Вариант 2
Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.
Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.
Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.
Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.
Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.
Анализ стихотворения Хулиган по плану
О чем стихотворение?
Стихотворение «Мне осталась одна забава» было написано двадцативосьмилетним Есениным за два года до смерти. Этот текст, который критики потом назовут «изумительной вещью» и одним из самых пронзительных стихов поэта, был изначально запрещен к публикации и изъят цензурой из сборника «Москва кабацкая» с пометкой «Выкинуть». Сборник так и вышел без этого стихотворения, но оно осталось в его содержании как неотъемлемая его часть.
Стихи Есенина – это всегда автобиография, и «Мне осталась одна забава…» не исключение. Это поэтическое раздумье поэта о самом себе. Желание примирения и покоя. Героя здесь не занимают «дурные» сплетни и россказни о себе в «кабацком» обществе («Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь»), главное здесь для него — вопрос о месте веры в жизни. Строки «Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь» — о том, что раньше вера для Есенина была «детской», «невдумчивой», «наивной». Сейчас же страдающий герой, прошедший через разочарования, узнавший, что такое обман и предательство, преследования и окрики власти, наветы и клевета, видя вокруг только «желтую грусть» и «пропащую гульбу», сокрушается, что теперь он не верит. Но в этом признании — стремление найти в себе душевные силы и обрести веру.
В стихотворении особенно сильны мотивы покаяния и смерти, здесь дана «беспощадная и резкая самооценка пройденного жизненного и творческого пути». Это не внерелигиозный этап, несмотря на упоминающееся здесь неверие поэта, не его духовное обнищание. Это признание в «тяжких грехах», переоценка ценностей, раскаяние и мечта о смерти «под иконами» как высшей благодати. В этом исповедальном тексте заметен разлад поэта с самим собой, мечтающим в своих стихах «повенчать» «розу белую с черною жабой», в его душе и «живут ангелы», и «гнездятся черти». Этот разлад потом достигнет наивысшей точки в поэме Есенина «Черный человек».
Здесь можно услышать голос Есенина
В отличие от многих стихотворений русских поэтов, которые принято называть исповедальными и в которых мы видим, как поэт или его лирический герой напрямую обращается к Богу с просьбой о прощении или с благодарностью, в стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» такого обращения нет, несмотря на всю его исповедальность. Духовно надломленный герой не дерзает обратиться к Богу, оглядываясь на свою прошлую жизнь, на все ошибки, которые он совершал, слова, которые он произносил, в том числе в своей поэзии. Но то, что в своей жизни герой оторвался от истины, вовсе не значит, что он забыл, где она находится. Поэтому он просит близких ему людей после смерти положить его «под иконами», словно перед вратами к этой истине.
«Исповедь хулигана», анализ стихотворения Есенина
Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается всё-таки как живой, правдивый монолог. Вступление звучит раздумчиво, как разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечёсаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди (а не исповеди) героя. Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно трогательно говорит об их любви. Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним… Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признаётся в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади… И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клён, «присевший перед костром зари», остаётся душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим… Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведённые искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь. Кульминацией её становится признание героя: «Я всё такой же. Сердцем я всё такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать». (А ведь в начале стихотворения к этим же людям было обращено лишь пренебрежение!) Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску. Неприкрытая грубость, нелитературные слова («задница», «башка») отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение («заезженный Пегас») не нужно поэту? Что он пришёл «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют всё впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывём», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале. Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его ещё и ещё, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»
Есенин С.А. → Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы»
О природе
Многие стихи Есенина посвящены описаниям картин родной природы. В них поэт восхищается красотами деревенского пейзажа. Таково, например, его знаменитое стихотворение «Береза». Простое по композиции, красивое по языку, оно отличается особенной лирической проникновенностью. Для произведений автора раннего периода характерно обилие необычных метафор, оригинальных сравнений, которые придают его языку выразительность и звучность. Так, стихи Есенина о различных природных явлениях (зимних метелях, дожде, снегопаде, ветрах) благодаря его необычным лексическим оборотам проникнуты особенно теплым чувством к родной деревне.
Раннее произведение поэта «Вот уж вечер. Роса…» рисует картину сельского пейзажа. Автор не только с любовью описывает красоту окружающего мира, но и передает читателям то умиротворение, которое чувствует сам при вечерней тишине.
Обращение к читателям
Именно с 6 ой строфы идёт обращение поэта к своим поклонникам и тем, кто в него не верит. Автор пишет, что его образ хулигана нужен не столько ему, сколько им – это помогает освещать «душ безлиственную осень». Вся эта «нечёсанность» — это образ, который помогает другим лучше себя увидеть на фоне Сергея Александровича. Это уже близко к библейскому, где принято жертвовать собой ради других.
Автор пишет далее, что вся брань, которая обращается в его адрес, только делает его сильнее – помогает ему бодрее идти по жизни, ведь жить без внешнего сопротивления Есенин не может. В моменты нападок и непонимания Сергею легче вспомнить детство и представить себя настоящего. В такие минуты ему вспоминаются мать и отец, которые любят его безотносительно стихов:
Далее автор обращается к крестьянам, которых искренне жалеет за их неверие в новую жизнь, за боязнь Бога. Вместе с тем, Сергей помнит откуда он родом и напоминает крестьянскому люду, что он и сам вышел из крестьян и стал лучшим поэтом России. Раньше он тоже макал босые ноги в лужи, а теперь ходит в лакированных башмаках. Сергей как-бы напоминает, что дорога вверх открыта всегда и крестьянин может выйти наверх своей судьбы даже из крайнего хутора.
Тут же автор напоминает, что несмотря на цилиндр и лакированные ботинки он был и остаётся хулиганом – деревенским озорником. Изменилось только место, раньше для забав была деревня, теперь город.
Анализ стихотворения Сергея Есенина Хулиган
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Хулиган» было написано в 1919 году.
Сам Сергей Александрович относился к направлению имажинистов в поэзии, данное направление кстати было создано при его непосредственном участии, но Есенин вскоре в нем разочаровался, да и не об этом речь. Сутью этого направления было преобладание образа, картинки, что нарисует автор в голове читающего. Главным инструментом в руках имажиниста становились интересные метафоры.
Сам «Хулиган» пронизан яркими и интересными метафорами насквозь, как шов нитками. Поэт описывает дождь, как избавителя, новое веяние, что сотрет налет старого и обветшалого. Уже в самом первом четверостишии, Есенин прямо утверждает – «я такой же, как ты, хулиган». То есть сразу задает направление стиха.
По сути это стихотворение – это представление себя, показ себя миру через образ непокорного дождя. Что такое дождь, по своей сути? Стихия. Неукротимая и страстная. Неуправляемая никем и ничем. Дождь – это хулиган. Может и приласкать летними каплями, а может и поломать ветви на деревьях, сорвать все листья, об этом и пишет поэт.
Продолжая представление миру себя, автор выкладывает все свои ново-крестьянские козыри на стол. Тут мы видим и Русь, и стадо и естественным образом, березы. Он прямо и без утайки объявляет себя глашатаем, певцом этой эпохи. Русское село и глубинка, у вас есть ваш человек в столице, который будет вашим рупором.
Далее по тексту идут чередой мощнейшие метафоры, особенно сильные – месяц, как кувшин и кресты на погосте, как руки. Очень тонко подмечено. Видно, что у автора очень хорошая фантазия и мы можем понять, что в действительности, он долго созерцал всю красоту природы, а не просто где-то в комнате придумал это все.
Автор продолжает доносить нам, мол ночи опасны, и всякое может случиться, но хулиган не боится, да он и сам хулиган. Ну такой добрый хулиган, совсем не вредный, просто озорной проказник. Есть же в молодых людях это. Дух свободы, рвение, метания из стороны в сторону. Непослушание родителям и близким, которые хотят, чтобы вы остепенились и взялись наконец то за ум.
И заканчивается стихотворение легкой грустью автора от того, что как ни крути, хоть и есть в нем эта удаль молодецкая, но ему придется остепениться. «Увял головы моей куст», «засосал меня песенный плен» — автор сокрушается, что взялся за ум и начал писать стихи, но потерял возможность сорваться и похулиганить. Уехал он из края степей, в котором он мог быть конокрадом в столицу. Где нет того раздолья, да и кувшин месяца в городе совсем не тот. Но в самом конце стиха, он как бы сам себя приободряя говорит-зато у меня есть возможность разгуляться в своих стихах, и уж тут он не слабее самого дождя.
Анализ стихотворения «Хулиган» Есенина
Стихотворение «Хулиган» Сергея Александровича Есенина впервые было напечатано в журнале «Знамя».
Стихотворение датируется 1919 годом. Поэту исполнилось 26 лет, он уже год живет в Москве и активно продвигает новое литературное движение – имажинизм, в котором вся власть отдана образу. Между тем, семейная жизнь поэта не ладится, он все больше времени проводит с приятелем А. Мариенгофом. Вместе с несколькими начинающими поэтами они открывают книжную «Лавку имажинистов», кафе «Стойло Пегаса» — довольно доходные поначалу. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, женские, мужские, часто неточные. Лирический герой – сам С. Есенин. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная. Рисуется безрадостная, но вполне узнаваемая осенняя картинка: хмурый дождик чистит «ивняковый помет» (видимо, имеется в виду низинное болотце на брошенном лугу, часто зарастающее как раз ивами). Даже ветер здесь шпана, хулиган, сплевывающий на землю «охапки листьев». Мир без прикрас, возвышенной поэтизации. «Деревянная Русь», крестьянская, прорастает в каждом явлении природы. Чаща оборачивается неповоротливым волом, с животом, полным опавших листьев. Вот он понуро плетется, «марая стволы» (видимо, березок). Как добрый хозяин, с удовлетворением рассматривает герой свое «рыжее стадо». Даже сумерки, собаки, берут след «человечьих ног». Дважды он называет себя певцом Руси. «Звериных стихов»: то есть, неприрученных, не для салонов и кабинетов. Развернутая метафора: кормление грусти душистыми травами. Вновь повелительное наклонение и крестьянская по духу метафора: взбрезжи. Поэт будто толкает под руку полночь, замешкавшуюся с дойкой берез. Следом грубое предположение захмелевшего от воли человека: погост хочет придушить. А герой и сам не прочь помериться силой. Даже вор, крадущийся в ночи, его не пугает, напротив. «Я разбойник и хам»: город и ремесло поэта не изнежили его. В его крови – кипенье черемухи и дурман степных просторов. «С кистенем стоять»: врукопашную с таким молодцем не схватишься. Россыпь инверсий: увял куст, кипит рать. Предпоследнее четверостишие – отчаянная ирония. Удаль променял герой на поэзию, нерастраченную силу вложил в песни. «Каторга чувств»: приходится выворачивать наизнанку душу. «Жернова поэм»: перемалывая душевное сокровище, дорогие воспоминания, впечатления и моменты. «Но не бойся»: сердцем еще не измельчал, будет на пару с ветром еще куражиться, плакать и петь. Архаичная форма слова «ветр». Восклицания, вопросы, междометие и лексические повторы.
С. Есенин часто выступал с чтением своих стихов перед различной публикой. «Хулиган» в его исполнении пользовался неизменным успехом.
Вариант №2
Сергей Есенин был и остается великим поэтом как своего времени, так и современности. В 1920 году родилось такое нехарактерное для поэта, но в тоже время омраченное таинственностью и духовностью невероятное стихотворение «Исповедь хулигана». На первый взгляд можно предположить, что стих изложен достаточно неискренно, но вчитываясь, между строк можно легко терзания автора. В произведении следует отметить большое количество незаурядных метафор, а так же необычное сочетание литературных и просторечных слов, что было вызвано увлечением автора имажинизмом в то время.
На первый взгляд могло показаться, что это стихотворение абсолютно неискренний фарс состоящий из громких, но пустых слов, но все-таки если получше изучить это произведение, то можно уловить явное добродушие и искренность, что заставляет читателя воспринимать это творение совершенно иначе.
Задумчивое начало утверждает, что слово «хулиган» употреблено не просто так, тем более в заголовке. Дальнейшее знакомство с героем говорит о том, что он человек дерзкий, своенравный, которого явно недолюбливают окружающие. Но следующая строфа говорит о том, как уже сам Есенин тепло отзывается о любви своих родителей, вспоминая их.
Пятая строфа эдакое обращение к отцу и матери, переходящее от доброты к высокомерию, и снова чувствуется некая нотка фальши: упоминание о своей хорошей одежде кажется лишним хвастовством.
Здесь все покрыто неизвестностью, ведь никогда не можешь угадать, какое из обличий столь разностороннего персонажа всплывет в следующей строке, что сопровождается частым использованием многоточий, и продолжает играть роль, которая меняется от чувственного человека, любящего природу и свою семью до высокомерного дерзкого хулигана.
Стихотворение заканчивается на демонстрации более темной стороны персонажа. Последние строки так и остаются непонятны. Так много вопросов. Куда собирается отправиться автор и почему его так привлекает именно желтый парус? Возможно, это символ солнца, которое указывает дорогу усталым путникам, а возможно, что-то еще. Это было и останется загадкой. Достаточное сложное, но очень глубокое и душевное произведение .На первый взгляд оно может показаться непонятным, но если заглянуть между строк, то это несравненное описание внутреннего состояния поэта и его восприятия мира.
Исповедь хулигана
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня 4 класс
В.Э. Борисов-Мусатов – замечательный российский художник и живописец. Ему принадлежат прекрасные картины, как портретного, так и пейзажного характера. Талантливый художник знаменит своим умением
-
Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 класс
Герасимов Александр Михайлович был разносторонним художником. В его коллекции почти три тысячи полотен. Ему с легкостью удавалось уловить портретное сходство, которое он потом изображал на холсте. Но так, же в его творчестве
-
Сочинение Лунная ночь 8 класс
В любом состоянии природа остается для нас необыкновенно привлекательной. Это касается и времен года, и времени суток. Существенные изменения происходят с наступлением ночи, когда солнце уступает место другому небесному светилу – луне.
-
Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс
Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере.
Перед нами комната, -
Сочинение рассуждение на тему Расставание
Летом мы с одноклассниками ездили в лагерь, расположенный на берегу моря. Там было очень красиво и хорошо. Ежедневно мы играли на пляже в волейбол и другие игры, а вечерами, сидя у костра читали книги, либо смотрели кино.
-
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение
Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать,
«О себе». Октябрь 1925 г.
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
Почему Москва — кабацкая, а не как мы привыкли — златоглавая, хлебосольная или белокаменная
Кабацкий — определение, образованное от слова «кабак» — заведения, где продают и употребляют спиртные напитки. Кабацкий — значит, напоминающий обстановку такого заведения, — шумный, беспутный, разгульный. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», —пишет Есенин, и эти слова относятся не столько к конкретному месту, где происходит хмельное веселье, сколько к той самой «златоглавой» Москве, которая после революции стала восприниматься многими читателями и критиками как распутная, грубая и дикая. Именно здесь «улыбается встречным лицам» герой, прячущийся за органичной здесь маской «уличного повесы» и хулигана и таким образом выражающим протест против низменной действительности.
Москва, начало 1920-х годов Видный критик Абрам Лежнев заметил, что этой очень болезненной книгой Есенин красноречиво обозначает перелом в собственном творчестве и в своей жизни: «За „страшным” названием „Москва кабацкая” скрываются мягкие лирические стихотворения, грустные и жалобные». Некоторые литературоведы характеризовали есенинские стихи как «страшные, мастерские и искренние» и разглядели за картинами московского озорного разгула подлинную лирическую глубину и душевную боль автора-героя, осуждаемого всеми: «Отчего прослыл я шарлатаном? / Отчего прослыл я скандалистом?»; «Не злодей я и не грабил лесом, / Не расстреливал несчастных по темницам».
Книжные развалы у кремлевских стен 1920-е годы Сам поэт признавался, что он внутренне пережил «Москву кабацкую» и не может отказаться от этих стихов. Она стала для него отражением собственного внутреннего разлада и трагического ощущения и сочувствия своей эпохе. Во многих стихах «Москвы кабацкой» особенно заметно чувство отчуждения и брошенности человека в ставшем ему непонятным мире. Он вспоминает о «навеки утраченном прошлом», а в настоящем видит неминуемую гибель. Однако цель поэта заключалась не в том, чтобы описать «падение» героя в «Москве кабацкой», а в том, чтобы духовно его возродить. Таким образом, стихотворения книги — свидетельства острого психологического кризиса и одновременно с этим — поиск выхода из него.
Самая скандальная книга Есенина
Есениным было предпринято несколько попыток публикации «Москвы кабацкой». Отдельные ее стихотворения были напечатаны в начале 1924 года в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном», выпускавшемся поэтами-имажинистамиИмажинизм (от англ. image — «образ») — литературное течение в России 1920-х годов, утверждавшее главенство словесного образа над смыслом в поэтическом произведении. На определенном этапе творчества Сергею Есенину были близки взгляды имажинистов (Мариенгофа, Ивнева, Шершеневича и Кусикова)., в число которых входил и Есенин. Летом того же года «Москва кабацкая» вышла в свет, и ее появление вызвало бурную и неоднозначную реакцию читателей-современников и противоречивые отзывы литературных критиков. «Москва кабацкая» состояла из 18 стихотворений, которые составляют целый лирический сюжет: герой начинает свой поэтический рассказ с воспоминаний о своем детстве, а заканчивает книгу текстом — итогом прожитой жизни. Именно из «Москвы кабацкой» родом известные всем строки про «московского озорного гуляку», который «прослыл шарлатаном» и «скандалистом», без которого «ссутулился низкий дом»; про «уличного повесу», говорящего всем: «Я такой же, как вы, пропащий» и бросающего «пророчество» «На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне Бог». Стихотворения «Москвы кабацкой» богаты на крепкое словцо, полны чересчур резких и физиологичных образов, поэтому книга быстро приобрела репутацию «страшной», «жуткой» и «скандальной».
Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич Однако за всей этой эпатажностью просвечивает в первую очередь противоречивая личность героя, который на самом деле не беспечен и весел, а находится на «дне сомнения и отчаяния», а главными нотами «Москвы кабацкой» являются не пьяные возгласы в переулках и«шум и гам в жутких логовах», а чувства неприкаянности и одиночества, поиск себя и своего места в мире, противостояния ему, а также неприятие пошлой действительности.