Анализ стихотворения «Лебедушка» Есенина
В раннем творчестве Есенин часто обращался непосредственно к народному фольклору. Ярким примером такого обращения служит стихотворение «Лебедушка» (1913-1915 гг.). Оно написано в жанре древнерусской былины.
Есенин использует все богатство русского фольклорного языка: яркие эпитеты и сравнения, уменьшительно-ласкательные формы слов. Повествование ведется в стиле неторопливого сказания. Простой эпизод гибели лебедя от коршуна превращается в чудесную сказку.
С самых первых строк перед читателем возникает прекрасная картина утренней зари. Природа словно оживает в преддверии нового дня. Навстречу солнцу выплывает «лебедушка», которую автор сравнивает с «зоренькой». Красивую птицу сопровождают ее дети — «лебежатушки». Чувствует огромная симпатия поэта к изображаемым персонажам.
Появление лебедя с птенцами символизирует торжество жизненных сил. Любящая мать собирает своих «лебежатушек» на «лугу пестреющем». Счастливая семейная идиллия омрачается лишь вынужденным зорким наблюдением «лебедушки» за окружающей местностью в поисках возможных врагов. Законы природы суровы, птицы всегда находятся под угрозой нападения хищника. «Лебедушка» достойно несет дозор. При малейшей опасности она быстро собирает детей под свое крыло.
В стихотворении появляются тревожные мотивы. Надвигающаяся опасность сравнивает с «тучей черною». В небе возникает орел, от зоркого взгляда которого невозможно укрыться. Орел является самым грозным противником. Даже змея лишь по счастливой случайности успевает спрятаться под кочку. Орел замечает лебедя с птенцами и начинает медленно приближаться к жертве. «Лебедушка» все же в последний момент увидела хищника в водном отражении и прикрыла птенцов собой. Орел «как стрела» падает на землю и вцепляется в свою добычу. Лебедь успевает оттолкнуть птенцов в надежде, что они успеют спрятаться. «Лебежатушки» спасены ценой жизни свое матери. Даже умирая, «лебедушка» переживает за судьбу своих детей и оплакивает их беззащитное положение.
Орел жестко расправляется с «лебедушкой», но ее смерть не была напрасной. «Лебежатушки» попрятались под кочками и со страхом ожидают, когда хищник улетит.
Стихотворение «Лебедушка» написано Есениным для детей. В мифологическом противостоянии добра и зла заложена идея самопожертвования. Гибель лебедя не приводит к окончательному торжеству темных сил. Смерть птицы дала возможность выжить новому поколению. Забота о сохранении потомства пересилила инстинкт самосохранения. Поэт видит в этом поучительный урок, который вполне применим к людям.
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения — Лебедушка Сергея Есенина
Творчество Сергея Есенина отличается внимательным и трепетным отношением к природе, тщательной проработкой мельчайших деталей. Не стало исключением и стихотворение «Лебедушка», в котором природа словно является цельным организмов из отдельных составных частей, которые дышат, искрятся, одним словом, живут.
В основе произведения, написанного в 1917 году, лежит образ птицы – прекрасной лебедушки, которая отчаянно защищает своих птенцов. Несмотря на угрозу скорой гибели, заботливая мать продолжает беспокоиться о детях, дарить им тепло и ласку.
Образ лебедушки часто встречается в русских народных сказках. Там она обычно является символом заколдованной царевны. В своем стихотворении Есенин использует свою любимую манеру повествования, адаптированную под народный слог, чем добивается отличного эффекта восприятия.
Стихотворение дышит любовью к русской природе, о ее радостях и печалях. Прекрасная лебедушка плывет в тихой заводи. Все вокруг нее – живое, природа одухотворена и открыта новому дню. Вместе со своими детьми лебедушка совершает прогулку, не зная о подстерегающей их опасности. Автор мастерски описывает зарю и прелести утренней природы. Далее описываются вероятные угрозы, которые могут навредить спокойной утренней идиллии лебединого семейства
Автор дает понять, что опасность подстерегает лебедушку на каждом шагу, и ей нужно проявлять осторожность
Лебедушка беспокоится о том, чтобы на детей не напали змеи, но не думает о том, что они не единственные их враги. Молодой орел может погубить и змей, и лебедей, и именно он пролетает неподалеку. Сначала орел пытается напасть на змею, но та успевает спрятаться. Тогда хищник летит к лебедям. Лебедушка закрывает детей своим телом, но сама оказывается разорванной на части. Ее дети прячутся и ждут возвращения матери, но матери больше нет.
Природа продолжает жить, будто ничего не произошло. Все идет своим чередом, и только прекрасной лебедушки больше нет. Но никому нет до этого дела.
В данном стихотворении лебедушка символизирует не прекрасную девицу, а сочетание храбрости и красоты. Не каждый человек готов пожертвовать собой ради кого-то другого, но такие люди существуют. Их подвиги останутся безымянными (как и в ситуации с лебедушкой, потерю ощутили только ее птенцы), но это их совершенно не волнует. Автор восхищается альтруистичными порывами тех, кто готов отдать свою жизнь ради других.
Тема, проблемы, настроение
Основной темой произведения «Лебёдушка» является – бессознательная любовь матери к своим детям, существование незащищенной мечты и идеала в мире, в котором также есть неидеальное, ранящее.
В произведении поднята и полностью раскрыта проблема уязвимости, невозможности защитить что-то очень ценное, самое светлое, самое необходимое, по-настоящему нужное, проблема попытки защитить всё это, а также победа, которая является неоспоримой, естественной, но имеющей жертвы…
Настроение произведения «Лебёдушка» драматичное, трагичное, но в то же время светлое, ведь остались лебедята, дети прекрасной матери, дети красоты, идеала, которые вырастут в таких же прекрасных лебедей, идеальных и жертвенных.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Лебёдушка» написано в жанре былины.
Былина – это эпическая песнь, в которой повествуется о каком-либо значащем событии, о герое, совершившем яркий поступок. Основными признаками этого жанра являются наличие сюжета и необыкновенные герои. Все эти черты присутствуют в «Лебёдушке», к тому же данному произведению присущ определенный «стиль речи», манера, в которой написано оно, также присутствуют определенные, своеобразные средства выразительности. Главной задачей былин является напоминание об идеале, о том, к чему следует стремиться.
Сергей Есенин – модернист, соответственно направление, в котором написано разбираемое стихотворение, тоже модернистское. Эта культурная тенденция всеобщего обновления подарила нам множество смелых литературных экспериментов. Вот и Есенин переосмыслил жанр былины и наделил его новаторскими чертами.
Какие же черты позволяют утверждать, что Есенин — модернист? Во-первых, поэты – модернисты были открыты всему новому, они искали новые жанры, прибегали к давно забытым старым (как в данном случае), а во-вторых, их лирический герой был сильным, смелым, бесстрашным, что также полностью оправдывает верно-выбранное направление стихотворения.
Размер стихотворения «Лебёдушка» – пятистопный хорей. «Лебедушка» также интересна ещё тем, что имеет неточные жесткие рифмы, то есть последние слоги в словах не рифмуются, но созвучны, поэтому произведение читается легко и мягко.
Композиция
Произведение «Лебёдушка» состоит из 28 строф. Его можно разделить на 5 композиционных частей, на 5 элементов, отражающих развитие конфликта произведения.
1-я часть – пролог. Данная часть «открывает» сюжет, описывает место действия и какие-либо общие обстоятельства, оправдывающие дальнейшие события. В стихотворении пролог включает в себя первые 3 четверостишия, в которых поэт описывает природу, прекрасный рассветный пейзаж.
Сергей Александрович использует повторение одного и того же слова («…леса, леса…»), что является одним из признаков былинного жанра, использует уменьшительно–ласкательные формы слов, которые также относят данное произведение к былинам. Автор пишет о хвойном лесе, об озере, пишет о звуках в данный миг.
2-я часть – предыстория, экспозиция. Данная часть знакомит читателей с главными героями, с их жизнью, с их индивидуальными чертами, особенностями, чтобы в дальнейшем читателю было проще и легче понять действия героя, согласиться с его решениями, оправдать его.
8 последующих строф стихотворения являются экспозицией. Сергей Александрович вводит в произведение главных героев – лебёдушку с детками. Поэт сравнивает лебёдушку с зоренькой, такой же прекрасной, тихой и «естественной». Данная часть «спокойная» и «мягкая» по своему звучанию. Автор пишет о гармонии всего происходящего. Даже лилии «не боятся» происходящего вокруг действия, они «перешёптываются».
Также поэт пишет о материнской заботе, о материнском страхе за детей, пишет неопытности, беззащитности «малышей».
3-я часть – завязка. Данная часть повествует об имеющемся конфликте, противоречиях. К данной части можно отнести последующие 7 четверостиший стихотворения. В них поэт пишет о присутствующих в мире угрозах, которые теребят материнское сердце, не дают ему покоя, пишет о действиях матери в случае опасности, вводит ещё одно героя, точнее антигероя – молодого орла, как олицетворения всех зол.
Данные строки описывают печальный факт о том, что не всё можно предусмотреть, предугадать…
4-я часть – кульминация, наивысшая точка напряжения, когда опасения проявляются в действии, когда то, чего не желали, случается. В разбираемом стихотворении к данной части относятся 7 следующих строф.
Трагичная часть описывает нападение орла на лебедушку, описывает самоотверженность матери, которая на последнем издыхании защищала детей, описывает безжалостность орла, его кровожадность…
5-я часть – развязка. В данной части описывается исход конфликта, даже если противоречия не устранены, как в случае разбираемого стихотворения. Ведь все окружающие лебедят опасности остались, остались хищники, нападающие на выслеженную добычу, осталось неизвестное и «холодное» будущее без матери, которая была всем миром для малышей…
Литературное чтение
Лебёдушка
Сергей Есенин
Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далёкая
Лентой тёмной и широкою,
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.
У побережья зелёного,
Наклонив головки нежные,
Перешёптывались лилии
С ручейками тихозвонными.
Как и стала звать лебёдушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.
Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.
А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню весёлому.
И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебёдка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.
Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.
Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.
Но не чуяла лебёдушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча чёрная —
Молодой орёл под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
Видел он у леса тёмного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орёл со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.
Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.
Но глаза его орлиные
Разглядели степь далёкую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.
Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орёл, как точка чёрная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.
Встрепенулася лебёдушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орёл, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебёдушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слёзы горькие.
А орёл когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелёными
Хоронились лебежатушки.
|
Анализ стихотворения Есенина «Лебёдушка»
Яркий стиль произведения, датированного 1917 г., восходит к фольклорно-былинным источникам. По тем же принципам смоделирован образ лебедушки, занимающий центральное место в стихотворении. Идеальная мать, окружившая детей нежностью и заботой, пекущаяся о безопасности потомства даже на краю гибели, – символика образа белоснежной птицы трактуется в рамках традиционных мифологических установок.
Живописная картина «красной зорюшки» открывает стихотворение. Каждая из ее частей олицетворена: сосны наряжаются, камыши шепчутся, а сама зорька рассыпает «огоньки-лучи», преображающие темный ночной пейзаж. В изображении утренних сцен аккумулируется лексика с семантикой драгоценного. Сосновые ветви словно покрыты «златоткаными» накидками, капли росы отливают жемчугом, камыши склоняются над серебряной гладью воды. Нарядные, сверкающие разноцветьем детали природы призваны передать радостные ощущения, связанные с началом нового погожего дня.
Великолепную картину пробуждения завершает плавное явление главной героини, которая уподобляется «зореньке», раскрасившей весь мир сияющими оттенками. Эпизод прогулки лебединого семейства также выдержан в позитивных интонациях и сказочной стилистике.
Атмосферу ликования и беспечного веселья начинают перебивать тревожные нотки. Примерная мать «дозорит», тщательно охраняет покой беззаботно резвящихся птенцов. Поэт конкретизирует возможные источники угрозы: коршун, змея. Лебедушка учитывает перечисленные факторы, и ее семья демонстрирует готовность достойно встретить агрессора.
Как велят каноны сказочного жанра, истинная опасность подкрадывается неожиданно для «ока доблестного». Описание темного начала, способного обрушить идеальное художественное пространство, связано с семантикой непогоды: грозой, молнией, «тучей черной». Орел, неторопливо и тщательно выбиравший свою цель, слишком поздно был замечен белоснежной птицей. Моментально осознав проигрыш во времени, лебедь тратит драгоценные секунды на защиту потомства. Материнский подвиг спасает птенцов от гибели, и по этой причине за трагической сценой следует продолжение. Глубокая скорбь сменяется мыслью о вечности круговорота бытия: в завершающей строфе автор возвращается к описанию элементов пейзажа, упоминая и спрятавшихся лебедят – осиротевших, чрезвычайно напуганных, но оставшихся в живых.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
«Лебёдушка»
Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далёкая
Лентой тёмной и широкою.
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.
У побережья зелёного,
Наклонив головки нежные,
Перешёптывались лилии
С ручейками тихозвонными.
Как и стала звать лебёдушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.
Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.
А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню весёлому.
И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебёдка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.
Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.
Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.
Но не чуяла лебёдушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча чёрная —
Молодой орёл под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
Видел он у леса тёмного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орёл со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.
Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.
Но глаза его орлиные
Разглядели степь далёкую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.
Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орёл, как точка чёрная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орёл, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебёдушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слёзы горькие.
А орёл когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелёными
Хоронились лебежатушки.
Стихотворение Есенина С.А. — Лебёдушка
См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :
Ленин Еще закон не отвердел, Страна шумит, как непогода. Хлестнула дерзко з…
Лисица На раздробленной ноге приковыляла, У норы свернулася в кольцо. Тонкой…