«аллитерация»

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова — кто сознательно, кто интуитивно — часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс — стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

Аллитерация в фольклоре

Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш?))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера.))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.

Аллитерация в поэзии

Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках

В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.

постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.

Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:

Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь.

За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.

А в строчках Сергея Есенина

Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума.

за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.

А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.

И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.

Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:

Бей, барабан!Барабан, барабань. Барбей!Барбань!Барабан!

Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.

Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.

Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.

Звуковая организация литературного текста

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных и выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных , , , . Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные , помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Звукопись в прозе

Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук , звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Очевидное доминирование согласных

Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.

Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.

Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное — смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина — признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Использование аллитерации в поэзии

Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В

Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова»

Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

Аллитерация в русской поэзии

Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Слово аллитерация произошло от
средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».

Существует множество литературных и языковых терминов, значение которых нам в полной степени не знакомо. Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться с аллитерация, где ее можно встретить, чем она интересна. Для многих читателей будет открытием то, что данное явление встречается в нашей жизни более чем часто. Нередко строки с аллитерацией сочиняются на ходу теми людьми, которые имеют склонности к поэзии.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных с шипящим дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют , , , , читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. (п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной , особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком .

Чередование рычащих с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется , речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы , , .

Очевидное доминирование согласных

Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.

Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.

Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.

Аллитерация как способ организации стихотворения

Немного иным будет ответ на вопрос «аллитерация — что это?», если речь идет о других языках. В русской стихотворной традиции аллитерация хотя и является важнейшим средством достижения поэтического звучания, все же играет вспомогательную роль. В некоторых культурах аллитерация — это основной способ построения стихотворения. Например, в древнегерманской, английской и исландской поэзии до девятого века очень широко применялся аллитерационных стих. В нем не было привычной для нас рифмы, но в конце каждой строчки присутствовал четкий ритм, который задавался именно повторами согласных букв. Буквы должны были быть одинаковыми перед каждым главным ударным слогом (которых было два) в каждой строке.

Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерационные приемы
обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.

Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:

  1. «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
  2. «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
  3. «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).

Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:

  1. «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
  2. Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.

Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения
позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.

Примером могут служить такие лозунги:

  • Чупа-Чупс»;
  • «Кока-кола»;
  • «Брук-Бонд».
  • Елки-Палки».

Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения
чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их и созда­вая осо­бый эффект.

Нева вздувалась и ревела,Котлом клоко­ча и клубясь…

Подобна лилии кры­ла­той, Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное зна­че­ние.

Бей, бара­бан! Барабан, бара­бань!.. Барбей! Барбань! Барабан!

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим бара­бан­ную дробь. Этого эффек­та поэт дости­га­ет повто­ре­ни­ем зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

Били копы­та, Пели буд­то: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

В сто сорок солнц закат пылал…

Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ня, плес­нув­ши крас­ку из ста­ка­на, я пока­зал на блю­де студ­ня косые ску­лы оке­а­на.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и про­чтем:

Город во мгле засы­па­ет, Серп сереб­ри­стый воз­ник, Звездами снег осы­па­ет Твой ворот­ник.

Здесь у каж­до­го мысль дво­я­кая, Здесь, ездок, торо­пи коня. Мы прой­дем, кошель­ком не звя­кая И брас­ле­та­ми не зве­ня.

Ресницы, рес­ни­цы, скло­нен­ные ниц. Стыдливостью рес­ниц Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глу­ши Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камы­ши.

Ветер, Взморье. Вздохи вет­ра. Величавый воз­глас волн. Буря близ­ко. В берег бьёт­ся Чуждый чарам чер­ный челн.

Аллитерация

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема — наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми — в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви — поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на
, нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

В этой пословице присутствует ассонанс — повторяется гласная
.

Где он употребляется? Само слово «аллитерация» имеет латинские корни и означает «буква к букве». Это один из видов повтора звуков, а именно согласных, как правило, в начале слов. Могут повторяться и прикрепленные к согласным но вовсе не обязательно. Благодаря такому повтору можно достичь самых разных звуковых эффектов. Завывание бури, рокот волн, плеск воды, злобный хохот или слезы радости… — ни к чему сообщать о них читателю при помощи эпитетов. Достаточно использовать такой пример, как аллитерация. Примеры в стихах весьма многочисленны, правда, не стоит путать аллитерацию с другими видами повторов. Она предполагает повторение только одинаковых или похожих согласных, но не слов или словосочетаний.

Что такое аллитерация?

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами нарисовать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный эмоциональный отклик. Для этого писатели используют различные фигуры художественной речи.

Дополнительный материал
О смысле литературоведческого термина «фигура» узнаем в статье «Что такое эпифора?».

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий  — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.

Определение

Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация,  как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении  выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.

Например, читаем у Сергея Есенина:

Повтор свистящего согласного звука в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный , который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на
, нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

В этой пословице присутствует ассонанс — повторяется гласная
.

Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы.
К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?

Термины, близкие по смыслу

Аллитерация – не единственный приём, который применяют авторы при работе со звуковым содержанием текста.

В строках Анны Ахматовой «» выделяются гласные «а» и «у», передающие тоску и боль лирического героя.

Близка к указанным терминам и ономатопея – слово, заключающее в себе подражание какому-либо звуку. Так, «чух-чух» ассоциируется с движением поезда, «» – с капающей водой, «» – с ходом часов и т.д.

Среди литературных приёмов встречаются очень сложные инструменты, владение которыми означает высочайшее мастерство.

Начинающим писателям полезно обращаться к липограмме и тавтограмме для совершенствования своего навыка.

Яркими приверженцами липограммы можно считать Г. Державина и С. Довлатова. Особенно страстно это делал Гавриил, с целью показать мягкость русского языка и его изобилие. Так на свет появилось десять стихотворений в которых автор исключил согласную «р».

Пример тавтограммы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: