Конспект урока по литературе на тему в.а.жуковский анализ стихотворения “море” (9 класс)

Анализ стихотворения жуковского песня сочинения и текст

Сюжет

Стихотворение начинается с описания царскосельского сада.

Затем наблюдатель обращает взор к памятнику Екатерине и вспоминает легендарное Чесменское сражение, определившее победный исход русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Славные полководцы екатерининских времён вызывают в его памяти не менее значимые события ближайшего прошлого.

Только что отгремела война с Наполеоном, поработитель мира бежал из разорённой Москвы, а император Александр был встречен освобождённой Европой как победитель и миротворец.

Стихотворцы воспели славные дела русских воинов и государей, а о будущих победах ещё возвестит вдохновенная лира Жуковского.

Поэмы Жуковского

Тридцатые года ознаменованы активной деятельностью Жуковского как переводчика. А выбор пал на поэмы Шиллера «Кубок» и «Шильонский узник» Байрона.

Известность ему, как автору поэм, принесла его «Светлана»

Написана она в контексте фольклорных традиций, на которые Жуковский всегда обращал внимание при написании многих произведений, особенно сказок


Книга построена на обряде гаданий у девушек. Как известно, предсказание – это тот обычай, который не приветствуется церковью. А будучи человеком верующим, Жуковский не преминул возможности высмеять суеверность и наивность девушек. Вопреки вещему сну, возлюбленный возвращается к Светлане живым, чтобы повести ее под венец.

Вне зависимости от того, какие произведения писал Жуковский, отрицать его вклад в российскую поэзию было бы глупо. В каждом жанре он изобрел нечто новое, что потом дало старт творчеству многих поколений поэтов.

Василий Жуковский. Последние годы

С 40-х годов поэт вместе с супругой постоянно проживает в Германии, на что он получил императорское разрешение. Все гонорары за его произведения, жалованье и пенсия перечисляются ему в Германию. Большую часть своего времени он посвящал семье, но все же находил время и для новых переводов.

В 1851 году один глаз Жуковского совершенно ослеп, поэт не мог более писать и читать при свечах. Также обострились и другие его заболевания. Василий Андреевич страстно мечтал еще раз попасть в Россию, и уже запланировал поездку на весну 1852 года, но 12 апреля он скоропостижно скончался. Похоронили его на загородном кладбище Баден-Бадена, в склепе, стены которого украсили строчки его стихотворений. В августе того же года останки кремировали, и слуга Жуковского перевез его прах в Санкт-Петербург, где 24 августа прошло повторное захоронение.

Санкт-Петербург. Александровский сад, Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. С. Лытков) смотрит на Дворцовую площадь. Автор Андрей Бутко

(«Раз в крещенский вечерок…»)

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:
За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окномСлушали; кормили
Счетным курицу зерном;Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Тускло светится лунаВ сумраке тумана —
Молчалива и грустнаМилая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?Вымолви словечко;
Слушай песни круговой,Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцомПри святом налое“».

— «Как могу, подружки, петь?Милый друг далёко;
Мне судьбина умеретьВ грусти одинокой.
Год промчался — вести нет,Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,Ангел-утешитель».

1811

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с. 67 (вся баллада), с подзаголовком: «(Ал. Ан. Пр…вой)», подпись: В. Ж. Печатается по изданию «В. А. Жуковский, Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия», 1956, с. 291. В песенниках — с 1850-х годов («Новейший песенник…», СПб., 1853, ч. 1) до 1916 г. Музыка Жучковского («Лирический альбом на 1832 год»), Варламова, Гинзбурга; ко всей балладе — Ю. Арнольда, А. Плещеева (первый опыт музыкальной баллады), Воротникова. Проникло в лубок (Бюллетени Государственного литературного музея, № 4. Лубок. Часть 1. Русская песня. Составил и комментировал… С. А. Клепиков, М., 1939, с. 124). Иногда пелась только 1-я строфа. Ал. Ан. Пр…ва — А. А. Протасова (в замужестве — Воейкова), племянница Жуковского, которой стихотворение посвящено по случаю ее свадьбы.

«Песня (Когда я был любим…)» В.Жуковский

«Песня» Василий Жуковский

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила. Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный: Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья В обитель нищеты рука моя несла. Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья! Ах! благостью моей любовь твоя была!

Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»

Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и везде сопровождать царскую семью, что ставило крест на личной жизни поэта. Впрочем, романтические увлечения были и у Жуковского, хотя свои отношения с придворными дамами он старался не афишировать. Тем не менее, любовная лирика этого периода богата стихами-признаниями, одним из которых является «Песня», созданная в 1806 году.

Кому именно адресовано это произведение, история умалчивает. Однако очевидно, что к этой особе Жуковский питал самые нежные и возвышенные чувства. Именно любовь вдохновила поэта не только на написание этого стихотворения, но и стала смыслом его жизни, о чем он открыто признается, утверждая: «Счастием моим любовь твоя была!». Из контекста произведения становится ясно, что по какой-то причине пара рассталась, но сам Жуковский продолжает любить свою избранницу и страдает от того, что не может рассчитывать на взаимное чувство. «Когда я был любим, тобою вдохновенный, я пел, моя душа хвалой твоей жила», — отмечает поэт. При этом он сокрушается, что все это осталось в далеком прошлом, и будущее представляет автору унылым, лишенным смысла и творческого вдохновения.

Ту, кому адресованы эти строки, Жуковский считает не только музой, но и своим ангелом-хранителем. Лишь ради нее поэт старался быть лучше и чище душой, стремился совершать благие дела во имя любви, а также мог похвастаться особой щедростью, которая свойственна по-настоящему счастливым людям. Теперь же все изменилось, и Жуковский о. Его самые светлые и чистые побуждения оказались невостребованными, потому как совершать геройские поступки больше не для кого. Сожалея и словно бы оправдываясь, поэт констатирует: «Благостью моей любовь твоя была!». Таким образом, автор утверждает, что это чувство способно изменить любого человека в лучшую сторону. Однако если любовь уходит, то жизнь теряет свой смысл, становится обыденной и лишенной радости.

Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.

Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»

Стихотворение «Вечер» было написано в 1806 году, когда В.А. Жуковский, окончив учебу в Московском пансионе, пребывал в селе Мишенском. Биографы утверждают, что данное произведение – одно из самых замечательных описаний села. Тихие картины природы очаровывали поэта, подталкивали его к раздумьям над жизнью. Это настроение отразилось и в стихе «Вечер». Произведение относится к жанру элегии, тема его – вечер на селе, дружба, течение жизни человека. Автор показывает красоту вечерней природы, которая завораживает его своей неспешностью. Также он доносит идею скоротечности времени, уносящего за собой близких людей.

Центральный образ произведения – лирический герой, который являет одно целое с автором. Сначала он любуется вечерними пейзажами, поэтому первые куплеты наполнены сладостными нотками. Постепенно лирического героя охватывает грусть: он предается воспоминаниям. На момент написания стиха «Вечер» Жуковский был в достаточно молодом возрасте, но лирический герой говорит о том, что его «весна» уже скрылась. Вместе с юными годами «потерялись» и друзья, о чем сожалеет герой.

Среди «потерянных» близких друзей автор выделяет одного, который умер в молодом возрасте, на что указывает фраза «гроб» безвременный. О втором товарище автор замолкает на полуслове. Далее он успокаивает себя тем, что каждый должен идти своей дорогой, храня в сердце «незабвенных». В конце стихотворения лирический герой позволяет себе рассказать о собственной судьбе. Здесь выражается мысль о единстве природы и человека, природы и поэта. Последний куплет выражает мысль о том, что человек не может знать, сколько ему отведено.

Особую роль в произведении играют пейзажи, образующие живописную панораму, гармонизирующую с настроением лирического героя. В.А. Жуковский сразу настраивает читателя на спокойный лад, отображая ручей, тихо катящий воду. Картина насколько прекрасна, что достойна благодатной музы. Автор своим взором охватывает все детали: поля, рощи, зеркала воды, стада, рыбака, пловцов и «ортаев». Из этой мозаики складывается целостный идиллический сельский пейзаж. Природа раскрашена золотистыми и багряными цветами, наполнена приятными звуками, что помогает создать настроение, подталкивающее к розмыслам над вечным.

Для раскрытия темы и донесения идеи в стихотворении «Вечер» использовано множество эпитеты («светлый песок», «муза благодатна», «юные розы», «гибкая ива»), метафоры («рощи спят», «восточных облаков хребты воспламенились»). Произведение изобилует риторическими восклицаниями и обращениями, с помощью которых выражается весь спектр чувств лирического героя и автора.

Композиция стихотворения проста. Оно состоит из 23 катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием. Особенности строения обеспечивают плавность ритма, что созвучно идее и общему настроению стихотворения В.А. Жуковского.

Произведение «Вечер» — прекрасный образец жанра элегии, гармоничного сплетения пейзажного, интимного и философского пластов лирики.

Анализ баллады Жуковского «Светлана» Анализ стихотворения Жуковского «Море» Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» Анализ стихотворения Жуковского «Жизнь»

Характеристика персонажей

В стихотворении четко видно противопоставление лирического персонажа и природы. Они и выступают главными героями произведения.

Поэт растерян, он в отчаянии пытается найти метод выражения своих чувств, такой, чтобы мог донести всю их глубину и многогранность. Автор испытывает очень сильное вдохновение и желает выразить свои мысли, но в мире все еще нет подходящей для этого формы. Невыразимость не дает покоя персонажу.

Василий Андреевич описывает состояние вдохновения главного героя как болезненное чувство и великое виденье. Персонаж обеспокоен невозможностью передать свое состояние, из-за этого ему приходится переживать внутренний конфликт. Лирический герой испытывает противоречивые чувства, ведь он находится в поиске возможного способа быть услышанным и понятым. Но состоянию, которое бушует у него в душе, невозможно подобрать какое-либо название. То волнение, что томится в груди, неподвластно искусству.

Природа в произведении величественная и неповторимая, она вызывает у лирического героя только восхищенные чувства. Поэт воспевает природу и относится к ней с большим уважением, говорит о ее безграничной красоте.

Он утверждает, что человек еще не придумал такие слова, которыми он смог бы достойно описать ее волшебные пейзажи. Поэт опечален тем, что человеческий язык несовершенен и очень скуден на эмоции.

По убеждениям Жуковского, человек не в силах рассмотреть всю прелесть природы. Он способен довольствоваться лишь малой ее частью, ведь не умеет нарисовать полноценную картину мира из ее отдельных частичек, совершенно не связанных между собой. Только человек, посвящающий себя творчеству, способен увидеть вокруг намного больше, чем остальные, и благодаря этому он может писать стихи.

Основная мысль произведения

Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.

Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.

Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.

И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.

Признание

В 1806 году, когда была объявлена война Франции, вполне возможно было вторжения врага — к этому начали готовиться. Жуковский, по совету товарища, написал «Песнь барда», которую собственноручно отвез в Москву, в редакцию «Вестника Европы».

Публикация стихотворения сделала Жуковского настолько популярным, что он тут же стал знаменитостью. Его останавливали на улицах, чтобы пожать руку и поприветствовать. Таким образом, литературный талант Василия Андреевича, наконец, был всеми признан. С января 1808 года он был назначен главным редактором журнала «Вестник Европы». Это время активного творчества в разных жанрах.

Первая книжка «Вестника Европы», издаваемого В. Жуковским. На обложке — изображение Марка Аврелия

Василий Жуковский — сложности рождения

Мать-турчанка

Обстоятельства появления на свет Василия Андреевича могли бы стать основой для целого романа – настолько запутанными и непростыми они были. Его отцом был секунд-майор императорской армии Афанасий Иванович Бунин. Офицер проживал в Тульской губернии вместе со своим семейством: супругой Марией Григорьевной и детьми. К 1770 году у них родилось уже одиннадцать детей, но шестеро умерли в раннем возрасте.

И вот в 1770 году товарищ Афанасия Бунина по службе подарил ему двух турчанок, взятых в плен при штурме одной из турецких крепостей. Это были сестры Фатьма и Сальха, первой едва исполнилось 11, а второй – 16 лет. Через год младшая из сестричек умерла, а старшую крестили, дав ей имя в православии Елизавета Дементьевна Турчанинова, а крестной матерью ей стала Мария Григорьевна Бунина.

Елизавета Дементьевна Турчанинова – мать в. А. Жуковского. Рис. В. А. Жуковского. Иллюстрация к книге Афанасьева Виктора  Васильевича  «Родного неба милый свет…»

Лирический герой

Лирический герой выглядит «взрослее» автора стихотворения, тем не менее, поэт говорит от первого лица. Это его глазами описаны великие события русской истории, вдохновляющие его победы русского оружия.

Повествование эмоционально окрашено, оценочно. Поэт всем сердцем отзывается на эхо событий 12-го года, быть участникам которых ему не довелось:

Края Москвы, края родные, Где на заре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед, И вы их видели, врагов моей отчизны! И вас багрила кровь и пламень пожирал! И в жертву не принес я мщенья вам и жизни; Вотще лишь гневом дух пылал!..

Вариант №2

Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.

Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».

В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.

Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.

Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.

Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.

С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей. Тем не менее, ни одна из них не является лишней. Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.

Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший. Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки. И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.

И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.

Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.

Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.

Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.

Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.

Кратко по плану читать 9 класс

О чем произведение?

Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня. Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить. Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением. Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части. Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру. Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете. В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.

Это интересно: 275,Анализ стихотворения Бунина Небо: описываем подробно

Смерть

Василий Андреевич Жуковский долгое время проживал в Баден-Бадене. В 1851 году к нему пришла болезнь. Один глаз писателя перестал видеть, поэтому творцу рекомендовали проводить больше времени в темной комнате. Несмотря на проблемы со здоровьем, Василий Андреевич страстно желал вернуться на родину – в Россию. Поддерживали в этом писателя Чаадаев и Гоголь.


Могила Василия Жуковского

14 июля 1851 года семья Жуковских должна была отправиться в путь, но этого не произошло, так как у мужчины воспалился глаз. Самостоятельно писать и читать Василий Андреевич не мог. Литератору помогали супруга и камердинер. Состояние здоровья Жуковского стремительно ухудшалось, поэтому автор стихов и баллад просит приехать в Баден Вяземского.

Окончательно слег Василий Андреевич после смерти Гоголя. А 12 апреля 1852 года не стало самого писателя. Автор сказок «О царе Берендее» и «Спящей царевне» был похоронен в специальном склепе, на стенах которого высекли строчки его стихотворений. Зная любовь писателя к России, в августе 1852 года камердинер перевозит прах Жуковского в Петербург. Сейчас могила поэта, переводчика и учителя находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от могилы Н. Карамзина.

Влияние Жуковского на наследника престола

Конечно же, поэт отдавал себе отчет, что эта служба накладывает на него колоссальную ответственность: и перед маленьким Сашей, и перед большим государством. Он старался через все обучение протянуть красную нить мысли: «Где правитель любит народное благо, там и народ любит власть правителя». Многие считают, что именно влияние Василия Жуковского сформировало Александра II таким государем и человеком, что в народе его прозвали «царем-освободителем». Так что прекращением существования крепостного права в 1861 году русский народ отчасти обязан и Василию Андреевичу Жуковскому.

Портрет Александра II кисти Джорджа Доу, 1827 год

Его служба придворным учителем закончилась через 12 лет, с достижением цесаревичем совершеннолетия. В качестве подарка своему именитому ученику Жуковский преподнес ему «образовательное путешествие»: они вместе с наследником престола посетили некоторые города России и несколько стран Европы. Можно сказать, наставник познакомил наследника престола с родной страной и приоткрыл ему красоты Европы. После отставки при дворе В. Жуковский на несколько лет уехал жить в Германию.

В.А. Жуковский — наставник императорской семьи

Учитель словесности

Так сложилось, что именно Жуковский стал тем человеком, кто преподавал русскую словесность и ряд других предметов многим членам царской семьи. Началось все с того, что с 1815 года, поэт был чтецом у императрицы Марии Федоровны. Затем, в 1817 году был решен вопрос о преподавании им русского языка великой княгине. Она — будущая императрица Александра Федоровна, супруга Николая I.

А. Молинари. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1817, Государственный исторический музей

Она нуждалась в освоении русского языка, так как была немкой по рождению. Правда, вскоре выяснилось, что Василий Андреевич был «слишком поэтичен» для этой должности. Александра Федоровна сетовала, что так и не смогла освоить русский язык в достаточной степени, чтобы произносить на нем длинные фразы. Но в целом императорская семья была довольна Жуковским. Он часто сочинял стихи по заказу своей именитой ученицы, чем очень развлекал ее. При этом для самого Жуковского это была должность его мечты – всего один час работы в день. Он проживал в покоях князя, а потом и в Кремле, получал жалованье 5000 рублей в месяц и при этом имел полную свободу в остальное время.

Василий Андреевич всего себя посвящает творчеству и общению в кругу литературных друзей. В это время были опубликованы его знаменитые баллады

  • «Вадим»
  • «Лесной царь»
  • «Рыцарь Тогенбург»

и многие другие. Позднее уроки Василия Андреевича посещает супруга князя Михаила Павловича. Жуковский подходит к своим обязанностям серьезно и с душой: он расширяет программу таким предметами, как

  • философия
  • история
  • педагогика
  • эстетика

Наставник цесаревича

Заслужив безграничное доверие императорской семьи, в 1825 году Василий Жуковский назначается на должность воспитателя цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Василий Андреевич самолично разработал и представил на утверждение Николаю I всю программу воспитания наследника престола, разбив ее на три этапа:

  • Первый – с 8 до 13 лет – общеобразовательные предметы
  • Второй – с 13 до 18 лет – курс начал основных наук
  • Третий – с 18 до 20 лет – сосредоточение уже только  на практических опытах в жизни наследника престола.

Великий князь Александр Николаевич, 1828. Автор Пётр Фёдорович Соколов

По его инициативе были привлечены к процессу обучения преподаватели различных научных дисциплин, так как Жуковский был убежден, что государь должен быть всесторонне образованным. Сам он преподавал цесаревичу несколько предметов:

  • русскую грамматику
  • физику
  • историю человека
  • историю
  • географию

С преподавателями другим предметов поэт постоянно поддерживал связь, чтобы все обучение шло в едином русле. Также именно по настоянию Жуковского цесаревича Александра стали обучать военным дисциплинам лишь с 11 лет, а не с 9, как это было принято ранее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: