Анализ стихотворения «когда на меня навалилась беда» к. кулиева

«когда на меня навалилась беда…» кайсын кулиев: читать текст, анализ стихотворения

Каким бы малым ни был мой народ.

Каким бы малым ни был мой народ, Он всё равно меня переживёт, И будет жив мой край, гнездо в котором И белый голубь вьёт, и чёрный ворон.

Я верую, что будет жить, как жил, Мой малый род, чьё мужество, бывало, И мужество и силу возвращало Мне, потерявшему остаток сил.

В долинах будет созревать пшеница, Как прежде, будут пахари трудиться, И будет в небесах всходить луна, И зимними ночами будет сниться Уставшим людям близкая весна.

И пусть потом иные песни сложат, Но всё же люди, прошлое ценя, Те песни тоже будут петь, быть может, Что пели и при мне и до меня.

И что с тобой, народ мой, ни случится, Я знаю, будет жив язык родной, В звучании которого продлится Моя судьба и век недлинный мой.

С тобою, мой народ, должник твой вечный, Ни дня я в жизни не был одинок И сотворил за век свой быстротечный Хоть и немногое, но всё, что мог.

Размышляем о прочитанном

1. Стихотворение Кайсына Кулиева о Родине начинается словами «Когда на меня навалилась беда. ». Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?

2. Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду?

3. Какой художественный приём использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»?

4. Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?

5. Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

Творческое задание

Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Предварительный просмотр:

Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА».

К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

Цель : познакомить с творчеством татарского поэта Г. Тукая и балкарского поэта К. Кулиева, а также с художественными особенностями их произведений.

ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК, ПОРТРЕТЫ ПОЭТОВ

2.Проверка д.з. Чтение наизусть стих.

3. Изучение нового материала. 1 . Работа с учебником (стр. 169- 170)

о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая .

1 Где родился Габдулла Тукай? // Казанская губерния.

2.Рассказать о детстве мальчика. // в 3 года остался сиротой, рос в чужих семьях .

3. Когда он переехал в Уральск?// в 9 лет его забрали дальние родственники.

4.Где училсяТукай? // медресе в русском классе. В 19 лет закончил медресе.

5. О чем поэма-сказка «Шурале»? // о молодом джигите, кот. побеждает лешего .

4.Чтение статьи о жизни и творчестве балкарского поэта Кайсына Кулиева ( стр.172-173).

5.Беседа о поэте.

1 Где родился Кайсын Кулиев? // в ауле Эл-Тюбю, в семье скотовода и охотника.

2. Где учился Кайсын Кулиев? // в 18 лет он приезжает в Москву и поступает в Институт театрального искусства. (ГИТИС), вечернее отделение Литературного института.

3. Когда вышел его первый сборник? // в 1940г. Под названием «Привет, утро»

4.Рассказать о Кулиеве на войне. // с первых дней войны. В 1944г демобилизовался, но домой вернуться не смог, т.к. его народ был выслан в Среднюю Азию.

5. Удается ему вернуться на Родину? // в 1956г вернулся.

6. Выразительное чтение и анализ произведений поэтов.

– Какова основная тема произведения «Родная деревня» Г. Тукая?

– Какие чувства автора прослеживаются в стихотворении?

– Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю?

– Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете: почему?

– В стихотворении «Книга» поэт описывает жизненные обстоятельства, в которых книга помогает человеку. Каково ваше мнение: действительно книга способна помочь?

– Какие эпитеты использует поэт в своем произведении?

– Как вы поняли основную идею стихотворения Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда…»?

– Почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины?

– Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду?

– Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»? (Олицетворение.)

– Какие качества родного народа К. Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение?

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание : подготовить развернутый ответ на вопрос 5(с. 175) – Почему поэт считает себя вечным должником своего народа?

Открытый урок литературы в 6 классе К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».

Открытый урок литературы в 6 классе

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда. », «Каким бы ни был малым мой народ. ».

Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.

Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в сравнении с самобытными поэтами.

Задачи урока:

Образовательные

Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.

Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве.

Формирование умения анализировать стихотворный текст.

Воспитательные

Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.

Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России

Развивающие

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Обогащение словарного запаса.

Терминология, национальные понятия:

Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания).

Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»)..)

Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )

Смежная рифма ( первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема ААВВ ).

Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда. )

Карточки с заданием.

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Давайте начнём нашу работу на уроке.

II.Проверка домашнего задания:

– На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения, и вы учили их дома наизусть. Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в них (2-3 человека читают наизусть и коротко говорят о теме стихотворения)

Творчество К.Ш. Кулиева.

Каркусов Алан познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева ( Оценка )

Вопросы классу

Где родился К.Кулиев? Родился он на Кавказе: в ауле Верхний Чегем, в Чегемском ущелье,

-Как назывался первый сборник поэта?

– Какие темы избрал для творчества?

Подготовленные ученики читают стихотворения.

«Когда на меня навалилась беда…»

-Какую роль родной край сыграл в жизни героя?

– избавляет от бед и переживаний, врачует душу…

-Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.

– Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).

-Почему автор одушевляет природу родного края?

– Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают».

«Каким бы малым ни был мой народ»… (читает 1 ученик)

-Какую мысль автор хочет донести до читателя?

– неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.

-Приведите примеры из текста стихотворения.

V. Слово учителя.

Томара Залиханова- первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери поэта- Жанны.

Макка Дахкильгова – вторая жена К. Кулива- мать Эльдара, Алима и Азамата.

Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества. Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата- младшего сына поэта.

Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике.

Кулиев Эльдар Кайсынович — сын , кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.

Кулиев Алим Кайсынович — сын , советский и американский актёр театра и кино, режиссёр. Живёт и работает в США

Кулиев Азамат Кайсынович — сын , художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.

Кулиев Ахмат Кайсынович — сын , кандидат экономических наук. Живет и работает в городе Нальчике.

VI. Оценки. Подведение итогов.

VII. Релаксация выберите себе кружок зеленого цвета, если вы узнали новое на уроке, желтого – узнали немного, красного ничего не узнали.

VIII. Домашнее задание: – Давайте запишем домашнее задание. Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.

IX. Спасибо за работу! До свидания!

1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г.

2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г.

3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия Габдуллы Тукая».

4.Фонохристоматия «Литература» 6 класс

5.Из воспоминаний Марьям Жумакуевны Элекуевой- племянницы К.Ш. Кулиеава (моей мамы).

28.04.2020

Кулиев К. “Когда на меня навалилась беда”

Главные герои стихотворения “Когда на меня навалилась беда” и их характеристика

  1. Автор. Поэт-романтик. Лирический герой. Патриот своего края.

План пересказа стихотворения “Когда на меня навалилась беда”

  1. Беда
  2. Предложение воды
  3. Слова выси
  4. Шуршание дороги
  5. Снега гор
  6. Луга
  7. Облегчение
  8. Рай

Главная мысль стихотворения “Когда на меня навалилась беда”Нет в мире места краше родного дома.

Чему учит стихотворение “Когда на меня навалилась беда” Стихотворение учит любить родную землю, родной дом. Учит любить природу родного края. Учит помнить о своих корнях. Учит искать утешения и поддержки в своей семье, у своих близких.

Отзыв на стихотворение “Когда на меня навалилась беда” Мне очень нравится это стихотворение о родном доме. Поэт очень красиво и образно описал ту поддержку, которую чувствует от родных мест, от родного неба, дорог, гор, лугов. Общение с родной природы утешает его, смягчает горе, точно также как и любого другого человека.

Анализ стихотворения “Когда на меня навалилась беда” Стихотворение было написано Кайсыном Кулиевым в 1967 году. По жанру это пейзажная и патриотическая лирика. Начинается стихотворение с тревожной нотки, поэт признается в том, что с ним случилась беда. Но далее настроение стихотворения меняется. Поддержка, которую получает поэт от природы родного края, облегчает его страдания. Он уже не чувствует себя одиноким, его горе растворяется в красоте родной природы. Эта природа кажется поэту живой, живым представляет он все что его окружает. И заключение стихотворения звучит торжественно и радостно, поэт понимает, что настоящий рай здесь, у него дома, на Родине. И это главный вывод стихотворения. Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Когда на меня навалилась беда” Эпитеты: отчему краю, горному склону, голубые снега, родимого края. Метафоры: навалилась беда, отдай боль, растает тревога. Олицетворения: сказала вода, сказала высь, шуршала дорога, гора шептала, поманили луга.

Пословицы к стихотворению “Когда на меня навалилась беда” Дома и стены помогают. Мой дом – моя крепость. Нет в мире краше Родины нашей. Родной край – сердцу рай. Где родной край, там и рай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Когда на меня навалилась беда” На поэта навалилась беда, но он был на Родине. Вода попросила отдать ей боль, небеса предложили удалить тревогу, дорога обещала спокойствие. Горы предложили взглянуть на снега, луга предложили прилечь в траву. Поэт прилег и ему действительно стало легче. Автор понял, что ему не нужен рай, ведь он обрел его в родных местах.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Когда на меня навалилась беда”

Читать стихотворение “Когда на меня навалилась беда” Когда на меня навалилась беда И шел я по отчему краю, «Отдай свою боль мне»,— сказала вода, По горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам, И в сердце растает тревога». «Спокойно иди, я тебя не предам!» — Тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега»,— Чуть слышно гора мне шептала. «Приляг на траву»,— поманили луга. Прилег я, и легче мне стало.

И стало все просто, и понял я вдруг — Иного не надо мне рая,— А только б дорога, да речка, да луг, Да небо родимого края,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: