Тема
Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.
В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но всё же это не дружеские отношения, лишённые романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине
Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность. Он суеверно бережёт его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.
Композиция
Произведение состоит из двух частей, двух четверостиший.
В первом катрене поэт оправдывается перед любимой женщиной: ему кажется, что она его укоряет. На самом деле, как свидетельствуют источники, вовсе не Денисьева в этот период времени укоряла его за что-то. Укоряет его лишь собственная совесть за то, что он позволил себе развитие этих незаконных отношений, которые покрыли лишь Елену Александровну (а не его) общественным позором, изгнали из света.
Как известно, когда вскоре после снятия их совместной квартиры открылись их отношения, то для самого Тютчева никаких последствий не было ни в обществе, ни даже в семье (верная и глубоко любящая Эрнестина нашла в себе силы безмолвно пережить измену…).
Но что касается самой Елены, то, напротив, ей пришлось потерять все, что она имела, ради своей любви.… Вся ее семья пережила непоправимое горе от этого скандала. Ее тетю, директрису Смольного института, обругали и лишили должности, а родной отец отрекся от нее и проклял, запретив даже членам семьи видеться с ней. Естественно, для самой девушки отныне невозможно стать фрейлиной, к чему ее готовило обучение в Смольном. Вот почему поэту все время грезится «укора справедливая»…
Если первая часть стихотворения представляет собой обращение с прямым смыслом слов, то вторая – образную картину, где смысл слов переносный:
И, жалкий чародей, перед волшебным миром, Мной созданным самим, без веры я стою – И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.
Во второй части стихотоврения углубляется разговор о том, что вдвойне тяжелее чувствовать укоры совести, когда еще и не любишь достаточно сильно ту, ради которой изменил жене.
Этот образ передает горькое чувство ответственности, которое несет автор за «созданный» им «волшебный мир» любви. Антитеза довольно неожиданная: «жалкий чародей» противопоставлен «волшебному миру», который сам создал…
Чувство вины довольно сильно передано в это стихотворении. Тютчев будет стараться сделать все возможное, чтобы не оставить Денисьеву одну в ее беде: он живет с ней как с гражданской женой и официально запишет на свою фамилию всех их общих детей. Этим он несколько облегчает ее положение и даже временами создает в ее глазах иллюзию того, что является ее настоящим мужем.
Не последнюю роль в возможности такой иллюзии здесь сыграла необыкновенно самоотверженная его законная супруга, немецкая баронесса родом из Мюнхена, Эрнестина, которая молчаливо дала согласие на официальное признание незаконнорожденных детей и на его совместную жизнь с Еленой — жизнь на два дома.
Возможно, потому ее поведение так загадочно смиренно, что много лет назад она сама явилась такой же роковой разлучницей, ведь из-за нее первая жена Тютчева, немецкая графиня Элеонора, совершила попытку самоубийства, а немногим позже угасла от чахотки… Да, союз с Эрнестиной в свое время тоже был построен на чужих слезах. И теперь, глядя на новую пассию своего мужа, Эрнестина вспоминает и возможно, видит свое прошлое как в зеркале…
Фильм про личную жизнь Тютчева слушать стихотворение
Гроза – воплощение перемен
Стихотворение «Весенняя гроза» Тютчевым писалось два раза – в молодом возрасте и спустя четверть века. Поэт сочинил его в 1828 году, но в 1854 немного переработал первую строфу и дописал вторую. Федор Иванович очень любил пейзажную лирику, в своих произведениях часто оживлял природу, обращался к ней как к человеку, наделял ее переживаниями, радостными, волнительными или печальными чувствами. В данном стихотворении поэт за основу взял весеннюю грозу, весна ассоциирует молодость, уверенность в себе, становление личности, а гроза – будущие перемены, движение вперед, рождение чего-то нового. Лирический герой только вышел из-под родительской опеки, сделал первые шаги в самостоятельной взрослой жизни. Ему не терпится заявить о себе во всеуслышание.
Федор Тютчев — Когда на то нет божьего согласья: Стих
Когда на то нет божьего согласья, Как ни страдай она, любя,- Душа, увы, не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя…
Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови.
Он милосердый, всемогущий, Он греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.
- Следующий стих → Федор Тютчев — Конь морской
- Предыдущий стих → Федор Тютчев — Когда дряхлеющие силы
Читать похожие стихи:
- Федор Тютчев — Саконтала (Из Гёте)
- Федор Тютчев — Давно известная всем дура
- Федор Тютчев — Сияет солнце, воды блещут
- Федор Тютчев — 23 Ноября 1865 г (Нет дня, чтобы душа не ныла)
- Федор Тютчев — Успокоение (Когда, что звали)
Здесь ошибка! У Тютчева — «НО может выстадать себя».
Спасибо большое за вашу внимательность. Исправили ошибку.
Когда в моей жизни возникают сложные ситуации ,беру сборник стихов Ф.И.Тютчева открываю наугад и ВСЕГДА нахожу правильный выход ,решение проблемы
- Стихи Александра Пушкина
- Стихи Михаила Лермонтова
- Стихи Сергея Есенина
- Басни Ивана Крылова
- Стихи Николая Некрасова
- Стихи Владимира Маяковского
- Стихи Федора Тютчева
- Стихи Афанасия Фета
- Стихи Анны Ахматовой
- Стихи Владимира Высоцкого
- Стихи Иосифа Бродского
- Стихи Марины Цветаевой
- Стихи Александра Блока
- Стихи Агнии Барто
- Омар Хайям: стихи, рубаи
- Стихи Бориса Пастернака
- Стихи Самуила Маршака
- Стихи Корнея Чуковского
- Стихи Эдуарда Асадова
- Стихи Евгения Евтушенко
- Стихи Константина Симонова
- Стихи Ивана Бунина
- Стихи Валерия Брюсова
- Стихи Беллы Ахмадулиной
- Стихи Юлии Друниной
- Стихи Вероники Тушновой
- Стихи Николая Гумилева
- Стихи Твардовского
- Стихи Рождественского
- Евгений Онегин
- Бородино
- Я помню чудное мгновенье (Керн)
- Я вас любил, любовь еще, быть может
- Парус (Белеет парус одинокий)
- Письмо матери
- Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
- Не жалею, не зову, не плачу
- Стихи о советском паспорте
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный
- У лукоморья дуб зеленый
- Ночь, улица, фонарь, аптека
- Сказка о царе Салтане
- Жди меня, и я вернусь
- Ты меня не любишь, не жалеешь
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Кому на Руси жить хорошо
- Я пришел к тебе с приветом
- Незнакомка
- Письмо Татьяны к Онегину
- Александр Пушкин — Пророк
- Анна Ахматова — Мужество
- Николай Некрасов — Железная дорога
- Сергей Есенин — Письмо к женщине
- Александр Пушкин — Полтава
- Стихи о любви
- Стихи для детей
- Стихи о жизни
- Стихи о природе
- Стихи о дружбе
- Стихи о женщине
- Короткие стихи
- Грустные стихи
- Стихи про осень
- Стихи про зиму
- Стихи о весне
- Стихи про лето
- Смешные стихи
- Матерные стихи
- Стихи с добрым утром
- Стихи спокойной ночи
- Стихи про семью
- Стихи о маме
- Стихи про папу
- Стихи про бабушку
- Стихи про дедушку
- Стихи о войне
- Стихи о родине
- Стихи про армию
- Стихи про школу
- Стихи о музыке
- Стихи для малышей
- Стихи о доброте
- Стихи на конкурс
- Сказки в стихах
- Популярные стихи Пушкина
- Популярные стихи Лермонтова
- Популярные стихи Есенина
- Популярные басни Крылова
- Популярные стихи Некрасова
- Популярные стихи Маяковского
- Популярные стихи Тютчева
- Популярные стихи Фета
- Популярные стихи Ахматовой
- Популярные стихи Цветаевой
- Популярные стихи Бродского
- Популярные стихи Блока
- Популярные стихи Хайяма
- Популярные стихи Пастернака
- Популярные стихи Асадова
- Популярные стихи Бунина
- Популярные стихи Евтушенко
- Популярные стихи Гумилева
- Популярные стихи Рождественского
- Другие поэты
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
«Предопределение» Ф.Тютчев
«Предопределение» Федор Тютчев
Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…
Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»
Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.
Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах
. Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.
В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.
Анализ стихотворений, написанных в первую годовщину смерти Елены
Смольного института
Он понимал, что если бы решился на этот шаг, то Елена не страдала бы так сильно. Каждый год перед годовщиной её смерти, Фёдор Иванович очень жалел, что не помог возлюбленной. Он написал два стихотворения с разницей в несколько дней, которые передавали его тёплые и нежные чувства к умершей.
Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» сильно отличается от всех других произведений, входящих в цикл. В нём сознательно создаётся угнетающая атмосфера. Эпитеты «тихий свет», «гаснущий день» указывают на наступление ночи, которая появилась в душе поэта после смерти Елены. Использование звуков «р», «с» и шипящих делают атмосферу более мрачной и таинственной.
Поэт так же использует обращения, например, «ангел мой», которые переносят действия стихотворения в нереальный мир. Словно Елена всё ещё жива и слышит каждое слово, обращённое к ней. Она появляется как лучик надежды в тёмном царстве и рассекает собой темноту, окружающую героя.
Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» сильно отличается от предыдущего. Оно более яркое и счастливое. В нём уже нет сгущения красок, мир не становится мрачным и враждебным, а наоборот, манит к себе, создаёт уют и тепло. Звонкие звуки создают ощущение счастья и спокойствия.
В стихотворении много эпитетов, которые делают его мягким и более ярким («радужное ведение», «воздушная арка»). Они показывают настроение Тютчева, создают картину мира, который его окружает, и который заслуживает доверия. Однако в стихотворении тоже отразилась печальная судьба Елены.
Из возвышенного и радостного тон переходит в грустный и трагический. Глагол «побледнело» полностью изменяет настроение всего стихотворения, вновь возвращает его к первоначальной теме. Смерть любимой не отпускает поэта.
Эти два стихотворения сильно отличаются друг от друга. Это можно объяснить тем, что они был написаны по разные стороны критического числа — 4 августа. Дата словно исполняет роль барьера, через который каждый год приходится проходить поэту. До неё он в печали, не может простить себе многое. Он готов раскаиваться за каждую совершённую ошибку. После 4 августа, Тютчев вновь становится самим собой. Принимает всё то, что произошло. Он сожалеет об утраченных возможностях, но не ставит их превыше всего.
Поэтому эти два стихотворения такие разные и сильно отличаются друг от друга. Они показывают разного поэта, который борется со своими эмоциями и желаниями, вопреки всему.
«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
«О любви немало песен сложено. » Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое. » (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое. » (1870), ставшее популярным романсом.
Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.
Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».
К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение»
. «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.
Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.
Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея. изноет наконец».
Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает. » Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.
В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.
Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:
Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева 2 вариант
Стихотворение о сильнейшем в своей жизни чувстве Федор Иванович Тютчев посвятил девушке, которая была намного моложе. Безнадежно влюбившись в молодую красавицу, поэт и не рассчитывал на взаимность, одна судьба распорядилась иначе. Элегия «Последняя любовь» — одно из знаменитых произведений автора, написанное для воспитанницы института благородных девиц Елены Денисьевой.
История создания произведения
Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.
Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.
Обо всех своих переживаниях автор рассказал в стихотворении «Последняя любовь». В каждой строчке чувствуется безмерная нежность, трепетность по отношению к юной особе. Вспыхнувшая симпатия была не просто страстью и мимолетным желанием, а пронизывающим до глубины души чувством.
Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.
Сам автор относится к этому этапу в своей жизни, как к настоящему подарку судьбы. Понимая, что эта любовь обречена, Федор Иванович передавал легкую грусть с нотками безнадежности в строках стихотворения: ««О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…». В письмах своему лучшему другу поэт признавался, что даже представить не мог о таком сильнейшем чувстве в своей жизни.
Литературные особенности
Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.
В каждой строчке читаются слова с возвышенным произношением благодаря частичке «О!». Не лишена элегия и многочисленных эпитетов, придающих тексту образность, яркость, выразительность. Для удивительной музыкальности и легкости автор использует лексические повторы. Этот стиль написания, по мнению Тютчева, претворяет литературное произведение в искреннее любовное послание.
«Последняя любовь» включена в школьную программу уроков литературы. Стихотворение считают уникальным, ярким примером любовной лирики, так как оно не посвящено ни юношеским страданиям, ни пылкой страсти, ни разлуке, а является откровением взрослого и мудрого влюбленного мужчины.
Последняя любовь (из к/ф Клоун) — Елена Камбурова (Дашкевич — Тютчев) Kamburova
Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»
трагическую смерть
Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта.
Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.
Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.
В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.
На то нет божьего согласья анализ. Когда на то нет божьего согласья
Весь день она лежала в забытьи
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Октябрь или первая половина декабря 1864
В ст‑нии поэт вспоминает о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Написано в Ницце.
О, этот Юг, о, эта Ницца.
О, этот Юг, о, эта Ницца.
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет – и не может…
Нет ни полета, ни размаху –
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
Ст‑ние отражает подавленное состояние, в котором поэт находился после смерти Е. А. Денисьевой. Покинув Ниццу весной 1865 г., он писал дочери Анне: «Странную роль сыграла Италия в моей жизни… Дважды являлась она передо мной, как роковое видение, после двух самых великих скорбен, какие мне суждено было испытать… Есть страны, где носят траур ярких цветов. По‑видимому, это мой удел…». Первая «великая скорбь», пережитая Тютчевым, была вызвана смертью его первой жены, Элеоноры.
Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!
Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
В автографе перед текстом помета: «Из Ниццы в Сими, 11/23 января 1865». Ст‑ние было подарено поэтом дочери Дарье со следующей припиской в автографе: «Моя милая дочь, храни это на память о нашей вчерашней прогулке и разговоре, но не показывай никому… Пусть это будет иметь значение лишь для нас двоих… Обнимаю и благословляю тебя от всего сердца. Ф. Т.». Из содержания ст‑ния явствует, что темой разговора поэта с дочерью были переживания его в связи со смертью Е. А. Денисьевой. Вместе с тем ст‑ние имеет прямое отношение и к Д. Ф. Тютчевой. Со строфой 1 следует сопоставить строки из письма поэта к Дарье от 8 сент. 1864 г., написанного через месяц после смерти Е. А. Денисьевой: «…если б что и могло меня подбодрить, создать мне по крайней мере видимость жизни, так это сберечь себя для тебя, посвятить себя тебе, мое бедное, милое дитя, – тебе, столь любящей и столь одинокой, внешне столь мало рассудительной и столь глубоко искренней, – тебе, кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви, которая у тебя, мое бедное дитя, осталась неутоленной».
Когда на то нет Божьего согласья, Как ни страдай она, любя, – Душа, увы, не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя…
Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови!
Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.
Анализ стихотворения «Последняя любовь»
Диалогизм стихотворения создаёт впечатление, что рядом находится молчаливый слушатель, который участвует в разговоре, но не вмешивается напрямую. Все слова, написанные в стихотворении, отвечают на вопросы, которые никто так и не поставил.
Это поэзия контрастов, в которой любви небесной противопоставляется любовь роковая, югу — север, а грому — тишина. Поэт мастерски описывает природные явления, сравнивая их с состоянием своей души, говорит о проблеме, но не называет её прямо. Всё подаётся через образы и действия, которые служат отражением происходящего в реальности.
Поэт передаёт впечатления от предметов и явлений в настоящем времени, словно во время разговора видит и слышит всё, что происходит («день хрустальный», «море баюкает сны тихоструйной волною», «та кроткая улыбка увяданья»). Он передаёт прошедшие дни в настоящем, словно возвращаясь к приятным воспоминаниям, желая сделать их реальностью спустя долгое время.
Стихотворение кажется обрывком разговора в его середине, когда тема уже задана и остаётся только поддерживать диалог. Словно собеседник уже задал свои вопросы и просто ждёт на них ответы. «Последняя любовь» — образец любовной лирики, который показывает чувства не так, как прежде. Он создаёт имитацию общения, а не простого рассказа о чувствах, как часто было до этого.
Анализ стихотворения Тютчева «Когда на то нет божьего согласья…»
Произведение, созданное в начале 1865 г., автор адресовал взрослой дочери. Дарья Федоровна служила при дворе, ей покровительствовала императрица Мария Александровна. За внешним благополучием устроенного быта фрейлины скрывались душевные драмы, о чем косвенно свидетельствуют письма отца к Дарье. Чувство одиночества, мучительная жажда любви, трагическое ощущение невозможности счастья – поэт осознавал, что дочери передались свойства его характера, способные нарушить спокойную жизнь придворной дамы. К отцовскому сочувствию примешивалось собственное горе: поэт тяжело перенес безвременную кончину Елены Денисьевой, произошедшую шестью месяцами ранее.
В центре образной системы тютчевского творения – образ страдающей души. Причиной мучительных переживаний становится любовь, охарактеризованная эпитетами «одна», «заветная», «всецело». Первый из примеров автор использует в качестве анафоры, подчеркивая мощь, всеохватность высокого чувства. Ему полностью подчиняется, покоряется внутренняя жизнь человека.
В тютчевском поэтическом мире любовь неизменно сопряжена с муками, горем, душевными терзаниями. Прогноз, составленный лирический героем, пессимистичен: он решительно развеивает надежды на благополучный исход дисгармоничного состояния в настоящем. Выстрадать счастье невозможно, поскольку его обретение относится к сфере влияния божественных сил. Последняя мысль демонстрирует авторскую убежденность в предопределенности человеческих судеб, управляемых сверхличным началом.
Удел мудрого героя – смирение и покорность. Догадываясь о скрытых от смертных законах жизни, лирический субъект проявляет себя убежденным христианином. Он восславляет милосердного Господа, обращая к нему просьбу о благословении несчастной души. Пусть земного счастья достичь нельзя – можно молить о спасении, умиротворении разрушительных страстей.
Миниатюрные зарисовки, размещенные в последних строках, являются живописными иллюстрациями, которые призваны продемонстрировать могущество и гуманность небесного начала. Они проявляются в образе теплого солнечного луча, описание действий которого отличается масштабностью, грандиозностью. Солнце способно поддержать, обеспечить существование явлений, олицетворяющих земную гармонию. Оно ласково согревает пышный цветок и освещает редкую, безукоризненно чистую жемчужину, укрытую на морском дне.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Тютчев и его женщины
В 1850 году Федор Иванович женат на Эрнестине Дернберг (второй официальный брак) и параллельно развивает отношения с Еленой Денисьевой. Позади осталась смерть первой жены Элеоноры Петерсон (1838 год), которая получила психологическую травму по время пожара на корабле в Балтийском море и не смогла её пережить.
Стих пишется в июле, 15 же числа этого месяца состоялся важный, определяющий отношения, разговор Тютчева с любовницей Еленой Денисьевой (она умрет после рождения Тютчеву очередного ребенка в 1864 году) – они ударили по рукам и решили плотно дружить организмами, что вылилось в скорое рождение девушкой (Елена на 24 года моложе) дочери от Федора Ивановича.
Вообще женщины в жизни Тютчева занимали особое место, Федор Иванович был страстен и ещё до первой жены Элеоноры имел плотные отношения с Катериной Кругликовой и Амалией Лерхенфельд.