Александр блок 📜 колыбельная песня (спят луга, спят леса)

Хмурая дождливая наступила осень блок

Вариант 2

Стихотворение «Колыбельная песня» Николай Алексеевич Некрасов написал в 1845 году, и автор не скрывает, что оно является подражанием на произведение Лермонтова «Казачья колыбельная песня» написанное в 1838 году. В обоих произведениях условный герой обращается к младенцу, предрекая его будущее. Однако, если в стихотворение Лермонтова ребенку пророчат тяжелый путь воина, защищающего свое отечество, Некрасов говорит о чиновнике, разрушающем страну изнутри.

Несмотря на своё название, произведение на самом деле не является колыбельной и предназначено для взрослой аудитории. Автор обругивает русских чиновников, обманом заполучивших свой пост и наживающихся на бедном народе. Напоминает о том, что каждый гадкий и злой человек был когда-то маленьким младенцем, которым умилялись окружающие, которого любила и ласкала мать.

Николай Алексеевич Некрасов всегда был истинным патриотом, любил свою страну и беспокоился о ней. Несмотря на высокое положение в свете, его искренне до глубины души возмущали чиновники, заботящиеся не о благе страны, а лишь о своём собственном. Он всегда радел за простой народ, ущемляемый знатью, вынужденный влачить своё существование под гнётом податей и рекрутчины и не имеющий право на мнение, не имеющий права подать голос.

Произведение действительно поражает своей жестокостью и прямолинейностью, такой нетипичной для автора. Строки пропитаны сарказмом, насмешкой над материнской любовью и нежностью.

Стихотворение в котором поэт выражает своё несколько протестантское мнение, неприкрытую злобу и даже жестокость, в открытую называя чиновников змеями вызвало волну возмущения среди знати, и много противоречивых мнений. Ведь автор покушается буквально на святое, на чистое воплощение невинности – на младенца, заранее пророча ему будущее обманщика и подлеца

Оно сильно отличается от остального творчества автора, в котором Некрасов хоть и обращает внимание на несправедливость и тяжёлую ношу простого народа, но делает это иначе, красиво и нежно, никого не оскорбляя и не обвиняя

Но нельзя отрицать зёрна истины, актуальной и по сей день. Недаром это произведение – одно из самых популярных среди всех остальных произведений Некрасова. Проблема, описываемая автором в позапрошлом веке, не утратила актуальности в наши дни, хоть и стала менее заметной.

Анализ стихотворения Колыбельная песня по плану

Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества.

Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотерн русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне.

Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Сочинения по темам:

  1. Краткое содержание «Песня про купца Калашникова» Лермонтова Не сияет на небе солнце красное. то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят.
  2. Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня» Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому.
  3. Народная песня Сочинение Народная песня — музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространенный вид вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества.
  4. Краткое содержание «Песня о соколе» Горького Вступлением служит описание моря, крымского берега вечером. Автор сидит возле костра с Надыр-Рагимом-оглы и варит уху. Автор просит Рагима рассказать.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Я не для ангелов и рая» Михаил Лермонтов с самого детства чувствовал себя одиноким среди шумной толпы, но нисколько этому не смущался. Он понимал, что рожден.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание» Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М. Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.

Родина и народ в лирике Н.А. Некрасова

Стихотворение «Колыбельная песня» написано  Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству. Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России  бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда. Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при «жизни человечьей», но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения:
Будешь ты чиновник с виду,
И подлец душой.
Провожать тебя я выйду-
И махну рукой!

   Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени «человек». Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца «безвредным» , «наивным», он говорит о душевной чистоте народе, его «неиспореченности». Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости. Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения – показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла «на попятную», при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.
Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг «больной» России для Некрасова совпадается в одном понятии – бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию….          

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

Анализ стихотворения Блока «Колыбельная песня»

Отдельный фрагмент сборника «Круглый год» посвящен летней тематике. Живописная картина угасания жаркого дня изображена в произведении «Летний вечер». Постепенно исчезают лучи закатного солнца, воцаряется безветрие, утихают звуки – на смену суете и ежедневным заботам приходит «дремота розовая». Умиротворяющий пейзаж предваряет «сонную» тему, центральную для анализируемого текста.

Заглавие произведения, датированного сентябрем 1904 г., отсылает к жанру народной песни, предназначенной для укачивания младенцев. Ему соответствует идейно-образное наполнение стихотворения, в основу которого легли фольклорные традиции.

Зачин открывается лексической анафорой, служащей отправной точкой для развития главенствующего мотива сна. Ему подчиняется семантика природной зарисовки, организованной по принципам антропоморфизма. Для олицетворения образов лугов, лесов, речных струй автор привлекает глаголы. Если в описании первых двух объектов подчеркивается их пассивность, то лишенный сна водный поток обладает способностью к словесному выражению собственных размышлений. В качестве активного персонажа также выступает луна. Она является полноправной правительницей ночи, и поэтому наделяется не только зрением, но и способностью повелевать.

Луна обращается к маленьким слушателям с речью, в содержание которой включены элементы волшебной сказки. Смена дня и ночи представлена как чередование периодов «бодрствования» солнца и луны, брата и сестры. Рассказ героини изобилует оттенками драгоценного: у нее сарафан шит серебром, а кафтан братца – золотом.

Место отдыха небесных светил обозначено как Божий сад. Такой же эпитет характеризует ночную росу, и оба определения придают идиллической картине особый колорит. Гарантом спокойствия и гармонии земного существования выступает божественное начало.

Мысль о мудром устройстве окружающего мира дополняется указанием на цикличность действий основных персонажей: каждое утро брат сменяет сестру, очередь которой настает после заката солнца. Луна намерена повторять ежевечерний ритуал и обещает детям присылать приятные сновидения и рассказывать «тихую» «сонную» сказку.

Многочисленная лексика с семантикой сна аккумулируется к концу текста. Цель художественного приема соотносится с прагматической направленностью народной колыбельной, располагающей малышей к спокойному отдыху.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Анализ стихотворения Майкова «Колыбельная песня»

Есть такие произведения, которые никогда не забываются. Они могут быть созданы столетия назад, но их строки всё равно остаются на слуху и передаются из поколения в поколение. Одно из таких – стихотворение «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897).

Это произведение было создано более 150 лет назад, в 1860 году. Оно очень простое по композиции и языку. В нём всего четыре строфы, представляющие собой незатейливые четверостишия с парным рифмованием (aabb). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, мелодичный и простой для восприятия.

Лирическая героиня, от чьего лица ведётся повествование, выступает как рассказчица. В первой строфе она обращается к ребёнку, побуждая его ко сну:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани…

Чтобы убаюкать малыша, героиня рассказывает ему сказку, переплетая действительность и вымысел. Этот приём часто позволяет увлечь ребёнка, унестись мысленно в мир фантазий, что поможет ему скорее заснуть:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Так кроха сам становится полноправным героем сказки наряду с волшебным ветром, могущественным солнцем и гордым орлом. Стоит заметить, что поэт вводит здесь троих персонажей, а как известно, три – самое популярное в фольклоре число.

Поэт олицетворяет животных и стихии, придаёт им человеческие качества: своенравность, непослушание, упрямство, стойкость

Птица и светило проявляют безответственность, ведь, несмотря на важное поручение следить за малышом, они сбегают и прячутся:
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой…. Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка

Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей

Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка. Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.

Думается, что описание возвращения и диалога ветра с его мамой должно напомнить ребёнку, которому читают или поют эту колыбельную, о том, как важно быть послушным родителям. Что если сам грозный ветер кротко отвечает матери, то и ему, маленькому человечку, тоже следует слушаться свою маму и засыпать

Мама ветра ласково отчитывает сына за отсутствие:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»

Здесь использована анафора, которая усиливает сходство речи с родительским выговором, когда перечисляются все шалости ребёнка. Кроме того, устаревшее «али» напоминает о другой сказке – «О мёртвой царевне и семи богатырях», где ветер так же был важным героем.

Конечно, мама не будет ругать ветер за то, что он пропадал, качая детскую колыбельку

Но это уже не важно, потому что к этому моменту дитя, которое слушало песенку, обычно уже спит. За это и любят мамы это стихотворение – оно настраивает на спокойный лад и дарит малышам сказочные сны

Текст

Спят луга, спят леса,Пала божия роса,

В небе звездочки горят,В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,В серебре мой сарафан,

Встречу брата и пойду,Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснетИ меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.Детям спится до утра…»

1904 год.

Завершаем обзор детских стихотворений из сборника «Круглый год» произведением «Колыбельная песня», написанным Александром Блоком в 1904 году.

За тему стиха говорит его название, в данном случае это не вольная интерпретация автора, а жанр стихотворения и, соответственно, его тема – колыбельная.

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвеё.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906 года

*****

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Мне нравится1Не нравится1

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908 года

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 02:23 0 Морудова Соня.

«Как в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтов отразил проблемы, актуальные для его вр

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:10 0 Козлова Альбина.

Познакомиться с содержанием лекции. 2. Основные ее тезисы и выводы записать в рабочей тетради по л

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:22 0 Перунов Женя.

Написать сочинение на тему: «Почему я хочу (не хочу) быть похожа на Машу Миронову». «Почему я хочу

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:20 0 Кондауров Кирилл.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАЮ 60 БАЛЛОВ Соедините пары , соответствующие друг другу в структуре формулы

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:00 0 Полторакина Кира.

Восстановите фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:00 0 Кашненко Карина.

Сочинение история России в произведениях Пушкина и Лермонтова очень надо. Срочно ! только не списа

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:31 0 Макарова Яна.

Назовите не менее трёх особенностей произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (чем оно отличается

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:16 0 Бобарико Кирилл.

Напишите сочинение-рассуждение в формате ОГЭ. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я ва

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:10 0 Изоньярова Карина.

1) Как царь оказался у колодца? он поехал осмотреть свое государство 2) Почему ,напившись воды, он

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:10 0 Плотникова Юля.

Соедини пары, соответствующие друг другу структуре формуле ПОПС ДАЮ 50 Баллов

Ответов: 1

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

19 июля 1910 года

*****

Грешить бесстыдно, непробудно

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года

*****

На поле Куликовом

— 1 —

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

7 июня 1908 года

— 2 —

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мёртвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908 года

— 3 —

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

14 июня 1908 года

— 4 —

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…

31 июля 1908 года

— 5 —

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

23 декабря 1908 года

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: