Анализ стихотворения «Бабочка» Фета
Стихотворение «Бабочка» относится к раннему периоду творчества Фета. В сознании молодого поэта будущее представлялась открытой книгой, он был полон радужных надежд. Трудности жизни еще не успели наложить свой отпечаток на его душу. Поэтому произведения Фета этого периода очень чисты и радостны. Они написаны под влиянием непосредственных наблюдений и ощущений.
В основе стихотворения лежит монолог бабочки, ее ответы на предполагаемые вопросы лирического героя. В будущем Фету предстоит оттачивать свое мастерство в таком художественном приеме. В большинстве произведений поэта наличие человека только угадывается по косвенным признакам
В стихотворении также проявился талант поэта обращать пристальное внимание на любую, самую незначительную деталь
Центральный персонаж произведения — представительница живой природы. Природный мир Фет ставит вровень, а порою даже выше человеческого. Бабочка подтверждает мнение наблюдателя, что она представляет собой само совершенство. Если человек прикладывает множество усилий, для того чтобы выглядеть лучше, то бабочка прекрасна с самого момента своего появления на свет. Эта прирожденная красота слагается из минимума деталей: «воздушное очертанье», «бархат» и «два крыла». К идеальному образу больше нечего прибавить или отнять.
Бабочка подобна неуловимому мгновению. Она просто внезапно появилась без какой-либо определенной цели и смысла. Ее переполняет радость от собственного существования. Возможность дышать и наслаждаться цветочным нектаром — предел желаний бабочки. Для нее не существует понятий времени и пространства. «Надолго ли… дышать хочу?» — бессмысленный для прекрасной бабочки вопрос. Ей достаточно одной возможности взлететь и вновь продолжать полет в любом направлении. Запечатленное мгновение — еще одна характерная особенность лирики Фета.
В стихотворении «Бабочка» заложены центральные воззрения автора на природу. Поэт боготворил животный и растительный мир, потому что они развиваются по естественным законам. Жизнь человека трудна, так как люди сами создают себе проблемы. Фет призывает научиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем. Конечно, это чересчур идеалистический и наивный взгляд, но, согласно поэту, он может служить ориентиром для человеческого самосовершенствования.
Афанасий Фет — Дул север. Плакала трава
Dul sever. Plakala travaI vetvi o nedavnem znoye,I roz, prosnuvshikhsya yedva,Szhimalos serdtse molodoye.
Stoyal ugryum tenisty sad,Zabyv o penye golosistom;Lish solovyikhi robkikh chadKhriplivym podzyvali svistom.
Proshla pora vlyublennykh grez, —Zachem yeshche tomitsya tshchetno?No vdrug — odin lyubovnik rozZapel tak yarko, bezzavetno.
Proshchay, solovushko! — I yaGotov na mig voskresnut tozhe,I pesn poslednyaya tvoyaVsekh veshnikh pesen mne dorozhe
Lek ctdth/ Gkfrfkf nhfdfB dtndb j ytlfdytv pyjt,B hjp, ghjcyedib[cz tldf,C;bvfkjcm cthlwt vjkjljt/
Cnjzk euh/v ntybcnsq cfl,Pf,sd j gtymt ujkjcbcnjv;Kbim cjkjdmb[b hj,rb[ xfl[hbgkbdsv gjlpsdfkb cdbcnjv/
Ghjikf gjhf dk/,ktyys[ uhtp, —Pfxtv tot njvbnmcz notnyj?Yj dlheu — jlby k/,jdybr hjpPfgtk nfr zhrj. tppfdtnyj/
Ghjofq, cjkjdeirj! — B zUjnjd yf vbu djcrhtcyenm nj;t,B gtcym gjcktlyzz ndjzDct[ dtiyb[ gtcty vyt ljhj;t
«Дул север. Плакала трава…» А.Фет
«Дул север. Плакала трава…» Афанасий Фет
Дул север. Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое.
Стоял угрюм тенистый сад, Забыв о пенье голосистом; Лишь соловьихи робких чад Хрипливым подзывали свистом.
Прошла пора влюбленных грез, Зачем еще томиться тщетно? Но вдруг один любовник роз Запел так ярко, беззаветно.
Прощай, соловушко!— И я Готов на миг воскреснуть тоже, И песнь последняя твоя Всех вешних песен мне дороже.
Анализ стихотворения Фета «Дул север. Плакала трава…»
В последние годы жизни Афанасий Фет практически полностью отказался от пейзажной лирики, полностью сосредоточившись на своих личных переживаниях. Поэт не мог себе простить того, что в юности добровольно отказался от собственного счастья, разорвав отношения с девушкой, которую искренне любил. Задавшись целью вернуть себе титул и состояние, Фет выбрал брак по расчету. Однако очень скоро убедился, что деньги не в состоянии заменить ему любовь.
Именно этой мыслью были пронизаны многие стихотворения поэта, относящиеся к последнему этапу его творчества. Среди них – произведение «Дул ветер. Плакала трава…», написанное в 1880 году. Это один из немногих примеров, когда Фет вновь затронул свою излюбленную тему окружающего мира, однако представил его в довольно мрачных и печальных красках.
Речь идет о ранней осени, когда природа еще полна сил и удивительной красоты. Однако неожиданные заморозки нарушают привычный и размеренный ход жизни. «Стоял угрюм тенистый сад, забыв о пенье голосистом», — отмечает поэт. Жизнь замерла вокруг, и лишь «сердце молодое» поздних роз сжималось от мороза, да соловьиха созывала своих подросших птенцов, чтобы они не погибли от холода. Эта безрадостная картина оказалась весьма созвучна внутреннему настрою автора, в жизни которого вот так же неожиданно наступила непогода. Он, еще полный сил и творческих планов, вдруг осознал, что ничего не имеет значения, кроме любви. И это чувство, так глубоко спрятанное в душе, вдруг напомнило о себе с новой силой, хотя Фет и осознавал, что вернуть уже ничего не удастся, так как его любимая давным-давно скончалась.
Себя поэт сравнивает с соловьем, именуя любовником роз, одинокая песня которого несмотря на непогоду все же разносится по всему саду. Поэт признается в том, что «прошла пора любовных грез» и не находит ответа на вопрос, зачем же его душа продолжает томиться, ожидая, что чувства вспыхнут с новой силой. Тем не менее, автор готов очень много отдать за то, чтобы вернуть те счастливые мгновения, вместе с соловьем он «готов на миг воскреснуть тоже». Поэтому одинокая песня птицы так болезненно отзывается в сердце поэта. Она близка ему и дорога точно так же, как и вновь нахлынувшие чувства, которые спустя годы Фет по-прежнему испытывает к Марии Лазич. Автор понимает, что вряд ли жизнь преподнесет ему такой роскошный подарок, как любовь, от которой он в свое время отказался. Однако воспоминания о прошлом у никто не в состоянии отнять, и они по-прежнему согревают душу поэта.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной
Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как — будто лето возвращается на какое-то
- Сочинение Моя мама (описание внешности) 7 класс
Образ матери навсегда отпечатывается в детской памяти. Он является самым родным и незаменим. При упоминании мамы первым в мыслях всегда всплывает доброта, тепло и уют. Именно это и делает ее красивой и незаменимой.
- Сочинение на тему Какие добрые чувства пробуждает литература? 11 класс
Иногда хочется побыть в тишине и спокойствие, успокоиться и отвлечься от дел и чтение поможет в этом лучше всего. Книги не только могут поднять настроение, но и пробудить в человеке много положительных эмоций и чувств.
- Анализ стихотворения Бунина На пруде
Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной
- Анализ стихотворения Есенина Буря
Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.
«Бабочка» А.Фет
Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой
Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры
Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.
«Ты прав. — Одним воздушным очертаньем я так мила», — утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.
«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», — эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».
klassreferat.ru
Афанасий Афанасьевич Фет БАБОЧКА Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. «Бабочка», анализ стихотворения Фета Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне. Стихотворение «Бабочка» можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда. Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие — это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет «без цели, без усилья», но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним. Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка — существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый «миг между прошлым и будущим», который, согласно известной песне, и «называется жизнь». Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только «воздушное очертание» и на крыльях «бархат с живым мерцаньем». Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел. Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова «дышу» и «дышать хочу». Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я «дышать хочу», то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты — одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как «Шепот, робкое дыхание…», «Это утро, радость эта…», можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но «Бабочка» запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, «сверкнув, раскинуть крылья» и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла. Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.
Рекомендуем посмотреть:
- «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
- «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
- «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
- Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
- Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
- «Соответствия», анализ произведения Бодлера
- «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
- «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
- «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
- «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
Средства выразительности
Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:
- Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
- Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится” .
- Сравнение – “облака как дым” .
Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.
Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.
Мотив сада в лирике А.Фета проект по литературе (10 класс) по теме
Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент, значимая деталь художественного текста, повторяющаяся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его внимания к деталям. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.
В работе проводится наблюдение за мотивом сада в разных периодах творчества поэта.
История создания
Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.
Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.
Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.
Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.
Композиция
Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.
А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.
Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.
Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.
Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.
Анализ 2
Афанасий Фет в своем позднем творчестве фактически отказался от пейзажной лирики. Он полностью погружен в свои собственные переживания, которые отображает в интимных строчках. Он винит себя за то, что добровольно отказался от своей единственной возлюбленной, он выбирает брак по расчету, ему хочется восстановить свое финансовое положение, а также вернуть себе расположение общества. Но скоро он понимает, что сделал неправильный выбор.
Поэтому данный выбор отображается на многих стихотворениях Афанасия Фета, особенно в последний период его творчества. Сюда относится и стихотворение «Дул ветер. Плакала трава…», оно было написано в 1880 году. В этом произведении Фет затрагивает одну из своих самых любимых тем, он рассказывает о том, как он видит природу и окружающий мир, но описывает его в достаточно печальных и мрачных тонах.
В центре повествования ранняя осень, в этот момент природа еще обладает некоторым количеством сил и удивительной красотой. Но приходят неожиданные заморозки, которые портят размеренный ход жизни, который является привычным для лирического героя в целом. Природа вокруг замирает, вся жизнь останавливается, сердце начинает сжиматься от мороза, а соловьиха закрывает своих птенцов, чтобы они не погибли от голода и холода.
Вся эта картина показывает внутреннее состояние души самого автора. Ему трудно бороться с депрессивными состояниями, которые с каждым днем усугубляется. Да он и сам вспоминает о том, что раньше в его душе было множество творческих планов и начинаний, но в один момент все разрушилось. Афанасий Фет мечтает вернуть то время, когда в его душе было множество душевных порывов, которые позволяли ему творить и радоваться окружающему миру, но сейчас у него фактически не хватает сил просто жить. Он часто думает о самоубийстве, потому что считает его единственным выходом из сложившейся ситуации.
В данном стихотворении автор дает себе сравнение с соловьем, чья одинокая песня разносится по пустынному саду в непогоду и никого не радует. Он сам понимает, что пора любовного томления давно закончилась, но почему чувства в его душе не дают ему спокойствия и покоя?
Афанасий Фет находится в постоянных поисках спокойствия, он не может угомонить внутренние терзания и чувство вины, все это приводит к ужасному состоянию Фета, с которым он не может бороться. Его депрессия постоянно развивается, он не может бороться с противоречивыми чувствами вины, он переживает за то, что не может дать настоящей любви женщине, которая находится рядом с ним, он испытывает к ней только дружественные чувства, а любит совершенно другую женщину, которая давно ушла в мир иной.
Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава по плану
Стихи Фета о лете
Предлагаем вам красивые летние стихи Афанасия Фета. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Афанасия Фета о лете. а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для детей разных классов.
Короткие стихи про лето Фета помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года лето.
Дождливое лето — Афанасий ФетНи тучки нет на небосклоне, Но крик петуший — бури весть, И в дальном колокольном звоне Как будто слезы неба есть.
Покрыты слегшими травами, Не зыблют колоса поля, И пресыщенная дождями, Не верит солнышку земля.
Под кровлей влажной и раскрытой Печально праздное житье. Серпа с косой, давной отбитой, В углу тускнеет лезвие.
Летний вечер тих и ясен — Афанасий Фет
Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью.
Как здесь свежо под липою густою. — Афанасий ФетКак здесь свежо под липою густою — Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он. Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака.
Ты видишь, за спиной косцов. — Афанасий ФетТы видишь, за спиной косцов Сверкнули косы блеском чистым, И поздний пар от их котлов Упитан ужином душистым.
Лиловым дымом даль поя, В сияньи тонет дня светило, И набежавших туч края Стеклом горючим окаймило.
Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью, Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью!
В душе смиренной уясни Дыханье ночи непорочной И до огней зари восточной Под звездным пологом усни!
Нежданный дождь — Афанасий ФетВсе тучки, тучки, а кругом Все сожжено, все умирает. Какой архангел их крылом Ко мне на нивы навевает?
Повиснул дождь, как легкий дым, Напрасно степь кругом алкала, И надо мною лишь одним Зарею радуга стояла.
Смирись, мятущийся поэт, — С небес снисходит жизни влага, Чего ты ждешь, того и нет. Лишь незаслуженное — благо.
Я — ничего я не могу; Один лишь может, кто, могучий, Воздвиг прозрачную дугу И живоносные шлет тучи.