Жанр, тема, тропы, рифма
Стих написан в жанре философской лирики и имеет линейную композицию, в которой события развиваются последовательное (сюжетное произведение).
Тема стихотворения – старость былого величия, уже давно потерявшей чувство эмпатии и живущей в своем мире, как в музее.
Рифмовка перекрестная (ампир – кресла – кумир – воскресла), где есть закрытые и открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (позолоченная комната, позабытый кумир, капризный нрав, низкий подвал, бесприютная девочка, тряпичное одеяло и т д.).
- Олицетворения (неразумная сила искусства, жива прежняя слава).
- Метафоры (дыхание южных растений, кумир и владычица воскресла).
- Сравнение (похожа она на щегла).
Заболоцкий умел показывать старость с нелицеприятной стороны – он делал это в относительной молодости (стих «Сказка о кривом человечке» от 30-летнего поэта), он продолжил и в «Старой актрисе», когда автору стукнуло 53 года. Это достойно уважения и показывает Николая Алексеевича не только отличным пейзажистом и романтиком любви, но и реалистом.
Тема и основная мысль произведения
Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.
Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.
Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».
В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.