Введение
Верлибр (фр. vers libre) — в разной степени свободный
от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую
нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения,
для которого характерен последовательный
отказ от всех «вторичных признаков»
стиховой речи: рифмы, слогового метра,
изотонии, изосиллабизма (равенства строк
по числу ударений и слогов) и регулярной
строфики.
Вопреки распространённому
мнению, свободное стихосложение
не является новейшим изобретением, имея,
наравне с рифмометрическим, корни
в дописьменном поэтическом творчестве,
эпосе, исторических песнях, хотя и не
является прямым продолжением дописьменных
традиций. Тем не менее, для многих национальных
стихотворных традиций верлибр стал основным
способом выражения поэтического авангарда.
Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Фридриху
Гёльдерлину, Уолту
Уитмену, Стивену
Крейну, Артюру
Рембо, Жюлю Лафоргу, и др. В начале XX века он был избран в качестве основного
метода многими англоязычными поэтами,
в частности представителями имажизма. Первым термин «верлибр»
использовал Ричард
Олдингтон в предисловии к антологии
имажизма (1915).
В противоположность конвенциональным
стихам (то есть стихам, имеющим такие
обязательные признаки, как метр и
рифма или хотя бы один из них), которые
стихами записываются для выделения
метрического ряда и удобства отыскания
рифмы глазами, свободные стихи
записываются стихами для выявления
оттенков интонации, смысла, для подтверждения
или обмана читательского ожидания
(существует такой психологический
феномен). С точки зрения эстетической
конвенциональные стихи являются конкретным
выражением категории искусственности
(не следует вкладывать в это слово негативный
смысл), а свободные стихи — эстетической
категории естественности.
В целом верлибр определяют
по негативным признакам: у него нет ни
размера, ни рифмы, и его строки никак не
упорядочены по длине (смотри система
стиха ). Это означает, что можно взять
любой кусок прозы, произвольно разбить
его на строки — и в результате должен получиться
верлибр. Формально это так и есть
Но здесь
чрезвычайно важно следующее: один и тот
же кусок прозы может быть разбит на строки
по-разному, и это уже момент творчества
— сам факт этого разбиения.
Второе, что очень важно: в результате
этого произвольного разбиения появляется
феномен стихотворной строки, то есть
единицы, лишь потенциально присутствующей
в нестиховой обыденной речи. Вместе со
стихотворной строкой появляется закон
двойной сегментации, или двойного кодирования,
стихотворной речи — наложение обыденного
синтаксического разбиения на ритмическое,
которое может противоречить первому
Обычные стихи с размером и рифмой можно
записать прозой, уничтожив формальную
строку, как говорят, in continio — строка в этом
случае не уничтожится, ее концы будут
показывать рифмы и метрическая схема.
В случае верлибра это невозможно — это
стих, который определяется самим фактом
наличия «голой» стихотворвой строки
как «эквивалента метра». Двойная
сегментация речи проявляется в верлибре
прежде всего в том, что окончание синтаксических
синтагм может не совпадать с окончанием
строк, то есть возникает эффект интонационного
переноса.
верлибр
Смотреть что такое «верлибр» в других словарях:
верлибр — стих, свободный стих Словарь русских синонимов. верлибр см. свободный стих Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ВЕРЛИБР — (франц. vers libre свободный стих) форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА). Это… … Энциклопедия культурологии
ВЕРЛИБР — ВЕРЛИБР, смотри Свободный стих … Современная энциклопедия
ВЕРЛИБР — см. Свободный стих … Большой Энциклопедический словарь
Верлибр — ВЕРЛИБР, смотри Свободный стих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Верлибр — (фр. vers libre) в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности англоязычной поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен… … Википедия
верлибр — а, м., лит. Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном напевом). Верлибры Гийома Аполлинера. Синонимы:… … Популярный словарь русского языка
верлибр — а; м. Свободный стих, построенный на интонационной и синтаксической основе без учёта числа слогов и ударений в строке. * * * верлибр см. Свободный стих. * * * ВЕРЛИБР ВЕРЛИБР, см. Свободный стих (см. СВОБОДНЫЙ СТИХ) … Энциклопедический словарь
Верлибр — (франц. vers libre) то же, что Свободный стих … Большая советская энциклопедия
Исследования Юрия Орлицкого
Один из исследователей этой нестандартной формы стихосложения – Юрий Орлицкий – предлагает и дополнительное разделение верлибра. Например, на западный и восточный. В своих работах он пишет: западный верлибр отличается большим объёмом, индуктивностью и эпичностью; восточный же крайне лаконичен, стремится к минимализму. Ещё, говорит исследователь, можно разделить верлибры на «чистые» и «метрические».
Есть и ещё одна теория, которая предлагает разделить стихи-верлибры на усложнённые и упрощённые. Первые характеризуются использованием различных приёмов и фигур: внутренних рифм, анаграмматических кодов, лексического параллелизма. Упрощённые являются простыми разбитыми на строки художественными зарисовками, которые не содержат поэтических приёмов.
Что такое верлибр?
Верлибр — свободный стих, является формой поэзии, которая не использует последовательный метр, рифму или любой другой образец. Хотя он лишен обычной рифмы, ритма и метра, он по-прежнему художественно выразителен, имеет тенденцию следовать ритму естественной речи. Поскольку он не использует установленные правила, поэт может придать своему творению любую форму. Верлибр также дает большую свободу в выборе подходящих слов, не заботясь о рифме и ритме. В современной поэзии это широко используется.
В то время как примеры не рифмующейся поэзии восходят к античности, верлибр не имел заметного художественного значения до конца 1800-х годов. Первым собранием таких произведений стал сборник американского поэта Уолта Уитмена «Листья травы». Начиная с Уитмена свободная поэтическая поэзия начала процветала. Особенно в эпоху модернизма в начале двадцатого века. Среди практикующих верлибр были Гертруда Стайн («Кнопки тендера» 1914 года); Томас Стернз Элиот («Пустошь» 1922) и Эзра Паунд. Даже Роберт Фрост, знаменитый своей рифмованной поэзией, экспериментировал со свободными стихами во время своей карьеры. Такой тип стихотворений не обошел и русскую поэзию, к примеру, Александра Блока:
- Она пришла с мороза,
- Раскрасневшаяся,
- Наполнила комнату
- Ароматом воздуха и духов,
- Звонким голосом
- И совсем неуважительной к занятиям
- Болтовней.
Верлибр — один из самых простых и в то же время труднейших стихотворений. Хотя он не ограничивает поэта правилами о форме, но все так же требует усердно работать над созданием прекрасного и значимого произведения, без каких-либо конкретных указаний относительно рифмы и метра. Есть несколько советов, которые помогают в разработке собственного стиля:
- Тщательно подобранные слова могут помочь создать стихотворение, которое звучит как ситуация, эмоция или объект. Например, короткие слова с острыми согласными заставляют читателя останавливаться и двигаться в прерывистом ритме. Использовать эти типы коротких слов следует, когда хочется показать страх, гнев, новую любовь или что-нибудь, что заставляет сердце биться быстрее. Более длинные слова с мягкими звуками заставляют читателя замедляться и указывают на паузу, лень, покой и т.п.
- Аллитерация — это литературный метод, при котором первый звук в серии слов один и тот же, например, «Она осмотрела огромное окно». Используется, чтобы создать определенное настроение, чувство или звук, особенно в сочетании с тщательным выбором слов.
- Давая неодушевленному предмету человеческие качества можно вдохнуть в него новую жизнь — это персонификация.
Верлибр в России
Конечно, такая форма метрической композиции, как верлибр, имеет очень глубокие корни в русской поэзии. Но следует отличать стихи того времени от современного верлибра. Главное их отличие заключается в том, что современный стих появился на базе развитой стихотворной системы, в то время как фольклорный стих (называемый некоторыми исследователями «предверлибром») возник до формирования канонов и традиций стихосложения.
Изначально этот тип стихосложения был просто подражанием поэтов-переводчиков западным коллегам. В XIX веке такие стихи писали Тургенев и Фет. Подражанием принято считать и стихи Бальмонта и Брюсова. Первыми «чистыми» современными верлибрами можно считать стихи поэтов Серебряного века – Сологуба и Гиппиус, Цветаевой и Блока. Почти все поэты XX века использовали эту уникальную форму стихосложения.
Однако период расцвета верлибра был недолог: в 30-х годах прошлого столетия его окрестили «результатом разложения загнивающего искусства буржуазии», верлибристов перестали печатать.
Преимущества верлибра
Сегодня литературные критики в один голос утверждают – писать поэтичные и одновременно содержательные верлибры могут только поэты, наделённые исключительным даром и виртуозно владеющие языком. Конечно, работа над верлибром сложна, но в то же время писать стихи без ритма и рифмы куда интереснее. Необходимость рифмовать строки отпадает, не нужно соблюдать размер строф. Благодаря тому, что верлибр – это полный отказ от поэтических условностей, автор может создать удивительное поэтическое полотно, полное переживаний, чувств и смыслов.
Вокруг этой формы сложения стихов существует немало мифов. Вот основные заблуждения:
Верлибр — Современные стихи
ВОЗМОЖНО
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 9
Верлибр
Как ни странно, своё счастье мы не всегда замечаем. |
Читать онлайн |
НА УЛИЦЕ ВЕСНА
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 6
Верлибр
Хочется радоваться весне. |
Читать онлайн |
НАПРОТИВ МЕНЯ
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 18
Верлибр
Я не вернусь к прошлым чувствам. |
Читать онлайн |
РАСТЕРЯННОСТЬ
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 9
Верлибр
Когда отвернулись все, кто мог это сделать. |
Читать онлайн |
ГУЛЯТЬ ПОД ДОЖДЁМ
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 8
Верлибр
Порою прогулка под дождём полезна. |
Читать онлайн |
НЕНАВИСТЬ
07.05.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 8
Верлибр
И так бывает, что ненавидят родные люди. |
Читать онлайн |
СВОИ СТИХИ
21.03.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 17
Верлибр
Люблю свои стихи. |
Читать онлайн |
ХОЛОД И РАНЫ
21.03.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 25
Верлибр
Замёрзла от людей. |
Читать онлайн |
БУМАЖНЫЕ САМОЛЁТИКИ
21.03.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 22
Верлибр
Многие по детству любили запускать самолётики… |
Читать онлайн |
ЖИВЁМ
21.03.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 20
Верлибр
Мы не умеем порою нормально жить. |
Читать онлайн |
ПЬЯН
21.03.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 24
Верлибр
Мы сами себя меняем, и мало кто может на это повлиять. |
Читать онлайн |
ОНА КУРИТ И КОЛДУЕТ…
18.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 34
Верлибр
Сложно прожить жизнь и оставаться неозлобленным человеком. Как считаете? |
Читать онлайн |
ПОЩЁЧИНА
18.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 27
Верлибр
Есть стихи, которые очень неудобны даже для меня, но какая-то высшая сила как будто велит их написать, требует, потому что прожила их внутренне. |
Читать онлайн |
КОЛЕЯ
18.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 26
Верлибр
Каждый идёт там, где ему удобно. |
Читать онлайн |
ВЗРОСЛЕЮТ…
18.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 29
Верлибр
Дети взрослеют,и они такие, какие есть. |
Читать онлайн |
Скоро март
16.02.2023
Элла Чернышова
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 71
Верлибр
лирический экспромт |
Читать онлайн |
О ЧЁМ-ТО, ЧЕМ-ТО
03.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 21
Верлибр
Чем живём? |
Читать онлайн |
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
03.02.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 24
Верлибр
Что для нас святое? |
Читать онлайн |
***ЧПК
16.01.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 60
Верлибр
Рождение книги — тяжёлый труд. |
Читать онлайн |
В СОЧЕЛЬНИК
16.01.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 49
Верлибр
Накануне Рождества. |
Читать онлайн |
РИСУНОК НА СТЕКЛЕ
16.01.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 20
Верлибр
А вы обращаете внимание на рисунки мороза на стекле?
Читать онлайн |
К РАЗМЫШЛЕНИЮ
16.01.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 24
Верлибр
Хочется много молчать, потому что сказать могу много грязи. |
Читать онлайн |
ПЛАНЫ?
16.01.2023
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 43
Верлибр
А у вас есть планы? |
Читать онлайн |
Так легче
04.01.2023
Anny Bad
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 31
Верлибр
размышления и переживания |
Читать онлайн |
ВЛЮБЛЯТЬСЯ!
31.12.2022
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 40
Верлибр
Даже если это и ошибочно, не бойтесь влюбляться. |
Читать онлайн |
ОБА
31.12.2022
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 26
Верлибр
Что же может соединить двоих? |
Читать онлайн |
ДРОБИ
31.12.2022
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 33
Верлибр
Что-то увеличивается за счёт того, что где-то что-то дробится. |
Читать онлайн |
ПУСТЬ
31.12.2022
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 34
Верлибр
Пусть будем мы… |
Читать онлайн |
ОТ ЧЕГО УХОДИЛА…
31.12.2022
Ekaterina Fursova
0 (0) ком-ев
Лайков: 0
Просмотров: 23
Верлибр
По кругу, по спирали. |
Читать онлайн |
ПЛЮС С МИНУСОМ
Верлибр: примеры стихов
Великолепные верлибры вышли из-под пера Марины Ивановны Цветаевой. Отдельно стоит отметить цикл 1916 года «Голуби реют серебряные». Но самый известный верлибр поэтессы – чувственный, беззащитный и нежный стих «Я бы хотела жить с вами»:
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –Флейта,И сам флейтист в окне,И большие тюльпаны на окнах.И, может быть, Вы бы даже меня не любили.
Не менее ёмкие верлибры писал и Владимир Петрович Бурич – теоретик и пропагандист этой стихотворной формы:
Королева русской поэзии Анна Ахматова также обращалась к форме верлибра. Именно верлибром написана глава из её тяжёлой поэмы «Реквием». Стихи, лишённые рифмы и изысков, смогли максимально точно передать те страшные события.
Чтобы познакомиться с поэтами-верлибристами, стоит прочесть «Антологию русского верлибра», заново перечитать сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Александра Блока и других поэтов Серебряного века.
Что такое белый стих?
Белый стих — это поэзия, написанная точным метром, почти всегда пятистопным ямбом без рифмы. Когда стихотворение написано в таком стиле, это означает, что в каждой строке содержится пять ямбов, тойсть две пары слогов с подчеркиванием второго слога. Этот тип стихотворений содержит последовательный метр с 10 слогов в каждой строке. За безударными слогами следуют ударные, следовательно, он содержит пять ударных слогов.
Белый стих считается одной из самых распространенных и влиятельных форм в английской поэзии. Генри Говард граф Суррей, считается первым поэтом, использовавшим белый стих в английской литературе. Этой формой пользовались многие выдающиеся писатели, такие как Джон Милтон, Уильям Шекспир, Кристофер Марлоу, Джон Донн и Джон Китс. В русской литературе почти все поэты, такие как Иосиф Бродский и Александр Блок, писали белые стихи во время «серебряного века». К примеру, белый стих Анны Ахматовой, в котором прослеживается ритм, но рифма отсутствует:
- Божий Ангел, зимним утром
- Тайно обручивший нас,
- С нашей жизни беспечальной
- Глаз не сводит потемневших.
- Оттого мы любим небо,
- Тонкий воздух, свежий ветер
- И чернеющие ветки
- За оградою чугунной.
- Оттого мы любим строгий,
- Многоводный, темный город,
- И разлуки наши любим,
- И часы недолгих встреч.
Популярность в западной поэзии
Благодаря французским символистам и немецким предромантикам, верлибр в XX веке стал главным методом сложения стихов в западной поэзии. Он практически вытеснил привычный силлабо-тонический стих. Объяснить такую популярность этой формы просто: дело в том, что европейские языки можно отнести к аналитическим языкам. Главное их отличие от языков синтетических заключается в бедности флексий (окончаний, суффиксов). Проще говоря, рифмовать на аналитических языках гораздо сложнее.
Ещё одним фактором, который привёл к переходу от рифмованных стихов к верлибру, можно назвать социальные причины. Так, основоположник верлибра Уолт Уитмен, утверждал: для своих идей – зачастую революционных и нестандартных – ему нужна и революционная форма стихосложения. Свободный стих подходит для этого как нельзя лучше – он избавлен от излишней вычурности и нарочитой красивости, не следует суровым поэтическим правилам, а потому дарит поэту новые возможности!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Тема верлибра даже сегодня остаётся малоизученной в русской филологии. Дискуссии, касающиеся этой необычной формы стихосложения, практически не стихают. Свободных стих, как ещё называют верлибр, до сих пор не имеет чёткого определения. И это несмотря на то, что он имеет более чем вековую историю и тот факт, что к этой форме обращались практически все известные поэты прошлого столетия! Предлагаем поговорить о том, что это – верлибр, как появилась эта форма, какие изменения претерпела. Кроме того, мы дадим несколько советов о том, как написать такое стихотворение.
Чем отличаются верлибр и белый стих?
Рассматриваемые стихи явно имеют несколько различий. Белый стих и верлибр — две важные отрасли в поэзии. Белый относится к стихам, написанных в регулярных метрических, но не стихотворных строках. Верлибр относится к открытой форме поэзии, которая не имеет ни ритма, ни рифмы. Следственно, основное различие между верлибром и белым стихом состоит в том, что первый не написан в последовательных образцах метра, рифме или любом другом созвучном образце, тогда как второй создается в регулярных метрических образцах.
Белый стих связан почти всегда пятистопным ямбом. Это была чрезвычайно популярная форма для поэзии английского языка на протяжении веков, от Шекспира и Милтона до Элиота и Фроста.
Верлибр также существовал на протяжении веков, но он достиг известности в течение девятнадцатого века и остается таковым по сей день. Он не связан правилами рифмы и метра, хотя строки свободных стихотворений могут чередоваться с более формально структурированными линиями.
Белый стих:
- Написан в правильной метрической схеме.
- В основном использует пятистопный ямб.
- Стал популярным после 16-го века.
Верлибр:
- Не написан в регулярной метрической схеме.
- Не следует пятистопному ямбу.
- В основном используется в современной культуре.
Поэты, которые пишут стихи сегодня, обычно не обременены правилами рифмы или метра. Это делает свободный стих более популярным, чем когда-либо, но многие из этих свободных стихов имеют больше структуры, чем кажется на первый взгляд.
История появления
Следует отметить, что такая стихотворная форма, как верлибр, могла появиться только в той стране, где система стихосложения достигла пика своего развития. В XIX веке такими государствами были Франция и Германия, а в начале XX – Англия и Россия.
Сам термин «верлибр» в европейской поэзии появился благодаря английскому поэту и писателю Ричарду Олдингтону и сторонникам литературного течения под названием «имажинизм». В 1914 году Олдингтон назвал этим словом творчество таких имажистов, как Ф. Флинт, Х. Дулитл, Т. Хьюм и Э. Паунд. Кроме того, Ричард отметил, что верлибр – это не просто стихотворение без чёткой рифмы. Он назвал этот вид сложения стихов наивысшей формой поэзии. Верлибр, утверждал Олдингтон, позволяет автору передать словами все свои чувства.
В заключение
Как видно, хотя многие словари очень четко определяют верлибр, над дефиницией этого стиха продолжают дискутировать многие литераторы. Произведение-бунтарь, выходящее за рамки и ограничения, — оно идеально для выражения хаотичных мыслей, которые не так-то легко сложить в рифму. А когда в рифму складывать и не хочется — тем более.
Верлибр — это то, что очень хорошо показывает, что поэзия — гораздо более многогранная вещь, чем думается вначале многим. И поэт — это состояние души, а не просто умение подобрать к слову рифму. В конечном итоге, мир эволюционировал настолько, что за людей это могут делать машины. Но делается ли от этого компьютер поэтом? Что же. Риторический вопрос, разве нет?
Заключение
На первый взгляд, писать
стихи верлибром проще простого.
Не требуется тщательно подбирать
рифмы, желательно, незатасканные, не надо
мучительно биться над попаданием в
размер. Верлибр освобождает от всего
этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует
от автора труднейшей работы над образностью.
Любая фальшь и пафос высвечиваются в
верлибре, словно прожектором. Некоторые
исследователи считают верлибр мостиком
между поэзией и прозой, органичным слиянием
этих двух литературных разделов. Верлибр
— это поэзия в высшем ее проявлении, с
одной стороны не ограниченная рамками
размера и рифм, а с другой — опоэтизированная
проза, подчиняющаяся уже законам поэтики,
отказавшаяся от целостности прозаического
текста.
Разбивание поэтического текста на сегменты,
гипнотизирующие читателя повторами,
на акценты, смещение которых в любую сторону
ведет к смысловому искажению стихотворения.
Я уже писал о том, что хокку в его «европеизированном
варианте» воспринимается именно как
верлибр. Действительно, если попробовать
написать хокку в одну строку, то теряется
их очаровательная поэтика. То же самое
происходит и с верлибром. Как и хокку,
верлибр часто афористичен и практически
всегда метафоричен.
Как и классическая поэзия,
верлибр требует очень виртуозного
владения словом. Свобода от размеров
и рифм не означает отказа от собственно
поэтики, просто эта поэтика уходит
в подсознание как автора, так и читателя.
Заблуждением является мысль, что верлибр
— новейшее слово в поэзии. Корни его уходят
очень глубоко, для примера можно привести
строки, известные очень многим, но не
воспринимаемые именно как поэтический
текст.
Можно сказать, что верлибр
— это испытание свободой, но отважиться
на такое испытание очень непросто, поскольку
грань, отделяющая верлибр от простого
набора слов и фраз очень тонка, и не переступить
эту грань дано не каждому.