Композиция стихотворения
Лирическое произведение включает в себя две строфы, имеющие противоположное значение: если в первой звучит разочарование и страх перед жизнью, то во второй части довольно ясно прослеживается стремление все изменить, преобразовать. Так же отчетливо выделяется легкой поступью возникающая вера в благополучие, которая и ведет героя к самому себе.
В первой строфе происходит переосмысление прошлого, для того чтобы приобрести возможность жить дальше. Во второй строфе надежда снова наполняет сердце и заставляет дышать полной грудью. Анализ «Элегии» Пушкина отражает мировосприятие поэта, его личные переживания и драмы.
История создания
Всем нам известно, какое значимое место занимал Императорский Царскосельский лицей в жизни Пушкина. Своих любимых друзей он обрёл именно в годы пребывания в данном учебном заведении. У выпускников было заведено каждый год собираться 19 октября, в день основания лицея, и вспоминать радостные моменты обучения, рассказывать о текущих событиях, размышлять о планах на будущее
Для Александра Сергеевича Пушкина эта дата была очень важной
Так случилось, что в 1825 году поэт находился в ссылке в Михайловском. Он не мог покинуть имение и приехать на встречу с близкими его сердцу друзьями. Творец сочиняет стихотворение «19 октября», в котором описывает свои эмоции: грусть от того, что ему приходиться праздновать 19 октября в одиночку, печаль из-за погибшего Николая Корсокова, радость и лёгкую ностальгию.
Но в 1825 году годовщина приобрела совершенно иное значение для многих выпускников: именно в этом году, в декабре, было восстание декабристов, среди которых было множество друзей Пушкина. По сути, это был последний шанс собраться всем вместе, ведь после неудачного переворота многие дворяне попали в опалу или были приговорены к каторге.
Анализ стихотворения Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»
Стихотворения А.С.Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» написано в 1930 году. Несмотря на то, что стих написан осенью, в любимую пору года автора, он наполнен грустью. В этом стихотворении автор с высоты хочет посмотреть на свою жизнь, подвести итоги, построить планы на будущее.
В 1828 году А.С.Пушкин познакомился с Н.Н. Гончаровой и два года добивался у ее родственников разрешения на свадьбу. В жизни поэта наступил тот момент, когда он начал задумываться о семейной жизни, детях, обустройстве быта. В связи с этим начинается новый этап для него, и завершается холостое веселье.
Сам автор назвал стихотворение «Элегия» — это своеобразная вершина в произведениях данного жанра, написанных Пушкиным в молодости.
Произведение исполнено в виде монолога, оно отражает внутренний мир лирического героя, в нем много личных местоимений и слов, описывающих состояние человека. Именно в данном стихотворении образ лирического героя тождественен самому автору.
Произведение можно условно поделить на две части, которые противопоставляются друг другу. В первой части Пушкин создает тревожные образы — горесть, тяжесть, смутные предчувствия. Образ волнующегося моря добавляет тревоги. Своеобразным переломным моментом в стихе является фраза, в которой автор говорит о том, что не хочет умирать.
Однако во второй части Пушкин употребляет глаголы уже только в будущем времени. Мы видим, как в нем рождается надежда на светлую дальнейшую жизнь. Произведение Пушкина хотя и короткое, однако, очень сильное. Оно наполнено значащими метафорами, уникальными эпитетами, рассказывает нам очень много о самом поэте.
Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.
Автор считает, что в этом и есть настоящая жизнь и только тогда она прекрасна, когда в ней есть и слезы, и любовь, и вдохновение.
Основная идея
Смысл стихотворения «19 октября» — это поэтическое выражение ценности дружбы. Пушкин показывает, как близкие люди могут изменить привычный мир человека. Товарищи очень важны для лирического героя. Они не отвернулись от него в сложный период «заточения». Лицеисты навещали поэта, помогали ему добрыми словами.
Для Пушкина нет ничего значимее дружбы. Главная мысль стихотворения «19 октября» передается с помощью определённого настроения произведения. Грусть разлуки сменяется радостью тёплых воспоминаний, мыслями о грядущем и желанием скорейшей встречи. Творец создаёт очень яркие и запоминающиеся образы лицеистов, тем самым, показывая, какую значимую роль товарищи сыграли в его жизни.
В произведении также скрыт и философский смысл. Наше существование ограниченно рамками времени, люди не вечны, поэтому стоит наслаждаться тем, что мы имеем сейчас. Друзья рано или поздно покинут этот мир, поэтому нужно «пировать», радоваться каждому мгновению, проведённому с близкими людьми.
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Дружба занимает одно из главных мест в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Причиной тому стало то, что поэт был очень общительным, страстным, благородным человеком. Он умел быть настоящим другом, который всегда поддержит и придет на помощь при необходимости. Поэту не удалось построить доверительные отношения со своей семьей, поэтому он компенсировал это, найдя товарищей в лицее.
Обучение в Царскосельском лицее сыграло огромную роль в жизни поэта, поскольку именно в это время он формировался как личность. Там он впервые и понял, что значат настоящие друзья. Именно те люди, которых автор сумел назвать своими настоящими друзьями во время обучения, и прошли с ним через всю жизнь.
Будучи лицеистом, поэт пишет большое количество стихотворений, посвященных дружбе. Для него этот союз становится священным. Он считает, что друзьями становятся люди, которые в первую очередь имеют духовную связь. Их связывают одинаковые идеалы, стремления, а мысли их схожи. Дружба – это не просто совместное времяпровождение, когда нечем заняться. Нет. Для Александра Сергеевича это часть его жизни. Например, в произведении «Разлука», которое поэт пишет в 1817 году и посвящает его Вильгельму Кюхельбекеру, присутствуют такие слова:
Если обратиться к дружеской лирике пота, то тема дружбы присутствует в каждом произведении. Когда прошло много лет после окончания лицея, Александр Сергеевич не смог приехать на ежегодную встречу, но он передал свое произведение «19 октября 1827 года», в котором передал все свои чувства, которые испытывал к лицейским товарищам.
Ещё одним ярким примером дружеской лирики можно назвать поэтическое послание «К Чаадаеву». Здесь автор раскрывает сразу несколько тем: дружбы и любви. Здесь он показывает дружественную связь, которая основывается на одинаковых политических взглядах. Поэт старается подбодрить своего товарища, показать ему, что он не одинок в своей политической позиции, и Александр Сергеевич полностью её поддерживает. Он старается поддержать боевой дух товарища, чтобы тот не сдавался и не падал духом.
Благодаря данному произведению, Александру Сергеевичу удается поднять тему дружбу до невероятных высот. До этого это не удавалось ни одному поэту. Автору удалось через любовную лирику выразить тему служения родному государству. Он воедино соединяет тему дружбы и патриотизма.
И.И. Пущину, который принимал участие в декабрьских событиях 1825 года, за что и был сослан в Сибирь на каторгу, пот посвящает строки, которые наполнены теплом, сочувствием и нежностью. Для Александра Сергеевича Пущин являлся одним из самых верных и преданных друзей. Именно он приехал к Пушкину, когда тот находился в ссылке. На тот момент Пушкину была очень важна поддержка товарища, поэтому он надеялся, что данное послание хоть немного облегчит участь его друга.
Стихотворения, которые автор посвящал празднованию годовщины образования лицея, приходившейся на 19 октября, занимают особенное место в дружеской лирике поэта.
Когда он написал свое послание товарищам в 1825 году, то постарался вложить в него все. Он рассказывает о застолье, чем еще больше подчеркивает свое одиночество. Пушкину очень нелегко было пережить данное время, когда рядом с ним нет его верных товарищей, с которыми он так любил проводить время.
Хоть он и представляет своих товарищей рядом, но они находятся далеко от поэта, а некоторых уже даже нет в живых. В своем произведении «Пирующие студенты» Александр Сергеевич перечисляет столь дорогих для него товарищей. Он выражает им слова благодарности, за то, что они остались верными и преданными друзьями. В этом стихотворении автор как нельзя лучше передает свои чувства и отношение к близким друзьям:
Анализ стиха «К Чаадаеву» Александра Сергеевича Пушкина
Произведение «К Чаадаеву» Александр Пушкин написал в раннем возрасте. История стиха такова: еще в 1818 г. Пушкин написал давнему старому другу послание. Для поэта этот стих имел большое значение, также и для его друзей. Многие уверены, что данная лирика повлияла движение декабристов.
Острая тема, направленность и сама идея стиха, сделала его очень популярным в антиправительственных кругах. Молодежь вдохновлялась такими стихами. А правительство быстро и четко определило автора «подобных» стихов. Приговор – Пушкина отправляют в ссылку. Ну а люди, направленные против правительства, всюду прославляют борца за свободу и справедливость.
Чаадаев Петр Яковлевич
Где находился 19 октября 1825 Пушкин
Анализ стихотворения продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников. Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.
Авторский посыл
По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.
Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.
Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.
Композиция
В данном произведении автор использует линейную композицию. То есть вся кульминация сосредоточена в самом начале произведения. Далее мы наблюдаем лишь развитие сюжета.
В этом стихотворении нет строф. Написано оно сплошным текстом, что так же указывает на любовное послание. Но если брать интонационно, то стихотворение можно разделить на девять четверостиший и одно пятистишие.
В первом четверостишье заложена кульминация произведения. Автор признается в своих чувствах, за которые ему самому стыдно, но он не в силах противится самому себе.
Со второго по девятое четверостишье мы можем видеть развитие сюжета. Здесь проглядывается и признание лирического героя, и его тоска. Так же, поскольку автор использует имя, мы можем догадываться, что произведение изначально писалось конкретному человеку. Пусть и не сразу автор признался в своих чувствах. Он оставил их лишь на бумаге. И только лишь спустя большое количество времени его сможет прочесть та, которой оно посвящалось.
В последнем пятистишье автор приводит нас к развязке.
Лирический герой не проявляет никаких решительных действий относительно любимой, но он больше не в состоянии держать внутри свои чувства. Именно поэтому он изливает их на бумагу. Здесь он уже не сдерживает себя и полностью выплескивает свои эмоции и переживания.
Стихотворение написано очень легко и читается на одном дыхании. Весь текст пронизан любовью и нежностью, которые лирический герой испытывает к своей возлюбленной. Он полностью раскрывает свою душу и свои чувства, «обнажаясь» перед читателем. Возможно, именно поэтому стихотворение так глубоко западает в душу, пробуждая у читателя собственные чувства, эмоции и переживания.
Душевная близость лицеистов
Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы. При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он «обнял здесь» трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.
Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю»
Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации — литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».
Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова. Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.
8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю», где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.
Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море — символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет «гордою красою», как «катит волны», а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный». Величие моря, его «гордая краса», мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой «тихий и туманный», он «окован», то море — своенравное и неодолимое.
Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые», и блещет «гордою красой». Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей»), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя. Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика — поэта Байрона.
В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.
В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег», так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался»? «Мир опустел», и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно. Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.
Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали. Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.
Жанр
Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.
Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.
В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Признание»
А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Признание» Александре Осиповой. В 1824 году поэт оказался в ссылке в Михайловском. Там он был под контролем, и его свобода была ограничена. К нему не приходили друзья, и он стал общаться с семьями помещиков, проживающих по соседству. Среди них была овдовевшая помещица с детьми. Пушкин часто бывал в ее доме и играл с ее детьми. Однако приемная дочь Александра, которой на тот момент было 19 лет, предпочитала проводить время в одиночестве. Она читала романы, вышивала и гуляла в саду.
Пушкин моментально влюбился в нее, но прекрасная юная особа не обращала на него внимания. Ему приходилось лишь украдкой наблюдать за ней и восхищаться ее красотой. За все время они перекинулись лишь несколькими фразами. Поэт влюбился, как мальчишка и в 1826 году посвятил ей стихотворение «Признание». В нем Пушкин выплескивает все свои чувства, испытываемые к Александре. Он уехал в Петербург, так и не передав девушке стихотворение. Спустя несколько лет, когда она приехала к мачехе, он написал ей записку, но она не ответила. Больше они не виделись, Пушкин посвятил ей еще несколько стихотворений.
Здесь лирический герой является прообразом Пушкина. Он говорит о том, что пора думать головой, но ведь сердцу не прикажешь. Он понимает, что его любовь так и будет безответной, и это заставляет его еще больше страдать. Вообще Пушкин влюблялся во многих женщин, такой уж у него был темперамент. Из-за этого он постоянно страдал, а чувство влюбленности помогло ему написать столько великих произведений. Поэт был рад даже мимолетному свиданию с Александрой.
По жанру лирическое стихотворение относится к элегии. Экспрессии добавляет большое количество глаголов. Размер стихотворения можно определить как четырехстопный ямб. Используется смешанная рифмовка. Произведение наполнено переживаниями и волнениями лирического героя. Создается ощущение, что «Признание» написано в едином порыве чувств и эмоций.
Темы, проблемы
Темой данного стихотворения, как и многих других произведений автора, является неразделенная любовь лирического героя. Лирический герой страдает от своей любви, потому что с возлюбленной у них нет будущего. Он любит. Но любит не взаимно. Именно поэтому он испытывает мучения от разрывающего из нутрии его чувства.
В то же время он получает удовольствие от внимания возлюбленной, но это удовлетворение очень кратковременно.
Автор восхищается женской красотой, превознося её.
Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком, но в своих чувствах был очень честен. Если он любил – то любил всем сердцем, без утайки.
Он так же показывает то, что даже обман будет для него хоть кратковременным счастьем. Он понимает, что его чувства не взаимны, поскольку сердце возлюбленной принадлежит другому человеку. Лирический герой с состраданием смотрит на нее, поскольку понимает её состояние как никто другой. Ему жаль девушку, которая, как и он влюблена безответно.
Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
А. С. Пушкин написал стихотворение «К морю» под впечатлением от пребывания в Одессе в Южной ссылке. Пушкин испытывал огромную скуку и неудовлетворение от возложенной на него в наказание мелкой канцелярской должности. Он находил выход только в занятиях творчеством, на которое его вдохновляло Черное море. Расставаясь с Одессой, Пушкин начал работу над прощальным произведением «К морю». Оно было закончено уже в Михайловском в 1824 г.
Стихотворение написано в жанре элегии. Первая часть посвящена исключительно красоте «свободной стихии». Пушкин рад вырваться из тяготившего его заключения, но испытывает грусть от прощания с морем. Звуки морского прибоя он сравнивает с прощальным зовом верного друга при расставании. Поэт предается счастливым воспоминаниям о прогулках по морскому берегу. Упоминаемый им «заветный умысел» — планы Пушкина на побег за границу.
Поэт восхищен величием моря. Он видит в нем проявление высшей силы, которой нет дела до отдельного человека. В спокойном состоянии море гостеприимно открывает свои просторы для многочисленных рыбаков. Но мимолетный каприз природы превращает море в могучую стихию, которая с легкостью губит «стаю кораблей».
Пушкин сравнивает свои планы побега с морским зовом. В том, что они не осуществились, он видит влияние «могучей страсти». Эту страсть можно интерпретировать как любовь к родине, так и не позволившую великому поэту покинуть Россию. Он не жалеет о принятом решении. Оставив Отчизну, Пушкин бы уподобился вечному изгнаннику. В связи с этой мыслью он вводит в стихотворение образ романтического героя – Наполеона. Жизненный путь французского императора был излюбленной темой для романтизма. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения.
В стихотворении появляется образ «другого властителя наших дум» — , умершего в начале 1824 г. Пушкин высоко ценил творчество английского романтика и постоянно обращался к нему в своих произведениях. Он считал Байрона «певцом» свободы и справедливости. Его могущественному и неукротимому духу был наиболее близок образ моря. Трагическая смерть Байрона имела большое значение для Пушкина. Она символизировала поражение свободы и победу тирании, торжество реакции. Поэт делает пессимистический вывод, что «судьба земли» везде одинакова. Побег из России, в сущности, ничего бы не изменил.
В заключительных строках Пушкин вновь обращается к морю с обещанием навсегда сохранить в памяти его «торжественную красу», донести образ моря до российских полей и лесов.
Пушкин и море – картины Айвазовского
Пушкин и море – это картины Айвазовского и, конечно, стихотворение «К морю», начинающееся словами «Прощай свободная стихия».
Из картин самая известная «Прощание Пушкина с морем». Здесь соединились таланты Айвазовского и Репина . Первый писал море, второй – фигуру поэта. Картина появилась в год 40-летия гибели поэта.
Потом Айвазовский написал две картины под одним названием «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря». Ими он отметил печальные даты 50-ти и 60-летия гибели поэта.
Были и «неурочные» картины. Одна из них – А.С. Пушкин в Гурзуфе.
«Прощай, свободная стихия!» Художник И.К. Айвазовский |
Лицейское братство
19 октября Пушкин и еще 29 мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет в 1811 году пришли в классы. Первый выпуск лицея дал России разных людей, но по большей части неординарных:
- В. Вольховский, первый ученик, участвовал в войне с Турцией и Персией;
- А.М. Горчаков, светлейший князь, министр;
- А. А. Дельвиг, поэт, издатель;
- Н. Корсаков, поэт, композитор, дипломат;
- В. Кюхельбекер, поэт, декабрист;
- Ф. Матюшкин, адмирал;
- И. Малиновский, предводитель дворянства;
- И. Пущин, самый близкий человек к Пушкину, декабрист.
Все они занимались и проводили каникулы только в лицее. Так создалась их уникальная близость, родство душ. На их выпуске впервые был разбит чугунный колокол, который собирал учеников на уроки. Для каждого лицеиста из осколка было отлито кольцо, которое Пушкин хранил как талисман.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов
Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Пушкин поднимает проблему быстротечности времени
Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.
История создания
Стихотворение «Признание» имеет интересную историю создания, и является весьма интимным произведением поэта. Когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском, то очень много времени проводил в разговорах со своей соседкой. Позже автор влюбился в её падчерицу Александру, но стихотворение, которое он посвятил именно ей, так девушке в руки на тот момент и не попало. Александр Сергеевич уехал из Михайловского, забрав с собой текст произведения. Более того, в печать он его так же не отдал, потому что на тот момент оно могло опорочить честь девушки.
Александр Сергеевич на то время был уже опытным мужчиной, который прошел через многое и познал различные чувства. Ему знакомо и чувство любви, преданности, разочарований. Это не первая его влюбленность, которая была не взаимна. К сожалению, автору уже приходилось переживать подобное. Но его тонкая и влюбчивая натура шла на это снова и снова.
Хоть поэт и написал его в 1826 году, но при жизни автора оно издано не было. Впервые в печать оно попало лишь в 1837 году. И как гласит легенда, что в печать его отнесла сама Александра Осипова.
Проблемы
Проблематика произведения «19 октября» представлена ниже:
- Проблема предательства очень сильно контрастирует с основной темой стихотворения. Строки «Друзьям иным душой предался нежной, // Но горек был не братский их привет» отсылают читателей к истории, связанной с Фёдором Толстым, с которым Пушкин познакомился уже после выпуска из царскосельского лицея в 1819 году. Новый товарищ поэта опорочил его честь. Он сказал, что перед отправлением в ссылку творца выпороли в охранном отделении. Такая клевета возмутила Пушкина, он посвятил своему обидчику эпиграмму «В жизни мрачной и призренной…».
- Проблема одиночества появляется в тексте несколько раз: в начале и в конце. Лирический герой празднует 19 октября, его друзья далеко, однако они живы. Лицеисты вспоминают своего товарища, не перестают любить его. Здесь речь идёт о разлуке, которая скоро превратится в долгожданную встречу. В конце стихотворения появляется мысль о смерти. Когда все друзья уже будут мертвы, последнему оставшемуся в живых лицеисту будет тяжело и грустно. Возникает мотив вынужденного одиночества, отстранённости от всего мира.
- Проблема сохранения воспоминаний о важных людях, событиях, годах жизни тоже фигурирует в стихотворении. Никто из лицейских друзей лирического героя не забыл о нравах Царского Села, забавах и мечтаниях. Даже находясь далеко друг от друга, товарищи не переставали надеяться на скорую встречу. Они остались верны самим себе и своим юношеским клятвам, обещаниям. Спустя много лет выпускники всё ещё собираются вместе, чтобы отметить 19 октября.