». м., 1909 г. ц. 1 р

Детские годы

Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Он родился в Москве 14 (26) октября 1880 года в семье учёного-математика. От него мальчик перенял любовь к точным наукам. Отец желал, чтобы сын пошёл по его стопам, но в итоге тот выбрал свой путь.

Мальчик был способным, учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова, где впервые проявилась его любовь к литературе. Большое влияние на молодого человека оказала талантливая семья историков и философов Соловьёвых. Долгое время его взгляды и творчество развивались под знаком учения философа Владимира Соловьёва. Важнейшее значение в его поисках нового мироощущения сыграла философия Ф. Ницше, Шопенгауэра, увлечение буддизмом, оккультизмом.

Андрей Белый окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, позже учился на историко-филологическом факультете. Однако математика, по его мнению, не объясняла жизнь, а только систематизировала её, он никогда не работал по специальности. Его увлекало творчество.

КОММЕНТАРИИ

Впервые: Русская мысль. 1909. No 6. Отд. III. С. 135—137. Перепечатано по тексту первой публикации в кн.: Брюсов Валерий. Среди стихов. 1894—1924: Манифесты. Статьи. Рецензии / Составители Н. А. Богомолов и Н. В. Котрелев. Вступ. статья и комментарии Н. А. Богомолова. М., 1990. С. 297—301.

В исправленном и дополненном виде вошло в книгу Брюсова «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (М.: Скорпион, 1912). См.: Брюсов Валерий. Собр. соч.: В 7 т. М., 1975. Т. 6. С. 302—307. В этой редакции текста рецензия дополнена, в частности, завершающим абзацем и примечанием к нему, в котором Брюсов дает общую оценку творчества Андрея Белого (Там же. С. 307):

«Несмотря на эти оговорки, попытка Андрея Белого, сделанная им в его «Урне», остается одной из интереснейших в истории русской поэзии. «Урна» — редкий пример книги стихов, задуманной как целостное произведение, в которой форма заранее, сознательно, поставлена в определенную зависимость от содержания

Андрей Белый не во всех отношениях сумел осуществить свою задачу, но важно уже то, что он себе ее задал и другим указал на необходимость такого единства «книги стихов», основанного на едином замысле, вместе идейном и музыкальном»

К этому абзацу сделано авторское примечание:

«»Урна» еще раз показала нам, какого сильного и добросовестного художника имеет русская литература в Андрее Белом. За свою недолгую литературную жизнь он вступал на множество самых разнообразных путей. Он пытался, по его выражению, «до срока» «постигнуть мир в золоте и лазури»; в своих четырех «Симфониях» он создал как бы новый род поэтического произведения, обладающего музыкальностью и строгостью стихотворного создания и вместительностью и непринужденностью романа; в тех же «Симфониях» он постарался въявь показать нам всю «трансцендентальную субъективность» внешнего мира, смешать различные «планы» вселенной, пронизать всю мощную повседневность лучами иного, неземного света; в своем романе («Серебряный голубь») он неожиданно обнаружил непосредственное чувство и понимание нашей действительности, дал ряд ярких картин современной России; в критических статьях он набросал ряд импрессионистических живых портретов некоторых своих современников и с исключительной оригинальностью мысли поставил несколько вопросов, затронувших самые глубины искусства; в теоретических исследованиях о ритме он выступил одним из первых пионеров истинно научного изучения стиха и поэзии… Поэт, мыслитель, критик, теоретик искусства, иногда бойкий фельетонист, Андрей Белый — одна из замечательнейших фигур современной литературы. В своем творчестве и в своих суждениях отправляющийся от определенного, тяжелой работой мысли добытого (или, точнее, добываемого) миросозерцания, Андрей Белый может не бояться, что для него, как, например, для К. Бальмонта, оскудеет источник вдохновения; для него он неисчерпаем».

Личная жизнь

Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».

Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».

В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.

В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.

Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.

Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя. 8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище

8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Военные годы

До революции 1917 г. писатель живет в основном за границей, в Германии и Швейцарии. Под влиянием антропософских взглядов пишет стихи, которые войдут в его сборник «Звезда».

Первая мировая война воспринимается Андреем Белым как катастрофа, выражающая кризис западной культуры. Накануне февральской революции он возвращается в Россию.

Октябрьская революция сначала рождает у него надежды, и он окунается в литературную жизнь: работает в новых советских учреждениях, выступает с лекциями. Именно в годы с 1918 по 1921 писатель развил бурную литературную деятельность, создал писательское сообщество «Вольфила» (Вольная философская ассоциация), а также издавал свои произведения и активно занимался с начинающими поэтами.

Время активности принесло свои плоды: Андрей Белый стал крупнейшей фигурой в русской литературе своего времени. После Гражданской войны его начали печатать, а затем поэт уехал за границу, в Германию. В 1923 г. писатель вернулся в Россию. Но коммунисты во главе с Троцким (статья «Литература и революция») не принимали творчества писателя.

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.

Биография

Поэт, яркий представитель русского символизма, прозаик, литературный критик и философ Андрей Белый – сын удивительной культурной эпохи, получившей название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.

Портрет Андрея Белого

Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.

Аннотация

«В „Урне“ я собрал стихотворения, объединенные общностью настроений; лейтмотив этой книги — раздумье о бренности человеческого естества с его страстями и порывами, и думаю, что не случайно все стихотворения этого цикла вылились в ямбах, этой наиболее удобной и разнообразной в ритмическом отношении форме.

В отделах „Зима“ и „Разуверенья“ изображается разочарование в земных страстях, и душа погружается в холод философических раздумий (ментальный план); но здесь же открывается и демонизм философии, которая, взятая сама по себе, ведет к чистому люциферианству („Философическая грусть“). В отделах „Тристии“ и „Думы“ собирается последний пепел: пепел хотя и возвышенного до символизма разочарования в жизни, но все еще разочарования. Разочарование это свободно от люциферических искусов. Где-то уж брежжит заря примиренности: „Голос Безмолвия“».

Андрей Белый, Москва, 14 января 1909

Скачать или читать онлайн книгу Урна

На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top любой посетитель может
читать онлайн бесплатно полную версию книги «Урна» или скачать fb2
файл книги на свой смартфон или компьютер и читать её с помощью любой
современной книжной читалки. Книга написана автором Андрей Белый,
относится к жанру Поэзия,
добавлена в библиотеку 26.01.2009 и доступна
полностью, абсолютно бесплатно и без регистрации.

С произведением «Урна» , занимающим объем 46 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В нашей онлайн
читалке предусмотрен ночной режим чтения, который отлично подойдет для тёмного
времени суток и чтения перед сном. Помимо этого, конечно же, можно читать
«Урна» полностью в классическом режиме или же скачать всю книгу
целиком на свой смартфон в удобном формате fb2. Желаем увлекательного
чтения!

С этой книгой читают:

  • Круг. Альманах артели писателей, книга 5
    — Андрей Белый
  • Круг. Альманах артели писателей, книга 4
    — Андрей Белый
  • Охотники каменного века
    — Андрей Белый
  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин (сборник)
    — Андрей Белый
  • Воспоминания о Штейнере
    — Андрей Белый
  • Домик под грушевым деревом
    — Елизавета Дмитриева
  • Алая нефть
    — Константин Юст, Михаил Запрудный, Алексей Крученых, Сергей Городецкий, Георгий Астахов
  • Четвертый год
    — Борис Несмелов, Борис Перелешин, Николай Тихомиров
  • Авто в облаках
    — Анатолий Фиолетов, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич
  • Конница бурь № 1
    — Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин

Писательская деятельность

Первые написанные им произведения были с восторгом приняты философами и символистами, но отвергнуты литературными критиками. Он создал в литературе новый жанр «симфонии» — ритмизированной прозы. В 1902 году на свет появилась «Симфония (2-я, драматическая)». Она вызвала неприятие широкой публики и критиков, но восхитила приверженцев символизма.

В это время Белым написаны программные статьи: «Формы искусства», «О теургии», «Символизм как миропонимание». А затем в свет вышел его первый роман «Серебряный голубь», раскрывающий тему взаимоотношений интеллигенции и народа.

Крупнейшее произведение Андрея Белого, биография которого тесно связана с русским символизмом, — роман «Петербург» (1911–1914 гг.), наиболее значимый роман этого направления. Ему суждено было стать великим и оказать большое влияние на русскую литературу. В этом произведении писатель продолжает традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского в изображении Петербурга.

Город воплощен как исторический рок, который преследует и губит героев. В романе сочетаются высокий пафос и комедийное начало, психология героев раскрывается через лирические интонации и гротеск. Писатель использует звукопись и авторские неологизмы. И это было новое для нашей литературы прозаическое повествование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: