Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве н. заболоцкого (анализ стихотворений «о красоте человеческих лиц», «некрасивая девочка», «старая актриса»)

Н заболоцкий стих "старая актриса" 😡 об актрисе и девочке - текст и анализ - блог stihirus24

Жанр, тема, тропы, рифма

Стих написан в жанре философской лирики и имеет линейную композицию, в которой события развиваются последовательное (сюжетное произведение).

Тема стихотворения – старость былого величия, уже давно потерявшей чувство эмпатии и живущей в своем мире, как в музее.

Рифмовка перекрестная (ампир – кресла – кумир – воскресла), где есть закрытые и открытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (позолоченная комната, позабытый кумир, капризный нрав, низкий подвал, бесприютная девочка, тряпичное одеяло и т д.).
  2. Олицетворения (неразумная сила искусства, жива прежняя слава).
  3. Метафоры (дыхание южных растений, кумир и владычица воскресла).
  4. Сравнение (похожа она на щегла).

Заболоцкий умел показывать старость с нелицеприятной стороны – он делал это в относительной молодости (стих «Сказка о кривом человечке» от 30-летнего поэта), он продолжил и в «Старой актрисе», когда автору стукнуло 53 года. Это достойно уважения и показывает Николая Алексеевича не только отличным пейзажистом и романтиком любви, но и реалистом.

Тема и основная мысль произведения

Темой классического, во многом программного произведения «Старая актриса» является несоответствие между внешним и внутренним, между парадным обликом и мелочной душой, скрывающейся за ним. Для позднего Заболоцкого характерны этические поиски, в том числе и размышления об этике и эстетике. В стихотворении «Некрасивая девочка» он рассуждает о превосходстве внутренней красоты над внешней. «Старая актриса» посвящена обратной ситуации, обманчивости физической красоты, ее тленности, обнажающей душевное уродство.

Ребенок не в силах понять, как красавица-актриса превратилась в бранящуюся тетку. И если изначально читателю кажется, что поэт рассказывает историю о бренности земной славы, о том, что время способно превратить юную женщину, кумира, владычицу, в скорченную старуху, то именно детский взгляд расставляет все по своим местам. Внешний облик всего лишь стал отражением внутреннего. В поэзии позднего Заболоцкого это характерный прием, когда взгляд ребенка становится символом истинного видения, показывающего человеческую суть.

Иллюзия красоты, которая рушится еще при описании интерьера дома, превращенного в пыльный музей, где «Старая актриса, портреты, альбомы, венки», окончательно утрачивает силу, когда читатель видит бесприютного ребенка, спящего почти на голом полу и целыми днями ухаживающего за этим «ампиром».

В финале произведения становится ясно, что нынешняя внешность актрисы – затрапезная, неряшливая, согбенная – полностью соответствует ее внутреннему содержанию. И тут поэт с хорошо различимым негодованием ставит перед читателем следующий важный этический вопрос — как искусство может «поднимать над миром такие сердца»? И сам отвечает на него, называя его силу – неразумной. По мнению Заболоцкого, выраженному и в других его программных произведениях, искусство лишь тогда разумно и истинно, когда в нем есть правда настоящих чувств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: