Конспект урока литературы «лермонтов и кавказ. анализ стихотворения «синие горы кавказа»»

Размышления и наброски. сопоставительный анализ стихотворений.(«кавказ» а.с.пушкина и «кавказ» м.ю.лермонтова). методическая разработка по литературе (9 класс)

«Кавказ» М.Лермонтов

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!…

Анализ стихотворения Лермонтова «Кавказ»

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

В 1829 году, когда юному поэту едва исполнилось 15 лет, он написал свое знаменитое стихотворение «Кавказ», посвященное детским воспоминаниям. Тогда Лермонтов еще не знал о том, что пройдет совсем немного времени, и ему вновь предстоит вернуться в эти края. Но уже не в качестве беззаботного туриста, который восхищается кавказской природой, утопающими в снегу горными вершинами и чистым воздухом, а в роли военного, которому предстоит отстаивать интересы своей родины.

Однако пока молодой поэт полон самых радужных надежд и воспоминаний, пишет о том, что горы произвели на него неизгладимое впечатление, и «чтоб вечно их помнить, там надо быть раз». Именно горы и кавказские степи ассоциируются у Лермонтова с матерью. ему кажется, что среди их бескрайних просторов он слышит голос самого близкого для себя человека, который запомнил с детства. «Я счастлив был с вами, ущелия гор», — отмечает автор. И, как рефрен, после каждого четверостишья повторяет заветную и наполненную неподдельной искренностью фразу: «Люблю я Кавказ!».

Именно в этих чужих краях маленький Лермонтов впервые ощутил себя свободным и по-настоящему счастливым. И среди убеленных снегом гор он впервые испытал чувство юношеской влюбленности. «Там видел я пару божественных глаз; и сердце лепечет, воспомня тот взор», — делится впечатлениями автор.

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он – злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

Затронув в стихотворении военную тематику, Лермонтов интуитивно чувствует, что этот плодородный край скоро превратится в огромное поле битвы. Поэт лишь не может предположить, что и ему самому придется в ней участвовать, отстаивая честь России. Уже позже Лермонтов разочаруется в военной карьере, считая, что в его время повторить подвиги великих полководцев попросту невозможно. Поэтому незадолго до гибели он будет ходатайствовать об отставке, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Но все это произойдет гораздо позже, когда Лермонтов поймет, что отнюдь не только честолюбивыми мечтами он «на земле воспламенен». Это осознание принесет автору глубокое разочарование, он будет чувствовать себя несчастным и никому не нужным, так как не может реализовать себя как поэта и гражданина в современном обществе.

Но пока юный автор стихотворения «Кавказ» витает в облаках и мечтает о славе Наполеона, отмечая, что «конец его мятежный не отуманил наших глаз». Последняя фраза стихотворения означает, что французский полководец окончил свой путь бесславно, и это ни у кого не вызвало сожаления. Поэтому себя Лермонтов видит более успешным военачальником, который сможет если и не покорить мир, то добыть в бою славу для своей страны, возвеличив Россию и оставив свое имя в истории.

Комментарии 9

ПКПётр Красовский был 2 года назад

16.09.2017 17:01

Андрей! Во первых, принято при обращении к кому- либо в письменной форме писать «вы» с большой буквы: «Вы». А во-вторых, Вы страдаете потерей памяти. П.К.

Ответить

АНАнатолий был 7 часов назад

16.09.2017 13:14

Приходите завтра, 17 сентября на Круглый стол ОДР 14144 кГц 08:30 UTC (11:30 MSK).

Ответить

АНАнатолий был 7 часов назад

16.09.2017 12:56

Здравствуйте! Ваше заявление поступило на рассмотрение в Совет ОДР. Клуб радиолюбителей «ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ РАДИО».

Ответить

АНАндрей был 10 месяцев назад

16.09.2017 12:03

Пётр Михайлович, извините, но чему вы так удивляетесь. У меня вопрос, вы так горячо поднимаете эту тему, вы имеете отношение к клану Лермон?

Ответить

ПКПётр Красовский был 2 года назад

17.04.2016 15:19

Вопрос прямо таки гамлетовский. Быть диплому или нет — зависит не только от нас. Он зависит от радиолюбителей Пятигорска в первую очередь, от их желания, настроения, чувства долга к памяти великого поэта. Время остановилось. Такого диплома не будет. На Ставрополье дипломом никто не занимается, кроме одного радиолюбителя преклонного возраста, больного человека, и почти не имеющего опыта создания таких раритетов. Будет другой диплом памяти поэта. Он разработан дружным коллективом радиолюбителей одного из регионов России, подготовлено положение о дипломе. Ждите хороших новостей в разделе «Новости» портала QRZ.ru

Ответить

ПКПётр Красовский был 2 года назад

20.03.2016 14:01

Эта статья имеет 1873 просмотра, и ни одного комментария. Что, маменька не велит? Да, дожились… «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, меж тем, под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно». Так писал в своё время великий поэт России. Не далеко ушло и наше, совремённое поколение… Ни памяти о нём, ни диплома…Никто из радиолюбителей не хочет проявить свои гражданские чувства уважения к памяти поэта, ни в Пятигорске, ни в Ставрополе, ни, в так называемом, Союзе радиолюбителей России. Зачем оно им? Да грош им цена не только в базарный день. Быть уважаемыми людьми или казаться ими — две большие разницы. Потому и нет, кроме авторских, других комментариев по теме этой статьи. Надежды на учреждение диплома рухнули. 37! Больше дать не могу.

Ответить

ПКПётр Красовский был 2 года назад

12.12.2015 16:02

Предлагаю проект положения о дипломе «Лермонтов на Кавказе». ПОЛОЖЕНИЕ о дипломе «Лермонтов на Кавказе» . Электронный диплом «Лермонтов на Кавказе» учреждается памяти великого русского поэта М. Ю.Лермонтова. Для получения диплома необходимо провести не менее 27 QSO (по числу прожитых им лет) на различных диапазонах с радиолюби- телями областей, краёв и республик, расположенных на географической территории Кавказа разными видами излучения. На одном диапазоне допускаются радиосвязи также разными видами излучения. Связи засчитываются с 15 октября 2014года, 200 — летия со дня его рождения по 15 июля 2021 года, 175 – летия со дня гибели. Радиосвязи с городами Кисловодск, Пятигорск, Железноводск и Ставрополь обязательны. Далее по стандартной форме… Заявки на диплом следует направлять на …

Ответить

ПКПётр Красовский был 2 года назад

19.11.2015 10:38

Памятный диплом «Лермонтов на Кавказе» должен быть делом чести не только радиолюбителей городов Кавказских Минеральных Вод и Георгиевска, но и всего Ставрополья. И не только. И в первую очередь в его учреждении обязаны быть региональные отделения СРР и ДОСААФ Ставропольского Края

Ответить

ПКПётр Красовский был 2 года назад

17.11.2015 15:41

Прочтите это стихотворение Лермонтова, написанное в 1837 году. Оно как исповедь его души. *** Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдёт; Я знал, что голова моя, любимая тобою, С груди твоей на плаху перейдёт: Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти; настанет час кровавый, И я паду, и хитрая вражда С улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений. Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый; Пускай толпа растопчет мой венец; Венец певца, венец терновый!.. Пускай! Я им не дорожил. ***

Ответить

1224712240122391223896489510908689978994

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

  • Верховский вадим владимирович стихи

      

  • Как наложить стихи на музыку на телефоне

      

  • Есть одна хорошая песня у соловушки на стихи с есенина помни имя свое

      

  • Как написать стих в инстаграмм столбцом

      

  • Марсель по моим стихам текст

Смертельная дуэль

В январе 1841 года писатель собирался получить отпускной билет на два месяца, чтобы поехать в Петербург и заниматься только литературой. Но бабушка, которая очень сильно влияла всегда на жизнь Михаила, была против таких увлечений внука. Она видела его солдатом. Поэтому Лермонтов отправился обратно на Кавказ. Он ехал, останавливаясь в некоторых городах, пока не попал в Пятигорск, где снял скромную квартиру. И именно последующий поворот событий оказался решающим для молодого талантливого человека.

В Пятигорске Лермонтов и Николай Мартынов крупно поссорились. Они уже были знакомы: вместе учились в школе гвардейских подпрапорщиков. А затем несколько раз пересекались в жизни. Николай Мартынов, как говорили о нём многие люди, был хорош собой. Теперь он был майором в отставке. Лермонтов же позволял себе колкости и грубые насмешливые шутки в его адрес. И тут у отставного майора сдали нервы, и он вызвал писателя на дуэль, которая прошла 15 июля 1841 года.

Сам Мартынов в показаниях признался, что не выдержал придирок Лермонтова к каждому своему слову и его насмешек. И действительно: писатель лишь к некоторым относился уважительно, но к другим — заносчиво, как говорил А.И. Васильчиков, который был секундантом на роковой дуэли.

По основной версии, Лермонтов на поле битвы выстрелил в воздух. А Мартынов целился прямо в противника, и убил его. Писателю на тот момент было всего 26 лет. Его похоронили 17 июля на Пятигорском кладбище, куда пришло много знакомых и друзей Михаила.

Художественный мир Лермонтова (кратко)

Есть интенсивные типы творчества, сосредоточенные на «любимой мысли», на избранном круге представлений и конфликтов, в которых ощущение эстетического центра или первообраза дает о себе знать настойчиво и властно. Таков художественный мир Лермонтова.

В его символическом средоточии «две тени милые»: Ангел и Демон, знаменующие собой вечные полярности духа, нуждающиеся друг в друге. Между ними у Лермонтова вечный спор, не имеющий завершения. Вереница разнообразных «подобий» исходит из этого «центра» (Вадим и Ольга, Арбенин и Нина, Печорин и Бэла, Демон и Тамара), удаляясь от него порою слишком далеко в направлении к бытовой и социальной конкретизации, но и неуклонно возвращаясь к этому символическому первоистоку, заключающему в себе все муки, но и все высшие порывы романтической души.

Мучительный трагизм, сопутствующий и соприкасанию и противостоянию ангельской и демонской форм отношения к миру, питается тем, что оба эти начала у Лермонтова неоднородны. Демон Лермонтова — дух вечного движения, недовольства миром и собой, дух «познанья и свободы», но и начало разрушения, бесплодного противостояния миру и божеству. Ангел Лермонтова — воплощение гармонии и добра, благодати и света, но и покоя надмирного, исключающего всякий порыв и драгоценные для Лермонтова дерзновение мысли, отвагу деяния. В обытовленных же вариантах ангельской души гармония угрожает обернуться для демонического сознания косностью и скукой. Однако как бы то ни было, демоническое у Лермонтова всегда соотнесено со своей противоположностью, этически скорректировано, и в этом смысле Лермонтов менее всего «поэт сверхчеловечества». Он не умещается в эту соловьевскую формулу, да и сама она обязана своим происхождением позднему и совершенно не сопоставимому с лермонтовским взглядом на мир строю мышления (философия Фридриха Ницше).

Тиран женских сердец

По воспоминаниям князя А. Васильчикова, в Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.

Люди, близко знавшие поэта, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце». Но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед высшим светом. Напротив, он всячески старался казаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, неумолимым тираном женских сердец.

Так, он решил расстроить брак Сушковой с Лопухиным. Дошло до того, что девушка была скомпрометирована в глазах «света», попав в положение смешной героини неудавшегося романа. Более того, в последнем объяснении поэт прямо заявил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил.

Взросление и первые проблемы

Учась в Московском университете с октября 1830 по июнь 1832 года, Михаил Лермонтов был сначала студентом «нравственно-политического», позже учился на «словесном» отделении. Это время в биографии поэта стало периодом всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни Северной столицы.

Он охотно бывал на балах, в светских салонах, веселился на маскарадах и отпускал колкости и эпиграммы. Современники отмечали несоответствие такого поведения и характера поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были полны бурлящей и гордой силой, бунтующей против устоев. Разумеется, молодой поэт создавал и лирические произведения.

В это же время почитатели большого таланта увидели поэмы с явно кавказской тематикой — «Измаил-Бей», «Каллы». Лермонтов начал работать над «Демоном» (писать это произведение поэт будет почти 9 лет). Немного позже появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».

Михаил в 1831 году участвовал в скандальной истории противоборства студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал прошение и был отчислен из учебного заведения. В планах было продолжение учёбы в Санкт-Петербурге, но там ему предложили поступать снова на первый курс. Такие условия молодому человеку не подошли.

И тогда подключились бабушка, влиятельная столыпинская родня по материнской линии. Кто повлиял сильнее, сейчас определённо сказать вряд ли получится, но Михаил оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков. О душевном состоянии молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво свидетельствует его «Парус».

После двух «злополучных» лет школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь опять полна увлечениями и упрёками совести. Поэт как будто на качелях: его то обуревают страстные порывы, то терзают сомнения, подчас близкие к отчаянью.

Природа Кавказа в произведениях поэта


Судьба распорядилась так, что Михаил Юрьевич побывал почти во всех уголках этого удивительного края. Бесконечная любовь к местным пейзажам нашла отражение во всех произведениях поэта. С самого детства он отмечал величие природы, ее движение, яркие краски, четкие образы. Но описания Лермонтова не содержат мелких деталей. Его образы полны света, динамики, детского восторга и восхищения. Сочетание цвета и движения помогает создать удивительные декорации для описанных событий. Например, действие поэмы «Демон» Лермонтов перенес на Кавказ, тем самым придавая ему ощущение фантастичности, долю мистики. Сила природы оживает благодаря движению животных и птиц. Поэт мастерски передаёт разные состояния природы, используя увиденное глазами различных героев. Так, например, в глазах Демона – это богатый, бесконечный, бушующий мир. Тамара же видит его статичным, спокойным, умиротворенным.

Особое место в поэзии Михаила Юрьевича занимает небо Кавказа. Именно пролетая в небе, Демон замечает танец Тамары, в голубое небо обращен взгляд Печорина перед дуэлью, в небе видит ангела Мцыри. Особый лазурный цвет над головой позволяет героям Лермонтова переноситься в высший мир.

Анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова

Весь жизненный путь Лермонтова имел тесную связь с Кавказом. Поэт рано остался без матери, которую заменила бабушка. Она несколько раз возила болезненного мальчика на лечение в Кисловодск. Детские впечатление оставили очень яркие воспоминания в памяти Лермонтова. Под влиянием этих счастливых воспоминаний в 1830 г. поэт написал стихотворение «Кавказ».

Лермонтову было все лишь 16 лет, но в нем уже проснулся незаурядный талант. Произведение поражает глубиной искреннего чувства. Особое значение имеет рефрен «люблю я Кавказ». Поэт считает Кавказские горы своей второй родиной. Он даже сетует на свою судьбу за то, что она не позволила ему родиться на юге. По мнению Лермонтова даже короткое пребывание на Кавказе способно оставить неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Поэт с грустью вспоминает о своей ранней тяжелой утрате. Вероятно, бабушка всеми силами старалась возместить ребенку потерю матери. Поездки в Кисловодск совершались не только для лечения. Красота кавказских гор должна была благотворно подействовать на мальчика, дать богатую пищу для воображения и заслонить собой горькие мысли. Это дало свои результаты. Лермонтов утверждает, что на юге слышал «памятный глас», исходивший от окружающей природы. В этом образе поэт мог изобразить свое чтение материнских записей в альбоме М. Шан-Гирей, которые он впервые прочитал на Кавказе.

Бабушка трижды возила Лермонтова на юг. Самый памятной, безусловно, была последняя поездка, совершенная в 1825 г. Мальчику предстояло готовиться к поступлению в учебное заведение, поэтому путешествие было своеобразным прощанием с детством. Поэт прямо указывает на время последней поездки («пять лет пронеслось»). Лермонтов с большим интересом наблюдал не только за природой. Его увлекали кавказские обычаи и обряды, народные песни и сказания горцев. Ярким впечатлением была первая детская влюбленность («пара божественных глаз»). Поэт вспоминал, что даже не знал имени девочки, но ее образ долго преследовал его в воспоминаниях и усиливал чувство любви к Кавказу.

В детстве поэт не предполагал, что ему еще дважды предстоит посетить Кавказ, но уже не в качестве путешественника и гостя, а в роли осужденного преступника. Это наложит негативный отпечаток на его восприятие. В позднем творчестве Лермонтов уже не называет горы своей второй родиной. Они предстают далеким неведомым краем. Поэтому стихотворение «Кавказ» особенно ценно, так как отражает самые искренние и непосредственные впечатления поэта, не отягощенные страданиями и неудачами.

Стихотворение «Кавказ» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им, завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Тема

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним.

Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Кавказ в жизни Лермонтова

Регион начал играть большую роль в судьбе писателя уже с раннего детства. Очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного лечения, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, в 10 и потом всю жизнь постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор впервые прочувствовал талантливый мальчик силу любви.

Так сложилась судьба поэта, что и работать ему довелось в Кавказских горах. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало ему новый творческий толчок. У него была возможность общаться с местным населением, впитывать в себя легенды и предания, наблюдать за танцами, слушать песни, участвовать в качестве гостя на свадьбах и бывать в домах местных жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году Лермонтов вновь был сослан в горы Кавказа, где тогда шли активные боевые действия.

Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько точны. Не зря Лермонтов говорил, что эти горы — его Родина.

В 1841 году, в возрасте всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто нелепая случайность, ведь он отправился на поединок с товарищем по фамилии Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал стрелять, в отличие от своего приятеля.

Так жизненный путь писателя окончился на Кавказе. Прах его сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской области.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

М.Ю. Лермонтов за всю свою жизнь несколько раз бывал на Кавказе. Он еще в детстве был там, отдыхая с бабушкой. С тех пор он влюбился в Кавказ и в красоту его гор. Самым ярким впечатлением для Лермонтова было знакомство с девочкой. Для него, как считал сам поэт, эта девочка стала первой любовью.

«Кавказ» был написан в 1830 году, но само произведение было опубликовано лишь после смерти поэта. Стихотворение имеет в своем составе три строфы, каждую из которых можно определить как самостоятельную часть. В каждом пятистишии своя мысль. В первом лирический герой рассказывает о расставании с Кавказом. Во втором поэт вспоминает о матери, которую он толком и не помнит, так как был совсем маленьким, когда ее не стало. В третьей строфе он вспоминает о той самой девочке, своей первой любви.

Лермонтов в стихотворении отразил свои мысли, свое отношение к Кавказу и воспоминания. Он восхищался природой Кавказа, впрочем, как и Пушкин. Спустя годы поэт не забыл ту девочку, которая стала для него первой любовью. Он помнит и хранит в сердце детские переживания и эмоции.

Стихотворение навевает чувство легкости, свободы, влюбленности. Оно написано четырехстопным амфибрахием с использованием мужской рифмы. В конце каждой строфы повторяется строчка «Люблю я Кавказ», что указывает на особую привязанность поэта к природе Кавказа. Наличие эпитетов и метафор делает стихотворение более выразительным. Лирическое стихотворение передает особое отношение Лермонтова к Кавказу. Он любил это место, здесь он отдыхал душой.

Это интересно: 233,Анализ стихотворения «К морю» А, с, пушкин

«Кавказский пленник». Лермонтов

Всю свою, к большому сожалению, недолгую жизнь испытывал трепетную любовь к Кавказу и М. Ю. Лермонтов. В 1825 году он посетил этот сказочно красивый край. Он сильно взволновал его воображение и впоследствии занял центральное место в его творчестве. Всю информацию о Кавказе он получал от своих родственников, живущих в Минеральных Водах. К тому же Пушкинский «пленник» произвёл на него неизгладимое впечатление. Поэтому уже в 14 лет (1818) Михаил Юрьевич начинает писать своего «Кавказского пленника». Сюжеты имеют сильное сходство и рассказывают о том, как в плен к черкесам попадает русский служивый. Его сильно полюбила черкешенка, которая потом помогла ему бежать. Только Лермонтов дал этому сюжету свою уникальную и неповторимую огранку.

«Кавказ» А.Пушкин

«Кавказ» Александр Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной водной… Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

Анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»

Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести е поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали. Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы. Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения. Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной». Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере. Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя .

К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт о. Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.

Сладкая песнь отчизны

Кавказ в жизнь Лермонтова вошёл ещё в 1820 году, когда пензенская помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая Столыпина и бабушка будущего поэта) решила оздоровить шестилетнего Мишу «на горячих водах». Пейзажи за окном экипажа были вовсе не похожи на знакомые Тарханы. Юный путешественник увидел совершенно иную природу:

  • бескрайнюю степь;
  • необыкновенной красоты горы.

На мальчика это путешествие произвело сильное впечатление. Но воспоминания Миши после второго приезда в 1825 году были ещё более яркими. В этот раз бабушка, решив сделать внуку подарок, перед поступлением в учебное заведение устроила для Михаила целое лето отдыха на Кавказе.

В неполных 11 лет этот резвый, но скрытный мальчик с выразительными глазами впервые в жизни влюбился. Он не запомнил, а, может, и не знал имени девятилетней девочки, которая приходила поиграть (разумеется, в сопровождении своей матери) к его двоюродным сёстрам.

В своих воспоминаниях поэт годы спустя напишет, что это чувство было самым сильным и настоящим. С тех пор для него Кавказские горы навсегда оказались в одном ряду с воспоминаниями о первой любви и стали практически священными.

Свои первые стихотворения четырнадцатилетний лирик написал, будучи под сильным впечатлением, полученным от чтения гениальных творений Пушкина. Произведения воспитанника пансиона свидетельствуют, насколько живы были воспоминания о посещении горного края не только в подростковом возрасте, они вдохновляли Лермонтова и в более поздний, университетский период:

  • написанные в 1828 году «Черкесы», «Кавказский пленник»;
  • датированные 1830 годом «Прими, прими мой грустный труд…», «Кавказ» и другие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: