Стихотворение «осинушка» клюев николай алексеевич

Стихи николая алексеевича клюева — читать лучшие стихи поэта

Библиография

Прижизненные издания

  • Братские песни. (Песни голгофских христиан). — М.: К новой земле, 1912. 16 с.
  • Братские песни. (Книга вторая) / Вступ. ст. В. Свенцицкого. — М.: Новая земля, 1912. XIV, 61 с.
  • Лесные были. — М.: 1912.
  • Лесные были. (Стихотворения. Кн. 3-я). — М.: 1913. 76 с.
  • Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. — М.: 1912. 79 с.; 2-е изд. — М.: Изд. Некрасова, 1913. 72 с.
  • Мирские думы. — Пг.: изд. Аверьянова, 1916. 71 с.
  • Песнослов. Кн. 1— — Пг.: 1919.
  • Медный кит. (Стихи). — Пг.: Изд. Петросовета, 1919. 116 с.; репринтное переиздание: М.: Столица, 1990.
  • Неувядаемый цвет: Песенник. — Вытегра: 1920. 63 с.
  • Избяные песни. — Берлин: Скифы, 1920. 30 с.
  • Песнь солнценосца. Земля и железо. — Берлин: Скифы, 1920. 20 с.
  • Львиный хлеб. — М.: 1922. 102 с.
  • Мать Суббота. (Поэма). — Пг: Полярная звезда, 1922. 36 с.
  • Четвёртый Рим. — Пг.: Эпоха, 1922. 23 с.
  • Ленин. Стихи. — М.-Пг.: 1924. 49 с. (3 издания)
  • Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. (Стихи о нём и очерк его творчества). — Л.: Прибой, 1927. 85 с. (включена поэма Клюева «Плач о Сергее Есенине»).
  • Изба и поле. Избранные стихотворения. — Л.: Прибой, 1928. 107 с.

Основные посмертные издания

  • Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания Л. К. Швецовой. Вступ. ст. В. Г. Базанова. — Л.: Советский писатель, 1977. — 560 с. 2-е изд.: Л.: Советский писатель, 1982.
  • Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы / Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. — 1072 с. — ISBN 5-88812-079-0.
  • Клюев Н. А. Словесное древо: Проза / Вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. — СПб.: Росток, 2003. — 688 с. — ISBN 5-94668-012-9.
  • Николай Клюев. Письма к Александру Блоку: 1907—1915 / Публ., ввод. ст. и комм. К. М. Азадовского. — М.: Прогресс-Плеяда, 2003. — 368 с.

ИЗ ЦИКЛА «ЗЕМЛЯ И ЖЕЛЕЗО»

1

Есть горькая супесь, глухой чернозем,
Смиренная глина и щебень с песком,
Окунья земля, травяная медынь,
И пегая охра, жилица пустынь.

Меж тучных, глухих и скудельных земель
Есть матерь-земля, бытия колыбель,
Ей пестун судьба, вертоградарь же — Бог,
И в сумерках жизни к ней нету дорог.

Лишь дочь ее, Нива, в часы бороньбы,
Как свиток являет глаголы судьбы, —
Читает их пахарь, с ним некто Другой,
Кто правит огнем и мужицкой душой.

Мы внуки земли и огню родичи?,
Нам радостны зори и пламя свечи,
Язвит нас железо, одежд чернота,
И в памяти нашей лишь радуг цвета.

В кручине по крыльям, пригожих лицом
Мы «соколом ясным» и «павой» зовем.
Узнайте же ныне: на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.

Изба — колесница, колеса — углы,
Слетят серафимы из облачной мглы,
И Русь избяная — несметный обоз! —
Вспарит на распутье взывающих гроз…

Сметутся народы, иссякнут моря,
Но будет шелками расшита заря, —
То девушки наши, в поминок векам,
Расстелют ширинки по райским лугам.

1916

610

Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»

Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.

Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.

Стихотворение содержит такие выразительные средства:

  • эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
  • риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
  • метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
  • инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
  • олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
  • антонимы – «сны – явь».

Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».

Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.

Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.

  • Откуда берутся стихи ахматова

      

  • Привет в стихах и картинках

      

  • Вероника тушнова у меня есть любимый стихи

      

  • Марина цветаева стихи на французском

      

  • Картинки на 8 марта со стихами прикольные

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека

Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Стихотворение «Осинушка» Клюев Николай Алексеевич

Ах, кому судьбинушка Ворожит беду: Горькая осинушка Ронит лист-руду.

Полымем разубрана, Вся красным-красна, Может быть, подрублена Топором она.

Может, червоточина Гложет сердце ей, Черная проточина Въелась меж корней.

Облака по просини Крутятся в кольцо, От судины-осени Вянет деревцо.

Ой, заря-осинушка, Златоцветный лет, У тебя детинушка Разума займет!

Чтобы сны стожарные В явь оборотить, Думы — листья зарные — По ветру пустить.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Сердца Все испытав, Мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Не мешкая займет их враг, Займет, сводя все те же счеты, Займет, засядет, Нас разя… Сердца!…
  2. Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость! Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость! Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал; Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы, Все перечувствовал вместе с тобой,…
  3. Любовь — кольцо Нагадал мне попугай Счастье по билетику. Я три года берегу Эту арифметику! Любовь — кольцо, А у кольца Начала нет И нет конца! Любовь — кольцо! Любовь — кольцо! Ты…
  4. Сначала в бездну свалился стул Сначала в бездну свалился стул, потом — упала кровать, потом — мой стол. Я его столкнул сам. Не хочу скрывать. Потом — учебник «Родная речь», фото, где вся моя семья….
  5. «Стыдливая мимоза Есть сабельная осока, И сахарная клубника, И тонкая, с поволокой, Ленивая повилика… А в раскаленных тропиках, В джунглях, где дышат грозы, Я видел, на узких тропинках Стыдливая есть мимоза. Стыдливая…
  6. Вечная память Над смертью вечно торжествует, В ком память вечная живет. Любовь зовет, любовь предчует; Кто не забыл,- не отдает. Скиталец, в даль — над зримой далью Взор ясновидящий вперя, Идет, утешенный…
  7. Осенний клен Осенний мир осмысленно устроен И населен. Войди в него и будь душой спокоен, Как этот клен. И если пыль на миг тебя покроет, Не помертвей. Пусть на заре листы твои…
  8. Молитва в лесу Средь многих земных чудес Есть и такое — Листья кружат на ветру, Преображается лес, Нет в нем покоя. Это не страшно, это не навсегда, Настанет покой снежный, А там, глядишь,…
  9. Предощущение осени. Крах Предощущение осени. Крах звонкого зноя. Сонное на предзакатных ветрах солнце сквозное. Предощущение осени… Грусть, но и отрада. Как я еще до тебя доберусь, пульс листопада! Сплетни, стучащие по площадям, словно…
  10. Ответ на стихи одной девицы В которых она клянется Хлое, другу своему, любить ее пламенно и вечно, оставляя для купидона только маленький уголок в сердце На первый случай всем доволен Купидон; За тесный уголок спасибо…
  11. Видно, так заведено навеки Видно, так заведено навеки — К тридцати годам перебесясь, Все сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, мне скоро стукнет тридцать, И земля милей мне с каждым днем….
  12. Деревцо мое миндальное Деревцо мое миндальное Все цветами убирается, В сердце думушка печальная Поневоле зарождается: Деревцом цветы обронятся, И созреет плод непрошеный, И зеленое наклонится До земли под горькой ношею!…
  13. По осени, по стоптанной кайме По осени, по стоптанной кайме опавших листьев, чутко замирая, еще один уходит день к зиме, и я его без споров отпускаю. Октябрь долги берет без дураков, а я смеюсь сквозь…
  14. Полярное кольцо Опять приходят непогоды Через Полярное кольцо. И криком гонят пароходы Из памяти твое лицо. И далеко в краю счастливом Страна цветов, земля людей. И льды уходят из залива Эскадрой белых…
  15. В наше счастье В наше счастье Веры больше нету. Мне обидно, Что в чужом краю Принял я за чистую монету Легкую привязанность твою. И не то мне жаль, Что, пламенея, Я тебя и…
  16. Вянут лилии, бледны и немы Л. Г. Вянут лилии, бледны и немы… Мне не страшен их мертвый покой, В эту ночь для меня хризантемы Распустили цветок золотой! Бледных лилий печальный и чистый Не томит мою…
  17. Когда земное склонит лень Когда земное склонит лень, выходит с тенью тени лань, с ветвей скользит, белея, лунь, волну сердито взроет линь, И чей-то стан колеблет стон, то, может, пан, а может, пень… Из…
  18. Люблю смотреть в твое лицо Люблю смотреть в твое лицо, Когда ты рядом спишь, Когда сжимается в кольцо Вокруг лесная тишь, Когда проходит амикан По сумрачной тайге, Когда полуночный туман Стекает по реке. Быть может,…
  19. Моя Россия Мы за Россию танки в бой вели, а штыки сходились, кровью истекали. А были и такие сукины сыны, что предали тебя в крутые дни войны, и за твою хлеб-соль тебя…
  20. Милый друг мой! Милый друг мой! румянцем заката Облилось мое небо, и ты, Как заря, покраснела за брата Прежней силы и юной мечты. Не красней ты и сердцем воскресни: Я ничем, кроме ласки…

Вы сейчас читаете стих Осинушка, поэта Клюев Николай Алексеевич

ИЗ ЦИКЛА «ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ»

1

Четыре вдовицы к усопшей пришли…
(Крича, бороздили лазурь журавли,
Сентябрь-скопидом в котловин сундуки
С сынком-листодером ссыпал медяки.)

Четыре вдовы в поминальных платках:
Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках;
Пришли, положили поклон до земли,
Опосле с ковригою печь обошли,
Чтоб печка-лебедка, бела и тепла,
Как допрежь, сытовые хлебы пекла.

Посыпали пеплом на куричий хвост,
Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост,
Хрущатой рядниной покрыли скамью,
На одр положили родитель мою.

Как ель под пилою, вздохнула изба,
В углу зашепталася теней гурьба,
В хлевушке замукал сохатый телок,
И вздулся, как парус, на грядке платок…
Дохнуло молчанье… Одни журавли,
Как витязь победу, трубили вдали:

«Мы матери душу несем за моря,
Где солнцеву зыбку качает заря,
Где в красном покое дубовы столы
От мис с киселем, словно кипень, белы, —

Там Митрий Солунский, с Миколою Влас
Святых обряжают в камлот и атлас,
Креститель Иван с ендовы расписной
Их поит живой иорданской водой!..»

609

Зарделось оконце… Закат-золотарь
Шасть в избу незваный: принес-де стихарь —
Умершей обнову, за песни в бору,
За думы в рассветки, за сказ ввечеру,
А вынос блюсти я с собой приведу
Сутемки, зарянку и внучку-звезду,
Скупцу ж листодеру чрез мокреть и гать
Велю золотые ширинки постлать.

1916

Анализ стихотворения Клюева «Я — посвященный от народа»

Клюев – один из самых ярких и оригинальных русских поэтов двадцатого столетия – родился в глухой северной деревеньке. Своим знанием родного фольклора и народных традиций он по большей части обязан матери, которая была профессиональной плакальщицей и сказительницей. Происхождение Николая Алексеевича оказало огромное влияние на его самобытную лирику. На протяжении всего творческого пути поэт, относившийся к так называемому новокрестьянскому направлению, воспевал северную избу. В его стихотворениях дом простого деревенского жителя олицетворял

патриархальную Русь, наделялся мистической сущностью, воспринимался в качестве основы мироздания. Клюев считал себя носителем определенной театрально-фольклорной традиции. В общество интеллигенции начала двадцатого века он нес понимание России «поддонной», скрытой ранее от посторонних глаз, глубинной.

Стихотворение «Я – посвященный от народа…», написанное в 1918 году, можно воспринимать как своеобразный творческий манифест Николая Алексеевича. Лирический героя произведения утверждает, что есть на нем великая печать. Народность поэзии Клюев понимал как пророческий дар, помогающий стихотворцу

духовным оком увидеть грядущую судьбу родины, понять высокое предназначение нации. В рассматриваемом тексте есть неявная отсылка к творчеству Бальмонта, к которому Николай Алексеевич не раз обращался. Начало стихотворения «Я – посвященный от народа…» напоминает следующие строки Константина Дмитриевича: О, да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный, Сын Солнца, я – поэт, сын разума, я – царь.

Николай Алексеевич безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию, что нашло отражение и в произведении «Я – посвященный от народа…»

Достаточно обратить внимание хотя бы на финал стихотворения, в котором благоденствие напрямую связывается со «Звездной Москвой». Приход к власти Ленина и его сторонников Клюев связывал с исполнением вековых чаяний крестьян

Первые послереволюционные годы ознаменовались для Николая Алексеевича активной работой. Поэт настолько увлекся идеями большевиков, что даже вступил в партию. При этом сознание его осталось прежним – крестьянско-религиозным, фольклорно-мифологическим. Естественно, долго мирное сосуществование Клюева и советской власти не продлилось. В 1922 году Троцкий написал о нем критическую статью, после чего перед Николаем Алексеевичем закрылись практически все двери. В июне 1937 года его арестовали «за контрреволюционную повстанческую деятельность» на основании сфабрикованного дело. Через несколько месяцев поэта расстреляли.

Основная идея

Есенин учит читателя обращать внимание на детали. Подобно проводнику, поэт показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на ручей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращается к черемухе

Автор это делает для того, чтобы люди смогли обратить внимание на детали и в отношениях между собой, так как это играет очень важную роль в жизни каждого человека. Нельзя забывать о чувствах, эмоциях, переживаниях и настроениях ни при каких условиях. Смысл стихотворения «Черемуха» — в вечной гармонии человека и природы, в том неуловимом, но четком ритме, в котором бьются сердца всех живых существ.

Адреса проживания

Петроград — Ленинград

  • 1915—1923 годы — квартира К. А. Расщепиной в доходном доме — набережная реки Фонтанки, 149, квартира 9;
  • 1923—1932 годы — дворовый флигель — улица Герцена, 45, квартира 7.

Томск

Переулок Красного пожарника, 12. В Томске сохранилось два дома — переулок Красного Пожарника, 12 и Мариинский переулок, 38 (ныне 40), в которых в разное время жил поэт.

Последнее пристанище поэта — дом 13 по Ачинской улице (эта часть улицы в те годы часто именовалась также «Староачинская»

и«Старо-Ачинская» , поэтому в разных документах по делу Клюева название улицы представлено в разных вариантах). В доме располагалось несколько квартир, но, относительно квартиры где проживал поэт, в следственных документах НКВД имеются разночтения: квартира или не указана вовсе, или указана под разными номерами (1 и 3). Николай Клюев сам описывал своё жилище (после освобождения из-под ареста 5 июля 1936 года) так:

В 2006 году дом был снесён.

Анализ тетралогии Ф. Абрамова «Пряслины»

Действие первого романа «Братья и сёстры» происходит весной-осенью 1942 года, когда в результате тяжёлых поражений Красная Армия продолжала отступать, оставляя хлебородные районы страны. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков, живущих в отдалённых от фронта сёлах. Сюжет этого романа разворачивается в деревне Пекашино, расположенной в Архангельской области в верховьях реки Пинега (родная деревня писателя тоже стоит на этой реке). В этом селе остались только старики, женщины, дети и подростки – половина из них – старообрядцы. На фронт отправилось шесть десятков мужчин, чтобы бороться с армиями Гитлера. А в этой деревне тоже был свой фронт – по снабжению урожаем фронта и тыла.

Перед началом посевной кампании в деревне появляется раненный фронтовик Иван Дмитриевич Лукашин. Он был назначен райкомом уполномоченным по урожаю.

На собрании в бывшей церкви, теперь используемой как клуб, колхозники стихийно организовывают митинг, на котором снимают с должности председателя колхоза Лихачёва и назначают нового, бывшего бригадира Анфису Петровну Минину. Новый председатель сталкивается с множеством проблем – нехваткой рабочих рук, продуктов для крестьян, кормов для скота, семян для посева. Против неё настроен один из бригадиров, Фёдор Капитонович, сумевший втереться в доверие руководству района. Но, воодушевлённая поддержкой крестьян, Анфиса включается в работу.

Далее в романе последовательно описываются этапы и тяготы крестьянского труда и быта в военное время. Похоронка приходит в семью стариков Ставровых – Степана Андреяновича и Макаровны – их сын Василий погибает на фронте. Не в силах вынести смерть сына, его мать умирает. А Степан Андреянович, не один год копивший добро для своего сына, всё теперь отдаёт на нужды фронта. Получает похоронку и Анна Пряслина – погибает её муж Иван. Анна – мать шестерых детей (14-летний Миша, 12-летняя Лиза, близнецы Петя и Гриша, и самые младшие – Таня и Федя). Тяжело теперь Анне без мужа. Не может она выполнять все нормы колхозной работы. Миша, как может, помогает ей по хозяйству. Своим трудом и умелостью на колхозных работах, Михаил Пряслин заслуживает уважение старших. Его принимают в комсомол.

Однажды летом вспыхнул лесной пожар. Огонь был так близко, что угрожал урожаю. Вся деревня вышла на борьбу со стихией. Над людьми стала кружить птица, звать на помощь. Оказалось, у этой птицы на дереве гнездо с птенцами, которых нужно было спасти от пламени. Несмотря на запрет матери и остальных жителей, Мишка бросается в лес и вскарабкивается на дерево, чтобы достать птенцов. На помощь Мише бежит 19-летний комсорг Настя. Она отмахивала огонь от дерева, на котором был Михаил. В итоге, Миша достаёт птенцов и благополучно спускается с дерева, но Настя почти полностью обгорает. Её без сознания увозят в больницу.

Председателя колхоза Анфису Минину, несмотря на противодействие партийного функционера Федулова, принимают кандидатом в партию.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «дорога убегает лентой », «понагнулась, как старушка », «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Темы и настроение

Темой произведения выступает, в первую очередь, природа. Поэт любуется красой родной земли и видит в ней не только поле и ручей, а целую историю

Немаловажно заметить, что сюжеты в стихотворении «Черемуха» как бы накладываются друг на друга. С одной стороны, это описание цветущей природы во всей ее красе, а с другой – трепетная история любви двух влюбленных.
Есенин раскрывает тему любви, которая нашла отражение в весеннем пейзаже

Речей и черемуха — это красивая молодая пара, и весна становится началом их чувства.
Любовь к родине также прослеживается в строках автора. Каждый образ русской природы вызывает в его сердце трепет.
Тема деревни — сквозной мотив в творчестве Есенина. Он с ностальгией и светлой грустью вспоминает о расцвете своей малой родины, которая способна удивить внимательного и чуткого зрителя.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой. Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Анализ стихотворения Клюева «Лес»

Стихотворение «Лес» было написано в 1912 году, когда Клюев не просто печатался, но и был уже объявлен провозвестником народной культуры. Небольшое стихотворение «Лес» изобилует средствами художественной выразительности, свидетельствующими о большом таланте русского поэта-самородка, это:

  • эпитеты – «сладостный орган», «небесная десница (правая рука)», «несбыточные сны», «тысячеустный (имеющий тысячи уст – губ) прибой», «тоскующий и грустный поклон», «скорбящие крыла», «неуязвимая броня», «хищность людская», «смутный звон» – настоящие украшения текста;
  • инверсия – «десницею небесной», «могилы тесной» «прибой тысячеустный», «вздохи их», «броней неуязвимой», «от хищности людской» – используется для облегчения рифмовки;
  • олицетворения – «прибой рождает», «скорбящие крыла», «тысячеустный прибой», «неуязвимая (в контексте стихотворения – прочная) броня» – способствуют созданию ярких образов природы;
  • сравнения – «вызван, как орган»;
  • метафоры – «вызван из земли», «дарить покой», «сны навевать дыханьем», «своды души», «рождает звон», «зыби хвой», «гул крыл» – позволяют сократить объем теста, выделяя ключевое слово;
  • оксюморон – «жильцы могилы»;
  • синтаксический параллелизм – «Как будто моряку…, Как будто в зыбях хвой…»;
  • катахреза (сочетание несовместимых слов) – «доносится поклон» – но надо понимать, что слово «поклон» в контексте речи – означает не наклон корпуса, а весточку, приветствие с родины;
  • оригинальные контекстные антонимы – «живым – жильцам могилы»;
  • авторские неологизмы – «хищность», «утишать»;
  • ряд однородных членов предложения – «утишать, дарить, навевать» – позволяет многостороннее охарактеризовать назначение (по мнению автора) леса.

Лексику высокого стиля «зыби (волны)» – Н. А. Клюев гармонично сочетает с лексикой просторечной – «родимый». Лес в представлении поэта – это созданный природой храм, недаром Клюев упоминает орган – инструмент, предназначенный создавать особую атмосферу и настрой прихожан, своды души (ассоциированные со сводами храма) и смутный звон. Произведение является гимном лесу не только как главному природному богатству России. Оно олицетворяет русский лес в целом, наделяя его чертами духовного существа, способного очистить любого человека, успокоить бури, в том числе душевные. Он уподобляет лес столь любимой поэтами морской стихии – «зеленых волн прибой».

Своеобразная клюевская религиозность в рамках стихотворения «Лес» совершенно свободна от присущего ей налета чувственности и рискованных натуралистических отсылок: лексика «серафимы (ангелы высшего ангельского чина)», «небесная десница», «Саваоф (один из титулов Бога)» предельно ясна и конкретна.

Николай КлюевРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

ИЗ ЦИКЛА «ПОЭТУ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ»

1

Изба — святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.

На грядке веников ряды —
Душа берез зеленоустых…
От звезд до луковой гряды
Всё в вещем шёпоте и хрустах.

Земля, как старище-рыбак,
Сплетает облачные сети,
Чтоб уловить загробный мрак
Глухонемых тысячелетий.

Провижу я: как в верше сом,
Заплещет мгла в мужицкой длани, —
Золотобревный, Отчий дом
Засолнцевеет на поляне.

Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью…
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?

В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.

Изба — питательница слов —
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.

Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матёрый лапоть.

<1916>

611

* * *

О, ели, родимые ели, —
Раздумий и ран колыбели,
Пир брачный и памятник мой,
На вашей коре отпечатки,
От губ моих жизней зачатки,
Стихов недомысленный рой.

Вы грели меня и питали,
И клятвой великой связали —
Любить Тишину-богомать.
Я верен лесному обету,
Баюкаю сердце: не сетуй,
Что жизнь как болотная гать,

Что умерли юность и мама,
И ветер расхлябанной рамой,
Как гроб забивают, стучит,
Что скуден заплаканный ужин,
И стих мой под бурей простужен,
Как осенью листья ракит, —

В нем сизо-багряные жилки,
Запекшейся крови, — подпилки
И критик ее не сотрут.
Пусть давят томов Гималаи —
Ракиты рыдают о рае,
Где вечен листвы изумруд.

Пусть стол мой и лавка-кривуша —
Умершего дерева души —
Не видят ни гостя, ни чаш, —
Об Индии в русской светелке,
Где все разноверья и толки,
Поет, как струна, карандаш.

Там юных вселенных зачатки —
Лобзаний моих отпечатки —
Предстанут, как сонмы богов.
И ели, пресвитеры-ели,
В волхвующей хвойной купели
Омоют громовых сынов.

<1916>

612

Курсы подготовки к ЕГЭ под ключ

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: