Стихотворение в прозе и. с. тургенева «дурак» (анализ, восприятие, оценка)

Полный анализ стихотворения «русский язык» (и.с. тургенев)

Когда меня не будет

Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.

Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.

Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева

Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская – баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.

Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.

Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:

  • «умирала она от тифа»;
  • «ни один врач даже не взглянул на неё»;
  • «она была молода, красива»;
  • «отдалась на служение ближним»;
  • «заветные клады… в душе»;
  • «жертва принесена…»;
  • «никто не сказал спасибо»;
  • поздний цветок признательности «на её могилу».

Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».

Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.

Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.

Анализ стихотворения Тургенева «Дурак»»

Человека имеющего свое острое личное мнение всегда воспринимают, и будут воспринимать по-разному: трусливые конформисты безоговорочно подчинятся ему, остальные напротив — высмеют и попытаются противоречить всему сказанному. Тех и других огромное множество, они формируют безголовое общество. В стихотворение в прозе «Дурак» И. С. Тургенев попытался раскрыть нам глаза на примере главного героя — ярчайший представитель неграмотного поколения.

И. С. Тургенев жил и творил более столетия назад, но в актуальности данной проблемы сомнений нет. Дураки и трусы всячески облегчают себе жизнь, забывая о правильности поступков.

Автор своей сатирической манерой дает понять, что герой вовсе не изменился, изменилось лишь отношения к нему, со стороны жалкого общества. Финальная фраза ежесекундно убеждает в этом: «Житье дуракам между трусами».

Я полностью согласен с мнением классика. Трусы, представленные И. С. Тургенев. никогда не смогут встать против чужого мнения, даже самого нелепого и смешного, лишь робко кивнут головой.

Вспомните молодого Пьера из романа «Войны и Мир» Л. Н. Толстого. как он был осужден и выставлен на смех глупым кружком в столичном салоне Анны Шерер. А за что? Всего лишь за красоту мысли, которая противоречила хозяйке салона и ее окружению. К злободневной проблеме о трусливом поколении обращались и М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А. С. Грибоедов «Горе от ума», отчасти и Н. В. Гоголь «Мертвые души».

А еще всем нам знакомы люди, пылающие страстью скупать разрекламированные товары. Разве это не признак глупого поколения и малоразвитого общества.

Каждый уважающий себя человек не хочет оказаться дураком и представителем трусливого общества, поэтому следует оставаться независимым в своих суждениях и в выборе авторитетов. Работа над собой является самым действенным средством.

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

И сам писатель, находясь за границей, вдали от родины, не слыша русской речи, переживал, что нет рядом тех людей, которые ему так близки. И только работа спасала его в эти дни, в дни «тягостных раздумий», «во дни сомнений». Родной язык помогает передать все произведения, которые были написаны раннее, понять общество, которое складывалось веками и узнать мысли, взгляды, чаянья и чувства других людей. Ведь только русский язык способен объединить и показать, насколько прекрасна Родина, родная земля.

Каждый человек, живущий на этой земле, — это часть истории прошлых поколений, которая несет в себе информацию. И это надежда и вера будущего поколения. Вот об этом и рассказывает Иван Тургенев в своем небольшом прозаическом стихотворении. Русский язык — это опора, вера и надежда самого автора. Поэтому и основная и важная тема этого прозаического стихотворения — роль русского языка в жизни человека. Главная мысль тургеневского произведения заключена в строках, где говорится о том, что русский язык это не только последняя надежда, но и необходимая опора любого гражданина нашей страны. Русский язык, по мнению писателя, вобрал в себя и всю мудрость великого и сильного народа, и все качества прекрасной речи.

Несмотря на то, что стихотворение небольшое по своему объему, но каждый живущий в России знает его и понимает, насколько важно его содержание. По мнению редактора Стасюлевича, тургеневские строки можно назвать не только емкими и содержательными, но и «золотыми»

Чтобы правильно, ярко и образно выразить свои мысли и чувства, которые испытывает к родной земле, к великому и могучему русскому языку, Иван Тургенев использует и выразительные средства. Часто в тексте можно встретить олицетворение. Автор и лирический герой произведения становятся близки, так как они разговаривают на одном языке, находятся вдали от родины и нуждаются в поддержке, которую может дать лишь только друг.

Эпитеты помогают увидеть эмоциональное состояние автора. Иван Сергеевич использует не только слова с отрицательной окраской, но и существительные, которые имеют положительную оценку всего происходящего. Например, тягостные раздумья и поддержка, отчаянье и опора. Все эти метафоры помогают почувствовать автора, его раздумья и переживания. Иван Сергеевич старается располагать эпитеты по возрастанию, чтобы читатель смог почувствовать всю мощь и силу русского языка. Так, вначале он использует эпитеты: великий и могучий, правдивый и свободный.

3 стр., 1432 слов

Как хороши, как свежи были розы…» (о стихах русского поэта Ивана …

… из глав автор взял строки из стихотворения Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…», а подписано: И. Тургенев. А между прочим сам Иван Сергеевич … совсем понятно. Даже толкование слова «макаронизм» в Словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой не внесло ясности: «Иностранное … В примечании к первому тому сочинений Лермонтова сообщалось о том, что Мятлев Иван Петрович родился в 1796 и …

Чтобы правильно понять это стихотворение в прозе, необходимо обратить внимание и на синтаксис. Все произведение Ивана Тургенева состоит их трех предложений, которые различны по своему синтаксису

Первое предложение, имея одну грамматическую основу, является простым. Но зато оно распространенное. Второе сложное бессоюзное. А третье — это сложноподчиненное. Синтаксическое построение последнего предложения и сейчас вызывает различные разногласия у критиков, так как автор решил использовать построение предложение такое, как во французском языке.

Эта конструкция интересна и дает возможность понять основную мысль всего стихотворения в прозе. Автор использует большое количество частиц «не», чтобы доказать свою мысль о том, что только русскому народу, великому и одаренному, мог быть дан такой язык. И писатель не дает возможности никому сомневаться в том, что это могло быть как-то иначе. Сам Иван Сергеевич рад, что является носителем этого могучего языка, на котором и созданы его великие и замечательные произведения.

Родина — это дом писателя, поэтому он так печалиться о том, что происходит с Россией. Ведь такой язык, могучий и правдивый, мог быть дан лишь только его великому народу.

«Роза», анализ произведения Ивана Тургенева

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

«Порог» И.С. Тургенева

Данное произведение было написано в 1883 году. Причиной тому стал смелый поступок Веры Засулич, которая была участницей революции. Девушка трижды выстрелила в Трепова, который занимал пост градоначальника, что привело к тяжелому ранению. Автор смог умело рассказать об этой истории, оставив её узнаваемой. Главным в стихотворении является его смысл – проблема, когда человек находится перед выбором, показывается внутренний конфликт.

Автор не дает свою оценку данному поступку, а оставляет его для человеческого суда. Он показал внутреннюю борьбу девушки, которая стояла перед выбором. Он не затрагивает тему революции, а показывает тот выбор, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас. Такое решение никогда не дается легко, потому что от него зависит вся последующая жизнь.

У каждого свой порог и касаться он может совершенно разных ситуаций. Это может быть любовь, дружба, верность, долг. Так же и касаться он может и простого человека, и политического деятеля, который стоит перед выбором: что для него дороже – собственная выгода или судьба государства. Иногда это бывает очень непростой выбор, особенно, когда на кону стоит жизнь. Данный порог может быть в любой ситуации, когда человеку необходимо выбирать между собой и другими.

Чаще всего все же человек выбирает себя и собственные интересы. Поэтому те поступки, когда человек смог переступить через себя и обречь себя на страдания, в основном и меняют мир. Они дают человечеству новый шанс и открывают новые дороги.

«Порог» И.С. Тургенева

Данное произведение было написано в 1883 году. Причиной тому стал смелый поступок Веры Засулич, которая была участницей революции. Девушка трижды выстрелила в Трепова, который занимал пост градоначальника, что привело к тяжелому ранению. Автор смог умело рассказать об этой истории, оставив её узнаваемой. Главным в стихотворении является его смысл – проблема, когда человек находится перед выбором, показывается внутренний конфликт.

Автор не дает свою оценку данному поступку, а оставляет его для человеческого суда. Он показал внутреннюю борьбу девушки, которая стояла перед выбором. Он не затрагивает тему революции, а показывает тот выбор, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас. Такое решение никогда не дается легко, потому что от него зависит вся последующая жизнь.

У каждого свой порог и касаться он может совершенно разных ситуаций. Это может быть любовь, дружба, верность, долг. Так же и касаться он может и простого человека, и политического деятеля, который стоит перед выбором: что для него дороже – собственная выгода или судьба государства. Иногда это бывает очень непростой выбор, особенно, когда на кону стоит жизнь. Данный порог может быть в любой ситуации, когда человеку необходимо выбирать между собой и другими.

Чаще всего все же человек выбирает себя и собственные интересы. Поэтому те поступки, когда человек смог переступить через себя и обречь себя на страдания, в основном и меняют мир. Они дают человечеству новый шанс и открывают новые дороги.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»

Русский поэт и прозаик Иван Тургенев оставил не просто творческое наследие, а кладезь добра и любви. Его небольшие стихотворения в прозе способны смягчить даже черствое сердце.

Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна любая помощь, не только материальная, но и моральная. Главный герой рассказа – простой прохожий, который встретил на пути нищего несчастного старика.

Описание нищего очень детально прописано автором: воспаленные глаза и посиневшие губы указывали на возможную болезнь от грязных ран, одежда была ветхой. Он протянул главному герою свою руку в надежде на подаяние. При этом нищий не просто просил, а уже мычал, словно раненое животное.

Рассказчик механически стал искать мелочь в карманах, но ничего не мог найти, даже платка или часов. Он с ужасом осознал, что ничем не может помочь этому изглоданному бедностью старику. И ему стало безумно стыдно и больно.

Не сумев помочь материально, наш герой крепко пожимает грязную руку нищего – руку, которую большинство бы побрезговало пожать. Он делает это искренне и просит прощение у нищего, как у своего брата.

Как ни странно, старик улыбнулся и поблагодарил главного героя за такой искренний жест.

Возможно, герой и не помог материально, но проявил к нищему человеческое уважение и доброту, что важно и порой ценнее денег, которые подаются обычно бездумно. Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно

Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом

Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно. Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом.

Тургенев мастерски использует богатство лексики русского языка, подбирая удачные эпитеты для нищего. Но больше всего запоминается читателю метонимическая конструкция, что бедного старика «безобразно обглодала бедность». Эти слова очень точно характеризируют состояние нищего.

В коротеньких стихотворениях в прозе Иван Сергеевич Тургенев делился с людьми своими самыми сокровенными переживаниями и чувствами, приобретенным жизненным опытом, писательской мудростью. Выбранная ним форма повествования полностью оправдана – для передачи эмоций совсем не обязательна рифма. Лирическая проза дает больше возможностей автору раскрыть основную идею произведения.

  • Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

История создания произведений

К концу 1870-х годов автор перестает скитаться по миру, а прочно оседает во Франции вместе с семьей Виардо. Летом он жил за городом, а на зиму возвращался в Париж. Но каждой весной поэт встречается со своей Родиной Россией.

Иван Сергеевич полностью себя реализовал как романист, поэтому решает испробовать нечто новое, сложнее и непривычнее. Он держит в секрете свой эксперимент создания нового направления в литературе, к которому не прибегал ещё ни один писатель и поэт.

Он активно опровергал домыслы о том, что работает над новым большим произведением. Чтобы полностью развеять сомнения на этот счет, он продемонстрировал огромное количество разного рода набросков и записей. Он объяснял свои труды тем, что трудится подобно художнику, который рисует эскизы. Но Иван Сергеевич был категорично настроен, чтобы данные записки дошли до читателя при его жизни. Лишь в 1883 году часть данных записей была опубликована в «Вестниках Европы».

Спустя много лет, в 1920-х годах, уже наследники Виардо разрешили просмотреть записи писателя. Записи начал разбирать французский литературовед по имени Андре Мазон. Он то и обнаружил еще 30 неизвестных стихотворений. Видимо Иван Сергеевич считал их через чур личными, интимными, поэтому держал их лично у себя. И лишь в 1931 году был издан в России полный вариант сочинений Тургенева под названием «Стихотворения в прозе».

Сочинение по повести Ивана Тургенева «Дурак»

Иван Сергеевич Тургенев стал создателем совершенно нового жанра в русской литературе – стихотворение в прозе, к которому относится его произведение «Дурак», в котором особенно ясно можно проследить признаки сатиры.

В произведении Тургенев в жесткой форме высмеивает желания людей показать себя в лучшем виде, при этом подстраиваясь под мнение окружающих.

Желание понравиться даже граничит с подхалимством, с лицемерием. Проблемы общества, затронутые в этом произведении, во все времена были и будут актуальными, таких людей, как герои

произведения, достаточно много, и они будут всегда.

Стремление понравиться всем опасно тем, что теряется индивидуальность. В погоне за общественным мнением можно просто-напросто лишиться своего.

Героем этого стихотворения является самый обыкновенный, типичный дурак. Его жизнь протекает безо всяких забот и хлопот, живет себе дурак в свое удовольствие, припеваючи.

И вот однажды до него доходят слухи, что общество считает его глупым. И эти слухи для него оказываются очень неприятными, он глубоко из-за этого переживает, и решает, что необходимо исправить ситуацию. Подходящая идея быстро появляется в его

голове. Он решает просто критиковать книгу господина N. N., причем делает это безжалостно.

Критике подвергаются даже те, кто посмел в его присутствии похвалить это произведение. Он критикует и обсуждает буквально все. И вот его цель достигнута, из дурака общество его делает злым человеком, недовольным всем на свете. Его за это осуждают, но в то же время уважают и боятся. В результате, он получает место заведующего отделом критики, завоевывает авторитет, ведь никто не хочет, чтоб его посчитали отсталым.

Но ведь сам дурак нисколько не изменился, умнее он не стал, просто поменялось отношение окружающих к нему. Такая перемена общества объясняется автором трусостью. Он подчеркивает, что подобная позиция очень губительно влияет на общество, моралью произведения является то, что личное мнение должно присутствовать у каждого, и оно не должно меняться под влиянием авторитетов, нельзя самоутверждаться подобным способом, каким это сделал герой стихотворения.

История создания произведений

К концу 1870-х годов автор перестает скитаться по миру, а прочно оседает во Франции вместе с семьей Виардо. Летом он жил за городом, а на зиму возвращался в Париж. Но каждой весной поэт встречается со своей Родиной Россией.

Иван Сергеевич полностью себя реализовал как романист, поэтому решает испробовать нечто новое, сложнее и непривычнее. Он держит в секрете свой эксперимент создания нового направления в литературе, к которому не прибегал ещё ни один писатель и поэт.

Он активно опровергал домыслы о том, что работает над новым большим произведением. Чтобы полностью развеять сомнения на этот счет, он продемонстрировал огромное количество разного рода набросков и записей. Он объяснял свои труды тем, что трудится подобно художнику, который рисует эскизы. Но Иван Сергеевич был категорично настроен, чтобы данные записки дошли до читателя при его жизни. Лишь в 1883 году часть данных записей была опубликована в «Вестниках Европы».

Спустя много лет, в 1920-х годах, уже наследники Виардо разрешили просмотреть записи писателя. Записи начал разбирать французский литературовед по имени Андре Мазон. Он то и обнаружил еще 30 неизвестных стихотворений. Видимо Иван Сергеевич считал их через чур личными, интимными, поэтому держал их лично у себя. И лишь в 1931 году был издан в России полный вариант сочинений Тургенева под названием «Стихотворения в прозе».

Литературное направление и жанр

По жанру стихотворение в прозе больше всего напоминает легенду или даже миф о человечестве, его возникновении и исчезновении. Трудно найти черты какого-либо направления в этом произведении (мифы и легенды не могут быть реалистичными по своей природе). И всё-таки это реализм, какой только может быть в лирическом произведении. Это не просто предвидение конечности человеческого бытия и смирение с ним, это оценка роли человечества и его следа на земле. «Разговор» — это как раз «старческое» восприятие мира, который остаётся молодым и сильным, вечным и нерушимым, даже когда сам ты слабеешь и готов из него исчезнуть.

Обманули дурака на четыре кулака!

Обзывалки

С этим проблем никогда не было.

«Воображала — хвост поджала», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Жадина-говядина». Хоть антологию составляй.

Большинству этих обзывалок мы учились во дворах среди таких же подростков, как и мы сами. Более того, если посмотреть историю, то большинство всех этих выражений в том или ином качестве использовались и нашими родителями, а и то их родителями.

Считалки

Любая игра, которая особенно предусматривала деление на команды или группы начиналась со считалки. У каждого была своя любимая, а у некоторых (набивших на этих считалках руку) получалось даже посчитать всех так, что лучшие игроки доставались именно считающему.

«Шла машина темным лесом…», «Вышел месяц из тумана…», «Эни, бени, рики-таки…», «На златом крыльце сидели…»…

Ну и, конечно, куда без классического про зайчика и охотника.

Еще один вариант считалки, когда просто нужно было определить, кто первым начинает игру, решался банальным «камень-ножницы-бумага».

Правда, иногда в отдельных случаях в конце говорилось «Цу-е-фа». Что это такое, никто из слушателей объяснить так и не мог. Да и то правда, мы в детстве вопросов таких не задавали — раз говорят «Цу-е-фа», значит, так оно и должно быть.

Другой вариант определения по методу «камень-ножницы-бумага» имел продолжение «карандаш-огонь-вода». Там была своя структура взаимодействия предметов, в которую если вдаваться, можно всю газетную площадь использовать.

Хулиганские стишки

Они читались просто так и тем не менее были одним из основных элементов детского фольклора.

Там были и про обезьяну Чи-Чи-Чи, которая продавала кирпичи, а после с ней случился приступ… м-м-м-м, метеоризма. Были стишки с элементами домашнего насилия: «Жили были дед и баба, ели кашу с молоком. Дед на бабу рассердился, бац по пузу кулаком».

Или — «На столе стоит статУя — у статУи нету…», дальше делалась многозначительная пауза, пока кто-нибудь в рифму не отвечал, чего у этой статУи нет.

Далее следовало продолжение: «Ты не порти мой рассказ — у статУи нету глаз».

Ну а если кого-то удавалось обмануть или запутать, то читался следующий стишок: «Обманули дурака на четыре кулака!»

Садистские стишки

Отдельный стихотворный пласт занимали так называемые садистские стишки. Была целая серия стишков — двустишия и четверостишия про маленького мальчика.

«Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет»;

«Мальчик нейтронную бомбу нашел, с бомбой в родимую школу пришел.

Долго смеялось потом районо — школа стоит, а в ней никого».

В других стихотворениях был «зверски замучен сантехник Потапов» или рассказывалось про дедушку, который нашел лимонку и бросил ее в окно, потому что «дедушка старый — ему все равно».

Что еще?

Страшные истории

Идеальное место для рассказа — ночь у костра или в корпусе пионерского лагеря после отбоя. В том же пионерлагере всегда в отряде находился человек, который знал такие истории, и многие с замиранием сердца слушали рассказы про черную руку, желтые обои, синее пятно, мертвую тетеньку, девочку-призрака, черную простыню, красное печенье и, куда ж без него, гроб на колесиках.

Если и сам по себе гроб представлялся чем-то пугающе неприятным, то на колесиках он внушал прям-таки панический страх. Все эти истории рассказывались специально заунывно-завывающим голосом.

В итоге — при отсутствии интернета — все эти страшилки распространялись от человека к человеку, обрастая подробностями и сюжетными ответвлениями, которых в оригинале никогда не было.

«Два богача»

Произведение «Два богача» входит в цикл «Стихотворения в прозе». Это, пожалуй, одна из самых маленьких миниатюр, по своему объему, но при таком небольшом размере она обладает интересным смыслом. «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!»


Писатель в данном произведении сравнивает людей, разных по статусу и социальному положению. Ротшильд – богатый человек, у которого, кажется, все есть и он просто делится тем, что имеет, но прекрасно понимает, что разумная трата средств не сделает с ним ничего плохого. Поступок богача действительно восхваляется и не говорится, что он плохой, наоборот. Но сразу же на «сцене» появляется крестьянская семья. Они не могут вкладывать собственные средства в помощь кому-либо, но несмотря на это, они берут на себя тяжелую ношу – сиротку, которую планируют в дальнейшем воспитывать. Возникает вполне резонный вопрос – почему миниатюра называется «Два богача», если писатель рассматривает богатых и бедных людей? Тут нужно раскрыть свои глаза шире и посмотреть не столько на финансовые возможности обоих людей, сколько на их душевное состояние. Об этом нам и говорит писатель, что один человек, конечно, богат, так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек несколько иной, но даже при своих возможностях он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради ребенка, у них даже не будет соли, чтобы посолить похлебку, а это значит, что они жертвуют намного большим, нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть, но он не способен отдать даже того, что может крестьянская семья.

Анализ стихотворения «Порог» Тургенева

Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.

Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия — всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.

Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.

Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.

«Близнецы»

Произведение «Близнецы» рассматривает еще один аспект нашей жизни, а именно – отношение людей друг к другу. Порою каждый из нас видит в другом потенциального врага, он не способен взглянуть на себя. Тут будет уместно вспомнить старую пословицу: «В чужом глазу соломинку увидишь, а в своем и бревна не заметишь». Так же и близнецы в этом произведении. Они вечно спорят друг с другом, пытаются задеть один другого, но не могут посмотреть на себя, увидеть проблему не в ком-то другом, а в себе. «Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: — Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко».


Близкие люди, которые, казалось бы, должны дорожить друг другом вечно бранятся, ругаются и спорят. Они очень похожи между собой – близнецы, что же сказать. Писатель решает поступить радикально – он подводит одного из них к зеркалу, и говорит, чтобы он ругался на него. Тем самым он хочет сказать, какой смысл в том, чтобы осуждать человека, который, по сути, такой же, как и ты. Нужно взглянуть на себя, рассмотреть свои проблемы и изъяны, устранить их. Следует отметить, что зеркало очень часто выступает в различных произведениях, как средство, которое помогает раскрыть истину, открыть глаза главному герою на происходящее и Тургенев воспользовался этим в своей миниатюре. «Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле.

Вполне понятный и простой посыл, но одновременно с этим он очень тонко подчеркивает взаимоотношения между различными людьми. Требуется отметить, что рассказав в произведении о близнецах, писатель говорит и о том, чтобы каждый человек перед тем, как бранить и осуждать кого-то другого, начал с самого себя. Достаточно посмотреть на себя в «зеркало» и сразу же станет понятно, кто ты есть на самом деле, какие в тебе ошибки. Люди забыли уже давно об этом и каждый пытается найти изъян в ком-то другом, нежели в самом себе, а ведь «чтобы изменить мир, нужно начать с самого себя».

«Стихотворения в прозе» Тургенева – своеобразный заключительный этап жизни писателя. В это время он создает произведения, в которых делится своими размышлениями на тему проблем общества, бытия, делится неким смыслом жизни, в чем и сам его видит. Кроме указанных выше произведений, в сборник входит множество других, не менее интересных миниатюр, способных заставить читателя по-настоящему задуматься.

Можно сказать, что цель, которую преследовал автор, достигнута.

Тургеневские стихи в прозе — это настоящее литературное ожерелье, где каждое произведение драгоценная бусинка, со смысловой нагрузкой, способной украсить мысли читателя.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения в прозе «Щи» — истинная и ложная душевная тонкость, переживание горя, сочувствие и осуждение.

Основная мысль: люди по-разному переносят горе. Их поведение связано с традициями. Потеря сына – самое большое горе для любой матери, независимо от её социальной принадлежности. Бесчеловечно умалять это горе.

«Щи» имеют эпический сюжет: барыня навещает вдову-крестьянку, у которой умер единственный 20-летний сын, и видит, что та ест щи. Помещица поражается чёрствости крестьянки, а та объясняет, что посолённым щам нельзя пропасть.

Соль для крестьян была огромной ценностью, потому что покупалась за деньги, которых крестьяне не имели.

Как и в любом лирическом произведении, эпический сюжет здесь только повод для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Он появляется в последнем предложении-выводе, морали о том, что барыне соль доставалась дёшево. Сразу становится понятно, что лирический герой относится к барыне с осуждением и пренебрежением, сочувствуя при этом крестьянке, понимая и принимая её поведение как правильное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: