Сильный и самобытный талант
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы.
Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой.
Дарование Тютчева, который охотно обращался к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.
Есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева. Описания природы и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье всегда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком.
«О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии…» «Тютчев может сказать себе, что он… создал речи, которым не суждено умереть», – писал Иван Тургенев. Лев Толстой называл Тютчева среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить»: «Когда-то Тургенев, Некрасов… едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Федор Достоевский считал, что «Тютчев – первый поэт-философ, которому равного не было, кроме Пушкина». Некрасов «ручался» за то, что небольшую книгу тютчевских стихов «каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения». В тяжелые годы пребывания «в людях» Максима Горького – годы нужды и борьбы за жизнь – стихотворения Тютчева «вымыли» ему «душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности» и научили его понимать, «что такое хорошая книга».
Сам поэт относился к своему литературному успеху в достаточной мере безучастно.
А.С. Пушкин поместил в 1836 году в «Современнике» цикл его стихотворений – 16 стихотворений под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии».
При жизни поэта вышло всего два сборника его стихотворений, в 1854 и 1868 годах.
«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
«О любви немало песен сложено…» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое…» (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое…» (1870), ставшее популярным романсом. Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных. Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского». К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение», «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним. Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви. Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея… изноет наконец». Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает…» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны. В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.
Анализ стихотворений Аксакова → Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Два паруса лодки одной»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Дремотность»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.
Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч
Ответов: 1
Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.
Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы
Ответов: 2
Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.
Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта
Ответов: 1
Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.
Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!
Ответов: 1
Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.
Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов
Ответов: 2
Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.
1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен
Ответов: 1
Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.
Правильним є твердження: «Балади …
Ответов: 1
Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.
Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н
Ответов: 1
Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.
Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко
Ответов: 1
Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.
Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям
Ответов: 1
Стихосложение
Произведение написано 6-стопным ямбом (ударение на каждом втором слоге, выделим его жирным шрифтом):
О не (1) // тре-вожь (2) // ме-ня (3) // у-ко (4) // рой спра (5) // вед-ли (6) — (вой!)
Длинная 6- стопная строка словно подчеркивает сложность и запутанность того чувства, которым живет поэт в своей личной жизни: вина за страдание Денисьевой, отлученной от общества, любовь и восхищение душой Елены, горечь от сознания своей душевной скудости и удивление от того, что его так пылко и незаслуженно, по его мнению, любят… Здесь все смешивается.
Применяется сравнительно редкая в стихосложении кольцевая рифмовка (по схеме а-б-б-а), когда между собой рифмуются первая и последняя строка катрена, как бы окольцовывая его, а две внутренние строчки связаны отдельной рифмой.
История создания
Стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой!» создано в 1851 или в 1852 году, через два года после скандального сближения поэта с Еленой Александровной Денисьевой, к которой обращено произведение.
В 1850 году молодая (24 года) воспитанница Смольного института, ровесница, подруга и однокашница двух дочерей Тютчева, без памяти влюбленная в Федора Ивановича, становится его гражданской женой. Познакомились они еще раньше, но окончательно их отношения устанавливаются в 1850 году. Он был блистательной звездой светского Петербурга — острослов, бывший дипломат и известный политический публицист, вдвое старше ее. Страстная влюбленность Елены предопределила их отношения, ведь женатый поэт вначале не предполагал настолько бурного развития событий. Он обременен детьми и любит свою жену Эрнестину Федоровну… Но, зная все о положении Тютчева, Елена Александровна все же летит навстречу этому огню. Любовь вспыхнула неотвратимо, и начинается роман, который Тютчев назовет в другом своем стихотворении «последней любовью».
Те 14 лет, что будут продолжаться их отношения вплоть до смерти Денисьевой от чахотки, Тютчева будет преследовать чувство вины за незаконность их отношений, от которых страдают как Елена Денисьева, так и законная жена поэта.
Но не только чувство вины, преследует его также и понимание, что Елена Александровна любит его намного сильнее, глубже, чем он сам. Именно об этом стихотворение.
Стихотворение «О, не тревожь меня» Тютчев Федор Иванович
О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас из двух завидней часть твоя: Ты любишь искренно и пламенно, а я — Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И, жалкий чародей, перед волшебным миром, Мной созданным самим, без веры я стою — И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Возвратился друг у меня Возвратился друг у меня Неожиданно — Бабу на меня поменял — Где же это видано? Появился друг, Когда нет вокруг Никого — с этим свыкнулся, Ну а он — в…
- Пускай меня простит Винсент Ван-Гог Пускай меня простит Винсент Ван-Гог За то, что я помочь ему не мог, За то, что я травы ему под ноги Не постелил на выжженной дороге, За то, что я…
- Тебе бы одарить меня Тебе бы одарить меня молчанием суровым, а ты наотмашь бьешь меня непоправимым словом. Как подсудимая стою… А ты о прошлом плачешь, а ты за чистоту свою моею жизнью платишь. А…
- Не раз ты слышала признанье Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье — Но как я беден перед ней… Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе —…
- Я ясно сознаю, что часто надо мной Я ясно сознаю, что часто надо мной — Над помышленьями, никак не над душой,- Проходит облако; вдруг думы оттенит И придает всему нежданно новый вид! Сквозь что-то будто бы идет…
- У памятника Пушкину Повеса, празднослов, мальчишка толстогубый, Как самого себя он смог преобороть? Живой парнасский хмель из чаши муз пригубив, Как слил в гармонию России дух и плоть? Железная вражда непримиримых станов, Несогласимых…
- Очам твоей души Очам твоей души — молитвы и печали, Моя болезнь, мой страх, плач совести моей; И все, что здесь в конце, и все, что здесь в начале,- Очам души твоей… Очам…
- Небывализм меня Вне времени и притяжения Легла души моей Сахара От беззастенчивости гения До гениальности нахала. Мне нужен век. Он не настал еще, В который я войду героем; Но перед временем состаришься,…
- Разведка боем Я стою, стою спиною к строю, — Только добровольцы — шаг вперед! Нужно провести разведку боем, — Для чего — да кто ж там разберет… Кто со мной? С кем…
- Раненый Я насмерть поражен своим сознаньем, Я ранен в сердце разумом моим. Я неразрывен с этим мирозданьем, Я создал мир со всем его страданьем. Струя огонь, я гибну сам, как дым….
- Куда идти? Я прибежал к врачу загадочно больной: – Я выяснить хочу, что, собственно, со мной? Тревожатся друзья, и сам я весь дрожу. Мне стоит сесть – и я сижу, сижу, сижу……
- Не с болию, но с радостью душевной Не с болию, но с радостью душевной Прощаюсь я с тобой, листок родной. Как быстрый взгляд, как мысли бег живой, Из хижины убогой и смиренной Лети туда, где был мой…
- Нет у меня пристрастия к покою Нет у меня пристрастия к покою. Судьба моя своей идет тропой. Зачем скрывать? Я ничего не скрою. Душа моя чиста перед тобой. Мир свеж, как снег, как снег на солнце…
- Сонет «Опомнись! долго ли? приди в себя и встань За искру малую чуть тлеющейся веры, Я милосерд к тебе был без цены и меры, К тебе и день и ночь протягивал…
- Байкал Стою и любуюсь тобою, твоей беспокойной волной. И дымкой твоей голубою, что тает, летя надо мной. Скажи мне, седой и красивый, где славу такую сыскал? Какая могучая сила тебя породила,…
- В былые времена она меня любила В былые времена она меня любила И тайно обо мне подругам говорила, Смущенная и очи спустя, Как перед матерью виновное дитя. Ей нравился мой стих, порывистый, несвязный, Стих безыскусственный, но…
- Про себя 1 Нет, есть во мне прекрасное, но стыдно Его назвать перед самим собой, Перед людьми ж — подавно: с их обидной Душа не примирится похвалой. И вот — живу, чудесный…
- Двойник Я шел и не слыхал, как пели соловьи, И не видал, как звезды загорались, И слушал я шаги — шаги, не знаю чьи, За мной в лесной глуши неясно повторялись….
- Май Бледный вечер весны и задумчив и тих, Зарумянен вечерней зарею, Грустно в окна глядит; и слагается стих, И теснится мечта за мечтою. Что-то грустно душе, что-то сердцу больней, Иль взгрустнулося…
- Слова из пепла слепок Слова из пепла слепок, Стою я у пруда, Ко мне идет нагая Вся молодость моя. Фальшивенький веночек Надвинула на лоб. Невинненький дружочек Передо мной встает. Он боязлив и страшен, Мертва…
Вы сейчас читаете стих О, не тревожь меня, поэта Тютчев Федор Иванович
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 29.06.2023 03:19 0 Ширков Никита.
Что такое бунтКак вы думаете, почему во главе бунта стоял Емельян Пугачёв?
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:18 0 Бака Игорь.
Что украинцы говорили о дж Байроне
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:01 0 Стороженко Данил.
Сравните «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и“ немецкую сказку «Белоснежка и
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:13 0 Ощепков Никита.
Твір на тему:» чому Пушкінська Татьяна недовірилась мамі, коли покохала?»
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:12 0 Галат Аня.
Даю 30 баллов 1. Что должен был сделать Вакула, чтобы Оксана согласилась выйти за него замуж: а) С
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 03:11 0 Попова Юля.
Для чего нужно работать:^ литература 4 класс помогите по теме у каждого дела хапвх особый
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:58 0 Фламенкова Саша.
Какие чувства испытывает андрий когда уходит к полякам
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 03:58 0 Рихло Настя.
Сочинение о Герасиме краткое, киньте плиз
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:23 0 Sagyndyk Telarys.
Что в театре Гоголь считал наиболее важным, даю 40 баллов
Ответов: 1
Литература 29.06.2023 03:06 0 Новосельский Кирилл.
Почему главы 14-17 являются важными для понимания образа Базарова? Как на него подействовало испытан
Ответов: 1
Особенности жанра и тематики
Хотя по жанру произведение относится к любовной лирике (так называемый «денисьевский цикл» стихов поэта), здесь лирический герой смотрит на любовь словно со стороны, он признается в своей сердечной несостоятельности.
Как это ни парадоксально, это любовное стихотворение – об отсутствии самозабвенной любви, о несоответствии силы любви тому, чего достойна дама, которой посвящаются эти строки. Она любит «искренно и пламенно», и потому ее участь «завиднее», несмотря на все страдания, которые ей приходится переживать в обществе из-за их романа. Поэт же испытывает больше «ревнивую досаду»: он не имеет той силы и яркости в душе, он пуст и безжизнен по сравнению с ней, и потому даже несчастнее своей возлюбленной.
«О, как убийственно мы любим»
Любовная лирика занимает особое, отдельное место во всей творческой деятельности Тютчева. Он был счастлив в любви, любил с ранней молодости до самой старости. Пора влюбленности для поэта – это золотое время. Союз двух душ, считает Тютчев, не зависит от самих людей, а предопределен судьбой, но ею же предсказан и трагический конец этого союза.
Любовной лирике Тютчева, как это ни удивительно, свойственна горечь и трагедия. Переживания здесь необыкновенно остры. В действительности разные женщины вдохновляли Тютчева на написание его любовных стихотворений, но эти женщины сливаются в один образ. Во всех его любовных стихах раскрывается образ женщины, которая «одной заветной предалась любви» и осталась верна ей «наперекор людям судьбе». Сам образ этой женщины наделен ярко индивидуальными чертами, но эти черты не детализированы. Поэт не говорит даже, красива она или нет. Даже говоря «изящно-дивные черты» Тютчев показывает не внешность, а внутреннюю красоту женщины. Наверное, поэтому поэта всегда привлекали выражение глаз и улыбка. Тютчев всегда считал, что открытый и честный женский взгляд обезоруживает самое упорное «злоязычие». В глазах он всегда читал всю сложность душевных переживаний женщины.
В своих лирических произведениях поэт полностью открыт и честен с каждой из своих возлюбленных – он не стесняется своих чувств даже несмотря на то, что они далеко не всегда оказываются взаимны. Он воспевает каждую свою любовь и выражает искреннюю благодарность дамам за возможность почувствовать себя влюбленным как мальчишка – наверное, именно это и говорит о тонкой душевной организации поэта, наверное, именно это и открывает глубины его души.
Женщина в стихах Тютчева выше, сильнее и самоотверженнее мужчины. Этим объясняется то, что не «он», а «она» является центром любовной лирики Тютчева. Поэт ярко нарисовал внутреннее превосходство женщины. Женщина в стихах Тютчева – это источник глубокого и постоянного чувства.
В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, – символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.
Основная мысль и средства ее выражения
Основная мысль произведения – незаслуженность той любви, которую чувствует по отношению к себе лирический герой. Любовь к нему его гражданской жены возвышенна, даже религиозна: это подчеркивается словами из религиозной лексики («кумир», «без веры я стою»).
Таким образом, любящая женщина здесь не просто любит, она боготворит героя как «кумира», и испытывает ту веру в него и в их чувство, которой не имеет он сам. Беспредельность и яркость этого чувства вызывает лишь «ревность» в душе лирического героя: имеется в виду ревность-зависть по поводу того, что он сам не испытывает настолько жертвенного чувства. По контрасту с любовью героини, душа героя показана как безжизненная («безжизненный кумир»), жалкая («жалкий чародей»), стыдящаяся своей сердечной пустоты:
И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.
Здесь применяется такая синтаксическая фигура, как антитеза: «живая душа» – «безжизненный кумир», обожание — неверие.