Метрика, или стихосложение

Как определить стихотворный размер произведения: определение размера стиха с примерами

Приведите примеры четверостиший на ЯМБ; на ХОРЕЙ.

Что теряет и что обретает взрослый человек по роману Гончарова «Обыкновенная история»????? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! ОЧЕНЬ СРОЧНО ИНАЧЕ ДВА​ Дүние қалай етсең табылады? Əңгімесіне 10 сұрақ помогитеееее За что был наказан дед по рассказу Гоголя «Заколдованное место» Обратите внимание на особенности композиции и жанра повести очарованный странник в произведении отсутствует единый сюжет, но есть сквозная тема, котор ая состоит из малых фабул и подчинённых мотивов.Что их объединяет? Можем ли мы сказать, что повесть «Муму» — это протест против крепостничества? Постарайтесь доказать свою мысль.​ Помогите «Тарас Бульба» Сочинение»Евгений Онегин»-энциклопедия русской жизниПокидайте, пожалуйста СВОИХ, с интернета мне не нужны…​ Согласны ли вы с тем чтобы Пушкин рисует образ благородного разбойника ? какие черты свойственны ему то есть образу этого разбойника 1. Какова тема текста? Каковы ключевые слова? 2

Как вы понимаете слова Гейне? 3. определите жанр текста и докажите. Сочинение по литературе 7 класс по произведению Гоголя «Тарас Бульба» ЧТО ТАКОЕ ТАРАС? УМОЛЯЛЯЯЛЛЯЛЯЛЯЮ ДАЮ 45 БАЛЛОВ

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять

И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́няЯмб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́нДактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечкаАмфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́шаАнапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Единица ритма — стопа

Мерой длительности слога является время, необходимое для произнесения одного краткого слога , так называемая мора. Краткий слог содержит одну мору, долгий – две: – = .

Единицей ритма в стихе является стопа (pes), которая, в зависимости от стихотворного размера, состоит из того или иного количества долгих и кратких слогов, расположенных в определенном порядке; в стопе могут быть только долгие или только краткие слоги (это видно из приведенных ниже образцов). В стихах, о которых пойдет речь, представлены трех- или четырехморные стопы.

Трехморные стопы:

  1. трохей (trochaeus) (= )
  2. ямб (iambus) (= )
  3. трибрахий (tribrachus, досл.: три кратких)

Четырехморные стопы:

  1. дактиль (dactylus) (= )
  2. анапест (anapaestus) (= )
  3. спондей (spondeus) – – (= )

Ударение, как правило, падает на долгий слог; в спондее и трибрахии оно зависит от того, какую роль исполняет эта стопа: а) если спондей употребляется в дактилическом стихе или заменяет собою дактиль, ударение падает на первый слог; если он заменяет анапест, ударение падает на второй слог; б) если трибрахий употребляется вместо трохея, ударение падает на первый слог, если вместо ямба, ударение делается на втором слоге (речь идет о сохранении присущего стиху нисходящего или восходящего ритма):

а)

дактиль
анапест

спондей вместо дактиля –
спондей вместо анапеста –

б)

трохей
ямб

трибрахий вместо трохея
трибрахий вместо ямба

Если в ямбическом стихе появляется дактиль, то ударение падает на второй слог стопы, т. е. на первый краткий: –

Бывают также пяти- и шестиморные стопы (напр.: кретик, хориямб), однако о них мы говорить не будем, потому что разбираем только те размеры, которые встречаются в самоучителе.

Характерной чертой латинской поэзии является недопустимость (за очень редкими исключениями) зияния (hiatus), т. е. гласный звук на конце слова не может сочетаться с начальным гласным следующего слова; например, в латинском стихе невозможно сочетание: «…свет решил, что он умен и очень мил»; если встречаются стоящие рядом два слова, одно из которых оканчивается, а другое начинается гласным звуком, происходит так называемая элизия, т. е. выпадение конечного гласного звука первого слова. Элизия происходит в следующих случаях:

1. Если первое слово оканчивается, а второе начинается гласным звуком:

in vento et rapida scribere oportet aqua

следует читать:

in vent’ ét rapidá scríber’ opórtet aquá.

2. Если первое слово оканчивается гласным звуком, а следующее за ним начинается со звука h (собственно говоря, это знак придыхания):

Perque vias vidisse hominum simulacra

следует читать:

Pérque viás vidíss’ hominúm simulácra.

3. Если первое слово оканчивается согласным -m, а следующее начинается с гласного или звука h, то в первом слове не произносится m и предшествующий ему гласный:

monstrum horrendum informe ingens

следует читать:

mónstr’ horrénd’ infórm’ ingéns.

4. Несколько иной характер имеет явление, называемое аферезис: если после слова, оканчивающегося гласным звуком или звуком m, следует форма вспомогательного глагола esse: es — ты есть, est — он есть, то не произносится гласный e- в глагольной форме:

formosa est messibus aestas

следует читать:

formósa ’st méssibus áestas;

vilius argentum est auro

следует читать:

vilíus argéntum ’st áuro.

Длинную стихотворную строку трудно произнести на одном дыхании, тем более, что необходимы также смысловые паузы; поэтому при чтении вслух применяется так называемая цезура — остановка, пауза внутри стопы; она не разбивает слова, употребляясь всегда после него, и часто совпадает со смысловой паузой. Цезура будет рассмотрена подробнее при разборе дактилического гексаметра.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Литература

  • Westphal, R.. System der antiken Rhythmik. — Breslau, 1865.
  • Westphal, Rudolf. Griechische Rhythmik und Harmonik nebst der Geschichte der drei musischen Disciplinen. — 2. Aufl. — Leipzig, 1867.
  • Christ, W. v. Metrik der Griechen und Römer. — Leipzig: Teubner, 1879.
  • Корш Ф. Древнейший народный стих турецких племен. — СПб, 1909.
  • Крымский А. Арабская литература в очерках и образцах. — М., 1911.
  • Georgiades T. Der griechische Rhythmus: Musik, Reigen, Vers und Sprache. Hamburg, 1949.
  • West M. L. Greek metre. Oxford, 1982.
  • Фролов Д. В. Классический арабский стих. — М.: Наука, 1991.
  • Снелль, Б. Греческая метрика. — М.: Греко-латинский кабинет, 1999.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — М., 2003.
  • Цисык А. З., Шкурдюк И. А. Античная метрика. — Минск, 2004.
  • Кузнецов А. Е. Латинская метрика. — Тула: Гриф и К, 2006. ISBN 5-8125-0886-9 (ошибоч.).

Арабская метрика

Основная статья: Аруз

Аруз (или аруд), система стихосложения, возникшая в арабской поэзии и распространившаяся в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Теория аруза впервые была разработана в трудах арабского филолога Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди. По своему количеству слоги в арузе распределяются на две группы — краткие (открытый слог с кратким гласным, U) и долгие (открытый слог с долгим гласным или закрытый слог с кратким гласным, —). Комбинация долгих и кратких слогов образует стопу — ритмообразующий элемент стиха. Насчитывают до 8 основных стоп:

U — —      فعولن    
— U —      فاعلن    
U — — —    مفاعيلن  
— U — —    فاعلاتن   
— — U —    مستفعلن  
— — — U    مفعولات   
U — U U —  مفاعلتن  
U U — U —  متفاعلن  

Различные сочетания этих стоп создают 16 основных метров:

U — — | U — — — | U — — | U — — —        тавиль
— — U — | — U — | — — U — | — U —        басит
— U — — | — U — | — U — —                мадид
U — U U — | U — U U — | U — —            вафир
U U — U — | U U — U — | U U — U —        камиль
U — — — | U — — — | U — — — | U — — —    хазадж
— U — — | — U — — | — U — — | — U — —    рамаль 
— — U — | — — U — | — — U — | — — U —    раджаз
— — U — | — — U — | — — — U              сари
— — U — | — — — U | — — U —              мунсарих
— U — — | — — U — | — U — —              хафиф
U — — — | — U — —                        мудари
— — — U | — — U —                        муктадаб
— — U — | — U — —                        муджтасс
U — — | U — — | U — — | U — —            мутакариб
— U — | — U — | — U — | — U —            мутадарик

Однако стопы могут подвергаться метрическим изменениям (так называемые зихафы), которые сводятся преимущественно к тому, что некоторые слоги могут иметь произвольную длину (X). С учётом данного обстоятельства общая схема, например, метра тавиль может быть приблизительно записана следующим образом:

U — X | U — X X | U — X | U — X X

В размерах вафир и камиль имеют место также зихафы другого рода, состоящие в замене двух последовательных кратких слогов одним долгим (U U):

U — U U — | U — U U — | U — —            вафир
U U — U — | U U — U — | U U — U —        камиль

Допускаются и некоторые другие метрические изменения, связанные с выпадением определенных слогов и др.

Данная система в основном соответствует классическому арабскому варианту аруза. Наряду с ним сложились также персидский, тюркский и др. варианты аруза (несмотря на то, что, например, в тюркских языках гласные не различаются по долготе). Эти варианты аруза существенно отличаются от арабского и требуют дополнительного рассмотрения.

Первым произведением в тюркоязычной поэзии, написанным арузом, считается поэма Юсуфа Хасс Хаджиба Баласагуни «Кутадгу билиг» («Знание, дарующее счастье», XI в.). Аруз оставался в арабской, персо-таджикской и в ряде тюркских литератур основной системой стихосложения вплоть до XX века, когда были сделаны попытки введения других типов стихосложения (вольный стих, силлабо-тонический и др.).

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

Краткая характеристика

В силлабическом стихе фиксируется число слогов, в тоническом — число ударений, в силлабо-метрическом — число слогов и их позиции по долготе/краткости, в силлабо-тоническом — число слогов и количество ударных позиций. В метрическом стихосложении фиксируется только совокупная просодическая длина стиха, независимо от его слогового состава. Такая система может существовать только в языках, где присутствует оппозиция долгих и кратких слогов, а ударение является «мелодическим» (то есть звуковысотным). Таким образом, в отличие от динамического (то есть силового, акцентного) ударения, в метрическом стихе (например, на древнегреческом, латинском, фарси) мелодическое ударение не является ритмообразующим фактором. Наибольшее развитие метрика получила в классическом (античном) и в арабском стихосложении.

Разновидности амфибрахия

В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные амфибрахием можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.

Двухстопный амфибрахий

Размер этот довольно редок (как и вообще двухстопники) ввиду сложности. Состоящая из двух слов строка имеет лишь один словораздел. Например:

Трехстопный амфибрахий

Размер достаточно распространен в числе амфибрахических. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Рифма встречается женская и мужская:

В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет существенную роль.

Отличный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов»:

Смотрите это видео на YouTube

Четырехстопный амфибрахий

Также широко распространенный размер. Вот, например, мужские и женские окончания в парном чередовании:

Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот мужской четырехстопник с женским трехстопником:

Примером четырехстопного амфибрахия является и известная песня Юрия Шевчука «В последнюю осень»:

Смотрите это видео на YouTube

Только не перепутайте эту композицию с другой популярной песней группы ДДТ «Что такое осень»: та, в свою очередь, написана пятистопным хореем.

Пятистопный амфибрахий

Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает сложную фразу. Вот пример с женскими и мужскими окончаниями:

Иногда пятистопный амфибрахий встречается в соединении с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:

Великий русский поэт Александр Башлачев, неоправданно рано ушедший из жизни в конце XX века, использовал пятистопный амфибрахий в своем шедевральном лирическо-сатирическом стихотворении-песне «Похороны шута»:

Смотрите это видео на YouTube

Но будьте внимательны! Обратите внимание на построфные переходы от размеренного, наспешного описательного повествования к стремительным, язвительным выпадам. В этих случаях пятистопный амфибрахий меняется на трехстопный дактиль

Шестистопный амфибрахий

Редко встречающийся размер. Представляет собой удвоенный трехстопник. Используется с обязательной цезурой после девятого слога. Вот пример с мужскими окончаниями:

Семистопный амфибрахий

Крайне редкий стихотворный размер, по сути являющийся соединением четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Обязательна цезура после четвертой стопы:

В данном примере рифма мужская, но возможны и другие окончания, а также усечение или наращение левого полустишия.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Трибрахий в русской поэзии

В русской классической поэзии трибрахий начал употребляться во второй половине XIX века, поскольку до этого времени для составления стихов использовались преимущественно двусложные размеры. Трёхсложные метры впервые появились в поэзии Н. А. Некрасова. Стихотворную стопу трибрахия использовали русские поэты: Н. А. Некрасов («Псовая охота», 1847 «Рыцарь на час», 1862; «Саша», 1863; «Дедушка», 1870), Е. А. Баратынский («Пироскаф», 1844), Ф, И. Тютчев («Слёзы людские, о слёзы людские…», 1849) и др.

В русской поэзии трибрахий встречается обычно в первой стопе стихов, написанных дактилическим метром. Расположение трибрахия в начале строки усиливает яркость восходящего ритма стихотворения.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: