Полный анализ стихотворения «фабрика» (а. а. блок)

«фабрика» — анализ стихотворения александра блока

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению.

Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов

Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции

Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.

Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».

Полный анализ стихотворения «Фабрика», которое написал А.А. Блок, показывает, что это произведение отличается от его раннего творчества. В нём явно прослеживаются мотивы, которые характерны для его позднего творчества.

Вариант №2

Стихотворение А.А. Блока «Фабрика» было создано в 1903 году. Оно входит в цикл «Распутья». В творчестве поэта этот стих играет важную роль. Впервые автор затрагивает тему города и жизни, обывателей в нем. В более позднем творчестве Александра Александровича эта проблема получит своё развитие и перейдёт в более серьёзную — переосмысление революции.

Сюжет стихотворения сложен как будто из моментов жизни городских жителей. Каждый рутинный день рабочих можно представить, представив себе разрозненные события, описанные в «Фабрике». Ежедневно ещё в темную рань утра люди отправляются на каторжный труд. Они вынуждены тяжело работать, в то время как зажиточные жители насмехаются над бедняками. Блок показывает расслоение жителей по классам. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, сочувствует угнетенному низшему классу, однако он не принадлежит ему. Что доказывают строчки: «Я вижу все с моей вершины».

Благодаря размеру, четырехстопному ямбу, поэт создаёт ритм, похожий на марш. Перед глазами встаёт картина идущих на фабрику рабочих стройными рядам, как солдаты на войну. В строчках «Фабрики» нет обилия метафор и образов, что характерно для поэзии А.А. Блока. Автор хотел «упростить» стихотворение, чтобы как можно проще показать будний день городского жителя. У него нет развлечений и красок в жизни. У рабочих нет никаких интересов и целей, кроме работы на фабрике. Большое значение здесь имеет цвет. Строфы стихотворения построены на контрасте. Жизнь рабочих — это сплошная темнота, она противопоставляется желтому цвету довольства зажиточных людей, владельцев заводов. Миры этих людей практически не пересекаются. Бедные вынуждены «гнуть свои спины» ради благополучия «избранных» хозяев. Работники не смеют высказывать возражения против существующего строя и продолжают молча повиноваться.

Для того чтобы лучше понять настроение героев в этих строчках, надо понимать какие реалии сопутствовали началу XX века в России. Страна была похожа на котёл, в котором беспрерывно бурлят идеи и недовольства просто народа. И через несколько лет эти молчаливые рабочие выразят в полной мере свой гнев.

Вариант №4

Фабрики — места, в которых в 1903 году работало очень большое количество населения Царской России. А время было не спокойное, начинала назревать революция. Александр Блок написал стихотворение «Фабрика», как раз в дореволюционный период. В нем он сравнивал два класса, социальных статуса, которые жили в одном месте, но, как будто, в разное время.

Лирический герой наблюдает со стороны, он выбрал нейтральную позицию и старается не показывать свое реальное отношение к происходящему. Он видит, как еще в темноте, люди идут на фабрику, чтобы заработать себе на кусок хлеба. «В желтых окнах засмеются» люди высшего сословия, что рабочих, словно скот, по пересчету провожают в двери фабрики. А наш герой просто стоит и смотрит, он, конечно, испытывает жалость к рабочему классу, но он считает, что необходимо менять систему, а не преклоняться перед ней.

Стихотворение имеет мрачный оттенок, в нем нет жизни, все размеренно и ритмично, словно марш солдат по плацу. Всего два цвета присутствуют в этом стихотворении – желтый и черный. Желтый символизирует безумство высшего сословия и угнетенность рабочего класса. Одни высмеивают других, но не задумываются, что благодаря именно рабочему классу у них есть все то, что они имеют. А черный цвет придает темноты и страха, вокруг не видно ничего, кроме черных силуэтов на темно-сером фоне. У черной массы нет лиц, ровным счетом, как и у «желтых окон». Низ мы видим, но не слышим, а верх, наоборот, слышим, но не видим. Рабочие никогда не узнают и не увидят тех, кто ими по-настоящему управляет.

Блок передал своим стихотворением сразу историю всей Царской России, как, в прочем, половина живет и сейчас. Безропотное подчинение рабочего класса, отсутствие свободы выбора и страх перед неопределенностью лишили всех этих людей голоса, они слепо выполняют приказы. А наш лирический герой стоит на своей вершине и смотрит «как этих нищих провели», только, в отличие от своих соседей, он не злорадствует и не издевается, а сожалеет, но сделать ничего не может, поэтому у него позиция стороннего наблюдателя.

Стихотворение выдержано довольно в суровом стиле, словно в барабан такт отбивается, хотя оно достаточно мелодично. В нем отсутствуют лишние эпитеты и метафоры, все очень реалистично, что показывает серьезность происходящего. Это было одно из первых стихотворений А. А. Блока в таком стиле.

Кратко по плану

Основная идея

«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма. Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня. Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Композиция

Композиционно это стихотворение достаточно несложно. Автор показывает отдельные картины быта рабочих, которые появляются перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они ещё затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает их звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и всё, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Написано стихотворение чётким четырёхстопным ямбом.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Фабрика» – это попытка поэта показать расслоение в обществе и угнетение рабочего класса. Блок становится над событиями, не причисляя себя к рабочим, но проявляя сочувствие к их судьбам. В стихотворении нет сложных литературных оборотов, оно написано простым и понятным языком, что подчёркивает односложный быт рабочих российских заводов и фабрик.

При чтении строк создаётся впечатление, что автору стыдно за положение рабочих – он сочувствует, но ничего не может изменить. Это положение в недалёком будущем сделает Блока приверженцем революции, хотя в том виде, в котором произошли события 1917 года, они его не порадовали.

Классический четырёхстопный ямб дополнительно подчёркивает монотонность жизни рабочих, у которых каждый сегодняшний день похож на вчерашний. Тяжёлая работа сменяется коротким отдыхом, а редкие выходные не дают возможности почувствовать радости жизни.

В стихотворении Блок описывает картину работы фабрики, глядя на события со стороны. Автор видит фабрику из окон соседнего дома и воспринимает её работу, как картину «страшного мира». Страх, по мнению поэта, это не только и не столько вспышка ужаса, а ощущение безысходности, когда он полностью завладевает душой, делая из человека марионетку.

Основная мысль произведения

Основная мысль данного произведения актуальна и по сей день. Борьба за справедливость и равенство – это то, чего автор хочет добиться от народа. Но пока «нищие» будут покорно гнуть спину перед богатым классом, и зарабатывать им на сытую жизнь, до тех пор наш мир и будет делиться на бедных и богатых.

Автор пытается донести до читателя ту несправедливость и несовершенность нашего мира, что богатым стать нельзя. Им можно только родиться. А бедному рабочему человеку так и суждено умереть ни с чем. Богатая каста передается по наследству, поэтому обычному человеку попасть в мир «желтых окон» не представляется возможным. Это и является главной мыслью стихотворения «Фабрика».

Автор призывает бороться с теми, кто плевать хотел на проблемы низшего класса. Полное безразличие и насмешки – вот что видит рабочий народ от богачей. Так может быть хватит гнуть спины и обеспечивать комфортную жизнь господам? Чем они больше заслуживают такую жизнь? Может, стоит и им взвалить мешки на спины и поработать?

Александр Блок полон революционных идей, к которым он призывает людей. Он хочет, чтобы люди начали себя ценить и уважать. Перестали обеспечивать кому-то комфортное существование ценой своей жизни и здоровья.

Композиция, жанр и проблематика

Композиция произведения не отличается нагруженностью, несмотря на сложный сюжет. В отдельных эпизодах Блок описывает моменты из жизни рабочего класса.

Поэт повествует о том, как ежедневно к воротам фабрики плетутся уставшие и изнемождённые люди. На работу их призывает характе́рный звон колокола, а непонятный человек каждый раз всех пересчитывает. Читателю может показаться это безумием, так как всё описанное никак не связано со свободой воли. Все должны делать только то, что им велят. Люди не могли перечить своему начальству, в противном случае они остались бы без работы и денег.

Блок в лице своего лирического героя смотрит на происходящее не как отстранённый человек, а с тоской на душе. Ему становится жалко рабочих, которые ежедневно трудятся до изнеможения, пока над ними смеются богачи.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Писатель не просто использует ударения на определённые слова, а делает это символом строевого марша, которым ежедневно рабочий класс идёт к фабрике. В произведении поэт поднимает важные для человечества проблемы, с которыми ему самому пришлось столкнуться в жизни:

  1. Почему богатые могут управлять судьбами бедных.
  2. Проблема гуманизма.
  3. Проблема человечности.

Образы и символы

Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.

  • Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
  • Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
  • Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
  • Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.

Статьи раздела литература

  • E-mail: [email protected]
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Электронная почта проекта: [email protected]

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца. Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов. Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

«Фабрика» А.Блок

«Фабрика» Александр Блок

В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна. она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя. подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Разделение общества глазами поэта

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть. Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством. Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении. За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Короткие стихи Блока о любви

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению. Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов

Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции

Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.


Читать стих «Фабрика» Блока Александра Александровича стоит детям в классе на уроке литературы для того, чтобы они поняли, как тяжело жили в XX веке простые люди. В произведение наглядно видно, что высшие слои населения издевались над рабочими. Они заставляли их делать большую и трудную работу, но при этом платили за нее сущие копейки. Они унижали народ, они смеялись над их безграмотностью и необразованностью. Они радовались, что их легко и просто можно было провести. Александр Александрович обо всем этом пишет со стороны наблюдателя. Ему было жалко крестьян и простых рабочих, но на тот момент он не мог ничего сделать. Он понимал, что народные массы еще не готовы к восстанию, но что все же оно произойдет. В то время поэт был еще совсем юным, ему было всего 23 года. Он слепо верил, что революция принесет несомненную пользу для России, что после смены политического режима жизнь в России изменится в лучшую сторону. Только после революции он поймет, как сильно он ошибался. И вместо радости по поводу свершившегося переворота, он начнет испытывать грусть и отвращение.

Текст стихотворения Блока «Фабрика» был написан в 1903 году. Он вошел в поэтический цикл «Распутье». В нем он повествует о том, как рабочие каждый день подходят к воротам фабрики для того, чтобы получить задание. Они вынуждены выполнять непосильную работу, чтобы прокормить свою семью. Работодатели дают им задания, а затем радуются, что им в очередной раз удалось рабочих обмануть. В стихе автор часто использует два цвета: желтый и черный. Он противопоставляет их друг другу. Так, первый обозначает довольство богатых людей, а второй – мрачность жизни простых.

На нашем сайте стих можно прочитать полностью в режиме «онлайн». Если же было задано учить его на дом, то можно будет скачать его на компьютер или телефон.

Позиция поэта

В анализе «Фабрики» Блока следует отметить, что автор занял позицию стороннего наблюдателя. Он не причисляет себя ни к рабочим, ни к элите — он выше всех этих классовых разделений. Но в то же время поэт сочувствует представителям низших сословий.

Почему же поэт занял такую «возвышенную» позицию? В то время Блок прекрасно понимал всю сложившуюся ситуацию. Он понимал, что без активных действий со стороны крестьян и рабочих не удастся изменить сложившееся положение вещей. Его роль заключается в том, чтобы рассказать всем людям о том, как несправедливо устроено общество, а притесняемым показать, что именно от них самих зависит их дальнейшее будущее.

Вывод по Блоку

В стихотворении «Фабрика» Блок отказался от своей излюбленной лирики, а показал нам полудокументальную картину тяжёлого положения рабочих на заре XX века. В это время поэт становится на сторону угнетённых, переживая, что не может им помочь. Поэт говорит в строках, что нельзя разделять общество на две столько противоположные стороны, он убеждает читателей, что счастья достоин любой человек, независимо от его происхождения и социального положения.

Блок не хочет видеть в мире марионеток, которые связаны по рукам и ногам нуждой, а призывает к более справедливому распределению материальных ценностей. Много ли изменилось в мире с 1903 года, стало ли общество справедливым в России, пусть каждый ответит сам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: