Что такое парная смежная рифма?

Что такое парная смежная рифма?

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая – с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому — кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость – оставалось), а также во второй и третьей (руки – скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда – в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у Антиоха Кантемира в «Письме II к стихам своим».

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая — с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому — кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость — оставалось), а также во второй и третьей (руки — скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда — в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у в «Письме II к стихам своим».

Единица рифмы

Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1-сложные рифмы: сущий — вящий — делавший — змий…; 2-сложные: сущий — дающий — делающий — знающий…; для Симеона Полоцкого «тебе — на небе» или «кому — иному» были правильными 2-сложными рифмами, хоть и смущают нынешних стиховедов своей разноударностью).

Единицей созвучия в силлабо-тоническом стихосложении служит группа слогов, объединенная ударением (как стопа), по положению ударения здесь различаются рифмы мужские (ударение на первом слоге от конца, «огневой-роковой»), женские (ударение на втором слоге от конца, «огневою-роковою»), дактилические (ударение на третьем слоге от конца, «огневеющей-веющей»), гипердактилические (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах, «огневеющею-веющею»).

Понятие стопы, метра и стихотворного размера

Единицей рифмующего созвучия в чисто-тоническом стихосложении должно бы служить целое слово («огневой — от него — магниевый — гневом», классификация таких созвучий еще не выработана). Под воздействием традиции и под иноязычным влиянием часто встречаются смешанные случаи: так, современный русский тонический стих по традиции избегает разноударных рифм. (Эксперименты А.Мариенгофа с разноударными рифмами не получили продолжения в 20 веке).

Точность созвучия, требуемого для рифмы, определяется исторически меняющейся условностью (в силлабической рифме сперва считались достаточными 1 сложные рифмы, потом стали необходимыми 2-сложные). Господствует установка «Рифма не для глаза, а для уха», однако в ряде случаев она нарушается (обычно рифмой продолжают считаться слова, образовывавшие созвучия в прошлом, как английское «love — move», русское «ея — семья»).

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото – блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога —

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только гласные звуки, но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело – стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души – это по плечу далеко не каждому.

Принципы рифмовки

Стихи с разными видами рифмы обычно чередуются; традиционные принципы версификации даже настаивали на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).

Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная (парная) рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa (т.е. проходящая через всё произведение)

Некоторые поэтические приёмы и термины для них:

  • Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек)
  • Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Над банальными рифмами (например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость) подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

Ход урока

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная
.)

– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги
.)

– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк
.)

– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

IV. Работа по теме

1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Образец перекрестной рифмы:

Схема: а б а б

Образец парной (смежной) рифмы:

Схема: а а б б

Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

Схема: а б б а

2. Развитие умения определять виды рифмы.

Перекрестная

Кольцевая

Парная

3. Мужские, женские и другие рифмы.

Мужские – с ударением на последнем слоге (окно» – давно»).

Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да»ром – пожа»ром).

Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила»ется – разлива»ется).

Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

4. Рифмы точные и неточные.

В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

5. Определяем значение рифмы.

Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.

6. Анализ строения стихотворений.

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

  • Октава – восьмистишье
  • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
  • Катрен – четверостишье
  • Двустишие –

7. Знакомство с понятием строфы.

Строфа
– группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

V. Подведение итогов урока.

– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких способов рифмовки: либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара – женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх — или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу — явление довольно редкое.

Особенности рифмовки

Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф. Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.

Кажется, что рифмой отчасти наслаждаются просто как повторяющимся рисунком, который приятно слышать. Она также служит мощным мнемоническим средством, облегчающим запоминание.

Регулярное использование хвостовой рифмы помогает отмечать концы строк, тем самым проясняя метрическую структуру для слушателя. Как и другие поэтические приемы, поэты используют ее в своих собственных целях. Например, Уильям Шекспир часто использовал рифмованное двустишие, чтобы отметить конец сцены в пьесе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

Примеры известных стихотворений

Смежная рифма – это один из приемов стихотворного искусства, который широко используется в поэзии. Следующие известные стихотворения являются примерами использования смежной рифмы:

  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А. С. Пушкин)
  • «Люблю глядеть, как вышивает река…» (М. Цветаева)
  • «Сирень срывал, и сирень была…» (С. Есенин)
  • «Весной косой, по полю грохоча…» (А. Блок)

В этих стихотворениях звуки последних слогов последнего и предпоследнего слов рифмуются между собой, создавая гармоничное звучание и дополняя смысловую нагрузку текста.

Смежная рифма – это эффективный прием, который позволяет стихотворцу создавать яркую и запоминающуюся поэзию, наполнять ее музыкальностью и эмоциональной глубиной.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира

И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют «рифма перекрестная». Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван онегинской строфой, так как появился в первых строках романа Евгений Онегин.

09.03.2017 20:01:18

2017-03-09 20:01:18

Существуют ли слова, к которым нет рифм?

Речь идет о точных рифмах  — то есть звуковых соответствиях, где фонетически точно совпадают ударная гласная и все, что находится за ней. Слов, с которыми нельзя точно зарифмовать другое слово в том же падеже, в русском языке предостаточно — убедиться в этом можно, открыв обратный словарь русского языка.

 Вы увидите, например, что точных однословных рифм нет даже к таким основополагающим понятиям, как «жизнь» или «истина». Последнему соображению посвящено даже стихотворение Александра Галича:

Однако поэты люди хитрые, и вот уже Маяковский рифмует «жизнь» с императивом-неологизмом «дрызнь» (то есть «взорвись», «взлети на воздух»), а Галич предлагает неточные, но эффектные ассонансы: «пристани», «выстели».

В интернете вам припомнят прекрасно рифмующегося с «истина» Ивана Охлобыстина, а составных рифм к «истине» можно придумать много. От танца тонкой кисти на / Холсте родится истина. Диссонансная рифма предложит вам срифмовать «жизнь» с «казнь» или «болезнь», и созвучие это будет эффектным и запоминающимся.

Подобрать слово, с которым ничего не рифмуется, — практически невозможная задача. Думалось, что уж слово «Зальцбург» срифмовать ни с чем нельзя, но и оно срифмовалось, для чего пришлось, правда, выдумывать идиотскую ситуацию, при которой музыканты сравнивают цвета своих инструментов. Ваш альт‑с бур, к (слову сказать).

Получается, что при желании срифмовать можно практически что угодно, но только рифма эта может быть бессмысленной. И тогда Зальцбург лучше будет неточно срифмовать с каким-нибудь зайцем, а то и вовсе заменить на Вену.

Таким образом, рифма – это литературный прием, особенно характерный для поэзии, в котором повторяются одинаковые или похожие заключительные слоги в разных словах. Рифма чаще всего возникает на концах стихотворных строк.

  • Горнфельд А. Г. Рифма, в стихосложении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих — форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) —

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы — это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Типы рифмы

Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:

  • Мужская рифма — ударение падает на последний слог: «волна — она»;
  • Женская — ударение падает на предпоследний слог: «летом — светом»;
  • Дактилическая — ударение падает на третьем слоге от конца: «ухабинах — впадинах»;
  • Гипердактилическая — ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: «почесывает — обтесывает».

Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной. Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: «обман — туман», и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например «я — меня», «мои — любви».

Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки — нет, например: «море — много». Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: «вишни — лишний».

Пример насыщенной рифмы риторической прозы

2 век н.э. (описание театра у Апулея, «Флориды», «Здесь посмотрения достоин не пол многоузорный, не помост многоступенный, не сцена многоколонная, не кровли вознесенность, не потолка распестренность, не сидений рядоокружениость, не то, как в иные дни здесь мим дурака валяет, комик болтает, трагик завывает, канатобежец взбегает и сбегает» (Ср. «плетение словес» в русской прозе стиля Епифания Премудрого).

Такая рифмованная проза культивировалась во время раннего Средневековья, и к 10 веку мода на нее стала на некоторое время почти господствующей и проникла в средневековую «ритмическую» (т.е. силлабическую и силлабо-тоническую) и «метрическую» (т.е. написанную по античным образцам) прозу. Здесь рифма связывала преимущественно концы полустиший и называлась «леонинской»(происхождение названия неизвестно, пример из Марбода Реннского, пер. Ф.Петровского):

Нрав мой смягчает весна:она мне мила и чудесна.Не позволяя умупогружаться во мрачную думу.Я за природой идуи рад ее светлому в иду…

Рифма

Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.

Рифмовка, Рифма

Название Примеры
Парная (смежная) ААББ Запах солнца? Что за вздор! а
Нет, не вздор. а
В солнце звуки и мечты, б
Ароматы и цветы… б
ПерекрестнаяАБАБ Как стих сказителя народного А’
Из поседевшей старины, б
Из отдаления холодного А’
Несет к нам стынущие сны… б
Опоясывающая (кольцевая) АББА Дымен смутный трепет свеч, а
На иконах свет заемный. Б
Каждый хочет в церкви темной Б
От свечи свечу зажечь. а
Смешаннаяааабаааб
ббаббавв
и т.п.
Ангелы опальные, А’
Светлые, печальные, А’
Блески погребальные А’
Тающих свечей,- б
Грустные, безбольные А’
Звоны колокольные, А’
Отзвуки невольные, А’
Отсветы лучей,- б

Виды рифм, Характер рифмовки

Название Определение Примеры
Мужская Ударение в последнем слове строки
приходится на последний слог
Тебя люблю я столько лет,
И нежен я, и я поэт.
Женская Ударение в последнем слове строки
приходится на предпоследний слог
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Дактилическая Ударение в последнем слове строки
приходится на третий слог от конца
Они заботятся мучительно

Себя спасают исключительно.
Гипердактилическая Ударение в последнем слове строки
приходится на четвертый (и далее) от конца слог
Голуби реют серебряные…

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих – форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

Ведь, если звезды зажигают (б) –

Значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий белого стиха от прозы – это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Виды рифмовки в стихосложении

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Способы рифмовки в стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения – на мужские (ударение на последний гласный звук), женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) согласному звуку, то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет – рифма называется бедной.

Значит это кому-нибудь нужно в.

16.09.2020 3:03:57

2020-09-16 03:03:57

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: