Особенности песенных жанров
В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.
При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.
Интернациональные строфы
До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.
В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.
Виды сонетов
В зависимости от вида рифмовки можно выделить сонеты французского, английского и итальянского типа. Легко догадаться, что название вида связано с местом его исторического формирования и развития. По сути значение здесь имеет только рифмовка в терцетах.
Французский сонет
Во «французской» последовательности схема рифмовки – abba abba ccd eed (или ccd ede). Проще всего уяснить это так: первый терцет должен начинаться с парной рифмы. Приведем три примера французского сонета из русской классики, чтобы разобраться, как может проявляться такой вид.
Известный стих Гумилева с говорящим названием иллюстрирует типичную схему французского сонета: рифмовка внутри первого и второго катрена кольцевая (“туман-ятаган”, “рассказы-алмазы”), в терцетах же первые две строки рифмуются парно, а третьи – между собой.
Николай ГумилевСонет
Я верно болен: на сердце туман,Мне скучно все, и люди, и рассказы,Мне снятся королевские алмазыИ весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),Мой предок был татарин косоглазый,Свирепый гунн… я веяньем заразы,Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены —Вот океан весь в клочьях белой пены,Закатным солнцем залитый гранит,
И город с голубыми куполами,С цветущими жасминными садами,Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
То, какая рифма выбрана автором в катренах, не влияет на то, к какому виду мог бы отнести сонет читатель. Например, в сонете Валерия Брюсова в первой половине выбрана перекрестная рифма. Это не отменяет французского происхождения формы.
Дон-Жуан
Да, я — моряк! Искатель островов,
Скиталец дерзкий в неоглядном море.
Я жажду новых стран, иных цветов,
Наречий странных, чуждых плоскогорий.
И женщины идут на страстный зов,
Покорные, с одной мольбой во взоре!
Спадает с душ мучительный покров,
Все отдают они — восторг и горе.
В любви душа вскрывается до дна,
Яснеет в ней святая глубина,
Где все единственно и неслучайно.
Да! Я гублю! пью жизни, как вампир!
Но каждая душа — то новый мир,
И манит вновь своей безвестной тайной.
Еще один вариант рифмовки в терцетах для французского сонета – abba abba ccd ede. Отличие от двух предыдущих можно проследить по второй половине стихотворения Анненского.
Иннокентий АнненскийПоэзия
Творящий дух и жизни случай
В тебе мучительно слиты,
И меж намеков красоты
Нет утонченней и летучей…
В пустыне мира зыбко-жгучей,
Где мир – мираж, влюбилась ты
В неразрешенность разнозвучий
И в беспокойные цветы.
Неощутима и незрима,
Ты нас томишь, боготворима,
В просветы бледные сквозя,
Так неотвязно, неотдумно,
Что, полюбив тебя, нельзя
Не полюбить тебя безумно.
Английский сонет
Сюда принято относить «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой – abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. То есть отличительная особенность английского сонета – это парная рифма в конце стихотворения. Вот как это работает у “короля поэтов”, Игоря Северянина.
Игорь СеверянинСонет
Мы познакомились с ней в опере,- в то время,
Когда Филина пела полонез.
И я с тех пор – в очарованья дреме,
С тех пор она – в рядах моих принцесс.
Став одалиской в грезовом гареме,
Она едва ли знает мой пароль…
А я седлаю Память: ногу в стремя,-
И еду к ней, непознанный король.
Влюблен ли я, дрожит в руке перо ль,
Мне все равно; но вспоминать мне сладко
Ту девушку и данную мне роль.
Ее руки душистая перчатка
И до сих пор устам моим верна…
Но встречу вновь посеять-нет зерна!
Итальянский сонет
Для итальянского сонета характерно отсутствие парной рифмовки в терцетах: рифма во второй половине либо тройная (abab abab cdc dcd), либо каждая строка первого терцета рифмуется со строкой второго терцета (abab abab cde cde). Этот вид у поэтов Серебряного века встречается реже. В качестве примера приведем стихотворение Вячеслава Иванова “Sonetto di risposta”.
Вячеслав ИвановSonetto di risposta
Раскроется серебряная книга,Пылающая магия полудней,И станет храмом брошеная/иггя,Где, нищий, я дремал во мраке будней,Не смирну, не бдолах, не костьслоновьюЯ приношу… etc.Н. Гумилев
Не верь, поэт, что гимнам учит книга:
Их боги ткут из золота полудней.
Мы — нива; время — жнец; потомство — рига.
Потомкам — цеп трудолюбивых будней.
Коль светлых муз ты жрец, и не расстрига
(Пусть жизнь мрачней, година многотрудней), —
Твой умный долг — веселье, не верига.
Молва возропщет; Слава — правосудней.
Оставим, друг, задумчивость слоновью
Мыслителям и львиный гнев — пророку:
Песнь согласим с биеньем сладким сердца!
В поэте мы найдем единоверца,
Какому б век повинен ни был року, —
И Розу напитаем нашей кровью.
Из чего состоят катрены
Катрены — это множество из стихотворных строк, которые состоят из восьми слогов с ударением на втором и шестом слоге. Они используются в таджикской поэзии для создания определенной рифмовки и структуры.
Часто катрены могут быть объединены в группы из четырех строк, которые называются баяти и создают единый смысловой образ. Кроме того, катрены могут быть использованы как самостоятельные поэтические произведения, ярко выражающие конкретные чувства или эмоции.
В частности, катрены могут состоять из метафор, которые отражают определенные качества и свойства человека, природы или предметов. Также они могут содержать сравнения, которые помогают создать дополнительную образность и яркость в выражении мыслей.
Для создания катренов используются различные слова на таджикском языке, которые могут быть переведены на русский язык. Таким образом, многие катрены имеют значительную степень мультикультурности и могут быть понятны людям разных национальностей.
Роль катренов в поэзии
Катрен – это особый тип строфы в поэзии, который состоит из четырех строк, две из которых рифмуются между собой, а другие две остаются без рифмы. Использование катренов в поэзии даёт поэту некоторые преимущества перед другими типами строф.
Сцепление мысли. Катрен позволяет поэту связывать мысли и идеи в двух рифмующихся строках, а в двух других он может переходить к новой теме. Это позволяет создавать более естественные ассоциации и более глубокую связь между мыслями.
Ударение на ключевых словах. Катрены могут помочь поэту выделить ключевую мысль или слово за счет того, что она останется в последней строке каждой строфы. Это может усилить эмоциональную нагрузку на эти слова и сделать их более запоминающимися.
Развитие темы. Катрены могут использоваться для развития темы, которую поэт хочет выразить. Каждая последующая строфа может содержать разные аспекты позиции поэта в отношении темы, делая поэму более глубокой и содержательной.
Импровизация. Форма катрена достаточно гибкая и может использоваться для импровизации в поэзии. Поэт может изменять структуру и следовать своей интуиции, что позволяет ему создавать более интересные и уникальные стихотворения.
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Лиро-эпическая поэзия
Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.
Баллада
Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.
Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьбина», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.
Дума
Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.
Поэма
Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.
Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:
Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:
А поэма Рудого «Паноптикум» – сатирическая баллада с элементами ужаса:
Исповедь
Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.
В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.
Коротко об истории жанра
Родиной сонета считается Италия. Первый из известных сонетов был написан в XIII веке нотариусом, жившим при дворе короля Сицилии. Форма получила распространение, в том числе, благодаря поэтам “сладостного стиля” (Гвидо Кавальканти, Гвидо Гвиницелли и др.). Но расползлась по Европе как жанр с выраженными композиционными особенностями благодаря двум авторам: Данте Алигьери и, в большей степени, Франческо Петрарке, чья “Книга песен” является одним из непревзойденных образцов владения твердой формой. К сонету прибегали многие писатели Эпохи Возрождения и следующих эпох (Боккаччо, Сервантес, Монтень, Ронсар, Лопе де Вега, Камоэнс), но вторая кульминация жизни сонета проявилась в Шекспировском воплощении (его наследие помимо пьес и поэм включает в себя 154 стихотворения). Именно поэтому современный широкий читатель, несмотря на многочисленные поэтические опыты авторов более позднего времени, связывает форму сонета, прежде всего, с именами Петрарки и Шекспира.
Онегинская строфа
Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Четверостишие
Самым популярным из всех других видов строфы является у отечественных поэтов четверостишие (по-другому — катрен). Имеющееся в нем сочетание четырех стихов позволяет получить невероятное разнообразие интонации, ритма. Отличается четверостишие гибкостью синтаксиса. Оно может в некоторых случаях включаться в состав других, более крупных видов строф. В качестве примера можно привести онегинскую строфу и сонет. В четверостишии применяются всевозможные способы рифмовки, но чаще всего встречаются так называемые перекрестные рифмы (построенные по схеме abab). Например, это стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтова, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Примеров можно привести множество.
Не путайте два похожих слова — «строка» и «строфа». Оба этих понятия объединяются тем, что из них состоят стихи. 4 строфы, однако, может включать в себя произведение, написанное катреном, дистихом, терцетом и др. А 4 строки, составляющие строфу, — это всегда катрен.
Особенности песенных жанров
В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.
При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.
Структурные признаки классического сонета[править | править код]
Основныеправить | править код
- Количество строк — четырнадцать;
- количество строф — четыре (два катрена, два терцета или три катрена, одно двустишие);
- система рифмовки:
- размер — распространённый в поэзии:
- голландской, немецкой, русской, скандинавских стран — пятистопный или — существенно реже — шестистопный ямб;
- английской — пятистопный ямб, как исключение — четырёхстопный;
- итальянской, испанской, португальской — одиннадцатисложный стих (гендекасиллаб);
- французской — александрийский стих.
Из постоянных атрибутов сонета следует отметить музыкальность. Она достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.
Также существовала определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.(http://literatura5.narod.ru/sonetto.html)
Дополнительныеправить | править код
- Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
- интонационное различие катренов и терцетов;
- точность рифм, чередование рифм мужских и женских;
- отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).
Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии
Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.
Стансы
Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».
Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.
Сонет
Сонет рассматривают чаще всего в качестве одного из жанров лирики. Однако с формальной точки зрения это строфа. Сонет включает в себя две части. Первая состоит из двух катренов (то есть четверостиший), вторая заключает в себе два терцета (то есть трехстишия).
Сонет как строфа — это сколько строк? Чтобы ответить на данный вопрос, можно посчитать их количество в указанных нами составных частях и суммировать полученные числа. Можете сделать это самостоятельно и проверить результат. У вас должно получиться ровно 14 строк. У сонетов стихотворный размер является пятистопным ямбом (реже применяется шестистопный). Даже в классическом, строгом варианте схема рифмовки может меняться при следующем обязательном условии: должны употребляться в катренах две равнозвучные рифмы, в трехстишиях следует применять две (или, что реже, три), которые отличаются от использованных в катренах. Александром Сергеевичем Пушкиным было создано три известных сонета: «Мадонна», «Поэту», «Суровый Дант не презирал сонета…».
Сонет в России[править | править код]
Образцы сонетной лирики были созданы А.П.Сумароковым, которые были переводами сонетов Пауля Флеминга, посвященных Москве.
Среди русских сонетов как обращения к возлюбленным, так и посвящённые поэтическому творчеству («Поэту» А.С.Пушкина)
Сонет сохраняет актуальность и в современной русской поэзии. В качестве примеров можно привести венок сонетов В.А.Солоухина; «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова, пародирующего «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» И.Бродского; а также корона венков сонетов, созданная ещё в советский период А.В.Мартыновым, — «Благовест».
Виды строф
Дистих
Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.
Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.
Терцет
3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.
Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».
Катрен
Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.
По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.
Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.
Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д
Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.
Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».
Общая характеристика
Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.
В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).
Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).
Лирика в литературе — что это за направление
Лирика — это вид литературы, призванный воспроизводить настроение автора, его субъективное отношение к чему-либо.
Лирический тип построения художественного образа основан на эмоциональном переживании, поэтому часто трактуется как способ раскрытия внутреннего мира писателя или поэта, метод его самовыражения.
В отличие от драматических произведений, лирические не имеют прямой конструктивной связи с сюжетностью. Для них характерна простейшая сюжетная организация. Если в драматическом произведении читатель ищет событийную основу и логический финал, то в лирике поиск этих принципов лишен смысла.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Примечание
Важная особенность лирики — отсутствие возможностей для точного и широкого описания действительности. Ее главная задача — поместить читателя в эпицентр того душевного, чувственного переживания, которым охвачен автор.
Использование в музыке
Катрены — это не только форма стиха, но и музыкальный жанр. Композиторы прошлых веков использовали катрены в своих произведениях, создавая «катренные хоралы», которые сопровождались гармонией и мелодией.
В современной музыке катрены также используются как поэтическая форма, но в этом случае они часто сочетаются с лёгкой и популярной музыкой. Например, такие исполнители, как Жанна Агузарова или Сергей Жуков использовали катрены в своих хитах.
Также катрены встречаются в электронной музыке, где они могут представлять собой лирику композиции или служить вступлением к мелодии.
Катрены могут использоваться также в театральных спектаклях и кинофильмах, ведь эта форма даёт возможность увеличить ритм и динамику произведения, создавая у зрителя или зрителей эмоциональную напряженность.
В организациях также можно использовать катрены как форму для поэтического творчества, например, при проведении конкурсов или творческих вечеров. Катрены могут помочь разнообразить атмосферу и поднять настроение участников или зрителей.
Интернациональные строфы
До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.
В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.
Определение катренов
Катрен — это стихотворное произведение, состоящее из четырех строк, которые, как правило, рифмуются друг с другом. Также катрен может иметь рифму только между первой и третьей или между второй и четвертой строкой.
Катрены имеют древние корни и встречаются во многих литературных традициях мира. В русском языке они широко использовались в поэзии XVIII — начала XX века.
Стихотворение, написанное катренами, может иметь разные тематики и настроения. Катрены могут быть юмористическими, философскими, лирическими или патриотическими.
Катрены могут использоваться не только в чистой поэзии, но и в песнях, для создания рекламных слоганов, в литературных переводах и в других творческих произведениях.
Важно отметить, что катрены не обязательно должны быть рифмованными, но это свойство является их характерным чертой и придает им определенную музыкальность